Похожие презентации:
Дизайн. Объекты дизайна
1.
ДИЗАЙН2.
• Понятие «дизайн» как вид деятельности сталопопулярным в конце XIX века. Слово «дизайн» появилось
впервые в Европе и в переводе с итальянского значит
рожденная у художника и внушенная Богом идея
концепция создания произведения искусства. В
Оксфордском словаре можно найти свою интерпретацию
этого слова: «Задуманный человеком план или схема
чего-то, что будет реализовано, первый набросок
будущего произведения искусства». Заметим, что
эволюция содержания понятия «дизайн» со всей
очевидностью демонстрирует качественно новые
смысловые и методологические определения, с
различными задачами.
3.
• «дизайн - это творческая деятельность,целью которой является определение
формальных свойств промышленных
изделий. Эти качества включают и
внешние признаки изделий, но главным
образом структурные и функциональные
взаимосвязи, которые превращают
изделие в единое целое, как с точки
зрения потребителя, так и изготовителя».
4.
• В русском языке слово «дизайн»употребляется для обозначения весьма
широкого круга явлений. Оно включает в
себя проектирование изделий и
предметных комплексов. При этом
имеются в виду различные по
функциональному признаку изделий, они
могут быть и практические и
художественные.
5.
• Нет ничего удивительного в том, что в XIX в.и еще в начале ХХ в. в англоязычных
странах слово «дизайн» (учитывая его
многозначность, раскрытую в начале
подразд. 1.1) широко употреблялось по
отношению к ремесленному творчеству,
декоративно-прикладному искусству,
искусству графики, означая «рисунок»,
«узор», «эскиз», «композицию».
6.
• Впервые термин «дизайн» был применен поотношению к образцам изделий, разработанным
для промышленного производства, английским
художником Джозефом Синелом в 1919 г., причем
он ввел уточняющее определение industrial,
употребив словосочетание «industrial design» для
обозначения исторически новой области
художественного предметного творчества,
ориентированной на промышленность с ее
развитой машинной техникой, рассчитанной на
серийное производство продукции [24].
7.
• : «Дизайн – это творческая деятельность, цельюкоторой является определение формальных качеств
промышленных изделий. Эти качества включают и
внешние черты изделия, но главным образом те
структурные и функциональные взаимосвязи,
которые превращают изделие в единое целое как с
точки зрения потребителя, так и с точки зрения
изготовителя. Дизайн стремится охватить все
аспекты окружающей человека среды, которая
обусловлена промышленным производством» [15,
с.19].
8.
• ): «Дизайн – это творческий метод,процесс и результат художественнотехнического проектирования
промышленных изделий, их комплексов и
систем, ориентированного на
достижение наиболее полного
соответствия создаваемых объектов и
среды в целом возможностям и
потребностям человека как
утилитарным, так и эстетическим» [
9.
• Здесь подчеркивается, что термином«дизайн» может обозначаться не только
сама дизайн-деятельность (ее процесс), но
и ее метод, и ее результат (дизайнпродукт).
10.
• Определяется сущность дизайна какпроектной творческой деятельности,
совмещающей в себе и художественное, и
техническое начала. Указывается, что
объектами дизайна являются
разнообразные изделия, комплексы,
системы (формирующие предметную
среду), рассчитанные именно на
промышленное производство.
11.
• Объектом дизайна может статьпрактически любое техническое
промышленное изделие (комплект,
ансамбль, комплекс, система) в любой
сфере и среде жизнедеятельности
людей, где социально-культурно
обусловлено (в той или иной мере)
человеческое общение.
12.
дизайн13. Дизайн (англ. design)
замысел,
умысел,
план,
цель,
намерение,
творческий замысел,
проект и чертеж,
расчет,
конструкция;
эскиз,
рисунок,
узор,
композиция,
искусство композиции,
произведение искусства.
14.
1.дизайн машин, приборов, инструментов;
2.
дизайн средств транспорта и среды транспортирования;
3.
дизайн изделий быта культурного и хозяйственного назначения;
4.
дизайн мебели (разных сфер жизнедеятельности людей);
5.
дизайн одежды, белья, головных уборов, обуви;
6.
15.
1. дизайн текстиля;2.
дизайн интерьера (помещений разного назначения);
3.
дизайн игр и игрушек;
4.
дизайн украшений и сувенирных изделий;
5.
16.
1. дизайн экспозиций (выставок), шоу,презентаций, массовых празднеств, спорта;
2.
дизайн городской предметной среды;
3.
дизайн визуальной информации, рекламы,
тары, упаковки, фирменных графических
стилей.
17.
