1.Философия жизни. 2.Экзистенциализм.
Философия жизни
Философия жизни
Предмет философии – «жизнь»
Жизнь представляет собой нечто единое и целое
Единство жизни
Жизнь – органическое единство
Жизнь постоянно ускользает от разума
Ограниченность разума
Жизнь –иррациональна (от лат. irrationalis – неразумный)
Артур Шопенгауэр
Воля как проявление космической силы
Жизнь как желание и удовлетворение
Оптимизм - это насмешка над страданиями человека
Мир как представление, мир как воля
Фридрих Ницше: воля к власти
Идея сверхчеловека
Идея сверхчеловека
Ф.Ницше
Вильгельм Дильтей
Анри Бергсон
Разум омертвляет жизнь
Интуиция (от лат. intueri – пристально, внимательно смотреть)
Интуиция как метод особого философского познания
Философия жизни. Вывод.
Датский философ Сёрен Кьеркегор - основатель экзистенциализма
Проблема единичного и общего
Экзистенция (от лат. existentia – существование)
Общая характеристика
Общая характеристика
Познание через переживание
Экзистенция – это одиночество
Жизнь и смерть
А.Камю: жизнь как абсурд
Жизнь – борьба со смертью
Почему человек задумывается о смысле жизни?
Право выбора
Ж.-П.Сартр – идея свободы
Выбор – индивидуальная ответственность
Человек и общество
К.Ясперс: экзистенциальная коммуникация
К.Ясперс
Вывод. Цель философии экзистенциализма
902.50K
Категория: ФилософияФилософия

Философия жизни. Экзистенциализм. ХIХ – ХХ века

1.

2. 1.Философия жизни. 2.Экзистенциализм.

ХIХ – ХХ вв.

3. Философия жизни

• Наука бессильна узнать даже
поверхностно окружающий нас
действительный мир
• Человеческий разум не так силен, как
кажется
• Следует искать другие, не научные и не
рациональные (рассудочные,
разумные) формы познания
реальности.

4. Философия жизни

• Под термином «жизнь» разумеется вся
внешняя действительность:
• абсолютное, единое и бесконечное
начало мироздания, в котором
неразделенно присутствуют все
слагаемые окружающего нас
многообразного мира:
• материальное, идеальное, физическое
и духовное.

5. Предмет философии – «жизнь»

• Под термином «жизнь»
понимается жизнь всего
существующего: Вселенной,
мироздания, действительности,
реальности, Бытия и т.п.
• Это жизнь природы,
жизнь человека, жизнь общества, а
также жизнь высшего,
запредельного мира (если таковой существует).
Жизнь должна являться единственным предметом
философии, суть которого в постижении всего
существующего

6. Жизнь представляет собой нечто единое и целое

• Множество слагаемых
теснейшим образом
взаимосвязаны,
проникают друг в друга,
образуют органическое
единство, которое
невозможно разложить
на первичные
составляющие элементы.

7. Единство жизни

• Например, дерево состоит из корней,
ствола, листьев, коры и пр.
• Но является ли оно простой
механической суммой этих частей?
• Отдельные части соединены в дереве
не механически, а органически
• Они так тесно взаимозависимы и
связаны, что без одного из них
невозможно любое другое.

8. Жизнь – органическое единство

• Дерево есть нечто гораздо большее, чем
просто сумма составляющих его частей, оно
является органическим единством
• Попробуйте дерево разложить на отдельные
части: отдельно корни, отпиленный ствол,
сорванная кора, ворох оборванных листьев.
• Будет ли в этом случае дерево собой?
• Оно более не существует, потому что нет его
жизни,
• вместо органического единства – набор
безжизненных элементов.

9. Жизнь постоянно ускользает от разума

• Основной особенностью разума является
стремление выделить в целом части и
рассмотреть каждую в отдельности.
• Разум неспособен уловить или понять
целостность и единство вещи, для этого ему
необходимо рассмотреть ее внутреннюю
структуру, открыть элементы, из которых она
состоит, и узнать их взаимодействие.

10. Ограниченность разума

• Разум подходит к предметам
аналитически или механически, то есть
- расчленяет все сложное на простые
составные элементы.
• Но любая жизнь умирает подобным
разложением, и предмет перестает
быть собой.
• Поэтому данная методология
неприемлема

11. Жизнь –иррациональна (от лат. irrationalis – неразумный)

• Жизнь (единственная существующая
реальность) построена по иным
принципам, нежели разум и поэтому
неподвластна ему.
• Надо искать иные, не рассудочные
формы постижения действительности,
которые позволят увидеть целое и
органическое, – истинно сущее.

