8.26M

Русская поэтесса Серебряного века, прозаик, переводчица Марина Ивановна Цветаева

1.

8 октября 1982 года родилась русская поэтесса
Серебряного века, прозаик, переводчица,
один из крупнейших поэтов XX века
МАРИНА ИВАНОВНА ЦВЕТАЕВА

2.

Семья Марины Цветаевой была
вполне состоятельной. Отец профессор, филолог и
искусствовед. Мать - пианистка,
женщина творческая и
восторженная. Она всегда
стремилась разглядеть в детях
ростки будущей гениальности,
прививала любовь к музыке и
искусству. Заметив, что Марина
постоянно что-то рифмует, мать с
восторгом писала: «Может, из
неё вырастет поэт!»

3.

Восхищение, преклонение
перед искусством - в такой
атмосфере выросла Марина
Цветаева. Творчество, вся её
последующая жизнь несли на
себе отпечаток этого
воспитания. Цветаева
получила отличное
образование, знала несколько
языков, жила с матерью в
Германии, Италии и
Швейцарии, где та лечила
чахотку. В возрасте 16 лет
посетила Париж, чтобы
послушать лекции о
классической
старофранцузской литературе.

4.

Когда Марине было 14, умерла мать. Отец уделял
много внимания детям: Марине, двум её сестрам
и брату. Но он занимался скорее образованием
детей, чем воспитанием. Возможно, поэтому
творчество Цветаевой носит отпечаток ранней
зрелости и очевидного эмоционального
инфантилизма.

5.

Писать стихи Марина начала рано, с шести лет. Уже в 18 лет
опубликовала собственный сборник - на свои же деньги,
написала восторженную критическую статью, посвящённую
Брюсову. Это была еще одна её характерная черта - способность
искренне восторгаться литературными кумирами. В сочетании с
несомненным эпистолярным даром эта особенность помогла
Марине завязать близкое знакомство со многими известными
поэтами того времени. Она восхищалась не только стихами, но и
авторами, и писала о своем чувстве так искренно, что
литературный отзыв превращался в признание в любви.

6.

Многие друзья семьи отмечали, что Марина всегда была крайне
влюбчивым и восторженным ребенком. Слишком много эмоций,
слишком много страсти. Чувства захлестывали Марину, она не могла
их контролировать, да и не хотела - её никто этому не учил. А
эмоциональность, наоборот, поощряли, полагая признаком
творческой натуры.

7.

И как могу
Не лгать, - раз голос мой нежнее,
Когда я лгу...
М.Цветаева

8.

Марина не влюблялась - обожествляла предмет своих чувств. И эту
способность упиваться собственными чувствами, наслаждаться ими,
используя как топливо для творчества, Марина сохранила навсегда.
Любовь в творчестве Цветаевой всегда экзальтированна,
драматична, восторженна. Не чувство, а любование им.

9.

Любить - видеть человека таким,
каким его задумал Бог
и не осуществили родители.
М.Цветаева

10.

Творчество, эмоции, восторг и влюблённость были для неё
жизнью, не только в стихах, но и в письмах. В этом и была её беда
- не как поэта, а как человека. Она не просто чувствовала, она
питалась эмоциями. Тонкий механизм её таланта работал на
влюблённости, на счастье и отчаянии, как на топливе, сжигая их.

11.

Я женщин люблю, что в бою не робели,
Умевших и шпагу держать, и копьё, Но знаю, что только в плену колыбели
Обычное - женское - счастье моё!
М.Цветаева

12.

В 19 лет Цветаева познакомилась с молодым красавцем-брюнетом.
Сергей Эфрон был умён, эффектен, пользовался вниманием дам.
Вскоре Марина и Сергей стали мужем и женой. Многие из знавших
поэтессу отмечали, что первое время супружества она была
счастлива. Но жизнь и творчество Цветаевой могли существовать
только за счёт друг друга. Или быт пожирал поэзию, или поэзия быт. Сборник 1913 года во многом состоял из старых стихов, а для
новых была нужна страсть. Семейного счастья Марине не хватало.

13.

Творчество Цветаевой требовало
нового топлива, новых
переживаний и терзаний - чем
больше, тем лучше. Сложно сказать,
приводило ли это к фактическим
изменам. Марина увлекалась,
вспыхивала от эмоций и писала,
писала, писала…

14.

