Общественное движение в годы правления Николая I
План урока:
1. Направления русской общественной мысли:
Главные вопросы общественной мысли …
2. Кружковый период общественного движения (к. 20-х – н. 30-х гг.).
3. Консервативное движение
Журналистика 30-х – 40-х гг. консер-вативного (охранительного) направ-ления:
4. Либеральное движение
А.И. Герцен
Петру I
Журналистика 30-х – 50-х гг. либерального направления:
5. Революционное движение
Социализм -
Журналистика 30-х – 50-х гг. демократического направления:
8.22M
Категория: ИсторияИстория

Общественное движение в годы правления Николая I

1. Общественное движение в годы правления Николая I

2. План урока:

1.
2.
3.
4.
5.
6.
Направления русской
общественной мысли.
Кружки 20 – 30 гг.
Консервативное движение.
Либеральное движение.
Революционное движение.
П.Я. Чаадаев.

3. 1. Направления русской общественной мысли:

отстаивающее
неизменность
консервативное
либеральное
за демократические
реформы «сверху»
революционное
за коренные изменения
крайними методами

4.

Основные направления в общественном
движении
Консервативное
Либеральное
Революционное
Теория официальной
народности
Западники
Славянофилы
Кружки 20-40 годов.
Русский утопический социализм
С. Уваров
Н. Греч
М. Погодин
Ф. Булгарин
Хомяков
Самарин
братья
Аксаковы
Грановский
Соловьёв
Кавелин
Тургенев
Боткин
Герцен
Огарёв
Бакунин

5. Главные вопросы общественной мысли …

1. Каково настоящее и будущее
России?
2. По какому пути в своём развитии
должна идти Россия?

6.

Революционные и просветительские кружки 20-40 годов
Кружки братьев
Критских,
Сунгурова и др.
Москва, университет
1826-27, 1831
Всего 6 человек,
не выросли в
организацию
Литературное общество 11 нумера. В.Г. Белинский
Москва, 1830-32.
Кружок
Станкевича.
1831-39, Москва
Кружок Герцена
и Огарёва.
1831-34, Москва
Обсуждали внутреннюю политику, строили наивные планы
реформирования. Попытка продолжения декабристской идеологии, мысли о цареубийстве.
Жестокая расправа с членами
кружка.
Обсуждение проблем России,
чтение литературы
Станкевич,
Аксаков,
Грановский,
Бакунин
Изучали философию Шеллинга,
Канта, Гегеля. Осуждали крепостничество. Насилия не допускалось, считали важным просвещение. Кружок распался.
Герцен, Огарёв,
Савин, Сазонов.
Изучали идеи французских просветителей. Следили за революционными событиями на Западе.
Полиция раскрыла кружок, ссылка, надзор полиции за членами..

7. 2. Кружковый период общественного движения (к. 20-х – н. 30-х гг.).

При Николае I общ-ное движение переместилось из армии
в студенческие кружки, в редакции газет и журналов
1826-1827 гг. – кружок братьев Критских
1830-1831 гг. – «общество 11-нумера»
В.Г. Белинского
1831 г. – кружок Н.П. Сунгурова
1833 г. – кружок Н.В. Станкевича
1831-34 гг. – кружок А.И. Герцена, Н.П. Огарёва
Что их объединяло?
с. 79

8. 3. Консервативное движение

лидеры:
С.С. Уваров и М.П. Погодин
сложилось в 30-50-е гг. XIX в.
идейным выражением
движения была теория
официальной народности
С.С. Уваров
формула: « …, …, … »
осн. цель:
сохранение самодержавия
и крепостного права
М. П. Погодин

9.

Автор Уваров С.С. министр народного просвещения
Теория официальной народности
Самодержавие
Власть
императора – от
Бога.
Не исполнять его
указы – нарушать
волю Бога.
Император обязан
заботиться о
своих подданных.
Православие
Народность
Безоговорочная
вера людей в
Бога принесет
на Русь
спокойствие и
благополучие.
Народ должен
соблюдать
заповеди Бога,
волю царя и
они будут
заботиться о
его
процветании.
По этой причине Русь не нуждается в преобразованиях

10. Журналистика 30-х – 40-х гг. консер-вативного (охранительного) направ-ления:

Журналистика 30-х – 40-х гг. консервативного (охранительного) направления:
«Русский вестник» С.Н. Глинки;
«Северная пчела» Н.И. Греча и
Ф.В.Булгарина;
«Московский вестник» и
«Москвитянин» М. П. Погодина;
«Московский наблюдатель»
С. П. Шевырева.