12. Артур Шопенгауэр

• ВОЛЮНТАРИЗМ - учение о воле как
первооснове всего сущего.
• В основе человеческой жизни –
• движение, лишенное цели.
• Воля – слепой импульс
• Этот импульс действует
• без цели, а значит человека
• постоянно мучает чувство
неудовлетворенности.

13. Воля как проявление космической силы

• Сущность личности составляет воля,
которая независима от разума.
• Эта воля есть слепое хотение, которое
неотделимо от телесного существа, а
именно человека.
• Она представляет собой проявление
некой космической силы, мировой воли,
составляющей истинное содержание
всего сущего.

14. Жизнь как желание и удовлетворение

• Желание - это страдание, так как удовлетворение
желания скоро насыщает человека
• Удовлетворение потребности приводит к
пресыщению и скуке, возникает отчаяние.
• Счастье - это не блаженное состояние, а только
избавление от страдания, но это избавление
сопровождается новым страданием, скукой.
• В мире господствует мировое зло, которое
неискоренимо,
• счастье иллюзорно,
• а страдание неотвратимо,
• оно коренится в самой "воле к жизни".

15. Оптимизм - это насмешка над страданиями человека

• Человек сгибается под тяжестью
жизненных нужд,
• Он постоянно живет под угрозой смерти
и страшится ее.
• Философия и религия
создают лишь иллюзию
жизненной цели.

16. Мир как представление, мир как воля

• Реальный «мир как воля» отличается от
воображаемого «мира как представления».
• Если «мир как представление» в качестве
«мозгового феномена» существует только в
интеллекте, «сознании», то
• «мир как воля» действует без интеллекта и
сознания – как «бессмысленная», «слепая»,
не знающая усталости «воля к жизни».

17. Фридрих Ницше: воля к власти

• Воля - первична по отношению к
сознанию и мышлению
• «Я обладаю волей и
действую, следовательно,
я живу». Жизнь - это слепое
иррациональное начало мира.
Жизнь только средство
к чему-то: она есть выражение
форм роста власти”.

18. Идея сверхчеловека

• Становление Сверхчеловека не имеет
ничего общего с биологической
эволюцией или мутацией.
• Сверхчеловек — это человек, достигший
нового понимания себя, способный
преодолеть хаос своих страстей, достигнуть
гармоничности и целостности духовной жизни
• Это человек, который своей мощной волей
продолжает существование мира, приходит в
историю в ее критические моменты.

19. Идея сверхчеловека

• Жизнь как реализация человеком «воли к
власти» • это сфера творения смысла, это сверх-жизнь,
• лишенная привычной моральной
нормативности.
• Сверхчеловек – создатель и носитель новых
ценностей и новой морали (духовное
творчество, полная концентрация воли к
власти, самосовершенствование)

20. Ф.Ницше

• Ф.Ницше никогда не призывал толкать
слабого, более того, теория
сверхчеловека подразумевала не
торжество одних над другими, а победу
творческого начала над
разрушительным, животным.
• Ф.Ницше полностью отрицал агрессию.
В его представлении человек мог
преодолеть только самого себя.

21. Вильгельм Дильтей

• "Что есть человек, может сказать ему только
его история".
• Понятия «жизнь» и
«историческая действительность»
равнозначны
• «Жизнь .... по своему материалу
составляет одно с историей»
• История как целое не имеет своего смысла
• Смыслом обладают лишь отдельные эпохи –
• «культурные системы» индивидуальной
структуры.

22. Анри Бергсон

• Необходимо "дополнить теорию познания теорией
жизни".
• «Жизнь" ускользает от нас
только потому, что
• мы пытаемся схватить ее
интеллектуальными средствами,
что похоже на попытку зачерпнуть воды
решетом.
Сущность жизни может быть постигнута
только с помощью ИНТУИЦИИ.
• Концепция развития - "творческая эволюция".
• Эволюция есть "творчество", "жизненный порыв".

