Похожие презентации:
Средневековая медицина в исламском мире
1. Средневековая медицина в Исламском мире
Северный Государственный Медицинский Университетгород Архангельск
2018 г.
Средневековая медицина
в Исламском мире
Подготовили студенты 1 педиатрического факультета 3 группы
Соловьёва Анастасия
Юдин Константин
Преподаватель Дитяев Григорий Германович
“Кафедра общественного здоровья, здравоохранения и социальной работы”
2. План:
• Введение• Источники сведений о медицине
средневекового Ислама
• С помощью чего до наших дней дошла
информация о медицине средневекового
Ислама
• Врачи средневекового Ислама?
• Лекарственная терапия
• Методы лечения и диагностики
• Выводы
3. Введение
• Медицина являлась важной частью жизнисредневекового исламского общества: и бедные, и
богатые были в равной мере заинтересованы в своем
здоровье и заболеваниях. Исламские врачи и
некоторые ученые достаточно много написали о
здоровье и создали обширную и комплексную
медицинскую литературу, описывающую
лекарственные средства, клинические практики,
заболевания, методы лечения и диагностики.
• В отличие от современной медицины, которая является
достаточно специализированной, в средневековом
исламском мире медицина была тесно связана с
естественными науками, астрологией, алхимией,
религией, философией и математикой.
4. С помощью чего до наших дней дошла информация о медицине средневекового Ислама?
• Историю медицины средневековогоИслама мы знаем, в первую очередь
благодаря Археологическим раскопкам, в
результате которых были найдены:
• Рукописные источники
• Различные медицинские инструменты
• Целые больницы
• и д.р
5. Введение
• Исламская медицина была основана на наследии греческих иримских врачей и ученых. Наиболее сильное влияние на нее
оказали Гален и Гиппократ, которых приравнивали к отцам
медицины, а также врачи и ученые Александрии. Большая часть
медицинской литературы греческой и римской цивилизаций
была переведена на арабский язык и впоследствии
адаптирована для включения собственных новых знаний и
заключений.
• Исламские ученые были экспертами в собирании данных и их
анализе таким образом, чтобы читатели могли понять
написанное и самостоятельно осуществлять поиск внутри
источника. Более того, многие записи греческого и римского
происхождения были собраны воедино, систематизированы и
превращены в энциклопедии.
6. Научные открытия
• С представлениями о развитии науки икультуры в арабском мире времен
Средневековья связаны сведения об
изобретении линз для оптических приборов, в
том числе очков, развитие химии (не без
влияния алхимии, стремившейся получать
опытным путем драгоценные металлы) —
обработка серы, применение, в том числе и в
медицине, ртути и других минералов,
изобретение перегонного куба, водяной бани,
фильтрования, получение серной и азотной
кислот.
7. Врачи средневекового Ислама
• Хотя Ислам всегда оказывал влияние на ученых, в первое время в несуществовало давления религии — многие ученые разделяли
стихийно-материалистические взгляды на явления природы, сущность
человека и др. Это особенно относилось к медикам. Можно назвать
целое созвездие известных ученых и практиков-врачей разных
национальностей, живших в халифатах: врач и астроном Ибн ад
Хайсам, успешно изучивший анатомию глаза и его заболевания; Али
ал Маусили, разработавший операцию по удалению катаракты,
которая известна как «операция Аммара»; Али ибн Иса — автор книги
«Меморандум для окулистов»; Ибн ан На- фис, который почти на три
столетия раньше Сервета описал легочное кровообращение,
знаменитый хирург Абу-л-Касим Халаф ибн Аббас из Захравии,
основывающийся не столько на трудах Галена, сколько собственных
наблюдениях, предложивший для зашивания ран скрученные жилы
животных - прообраз кетгута, автор тридцатитомного
энциклопедического труда по медицине, переведенного на латинский
язык и др.
8.
Ибн ад ХайсамИбн ан Нафис
Али ал Маусили осматривает больного
Абу-л-Касим
Халаф ибн Аббас
Али ибн иса
9.
Врачи средневекового Ислама• В халифатах получило развитие больничное
дело. В отличие от Византии и других мест, где
первые больницы были при монастырях, в
халифатах вначале стали строить светские
больницы. Среди них одна из самых крупных и
известных больниц в Багдаде (около 800 г.).
Существует легенда о месте ее сооружения.
Выдающийся врач и ученый Абу Бакр
Мухаммад ибн Закарийа Ар Рази (850—923 гг.)
или просто Разес, как его называли в Европе,
развесил по разным местам кусочки мяса и
там, где оно стало портиться позже, он и
построил больницу, полагая, что это самое
чистое место
10.
11.
