Живопись Византии
«Искусство византийской мозаики»
16.22M
Категории: ИсторияИстория ИскусствоИскусство

Византийская живопись. Иконопись, мозаика, фреска, книжная миниатюра

1. Живопись Византии


Иконопись
Мозаика
Фреска
Книжная миниатюра

2. «Искусство византийской мозаики»

3.

Мировую славу приобрели
мозаики Византии.
Античная технология+ новые
способы создания мозаик:
Кусочки матовой или
прозрачной смальты с
тончайшей золотой
подкладкой;
Большинство мозаик
располагалось под разным
углом наклона на вогнутой
или сферической поверхности
стен, а от этого увеличивался
золотой блеск неровных
кубиков смальты. Он
превращал плоскость стен в
сплошное мерцающее
пространство, еще более
сверкающее благодаря свету
горящих в храме свечей.

4.

Смальта - это великолепный
материал, из которого создавались
мозаики Византийской империи.
Стеклоделие—умение изготовить
стекло и стеклообразные массы и
вырабатывать из них различные
изделия— принадлежит к
древнейшим ремеслам.
Византийские мозаичисты пользовались
широким красочным спектром: от нежно –
голубого, зеленого и ярко – синего до
бледно – лилового, розового и красного
различных оттенков и степени
интенсивности.
Подобно цветному ковру, мозаика
повторяла кладку каменных стен, сливаясь
с богатой резьбой рельефов и мраморной
облицовкой. Время почти не властно над
мозаикой старинных мастеров: когда ее
очищают от застарелой пыли и копоти, она
оказывается такой же сияющей и звучной
по цвету, какой была много веков назад.

5.

Их золотой фон также имел особый смысл. Вопервых, он воспринимался как символ богатства и
роскоши, а во-вторых, как один из самых ярких
цветов он создавал вокруг изображенных фигур
эффект немеркнущего, священного сияния.

6.

В Византии был
разработан строгий
порядок размещения
на стенах
церквей росписей и
мозаик на священные
сюжеты.

7.

Часто в куполе помещали мозаику Христа в окружении
ангелов.

8.

Затем, над алтарём, изображалась фигура Богоматери напоминающая о
связи бога с человеком.

9.

На верхней части стен художники развёртывали эпизоды из земной жизни
Христа в порядке описания в Евангеле.

10.

Ниже изображали пророков, апостолов, учеников Христа, мучеников,
святителей, всех кто связан с Христом.
В западной части храма, у выхода, изображали картины ада или
страшного суда.

11.

Техника мозаики очень сложна требует большого искусства. Мелкие разноцветные
кубики смальты (сплав стекла и минеральной краски) мерцают, вспыхивают,
переливаются отражая свет.

12.

Изображения на стенах
рассказывали об основных
событиях христианской истории,
они переносили мысли верующих
в особый мир. Многочисленные
изображения Христа, пророков и
ангелов, сцены из Священного
Писания и прославление власти
императора стали излюбленными
темами и сюжетами византийских
мозаик.

13.

Изображения на стенах главным образом рассказывали об основных событиях
христианской истории, земной жизни Иисуса Христа, прославляли власть
императора.
Христос между
императором
Константином и
императрицей Зоей.
Мозаика храма св.
Софии в
Константинополе.
1028- 1048 гг.

14.

Техника мозаики очень сложна требует большого искусства. Мелкие разноцветные
кубики смальты (сплав стекла и минеральной краски) мерцают, вспыхивают,
переливаются отражая свет.

15.

Особую известность приобрели мозаики церкви Сан – Витале в
городе Равенне (VI в.).Равенна, город на побережье Адриатики,
некогда была столицей королевства остготов, потом крупным
культурным центром Византии.
Среди мозаик портретные изображения императорской четыЮстиниана и его жены Феодоры со свитами. Здесь чувствуется дух
византийского церемониала, официальность, парадность,
возведенная в ранг сверхземного, полубожественного.
И в императоре и в его жене нет человечески – конкретных черт. Они
не стоят, а предстоят, не живут, а пребывают; у всех изображенных
одинаковые слишком большие неподвижные глаза.

16.

Древнейшие византийские мозаики находятся в храмах и усыпальницах города
Равенны
Императорская власть в Византии достигла небывалого
могущества. Мозаики в алтаре церкви св. Виталия в
Равенне (546-547г.г.) переносят зрителя в атмосферу роскошных
царских выходов. Декор алтаря имел не только религиозный, но и
политический смысл.
Персона императора рассматривалась как священная. Властитель
считался наместником Бога на земле.

17.