11. 4. Либеральное движение

Западники
представители
Т.Н. Грановский, С.М.
Славянофилы
А.С.Хомяков, И.В.Кире-
Соловьев, К.Д. Кавелин евский, братья Аксаковы, Ю.Ф. Самарин
ограничение монархии, монархия + нар. предотношение к
строй, ставительство (З.с.),
самодержавию парламентский
дем. свободы
дем. свободы
отношение к
отрицательное, выступали за отмену
креп. праву
крепостного права «сверху»
отношение к
возвеличивание
отрицательно;
реформам
Петра, кот. «спас» и
Петр сбил Россию с
Петра
обновил Россию
«истинного» пути
Россия должна идти
Западный путь разв-я –
отношение к
западному пути
это рев-ции. Нужно
влиянию Запада по
развития
взять только полезное
Община - основа России
отношение к
на началах равенства, в
кр. общине
этом граждан. мир

12. А.И. Герцен

«Мы, как
двуликий Янус,
смотрели
в разные стороны,
но сердце
у нас билось
одно»

13. Петру I

К.С. Аксаков
Могучий муж! Желал ты блага,
Ты мысль великую питал,
В тебе есть сила и отвага
И дух высокий обитал;
Но истребляя зло в Отчизне,
Ты всю Отчизну оскорбил;
Гоня пороки русской жизни,
Ты жизнь безжалостно давил ...
Вся Русь, вся жизнь ее доселе
Тобою презрена была,
И на твоем великом деле
Печать проклятия легла ...

14. Журналистика 30-х – 50-х гг. либерального направления:

«Европеец» И. В. Киреевского;
«Телеграф» Н. А. Полевого;
«Телескоп» Н. И. Надеждина
(журнал был закрыт за публикацию
первого из «Философических писем»
П. Я. Чаадаева)

15. 5. Революционное движение

представители: В.Г. Белинский,
петрашевцы, А.И. Герцен, Н.П. Огарев
идейным выражением этого движения была
теория «общинного» социализма
Россия
капитализм
община
сложилось в 40-50-е гг. XIX в.
социализм

16. Социализм -

Социализм учение, выдвигающее в качестве цели и
идеала установления общества, в кот.
отсутствуют эксплуатация человека
человеком и социальное угнетение;
утверждаются социальное равенство
и справедливость.
22 декабря 1849 года состоялась
инсценировка казни петрашевцев на Семёновском плацу в
Петербурге

17.

Петраше́вцы — осуждённые правительством в 1849 г.
участники собраний у М. В. Буташевича - Петрашевского.
Собрания начались в 1844, а с осени 1845 — стали еженедельными
("пятницы"). Их посещали чиновники, учителя, писатели, художники, студенты, офицеры.
Утопические социалисты и демократы, они стремились
к переустройству самодержавной и крепостнической России.
По доносу провокатора петрашевцы были арестованы.
Кружок Петрашевского вошёл в историю в том числе и из-за
участия в нём молодого Ф.М. Достоевского, и из-за поразившего
современников обряда приготовлений к публичной казни, которому подверглись осуждённые, не знавшие о том, что они помилованы (22.12.1849).
После обряда приготовления к смертной казни петрашевцы
были сосланы на разные сроки на каторжные работы, в арестантские роты и рядовыми в линейные войска.

18.

Петрашевцы.
1845-49. Москва,
Петербург, Киев,
Ростов
Обсуждали проблемы России. Выступа-
Буташевич–
ли против крепостничества и самодерПетрашевский,
жавия. Пропаганда революционных
идей, демократии.
Салтыков-Щедрин, Достоевский, Кружок раскрыт, приговорены к
расстрелу, в последнюю минуПлещеев. и др.
ту расстрел заменили каторгой.
Кирилло-Мефоди- Шевченко,
евское общество,
Костомаров,
1845-47. Украина
Гулак
Демократия, славянская республика,
ликвидация крепостничества –
основные идеи. Общество раскрыто.
Главными особенностями революционной идеологии 40-х-50-х годов стали:
1.
2.
3.
Утрата надежды на реформирование России «сверху» в результате
сотрудничества верховной власти и общества.
Обоснование правомерности и необходимости революционного насилия
в целях осуществления перемен в обществе.
Выдвижение социалистических учений в качестве идейной основы
будущей революции и устройства жизни страны после победы
революции.

19. Журналистика 30-х – 50-х гг. демократического направления:

«Современник» И. И. Панаева
и Н. А. Некрасова;
«Отечественные записки»
А. А. Краевского, Н.А. Некрасова
«Полярная звезда» и «Колокол»
А.И. Герцена и Н.П. Огарёва

20.

Особое место в
общественном движении
занимал П. Я. Чаадаев.
Он утверждал, что
Россия занимает особое
место в мировой
истории, говорил о
«духовном застое» в
России, о
«национальном
самодовольстве», что
препятствует её
развитию.
За свои идеи он был
объявлен сумасшедшим,
а его журнал
«Телескоп» был закрыт.
English     Русский Правила