Марина не считала нужным
скрывать свои увлечения. Более
того, вовлечение в этот
эмоциональный вихрь ещё
одного человека только
добавляло драматизма,
повышало накал страстей. Это и
был тот мир, в котором жила
Цветаева.

15.

И слёзы ей - вода, и кровь Вода, - в крови, в слезах умылася!
Не мать, а мачеха - Любовь:
Не ждите ни суда, ни милости.
М.Цветаева

16.

Темы творчества поэтессы, её
яркая, порывистая, страстная
чувственность, звучащая в стихах это были две части одного целого.
Биография и творчество поэтессы
формируют друг друга, чувства
создают стихи и события, а
события - стихи и чувства.

17.

Каждый раз, когда узнаю, что человек
меня любит, - удивляюсь, не любит удивляюсь, но больше всего удивляюсь,
когда человек ко мне равнодушен.
М.Цветаева

18.

Но для любых чувств, для любых отношений нужны как минимум
двое. Те, кто сталкивался с Цветаевой, кто попадал под влияние
её ослепительных, словно бенгальский огонь, чувств, всегда в
конце концов становились несчастны, как бы замечательно всё ни
было поначалу. Несчастлива была и Цветаева. Жизнь и творчество
в её жизни переплелись слишком тесно. Она ранила людей, и
сама этого не осознавала. Точнее, считала это естественным.
Просто ещё одна жертва на алтарь Искусства.

19.

Есть встречи, есть чувства, когда даётся
сразу всё, и продолжения не нужно.
Продолжать, ведь это - проверять.
М.Цветаева

20.

Говорят, что поэтесса стала жертвой
травли и репрессий, не выдержала
испытания бедностью и лишениями. Но
очевидно, что большая часть страданий
и мук, выпавших на долю Цветаевой - её
вина. Вольная или невольная, но её.
Цветаева никогда не считала нужным
держать свои чувства и желания в узде,
она была творцом - и этим было всё
сказано. Весь мир служил для неё
мастерской.

21.

Зверю - берлога,
Страннику - дорога,
Мёртвому - дроги.
Каждому - своё.
М.Цветаева

22.

Строки, знакомые всем: стихи, положенные на музыку
Я
Хочу
тебя
у зеркала,
отвоюю
где
у всех
муть
земель, у всех небес,
Горечь!
Горечь!
Вечный
привкус
Оттого
И сон
что
туманящий,
лесчто
-омоя
могила - лес,
На губах
твоих,
страсть!
Мне
нравится,
Выколыбель,
больны неи мной,
Оттого
Я Мне
выпытать
что я -на
куда
земле
Вам
стою
путь-- лишь
одной ногой,
Горечь!
Горечь!
Вечный
нравится,
что
я искус
больна
не Вами,
Оттого
И где
что
пристанище.
я тяжёлый
тебе
споюшар
- какземной
никто другой.
Окончательнее
пасть.
Что
никогда
Не уплывёт под нашими ногами.
тебя
вижу:
мачта
корабля,
уможно
всех времён,
у всех ночей,
Я от отвоюю
горечи
- целую
МнеЯЯнравится,
что
быть смешной
УИвсех
Вы
золотых
на палубе…
знамён,
всех мечей,
Всех,
кто-молод
хорош.
Распущенной
- иине
играть условами,
Вы
ЯИТы
ключи
-не
вот
дыме
закину
поезда…
иудушливой
псов
Поля
прогоню
с крыльца горечи
- другую
краснеть
волной,
Оттого
В вечерней
жалобе…
введёшь.
земной ночи́
я вернее пса.
Ночью
за́что
руку
Слегка
соприкоснувшись
рукавами.
Мне нравится ещё, что Вы при мне
тебя
Вечерние
отвоюю
уввсех
росе,
других
- у той, одной,
СЯхлебом
ем, поля
с водой
глотаю
Спокойно
обнимаете
другую,
Ты Над
не
ними горечь-грусть.
- ничей
во́мне
роны…
жених,
я - огне
ничьей женой,
Горечь-горе,
Небудешь
прочите
в адовом
И- Благословляю
вЕсть
последнем
споре
Вастакая
на
возьму
всеВастебя
- замолчи! одна
трава
Гореть
за то,
что
я не
целую…
УНатого,
Четыре
которым
стороны!
Иаков стоял в ночи…
лугахствоих,
о Русь.

23.

Ибо путь комет Поэтов путь.
М.Цветаева

24.

Подготовлено научно-технической
библиотекой КнАГТУ
2017 год
English     Русский Правила