ВЫХОД ИМПЕРАТОРА ЮСТИНИАНА. МОЗАИКА АЛТАРНОЙ
ЧАСТИ ЦЕРКВИ СВЯТОГО ВИТАЛИЯ В РАВЕННЕ

18.

Вцентре изображен император Юстиниан, подносящий в дар церкви тяжелую
золотую чашу. Его голову венчают диадема и нимб – символ святости. На нем
богатые цветные одежды, украшенные золотом. Справа от Юстиниана – двое
придворных и телохранители, фигуры которых прикрыты парадным щитом с
монограммой Христа. За левым плечом императора – пожилой человек в одежде
сенатора, а также епископ Максимиан с крестом в руке и два дьякона, один из
которых держит Евангелие. Зеркальная симметрия правой и левой сторон
композиции создает ощущение равновесия и покоя. Кажется, фигуры не ступают, а
как бы парят, проплывают по земле.

19.

ИМПЕРИАТРИЦА ФЕОДОРА. ДЕТАЛЬ МОЗАИКИ АЛТАРНОЙ ЧАСТИ
ЦЕРКВИ СВЯТОГО ВИТАЛИЯ В РАВЕННЕ

20.

Мозаика на противоположной стороне изображает императрицу Феодору. Она входит в
храм, неся в руках потир с золотыми монетами. Вокруг шеи и на плечах – роскошные
ожерелья. На голове – корона с длинными жемчужными подвесками. Вокруг головы – нимб.
Слева от Феодоры придворные дамы в украшенных драгоценными камнями туниках. Справа
– дьякон и евнух, открывающий завесу храма. Художник помещает персонажи на
нейтральном золотом фоне. Все в этой сцене исполнено торжественного величия.
Обе мозаичные картины, расположенные под фигурой восседающего Христа, внушают
зрителю мысль о незыблемости византийского императора.

21.

Имериатрица Феодора.
Император Юстиниан.
В портретах нет конкретных черт. Пристальный гипнотизирующий взгляд
слишком больших глаз. Они не стоят, а предстоят, не живут, а пребывают.

22.

Мавзолей Галлы Плацидии

23.

Мозаика в мавзолее принцессы Галлы Плацидии в Равенне.
Византийские мозаичисты умели очень точно рассчитывая угол
падения света создавать великолепные живописные эффекты.

24.

25.

26.

Спустя много веков в Равенне побывал поэт А.А.
Блок. Вдохновленный мозаиками, он написал
такие стихи:
Все, что минутно, все, что бренно,
Похоронила ты в веках.
Ты, как младенец, спишь, Равеннна,
У сонной вечности в руках.

27.

Удивительно лицо ангела: оно
все еще чем – то напоминает об
античном идеале красоты –
нежными овалами,
классическими пропорциями и
чертами, хотя чувственный рот
становится у них слишком
маленьким, нос гораздо более
тонким, а взгляд – пристальным
и как бы гипнотизирующим.
Перед нами совершенный
пример «одухотворенной
чувственности».
Ангел «Дюнамис». Церковь Успения в
Никее.VII в. Никейский ангел

28.

ИСКУССТВО ИКОНОПИСИ
Первоначально иконами называли
любые священные изображения,
выполненные на камне, дереве,
ткани или металле. Со временем
этот термин стал применяться для
обозначения изображений на
специальных досках,
используемых во время
богослужения. Самые первые
иконы относятся к IV в.

29.

В византийской иконописи сложился иконографический канон — строгие
правила изображения сцен религиозного содержания и образов Христа,
Богоматери, святых и пр.
целью византийского искусства было не изображение окружающего мира, а
отображение художественными средствами сверхъестественного мира,
существование которого утверждало христианство.
Отсюда главные канонические требования к иконографии.
-образы на иконах должны подчеркивать их «духовный», неземной,
сверхъестественный характер, что достигалось своеобразной трактовкой головы и
лица фигуры. В изображении на первый план выдвигались одухотворенность,
спокойная созерцательность и внутреннее величие.
-поскольку сверхъестественный мир, это мир вечный, неизменяемый, фигуры
библейских персонажей и святых на иконе должны изображаться неподвижными,
статичными.
-икона предъявляла специфические требования к отображению
-пространства и времени.

30.

Писали священные картины –
иконы.
Это не изображение бога, а его
символ. Лица на иконах
напоминают идеал античной
красоты – нежный овалами,
классическими пропорциями и
чертами, хотя рот становится
слишком маленьким, нос гораздо
более тонким, пристальным
взгляд. В лицах прослеживается
высокие помыслы и святость.

31.