23. Разум омертвляет жизнь

• Разум не способен постичь жизнь, так как
своей деятельностью только омертвляет
ее
• Наука, построенная на разуме, тоже не в
состоянии проникнуть в реальность, будучи
безнадежно оторванной от жизни.
• Научное познание построено на
аналитической, то есть разлагающей
процедуре:
• разбивая изучаемое на части, оно упускает
главное, за сплетением корней и ветвей не
видит леса.

24. Интуиция (от лат. intueri – пристально, внимательно смотреть)

• Интуиция - способ познания
• Способность к непосредственному
обнаружению истины безо всяких
обоснований и доказательств.
• Интуитивное понимание –
• это не рассуждение, а озарение.
• Интуиция не подчиняется никаким
законам и не построена ни на каких
принципах

25. Интуиция как метод особого философского познания

• Искусство (особая форма человеческого
духа) представляет интуитивное постижение
действительности.
• Художник никогда не анализирует и не
препарирует предмет своего внимания, но
пытается уловить его таким, каков он есть, во
всей его сложности и непостижимости.
• Философия должна сблизиться с
искусством и заимствовать из его
арсенала разнообразные ненаучные
способы и приемы освоения мира.

26. Философия жизни. Вывод.

• Жизнь складывается из чувств, желаний, эмоций,
интеллекта, воли, памяти, воображения и др.
Только нерасчленимая,
единая взаимосвязь
всех этих компонентов
и образует живое явление,
уникальное и непостижимое
в своей органичности и гармонии.
• Целостность и неразделенность - главная и
неотъемлемая черта любой жизни, без которой она
невозможна.

27. Датский философ Сёрен Кьеркегор - основатель экзистенциализма

Датский философ Сёрен Кьеркегор основатель экзистенциализма
• Существование всегда индивидуально, есть
только частное, конкретное, единичное
• Все общее – это конструкция
ума и реально не существует.
• Например, «Человек»
есть всего лишь понятие,
название, термин, которым мы
обозначаем некие общие черты,
присущие всем людям.
• Но является ли «Человек» реальностью?

28. Проблема единичного и общего

• Человек вообще - не существует. А что тогда
реально?
• Не обозначают никакого действительного
существования такие термины как
«мужчина», «женщина», «европеец»,
«китаец», «древний грек», «современный
американец» и т.п.
• Очевидно, что существовать по-настоящему
может только единичный, конкретный,
данный человек, а не обобщенные его
названия.

29. Экзистенция (от лат. existentia – существование)

• Предметом философии может быть только
«экзистенция» (единичное, индивидуальное
существование).
• Общее: «человечество», «общество», «история» • это фантомы или фантастическая среда
• Подлинная действительность сосредоточена в
отдельных людях,
• Каждый человек в силу своей единичности уникален
и неповторим
• Каждый человек является высшей ценностью и
настоящим предметом философского внимания.

30. Общая характеристика

• Идеи экзистенциализма получили развитие в
ХХ веке в трудах Мартина Хайдеггера, Карла
Ясперса, Альбера Камю, Жана-Поля Сартра,
Симоны де Бовуар и др.
• На экзистенциализм оказали
преобладающее влияние идеи
философии жизни
• Экзистенциализм как яркое проявление нонкомформизма явился своеобразной реакцией
на духовный кризис, вызванный войнами и
страданиями.

31.

32. Общая характеристика

• В ситуации безнадежности и душевной
растерянности
• призыв экзистенциалистов к человеческой
подлинности, к чувству человеческого
достоинства оказался источником мужества и
нравственной стойкости.
• Обычно различают экзистенциализм:
• религиозный (К. Ясперс, Г. Марсель, А.
Бердяев и др.) и
• атеистический (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А.
Камю и др.)

33. Познание через переживание

• Нельзя собственную жизнь (а она и является
экзистенцией) сделать объектом наблюдения, то
есть посмотреть на нее извне, со стороны.
• Наша жизнь всегда с нами и неотделима от нас,
поэтому постижение ее представляет собой большую
трудность.
• Экзистенция не поддается рациональному или
научному познанию, которое может иметь дело
только с объектами.
• Единственный способ постичь индивидуальное
существование – это
• пережить и описать его так, как оно
открывается в непосредственном переживании

34. Экзистенция – это одиночество

• Индивидуальная жизнь - только твоя.
• Никто не проживет твою жизнь за тебя,
никто не сможет умереть вместо тебя.
• Ты один на один со своей жизнью и
помощи ждать неоткуда.
• Каждый из нас безысходно одинок.