• Само понятие «design» имеет двазначения.
• С одной стороны, мы можем
перевести это как «вещь»: проект,
рисунок, эскиз, замысел;
• с другой, как «процесс»:
проектировать, конструировать,
задумывать, замышлять.
18. " Дизайн (от англ. design
" Дизайн (от англ. design• проектировать, чертить, задумать, а
также проект, план, рисунок), термин,
обозначающий новый вид деятельности по
проектированию предметного мира.
19.
• «Дизайн – форма• организованности художественно –
проектной деятельности, производящая
потребительскую
• ценность продуктов материального и
духовного массового потребления».
20.
• Слово «Дизайн» применяется также дляобозначения результата проектной деятельности
(например, в таких словосочетаниях, как «Дизайн
вещи», «Дизайн автомобиля»), причём в данном
употреблении оно не всегда связывается с
современной практикой и порой означает
морфологию предметного мира, создаваемого
человеком на разных стадиях развития общества.
В этом смысле говорят о первобытном Дизайне, о
Дизайне 18 в. и т.п.
21.
• В английском языке слово "design" обозначает проектировать, конструировать - то есть любоепроектирование, процесс создания новых предметов,
инструментов, оборудования, формирование предметной
среды. Дизайн - новый вид художественноконструкторской профессиональной деятельности,
возникшей в XX в. Его цель создание целостной
эстетической среды жизни человека. Проектирование
предметов, в которых форма соответствует их
назначению, функциональна, экономична, удобна и при
этом еще и красива.
22.
• Особенность дизайна заключается в том, чтокаждая вещь рассматривается не только с точки
зрения пользы и красоты, но и с точки зрения
процесса функционирования, то есть с учетом того,
как предмет будет транспортироваться, как
упаковываться, где и какое место будет занимать в
квартире, какого требовать ухода, как включаться и
т. д. Комплексный системный подход к
проектированию каждого изделия - смысл дизайна.
Так как дизайн имеет дело с предметами,
выпускаемыми промышленностью массовыми
тиражами, то они должны удовлетворять вкусам
многих людей.
23.
• . Объекты дизайна отображают собой уровеньтехнического прогресса и социального
устройства общества. Если проследить, как
выглядели швейные или пишущие машинки в
начале века и сегодня, или рассмотреть, как
изменялась форма чайника в течение
последних восьмидесяти лет, то безошибочно
можно определить, к какому времени относится
каждый из этих предметов.
24.
• Дизайн играет важную роль в продуктахпромышленного творчества. Области
дизайна - это бытовые приборы, посуда,
мебель,станки, транспортные средства,
графика, одежда и другое
• Дизайнер ищет оптимальную форму
каждого элемента, учитывать, как она
зависит от рабочей функции (назначения)
изделия и связей с человеком.
25.
Изобразительные средства дизайна являются общими для
пластических искусств: точка, линия, фактура, текстура, цвет, форма,
объем, пропорция, масса и пространство. Эти составляющие
комбинируются на основе принципов композиции: симметрии,
асимметрии, равновесия, ритма, движения и т.д. В дизайне имеет
широкое применение и такие средства как пропорция золотого
сечения. Гармония и контрастность как универсальные средства
искусства являются системообразующими и в дизайне. Особенно
важно для художественного проектирования учитывать зависимость
формы объекта от используемых материалов, конструкций и
технологии производства. В современном промышленном
производстве используются материалы, которые можно объединить в
следующие группы: древесина,металл, стекло, текстиль, пластические
материалы и новейшие синтетические материалы.
26.
• Художественное проектирование среды - непросто создание вещей,придавая
определенные функциональные и эстетические
свойства, особенности вещам и предметной
среде, художник формирует или, можно
сказать,«проектирует» человека, который будет
пользоваться этими вещами и жить в этой
среде. Отсюда следует значимая
воспитательная функция дизайна, его
культурная и социальная роль в жизни
общества.
27.
• Продукт дизайна оказывает положительноевлияние на общую социальную атмосферу, он
формирует эстетический вкус, вдохновляет людей,
поднимает их работоспособность, создаёт условия
для эффективной творческой деятельности,
повышает уважение к непосредственной среде
людского существования, делает ее более
человечной. Создаваемая продукция - результат
технической, научной и дизайнерской мысли. Это
изначально должно ориентировать производство
на сотрудничество с дизайнерами.
28.
• Дизайн это не только графическая и декоративнаядеятельность, во многих сферах управления и
хозяйства, особенно там, где ведутся научноисследовательские работы, специалисты инженеры, конструкторы, технологи - постоянно
сталкиваются с необходимостью рисовать. Умение
рисовать и связанная с ним способность
чувствовать гармонию мира раскрывают новые
возможности восприятия мира и применения
получаемых результатов в различных областях
деятельности.