Художники работали по
определённой схеме от которых
нельзя было отступать при
изображении священных сюжетов.
Деятельность художников была
подвержена строжайшему
регламентированию. Всякое
новшество принималось если
разрешалось двором и церковью.

32.

Но в некоторых иконах есть
затаённая человечность.
Это хорошо известная икона
Владимирской Богоматери,
которая в 12 в. Привезена на
Русь из Византии.
Владимирская Богоматерь
близка человеческому
сердцу. Этому не мешает
строгость её облика,
сумрачность тёмного взора,
сурово сомкнутые губы.
Трогает сдержанность в
выражении чувства –
глубокого и понятного.

33.

Сергий и Вакх. VI в.
Государственный
музей западного и
восточного искусства,
Киев
На одной из ранних византийских икон «Сергий и Вакх» запечатлены
святые мученики, особенно почитавшиеся в Константинополе. Внимание
зрителей непременно привлечет их пристальный взор, переданный с
помощью неестественно крупных, широко раскрытых глаз. В этих образах
особенно подчеркиваются духовная сосредоточенность и отрешенность от
внешнего мира.

34.

Характерными особенностями
икон становятся
- фронтальность изображения
(обращенность их к зрителю),
- строгая симметрия по отношению к
центральной фигуре Христа или
Богоматери,
- подчеркнуто высокий лоб средоточие духовного начала, сияющий
нимб вокруг головы,
- пристальный, суровый взор
увеличенных глаз, состояние
аскетического бесстрастного покоя,
- декоративность и условность
одежды, подчеркивающей бесплотность,
бестелесность фигур.

35.

Шедевром византийской
иконописи по праву
считается икона
«Владимирской
Богоматери» (начало XII
в.), привезенная на Русь из
Константинополя в 1155.
Мир переживаний Богоматери
глубоко человечен. В нем
выражено то, что близко и
понятно всем людям, — идея
жертвенности материнской
любви. В глазах Богородицы
святая печаль. Она предвидит
трагическую участь сына.
Владимирская Богоматерь.
Начало XII в. ГТГ

36.

Иконы играли важную
роль в убранстве
византийских храмов. К X в.
в Византии сформировался
иконостас — особая
преграда, отделяющая
помещение храма от алтаря,
место сосредоточения
большого количества икон.
В иконостасе иконы
располагаются рядами над
«царскими вратами»,
ведущими в алтарь.

37.

ИСКУССТВО ЭМАЛИ
Высокого расцвета в Византии IХХII вв. достигло производство эмали,
позаимствованное с Востока.
Эмаль — это прочное стекловидное
вещество, получаемое путем обжига,
прозрачное или окрашенное в разные
цвета.
Художественная эмаль
применялась при украшении икон,
императорских корон, блюд, кубков,
ювелирных изделий и пр. Византийские
мастера славились искусством
перегородчатой эмали на золоте.

38.

При изготовлении эмали
стекловидную разноцветную
массу заливали в участки,
образованные тонкими
перегородками, напаянными
на золотую основу, затем
массу обжигали, а после
затвердевания она
приобретала прозрачность и
особый блеск.

39.

МУЗЫКА ВИЗАНТИИ
Считалось, что во время
богослужения голоса
ангельские сливаются с
человеческими и воссоздают в
песнопениях божественный
образ.
Основным видом церковного
песнопения был тропарь
(греч. «тропос» — стиль,
характер, лад, тональность)
Это были музыкальнопоэтические импровизации на
библейские сюжеты или тексты.
Широкое распространение
получили и гимны, возникшие
поначалу вне церковной музыки.

40.

Начиная с VII в. самым
популярным жанром становится
канон —
сложная музыкально-поэтическая
композиция, исполнявшаяся во
время утренней службы. Она
имела несколько частей, строфы
канона (от 8 до 36) объединялись
в песни, число которых
составляло от 2 до 9, по четыре
строфы в каждой.
История византийской музыки
ознаменована также введением
нотного письма,
позволившего с точностью
записывать и воспроизводить
мелодию.

41.

Турецкие войска, завоевавшие
Константинополь в 1453 г., поставили
точку в истории Византийской империи.
Но это не был конец ее
художественного и культурного
развития.

42.

1453 год
гибель
империи
Турецкий
султан
Мехмед II

43.

8 и 9 вв. были трудными временами для византийского искусства. В
стране бушевало иконоборческое движение. Иконоборцы уничтожали
произведения искусства, на которых были изображены люди. Позднее
византийское искусство пережило новый подъём – прежде чем турки в
1953 г. окончательно завоевали страну.

44.

Это значит, что византийское искусство прекратило своё
существование, но оно продолжало жить в искусстве Древней Руси.
English     Русский Правила