декоративно – прикладное творчество
Творчество
Творчество
Творчество
Декоративно-прикладное искусство
декоративное и прикладное
Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам:
В академической литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства
Основные виды декоративно-прикладного искусства
Основные виды декоративно-прикладного искусства
Основные виды декоративно-прикладного искусства
Основные виды декоративно-прикладного искусства
Основные виды декоративно-прикладного искусства
Основные виды декоративно-прикладного искусства
Основные виды декоративно-прикладного искусства
Батик
Происхождение
Географический ареал
Технология
Горячий батик
Холодный батик
Свободная роспись
Свободная роспись с применением солевого раствора
Техника сибори
Техника «бандан»
Техника «бандан»
Библиография
177.75K
Категория: ИскусствоИскусство

Декоративно-прикладное творчество

1. декоративно – прикладное творчество

ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Творчество, деятельность,
порождающая нечто качественно новое,
никогда ранее не бывшее.
Деятельность может выступать как
творчество в любой сфере: научной,
производственно-технической,
художественной, политической и т. д. —
там, где создаётся, открывается…

2. Творчество

ТВОРЧЕСТВО
• процесс деятельности,
создающий качественно новые
материальные и духовные
ценности или итог создания
объективно нового. Основной
критерий, отличающий
творчество от изготовления
(производства) — уникальность
его результата.

3. Творчество

ТВОРЧЕСТВО
• деятельность, порождающая новые
ценности, идеи, самого человека как
творца.
В современной научной литературе,
посвященной этой проблеме,
прослеживается очевидное стремление
исследовать конкретные виды
творчества (в науке, технике,
искусстве)…

4. Творчество

ТВОРЧЕСТВО
• Значение слова Творчество по Ожегову:
Создание новых по замыслу ...
• Значение слова Творчество по словарю
Ушакова: Фантазия – это творчество, а
творчество – это бунт. ... творчество.
• Всякое творчество начинается как
индивидуальное стремление к
самоусовершенствованию и, в идеале ...
• Творчество — это загадка, которую художник
задает сам себе.

5. Декоративно-прикладное искусство

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ
ИСКУССТВО
(от лат. deco — украшаю) — широкий
раздел искусства, который охватывает
различные отрасли творческой
деятельности, направленной на
создание художественных изделий с
утилитарными и художественными
функциями.

6. декоративное и прикладное

ДЕКОРАТИВНОЕ И
ПРИКЛАДНОЕ
Собирательный термин, условно объединяет
два обширных рода искусств:.
предназначенных для эстетического
наслаждения и относящихся к чистому
искусству, многочисленные проявления
декоративно-прикладного творчества могут
иметь практическое употребление в
повседневной жизни.

7. Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам:

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО
ИСКУССТВА ОТВЕЧАЮТ НЕСКОЛЬКИМ
ХАРАКТЕРИСТИКАМ:
обладают эстетическим качеством;
рассчитаны на художественный эффект;
служат для оформления быта и интерьера.
Такими произведениями являются:
одежда,
плательные и декоративные ткани,
ковры, мебель,
художественное стекло,
фарфор, фаянс,
ювелирные и другие художественные изделия.

8. В академической литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства

В АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ СО ВТОРОЙ
ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА УТВЕРДИЛАСЬ КЛАССИФИКАЦИЯ
ОТРАСЛЕЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
по материалу - металл, керамика, текстиль, дерево;
по технике выполнения - резьба, роспись,
вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т. д.;
по функциональным признакам использования
предмета - мебель, игрушки.
Эта классификация обусловлена важной
ролью конструктивно-технологического
начала в декоративно-прикладном
искусстве и его непосредственной связью с
производством.