Врачи средневекового Ислама
Разес — многогранный ученый и
практический врач, автор более 200
медицинских сочинений. Из них самое
значимое и известное — «Об оспе и
кори». Хотя автор ошибочно полагал, что
это проявление одного заболевания, он
прекрасно определил
дифференциальный диагноз этих
болезней, наводящих ужас на население
ввиду их эпидемии. Разес составил в 25
томах энциклопедический труд по
медицине, который служил много лет и
на Востоке, и на Западе как учебник.
Другой труд Разеса, «Медицинская
книга», тоже завоевал широкое
признание, одним из первых был
переведен на латинский язык (в 1497 г. в
Венеции). Разес применил, как и его
предшественники в Китае, вариоляцию
— средство предохранения от оспы. Он
изобрел инструменты по извлечению
инородных тел из глотки и одним из
первых при перевязках стал применять
вату.
12. Труды Ибн Сина
Наряду с сочинениями Гиппократа и Галена Канон стал одной из самых известных и
распространенных книг, по нему сотни лет учились врачи не только Востока, но и Европы.
Книга переводилась на латинский и другие языки много раз [только в Европе — 30 раз,
вплоть до последнего времени — на русский и узбекский (1994)],
• Такое внимание к произведениям Ибн Сины не случайно. Оно говорит об
энциклопедическом значении Канона, впитавшего достижения восточной, византийской,
арабской, античной медицины, систематизировавшего их и внесшего свое видение проблем
и свой опыт. Пять томов Канона охватывают вес известные к тому времени разделы
врачевания, его теории и практики. Вот как сам автор характеризует структуру книги:
1. Книга первая: об общих вопросах врачебной науки.
2. Книга вторая: о простых лекарствах.
3. Книга третья: о частных заболеваниях внешних и внутренних, поражающих разные органы
человека от темени до стопы.
4. Книга четвертая: о частных заболеваниях, которые, возникая, не ограничиваются каким-либо
одним органом, и о придании красоты.
5. Книга пятая: о составлении лекарств, т.е. фармакопея»1 .
И хотя, как все мыслители прошлого, Ибн Сина не отрицал бога, он смотрел на сущность вещей,
природу человека как на производное от влияния условий и образа жизни, особенностей самого
организма, который рассматривал как единое целое, обращая внимание на роль не только
телесных, но и психологических факторов.
13.
14.
Труды Ибн Сина• Чтобы доказать влияние последнего, он поставил ставший широко
известным эксперимент. В одну клетку поместил ягненка, в другую —
ягненка и прикованного к цепи волка; условия питания и содержания
были одинаковые, и вскоре ягненок в клетке с волком погиб от страха.
Страх, уныние, боязнь и другие неблагоприятные эмоции, как
неоднократно указывал ученый, губительно действуют на организм.
Чтобы избежать их, он рекомендовал, наряду с лекарствами, общение
с интересными людьми, песни, танцы, музыку. Ибн Си на действовал
в духе рекомендаций Сократа, которому принадлежат слова:
«Хорошие врачи говорят, что невозможно лечить один глаз, а
необходимо лечить в то же время и голову, если желают, чтобы
поправились глаза. Равным образом не имеет смысла лечить голову,
не пользуя в то же время всего тела. По этой причине они стараются
действовать на все тело установлением определенного образа жизни
и пытаются, следовательно, пользоваться и излечивать часть в связи с
целым»
15.
16.
Труды Ибн СинаВ произведениях Ибн Сипы их сохранилось более 50 вместе с Каноном, нет
ссылок на мистические, потусторонние силы, неслучайно его считали
безбожником и подвергали гонениям. Ибн Сине присущ трезвый, точный
взгляд на медицину и ее назначение. Свою первую книгу Канона он начал с
определения понятия медицины: «Я утверждаю: медицина — наука,
познающая строение тела человека, поскольку оно здорово или утратит
здоровье, для того, чтобы сохранить здоровье и вернуть ею, если оно
утрачено». Нетрудно видеть, что приоритет Ибн Сина видит в восстановлении
здоровья человека на основе знаний о его строении и, мы бы добавили,
накопленного медициной и им лично опыта врача. Поэтому большое
внимание Ибн Сина придает диететике, гимнастике, чистоте тела, массажу,
общим оздоровительным методам, восстановлению здоровья и больного
ребенка, т.е. широкому аспекту гигиенических рекомендаций и правил.
Можно предположить, что Ибн Сина, как левое время А.К. Цельс, различал
три состояния организма: «Здоровье - все функции протекают здраво, третье
промежуточное состояние — не здоровье и не болезнь, как бывает с телом
стариков и выздоравливающих детей».