29.
• Целью дизайна как феномена современнойкультуры является содействие повышению
качества жизни людей и
совершенствованию социально-культурных
отношений между ними путем
формирования гармоничной предметной
среды и ее компонентов во всех сферах
жизнедеятельности людей для
удовлетворения всего многообразия их
материальных и духовных потребностей.
30.
31.
32.
• Дизайн - это особый продукт специфического,абстрактного и вместе с тем образного
мышления. Оно создается и на основе
фундаментальных знаний: философии,
эстетики, антропологии, основ
изобразительной грамотности, психологии. Оно
предполагает изучение техники, технологии,
эргономики, экологии и системного
проектирования и др.
33.
• В формировании мебели, в частности, впоследнее время существенную роль сыграло
применение новых материалов и конструкций.
Столы и стулья,в которых металл используется
в качестве основного материала для
конструкций, отличаются менее свободной
пространственной организацией,
возможностью сложных преобразований и
удобной компоновкой при складывании.
34.
• Дизайн – с англ. «проектировать»«конструировать». Проектная
художественно-техническая деятельность
по разработке промышленных изделий с
высокими потребительскими свойствами и
эстетическими качествами, по
формированию гармоничной предметной
среды, жилой производственной и
социально-культурных сфер (из учебника
Калешниковой «Теория дизайна» ).
35.
• Дизайн – это проектная практика,требующая от профессионального
мышления, органичного
совмещения образного и
системного начал, и вносящая в
реальность новые социальнокультурные смыслы.
36.
• Дизайн – это профессиональнаядеятельность, а также результат
этой деятельности, то есть ее
конечный продукт.
37.
• Дизайндеятельности –проектная деятельность,
использующая для своего
осуществления специфические
средства дизайна.
38.
• Дизайн-концепция – идеярешения проблемы и путей
достижения поставленных целей на
основе анализа ситуации и
профессиональной ситуации
прогнозирования.
39. «Дизайн»
• это творческая деятельность, целью которойявляется определение формальных качеств
промышленных изделий.
• Эти качества включают и внешние черты изделия,
но главным образом те структурные и
функциональные взаимосвязи, которые
превращают изделие в единое целое как с точки
зрение потребителя, так и с точки зрения
изготовителя.
Дизайн стремится охватить все аспекты
окружающей человека среды, которая обусловлена
промышленным производством.
40. Дизайн
• это ХУДОЖЕСТВЕННОЕПРОЕКТИРОВАНИЕ
(ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
КОНСТРУИРОВАНИЕ)
41. Место дизайна и его связь с другими видами искусства.
По своей специфике дизайнявляется продолжением
нескольких видов искусств.
Является продолжением
архитектуры,
декоративно-прикладного
искусства и
графического искусства.
42. Направления (виды) дизайна
Промышленный дизайн.
Графический дизайн.
Дизайн сред
Дизайн имиджа человека.
43. Индустриальный (промышленный) дизайн
отрасль дизайна, область художественно-техническойдеятельности,
• целью которой является определение формальных
качеств промышленно производимых изделий, а именно,
их структурных и функциональных особенностей и
внешнего вида.
• Индустриальный дизайн находится на стыке нескольких
дисциплин. Кроме художественного замысла специалист
учитывает технологию производства, экономическую и
маркетинговую составляющие.
• В компетенции промышленного дизайнера находится
множество направлений: проектирование
производственного оборудования, средств транспорта,
предметов мебели, бытовой техники, посуды и
44. Графический дизайн
• область творчества, решающая задачипроектирования визуальных структур.
• Графический дизайнер занимается разработкой
фирменного стиля, рекламой продукции, упаковки.
Особое место занимает книжный дизайн.
• Графика очень активно используется при создании
городской среды, правильный подход к этому
вопросы может существенно облегчить жизнь
горожанам.
• Графический дизайнер, как живописец, передает
эмоции и информацию через форму и цвет.
Поэтому для создания качественного продукта
необходимо учитывать множество аспектов: законы
композиции, психологию восприятия, значение
символов и цветов в данной культуре и так далее.
45. Дизайн среды
• деятельность по формированию среды,окружающей человека.
• Дизайн среды можно разделить на две
составляющих:
- проектирование внутреннего пространства
(интерьеров помещений) и
- проектирование внешнего пространства
(ландшафтный дизайн, дизайн городской среды).
В компетенцию специалиста этой сферы входит
разработка оптимальных (с эргономической,
функциональной, эстетической точек зрения)
способов взаимодействия человека с его окружением.