35. Жизнь и смерть

• Любая вещь лучше всего понимается через
собственную противоположность.
• Если существовал бы только день, а ночи не было
бы вовсе, то могли бы мы знать, что такое день?
• Следовательно, и жизнь наиболее полно может
раскрыться перед лицом смерти.
• Именно через смерть мы можем уловить
экзистенцию,
• увидеть ее, получить о ней некое представление.

36. А.Камю: жизнь как абсурд

Непрерывный и бессмысленный
труд Сизифа как метафора
современной жизни,
потраченной на бесполезный труд на
фабриках и в офисах. «Сегодняшний рабочий
каждый день своей жизни трудится над одной
и той же задачей, и эта судьба не менее
абсурдна. Но это трагично только в редкие
моменты, когда это осознаётся

37. Жизнь – борьба со смертью

• Между царством природы и миром богов находится
человек – самое трагическое и несчастное существо,
которому достался наиболее незавидный удел:
• Быть смертным и Знать об этом.
• Человек непроизвольно и бессознательно пытается
убежать от смерти.
• В жизненной активности мы не только убегаем от
смерти, но и боремся с ней, отрицаем ее каждым
полноценным и жизнеутверждающим днем своего
существования.

38. Почему человек задумывается о смысле жизни?

• Потому что есть смерть.
• Если бы ее не было, то вопрос о смысле
жизни не мог бы возникнуть.
• Зачем жить, если я все равно умру; и если
мне суждено умереть, что я должен сделать
в отпущенное мне время, чтобы моя жизнь
что-то из себя представляла, была чем-то,
была жизнью, а не пустотой или живой
смертью?
• Что делать – суть любого
вопроса о смысле жизни.

39. Право выбора

• Разум - главная отличительная
черта человека, в силу которой у
него есть знание о смерти.
• Человек знает, что хорошо и что плохо.
• Животные лишены разума, а потому живут
инстинктом и ничего не знают о добре и зле.
• Животные, будучи лишенными всякого
выбора,
• являются несвободными существами.
• Человек – свободен сделать выбор.

40. Ж.-П.Сартр – идея свободы

• «Человек осужден быть свободным».
• Свобода – это, прежде всего, наличие выбора.
• Через сознание и выбор индивид придает миру
ценность и значение.
• свобода не как свобода духа,
ведущая к бездействию, а
как свобода выбора:
узник свободен принять
решение — смириться или
бороться за свое
освобождение.

41. Выбор – индивидуальная ответственность

• Если человек выбирает зло, то виноват в этом только
он сам и несет за это полную ответственность.
• Таким образом, настоящая вина всегда свободна
• Где нет свободы, там нет и вины
• Человек, как свободное существо, ответственен:
• за все совершаемое им,
• за все, творящееся вокруг,
• потому что живет в происходящем, осознает его, а
значит является его участником.

42. Человек и общество

• Чувство вины и ощущение
ответственности, равно как и страх перед
смертью – слишком тяжелое бремя.
• Пытаясь избавиться от этих тяжелых
обстоятельств жизни,
• Человек растворяет себя
в обществе, однако, жизнь
в обществе –
эфемерное, неподлинное
существование
Раствориться в массе людей невозможно.

43. К.Ясперс: экзистенциальная коммуникация

• Структуру человеческого
бытия составляет общение
индивида с другими.
"Мы являемся тем, что мы
являемся, только благодаря
общности взаимного
сознательного понимания.

44. К.Ясперс

Не может существовать человек сам по
себе, просто как отдельный индивид...
Все то, что есть человек и что есть для
человека... достигается в
коммуникации".
• Экзистенциальная коммуникация
отличается от тех ролей, которые
играет человек, выступая как ученый,
политик и т.п.
• Экзистенциальная коммуникация
выступает как духовное общение

45. Вывод. Цель философии экзистенциализма

• Цель экзистенциализма - отыскать
утерянный смысл человеческого
существования.
• Философия экзистенциализма - критика
неподлинного человеческого существования
в современном мире.
• Мир, в котором проходит жизнь человека мир анонимности, не-подлинности. В этом
мире правят толпа, любопытство,
двусмысленность и болтовня.
• Это мир абсурда.
English     Русский Правила