9. Основные виды декоративно-прикладного искусства

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО
ИСКУССТВА
•Батик → • Холодный батик • Горячий батик
•Набойка
•Бисероплетение
•Вышивание → • Древнерусское лицевое шитье • Вышивка
крестом • Вышивка бисером • Нитяная графика
• Вязание → • Вязание крючком • Вязание спицами
•Макраме
• Кружевоплетение → • Фриволите
•Ковроткачество
• Гобелен
•Ворсовый ковёр
•Безворсовый ковёр

10. Основные виды декоративно-прикладного искусства

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
•Квиллинг
•Скрапбукинг
•Керамика
•Мозаика
•Ювелирное искусство

11. Основные виды декоративно-прикладного искусства

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕКОРАТИВНОПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
•Лаковая миниатюра
•Палехская миниатюра
•Федоскинская миниатюра
•Холуйская миниатюра
•Мстёрская миниатюра

12. Основные виды декоративно-прикладного искусства

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕКОРАТИВНОПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
• Художественная роспись по дереву:
Хохлома, Городецкая роспись,
Мезенская роспись;
• Художественная роспись по металлу :
Жостовская роспись, Финифть,
Лиможская эмаль;
• Художественная роспись по керамике:
Гжель, Дымковская игрушка,
Филимоновская игрушка

13. Основные виды декоративно-прикладного искусства

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО
ИСКУССТВА
•Художественная резьба:
- Резьба по камню;
- Резьба по дереву;
-Резьба по кости;
Художественная обработка кожи

14. Основные виды декоративно-прикладного искусства

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕКОРАТИВНОПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
•Художественная обработка металла:
- Металлопластика
- Христианская оловянная миниатюра
- Художественная ковка
- Художественное литье из благородных
металлов, бронзы и латуни
- Художественное литье из чугуна
- Чеканка

15. Основные виды декоративно-прикладного искусства

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕКОРАТИВНОПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
• Пирография - выжигание по дереву,
коже, ткани и т. д.;
• Работа со стеклом - Витраж,
Витражная роспись;
Оригами - Бумагопластика;
• Корнепластика

16. Батик

БАТИК
Ба́тик — ручная роспись по ткани с
использованием резервирующих составов.
На ткань — шёлк, хлопок, шерсть,
синтетику — наносится соответствующая
ткани краска. Для получения чётких границ
на стыке красок используется специальный
закрепитель, называемый резерв
(резервирующий состав, на основе парафина,
бензина, на водной основе — в зависимости
от выбранной техники, ткани и красок).
Роспись батик издавна известна у народов
Индонезии[1], Индии и др. В Европе — с XX
века.
Батик с изображением
индианок

17. Происхождение

ПРОИСХОЖДЕНИЕ
Батик — batik — индонезийское слово. В переводе с
индонезийского оно означает «капля воска»[2].
Membatik — рисовать, покрывать каплями,
штриховать. Техника батик основана на том, что
парафин, резиновый клей, а также некоторые другие
смолы и лаки, будучи нанесёнными на ткань, не
пропускают через себя краску — или, как говорят
художники, «резервируют» от окраски отдельные
участки ткани.

18. Географический ареал

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ АРЕАЛ
Батик — ручная роспись по ткани с использованием
резервирующих составов. На ткань — шёлк, хлопок,
шерсть, синтетику — наносится соответствующая
ткани краска. Для получения чётких границ на
стыке красок используется специальный
закрепитель, называемый резерв (резервирующий
состав, на основе парафина, бензина, на водной
основе — в зависимости от выбранной техники,
ткани и красок).

19. Технология

ТЕХНОЛОГИЯ
Существует несколько видов батика —
горячий, холодный, узелковый,
свободная роспись. Они отличаются
способом резервирования ткани.

20. Горячий батик

ГОРЯЧИЙ БАТИК
В качестве резерва в горячем батике
используется воск. Воск наносится с помощью
специального инструмента, называемого
чантингом[3]. Места, покрытые воском, не
поглощают краску, а также ограничивают её
распространение. Горячий батик называется
горячим потому, что воск используется в
«горячем» расплавленном виде. Этот способ
используется в основном для росписи по
хлопчатобумажной ткани. По завершении
работы воск с поверхности ткани удаляется.
Эффект росписи достигается благодаря
послойному нанесению краски.