46. Дизайн одежды
• разновидность дизайна цельюкоторого является проектирование
одежды как одного из элементов
предметной среды,
удовлетворяющей
соответствующие материальные и
духовные потребности человека.
47.
Веб-дизайн – деятельность по созданию
веб-интерфейсов для сайтов или
приложений. Наиболее близко веб-дизайн
связан с графическим дизайном, но кроме
этого присутствует и еще одна важная
составляющая этого процесса – вебпрограммирование. Веб-дизайнер занимается
проектированием структуры страниц сайта,
поиском наиболее удобных для пользователя
способов подачи информации и
художественным оформлением. По сути он
создает «упаковку» для информации с целью
повышения на нее спроса в сети
48. Арт-дизайн
• областьдеятельности
на
стыке
предметного дизайна и современного
искусства. Предметы арт-дизайна скорее
носят декоративный характер, нежели
функциональный.
Такие
арт-объекты,
отличающиеся от живописи и скульптуры
в привычном понимании, художественно
организуют пространство, оживляют его,
становятся яркими акцентами.
49. ^ Композиция как инструмент гармонизации структуры и формы объектов дизайна
• Слово «композиция» происходит от латинского compositio –сочинение, составление, расположение, приведение в порядок.
• ^ Композиция в дизайне – методическая система гармонизации формы
объекта разработки, позволяющая реализовать принцип органичности
формирования объекта как системы взаимосвязанных элементов
формы и содержания.
• Гармония – основа прекрасного. Она означает стройность,
упорядоченность, соразмерность элементов формы и диалектическую
взаимосвязь компонентов формы и содержания в системе единого
органичного целого.
50.
• Композиция – это средство, процесс ирезультат гармонизации структуры и
формы разрабатываемого дизайнером
объекта – изделия, набора изделий,
комплекса, ансамбля, предметной среды.
51.
• ^ Целью композиции является достижение целостности(гармонической организованности) формы и ее
выразительности – образного отражения в эстетически
значимых признаках формы утилитарно-технической и
социально-культурной сторон сущности объекта
дизайна. А результатом процесса композиции является
эстетическое совершенство объекта разработки –
единство содержательности, выразительности и
образности формы (гармония содержания и формы) с ее
композиционной целостностью (гармонической
организованностью) при условии совершенства
производственного изготовления изделия.
52.
• ^ Интегральными содержательноэстетическими категориями композиции,выражающими ее основные
закономерности, являются объемнопространственная структура, тектоника и
колорит.
53.
• Объемно-пространственная структура –отражение в форме закономерностей
строения объекта дизайна, присущих
конструктивно-компоновочной схеме,
обусловленной его рабочей функцией,
характером использования в заданных
условиях и принципом технического
решения.
54.
• Тектоника – отражение в форме закономерностей работыконструкции и материалов, используемых для создания объекта
дизайна.
Например, обеспечение прочности, устойчивости, равновесия,
распределения и погашения усилий, возникающих при
воздействии силы тяжести; при сопротивлении сжатию,
растяжению, кручению, изгибу, удару, усилиям среза и т. п.
Имеются в виду не сами по себе особенности конструкции и
материалов, отражающие и воплощающие закономерности
теоретической механики и сопротивления материалов, а
выявление и подчеркивание средствами и приемами
композиции этих особенностей конкретной конструкции,
создающее зрительное впечатление тектоничности формы.
55.
• Колорит – закономерное сочетание цветов вкомпозиции объекта дизайна (по цветовому тону,
насыщенности и светлоте) на основе принципов
гармонии цветовых отношений и выбора схемы
согласования цветов в соответствии с утилитарнотехнической и социально-культурной сторонами
сущности объекта, условиями и средой его
функционирования и восприятия и эстетическим
отношением к нему тех групп потребителей, на
которых ориентирован объект дизайна.
56. Основными принципами композиции любых объектов дизайна, учет которых призван обеспечивать достижение их композиционной
целостности, являются:единство целого и частей формы;
соподчиненность элементов формы;
уравновешенность элементов формы;
соразмерность элементов формы.
57.
• Следование этим принципам в целяхдостижения впечатления организованности
формы, зрительной целостности объекта
дизайна обязательно для всех видов,
составляющих его композицию и
используемых в данном объекте: и
пространственной, и объемно-пластической, и
живописно-плоскостной, и линейнографической в их взаимосвязи. Это –
формально-эстетические категории.
58.