17.
Труды Ибн СинаИбн Сине принадлежит ряд блестящих обобщений и
систематизаций. Так, причинами болезней он считал:
1) вредности местности, климата, времени года;
2) вредности условий быта, прежде всего - вредности
питания;
3) вредности труда - изнурительный труд;
4) склонности, обусловленные типом телосложения;
5) душевные потрясения.
При этом он подчеркивал необходимость опираться
на факты и непосредственные наблюдения.
18. Анатомия и физиология в средневековой исламской медицине
• Принято считать, что Ибн аль-Нафи, арабский врач, родившийсяв Дамаске в 1213 году, является первым, кто сумел описать
легочное кровообращение. Греческий врач Гален несколькими
веками ранее написал, что кровь попадает из левого желудочка
сердца в правый желудочек при помощи невидимых путей, с
чем и не был согласен Аль-Нафи. Он пояснял, что не существует
каких-либо прямых путей, чтобы кровь могла попадать из
одного желудочка в другой. По его мнению, кровь из правого
предсердия должна была проходить через легочную артерию к
легким, распространяться в веществе легких, смешиваться с
воздухом, проходить через легочную вену и попадать уже в
левое предсердие.
19.
Анатомия и физиология всредневековой исламской медицине
• Ибн аль-хайтам, или Аль-Хазин (965-1040 гг
нашей эры), был исламским ученым из Ирака,
он научно сумел показать, что глаз человека
является оптическим инструментом. Его
анатомическое описание глаза является весма
детальным, далее он также сформировал
теории о возникновении изображений. Его
научно-медицинский тру «Книга оптики» стала
достаточно популярной в Европе, ее
применяли вплоть до 17-го века.
20.
Анатомия и физиология всредневековой исламской медицине
• Ахмад ибн Аби аль-Ашат, иракский врач, описал
сужение и расширение наполненного желудка
после своих экспериментов с живыми львами, он
практически на 900 лет опередил Уильяма Бомона в
области экспериментов в гастрофизиологии. Абд
аль-Латиф аль-Багдади (1162-1231 гг нашей эры),
известный иракский врач, историк, египтолог и
путешественник, сообщал, что Гален ошибался
относительо того, что нижняя челюсть состоит из
двух частей. К сожалению, практические
наблюдения аль-Багдади были проигнорированы.
21.
22. Лекарственные средства и препараты
Как и в Дренем Египте, Древней Греции и
Древнем Риме, в средневековом исламском
мире лекарственные средства состояли из
натуральных веществ, многие из которых
имели растительное происхождение.
Достаточно большая часть препаратов имела
корни в греческой и римской цивилизациях.
Исламские врачи стали первыми применять
хлорид ртути для дезинфекции ран. Для
облегчения боли использовали отвар семян
мака, поскольку они содержат кодеин и
морфин; их применяли для облегчения
симптомов камней в желчном пузыре,
высокой температуры, зубной боли,
головной боли, глазной боли и плеврита. Тем
не менее Али аль-Табари предупреждал, что
экстракт маковых листьяв является вредным,
поскольку содержит опиум.
23.
Лекарственные средства ипрепараты
• В средневековом исламском мире были построены
больницы, в которых проводили большее
количество операций по сравнению с Грецией и
Римом. Из-за отсутствия необходимых анестетиков
врачам того времени были недоступны сложные
операции, однако, врачи применяли опиум для
усыпления больного перед проведением
оперативного вмешательства. Офтальмологи
успешно лечили катаракту и трахому. Также частой
процедурой являлась каутеризация, или
прижигание ран, необходимое для
предотвращения инфекционного заражения и
остановки кровопотери.
24. Теория кровопускания
• Кровопускание используют и арабы, а споявлением ислама такое лечение начали
считать Сунной Пророка Мухаммада. На
сегодняшний день это узаконенный вид
процедуры оздоровления. Затем со временем
кровопускание распространилось и в других
восточных и азиатских государствах: Индии,
Японии и прочих. Сейчас хиджама снова стала
очень востребованной и популярной, методы
ее проведения не остались прежними, они
также усовершенствуются.
25.
Теория кровопускания• Практикующие врачи уверяют, что за счет
кровопускания можно навсегда избавиться от
следующих болезней:
• воспаление мышц;
• депрессия,
• хроническая усталость;
• отоларингологические заболевания; з
• сколиоз;
• артроз;
• остеохондроз позвоночника шейного, поясничного и
грудного отдела;
И др.
26.
27.
28. Литература:
• Лисицын Ю. П., История медицины:учебник, 2008, ГЭОТАР Медиа, 2010. – 304 с
• Ислам в СНГ - www.islamsng.com