21. Холодный батик

ХОЛОДНЫЙ БАТИК
Холодный батик, также называемый европейским, в большей
мере используется при нанесении краски на шёлк, хотя
возможно использовать и другие ткани. Холодный батик
относится к европейской модификации классических техник. В
технике холодного батика используют краски на основе
анилина. При этом роль резерва выполняет специальный
материал. Его можно приготовить в домашних условиях, но
есть и готовые резервы. Обычно используют густой
(резиновый), и жидкий (на основе бензина). Существуют как
цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв
наносится либо специальными инструментами — стеклянными
трубочками с резервуаром (бензиновые), либо используются
резервы в тюбиках (резиновые), которые оснащены
удлинённым носиком. Как правило, холодный батик требует
более аккуратной и тщательной работы над произведением, так
как он создаётся «в один слой» (в отличие от многослойного
горячего батика). Также в технике холодного батика имеется
больше возможностей для свободной росписи и создания
станковых живописных либо декоративных работ. Техника «в
одно касание» позволяет создавать работы, сходные по
восприятию с «мокрой» акварелью.

22. Свободная роспись

СВОБОДНАЯ РОСПИСЬ
Техника свободной росписи получила значительное
распространение, так как она выявляет своеобразие
почерка каждого художника и индивидуальную
неповторимость произведений, свойственную
ручному труду. Свободная роспись по тканям из
натурального шёлка и синтетических волокон
производится в основном анилиновыми
красителями (иногда с различными загустителями),
а также масляными красками с растворителями.
Особенно интересные результаты получаются от
сочетания свободной росписи с контурной наводкой
и отделкой резервирующим составом.

23. Свободная роспись с применением солевого раствора

ПРИМЕНЕНИЕМ СОЛЕВОГО
РАСТВОРА
Сущность этого способа состоит в следующем: натянутую на раму
ткань, в зависимости от характера рисунка, либо пропитывают
водным раствором поваренной соли и после высыхания
расписывают, либо роспись ведут красками из основных
красителей, в которые введён раствор поваренной соли. Все это
ограничивает растекаемость краски по ткани, даёт возможность
выполнять рисунки свободными мазками, варьируя форму и
степень насыщенности цветом. Свободную роспись красками с
введением в них солевого раствора можно сочетать с обычной
росписью холодным батиком. Для этого некоторые части рисунка
выполняют свободной росписью с доработкой графическим
рисунком, а фоновые перекрытия производят на участках,
ограниченных резервирующим составом.

24. Техника сибори

ТЕХНИКА СИБОРИ
«Сибори» — так называемый складной
батик. Результат достигается также
путём перевязывания и окрашивания,
но более предсказуем, так как ткань
складывается определённым образом.
Эта техника имеет японские корни.

25. Техника «бандан»

ТЕХНИКА «БАНДАН»
В НАШЕ ВРЕМЯ ПОД УЗЕЛКОВОЙ РОСПИСЬЮ
ПОДРАЗУМЕВАЮТ БОЛЕЕ ПРОСТЫЕ ВАРИАНТЫ.
НАПРИМЕР, УЗОР В ВИДЕ КРУГА («СОЛНЫШКО»)
ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ КРУГОВ. ПРИ ОКРАШИВАНИИ
СУХОЙ ТКАНИ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ БОЛЕЕ РЕЗКУЮ
ГРАНИЦУ КРАСИТЕЛЯ И НЕОКРАШЕННОГО
ПОЛОТНА, ЕСЛИ ЖЕ ТКАНЬ ВЛАЖНАЯ
(СМОЧЕННАЯ И ХОРОШО ОТЖАТАЯ) — БОЛЕЕ
ПЛАВНЫЕ ГРАНИЦЫ ПЕРЕХОДА.

26. Техника «бандан»

ТЕХНИКА «БАНДАН»

27. Библиография

БИБЛИОГРАФИЯ
1.Искусство батика. — М., ООО Изд-во АСТ. 2001
2.Синеглазова М. О. Распишем ткань сами. — «Профиздат», М., 2001
3.Дворкина И. А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. — М.: «Радуга»,
2002, 2-е изд. — 2008.
4.Синеглазова М. О. Батик. — «МСП», 2004
5.Гильман Р. А. Художественная роспись тканей. — «Владос», 2004
6.Давыдов C. Батик: техника, приемы, изделия. — «АСТ-Пресс», 2005
7.Перелёшина И. А. Батик. От основ к импровизации. — СПб, «Паритет»,
2007
8.Погадаев, Виктор. «Магия батика» — в «Восточная коллекция», N 6
Москва: Российская государственная библиотека, 2002, 71-74.
English     Русский Правила