• ^ Гармонизация формы объекта дизайнадостигается путем преобразования исходных
геометрических и физических свойств формы
(пространства, объема, конфигурации, величины,
зрительного впечатления массы, вида поверхностей,
линий, точек, цвета, фактуры и текстуры) в
соответствии с основными принципами
композиции и ее закономерностями благодаря
профессиональному выбору и умелому
использованию средств и приемов композиции [14],
[26].
59.
^ Основными средствами композиции (средствами первого уровня)
являются пропорции, ритм, масштаб.
Средства второго уровня: симметрия−асимметрия,
динамика−статика, контраст−тождество−нюанс.
^ Приемы – это процесс художественно обоснованного выбора и
применения средств композиции, например, пропорционирование,
ритмизация, масштабирование, контрастирование, нюансировка.
Пропорции – соразмерность элементов формы, согласованная система
отношений частей между собой и целым. Пропорции выступают в
виде различных математических отношений, выражающих
правильность геометрического строения формы в строгом
соблюдении единой меры.
60.
• Ритм – закономерное чередование соизмеримыхэлементов формы, их акцентирование, повторение,
нарастание, убывание.
Метр – простейший вид ритма – чередование
одинаковых элементов (а + а + а…). Ритм может быть
простой и сложный, прямолинейный и криволинейный,
прерывистый и непрерывный. Пропорции и ритм –
средства достижения тектоничности формы и
закономерной организованности объемнопространственной структуры. Арифметические
пропорции свойственны метрическим рядам, а
геометрические – ритмическим.
61.
• Масштаб – мера соответствия предмета размерамчеловеческого тела или другим предметам,
выявляемая при их сопоставлении. Формула
масштаба М = L / Lэт, где М – масштаб изделия, L –
размеры типичных частей и элементов изделия, Lэт
– часто встречающиеся размеры аналогичного
изделия – эталона.
Важнейшая задача масштабности – достижение
пропорционального строя предмета, комплекса,
предметной среды и человека.
62.
• Симметрия − асимметрия – категории композиции,выражающие физический закон равенства моментов сил и
связанные с принципом равновесия. Симметрия – это
тождество элементов формы, одинаково расположенных
относительно средней линии (оси) симметрии, центра
симметрии, плоскости симметрии. Виды симметрии −
зеркальная, осевая (совместимость достигается вращением
фигуры относительно оси симметрии), винтовая. Асимметрия –
отсутствие или нарушение симметрии. Воспринимается
зрительно (в отличие от статичных симметричных композиций)
как динамика, движение. Симметрия всегда уравновешена,
асимметрия требует зрительного уравновешивания.
Асимметричная композиция сложнее, выразительнее,
интереснее симметричной, но требует хорошо развитой
интуиции, тонкого чувства равновесия.
63.
• Динамика − статика – категории композиции, выражающиедвижение и покой. Тесно связаны с категорией симметрииасимметрии, контраста и нюанса, пропорций и ритма. Равенство
(тождество) или нюанс отношений по трем координатам создает
впечатление статичности формы. Контраст в отношениях
создает динамику – зрительное впечатление движения в
направлении преобладающей величины. Реальные движение
или покой объектов дизайна (обусловленные их функцией и
конструкцией) могут совпадать или не совпадать с
динамичностью или статичностью композиции. Например,
динамичность шрифтовых композиций на статичных объектах
используется как прием повышения их выразительности в
информационно-рекламных целях.
64.
Контраст − нюанс – категории композиции, определяющие такие отношения
однородных элементов формы, которые характеризуются резко или слабо
выраженными различиями. Тождество – отсутствие каких-либо отличий.
Контраст – прием композиции, основанный на резко выраженном
противопоставлении однородных свойств элементов целого (структуры,
объема, конфигурации, тона, цвета, фактуры, текстуры, характера пластики,
графического рисунка, величины, направленности, протяженности).
Для достижения гармонии необходимо соблюдать меру контраста (предельные
контрастные отношения – это такое противопоставление, при котором еще
сохраняется целостность композиции) и дополнять контраст нюансом. Нюанс
– прием композиции, основанный на слабо выраженных различиях
однородных свойств элементов целого. Сходство в нюансных отношениях
выражено сильнее, чем различие. Нюанс смягчает контраст и, дополняя его,
создает впечатление мягкости, легкости, приглушенности, позволяет достичь
изящества, изысканности, элегантности объекта дизайна. Нюансировка в
композиции – это завершение работы дизайнера над формой объекта,
требующее художественного опыта, интуиции, развитого эстетического вкуса.
65.
• В результате процесса композициидостигаются такие свойства формы
объекта, как пропорциональность,
ритмичность, масштабность,
симметричность (асимметричность),
динамичность (статичность),
контрастность (нюансность).