Похожие презентации:
Власть и церковь в XVII веке. Церковный раскол
1. Власть и церковь в XVII веке. Церковный раскол.
Подготовила учитель историиГБОУ Школы № 356 имени Н.З. Коляды
Е.Н.Кузнецова
2. Церковь после смуты
МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧРОМАНОВ
ПАТРИАРХ ФИЛАРЕТ
3. Причины церковной реформы
Падениеавторитета русской
православной церкви (усилилось во
время смуты).
Проникновение
в Россию элементов
западной культуры.
Заинтересованность
самодержавной
власти в усилении роли церкви, т.к. это
главная идеологическая опора царизма.
4. Патриарх Никон
( Никита Минов)(1605-1681 гг.) родился в семье
мордовского крестьянина.
С детства интересовался религией.
Это привело к тому, что в 19 лет он
становится сельским священником, а
30 лет – монахом Соловецкого
монастыря.
Будучи архимандритом
Новоспасского монастыря в Москве,
он познакомился с молодым
царевичем Алексеем Михайловичем,
которого поразил своими
познаниями и силой характера.
Именно ему царь и поручит
поведение церковной реформы.
5. 1653-1655 гг. – церковная реформа
1.2.
3.
4.
Проведено исправление
церковных книг по старым
(греческим) образцам.
Исправление обрядов (
креститься стали тремя
перстами, Крестный ход –
против часовой стрелки,
вместо Исус, стали писать
Иисус.
Наведение порядка в
монастырях и приходах.
Борьба с язычеством и
чуждыми церкви
влияниями (запрет
скоморошничества,
шатровых церквей).
6. Церковный собор 1654 года
одобрилреформу, но
предложил
привести
действующие
обряды в
соответствии не
только с
греческой, но и с
русской традиции.
7. Конфликт светской власти и церковной
8. Церковный собор 1666 года
Суд над патриархомНиконом.
Царь заявил что Никон
«самовольно и без нашего
царского величества
повеления церковь
оставил и от
патриаршества отрекся».
Присутствующие
церковные иерархи
поддержали царя и
осудили Никона,
благословив лишение его
сана патриарха и вечное
заточение в монастырь.
9. Старообрядцы
Не все в государствеподдержали церковную
реформу.
Ее противников (которые
стали именоваться
старообрядцами)
церковные собор проклял,
повелел передать ее
лидеров в руки властей, а
по Соборному уложению
1649 года им грозила
смертная казнь.
10. Протопоп Аввакум
( АввакумПетров) (1620-1682 гг.)
воспринял реформы Никона
крайне отрицательно.
За свою непокорность и
непримиримость был
приговорен церковным
Собором 1681-1682 гг. к казни.
11 апреля 1682 года
«неистовый протопоп» и его
сподвижники были заживо
сожжены.
11. Итоги церковной реформы
Церковь,укрепившая свои позиции после
Смуты, попыталась занять господствующее
положение в политической системе страны.
Однако
в условиях усиления самодержавия
это привело к конфликту церковной и
светской власти.
Поражение
церкви в этом столкновении
подготовило почву для превращения ее в
придаток государственной власти.