1892-1941
«Моим стихам, написанным так рано…» - 1913
«Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…») - 1916
«Кто создан из камня, кто создан из глины…» 1920
«Тоска по родине! Давно…» - 1934
«Книги в красном переплёте» - 1908-1910
«Бабушке» - 1914
12.10M
Категория: ЛитератураЛитература

Подготовка к ЕГЭ. Лирика М. Цветаевой

1. 1892-1941

2. «Моим стихам, написанным так рано…» - 1913

На этом стихотворении можно проследить тернистый путь поэтессы, первые
сборники которой действительно пылились на полках в магазинах, «где их никто не
брал и не берёт».
Состоит
из одного предложения, поэтому создается впечатление, что это
стихотворение создано словно на одном дыхании.
Быть услышанной – этого хочет лирическая героиня. Не сложно догадаться, что это и
есть сама поэтесса. Она преисполнена любовью и гордостью за свои творения.
Подбирает для них самые лучшие и красивые сравнения. Таким образом, Цветаева
пытается показать, насколько энергичны и динамичны её стихи.
Стихотворение пропитано эмоциями и читается на одном дыхании. Будто торопясь
записать все ускользающие мысли, во фразе «Что и не знала я, что я – поэт»,
Цветаева словно спотыкается от волнения. Это придаёт некой живости. Можно
представить, как автор стоит прямо перед нами и рассказывает свою историю.
Ямб.

3. «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…») - 1916

«Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…») 1916
В стихотворении поэтесса пытается обыграть каждый звук имени
Блока. Его имя — это что-то тёплое как птица в руке, но неуловимое,
откроешь ладонь — и улетит. Звук «л» в имени поэта натолкнули
Цветаеву на ассоциацию с льдинкой на языке. Его образ для неё
одновременно будоражуще холодный,- один звук, одно движение губ,
произносимых: «Блок» щекочут холодком язык и касаются
сокровенных уголков души.
Всё стихотворение — это монолог поэтессы. Нет сюжета, это просто
набор эмоций.
Для Цветаевой Блок — это воплощение её духовной любви, он как ангел, вроде
человек, но возвышенный, неуловимый и невещественный
Дольник.

4. «Кто создан из камня, кто создан из глины…» 1920

Образное описание сущности Цветаевой, осознание себя изнутри и со стороны в
сравнении с окружающим миром.
Цветаева всегда ощущала в себе эту «морскую» сущность.
Противопоставляется камень и глина бушующей живой воде. Земная соль, надгробные
плиты, гранитные колена, все эти статичные образы — не Марина, а Марина
неукротима и неподвижна.
Главная метафора — это образ морского побережья с накатывающимися буйными
волнами, ассоциируемый с образом лирической героини. Стихотворение «плещет»
бунтом, творческим порывом, которое неустанно «бьётся» о «гранитные колена»
будней.
Амфибрахий.

5. «Тоска по родине! Давно…» - 1934

Поэтесса отмечает, что ей, в сущности, безразлично, «по каким камням домой брести
с кошёлкою базарной», и что именно считать своим домом.
Поэтесса признается, что фактически вынуждена жить прошлыми воспоминаниями,
которые для неё являются роднее всего.
Тема одиночества становится центральной, и вплоть до последней строфы
развивается мысль о том, что лирической героине всё равно, где быть «совершенно
одинокой».
Героиня понимает, что в её душе навсегда останется частичка её Родины. Она
навсегда связана с родной землёй.
Ямб.

6. «Книги в красном переплёте» - 1908-1910

В стихотворении М. Цветаевой «Книги в красном переплёте» героиня немного похожа
на саму писательницу. Она искренняя, откровенная, любит музыку и художественную
литературу, а ещё - скучает по своей матери, родному дому, где ей было тепло и уютно.
Однако героиня произведения является воплощением не только лица самого автора, но
и черт многих людей, которые любят читать, слушать музыку «фантазировать» мечтать.
Обращаясь к недавнему прошлому, Цветаева испытывает ностальгию и восклицает:
«Как хорошо за книгой дома!»
Ямб.

7. «Бабушке» - 1914

Заметная тоска об ушедшем времени, даже о целой эпохе кавалеров и прекрасных дам
19-го века.
Цветаева создала очень реалистичный образ своей бабушки, используя глаголы и
метафоры «чёрное платье» или «надменные губы». Поэтесса максимально точно
передала дух эпохи 19 века и необычный образ прекрасной женщины, которая может
считаться идеалом эстетики, начитанности и умении держаться.
Стоит отметить, что рассказ ведётся не о красивой фантазии, а о вполне реальной
женщине – полячке, которая отлично справляется с разными музыкальными
инструментами.
Стихотворение Цветаевой наделено глубокими размышлениями о безысходной
кончине всего человеческого существования, параллельно выделяя бессмертие
потенциала мысли и креативной личности.
Дактиль.

8.

«Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о
Москве») - 1916
Помещение стихотворения под числом «семь» придает ему особую значимость в цикле и
заставляет поглубже вглядеться в расставленные смысловые акценты. Связь символики с
Москвой происходит через сакральные образы. В расположении города на семи холмах
Цветаева обнаруживает высшую, священную волю. При этом конусообразная форма
холмов, похожая на форму колоколов, делает их опрокинутым, миражным, мистическим
отражением связи небесного и земного, фантастическим миром, в котором колокола
находятся внизу, а колокольни — вверху.
Сама московская земля становится звучащим мифом. В конце текста происходит
смысловой переворот, подобный перевернутому образу системы сакрального устройства
в начале. И последнее, посмертное желание Поэта — чтобы рот заткнули «Колокольной
землей московскою», — свидетельствует о собственной бунтарской сущности,
отражающей бунтарскую силу Москвы, как об этом свидетельствует колокольный гром в
стихотворении
Седьмое стихотворение из цикла «Стихи о Москве», отмеченное особой приметой —
наполненным эзотерической символикой числом «семь», содержит в себе наиболее
характерные черты цветаевской мифологии, яркими поэтическими средствами отражает
одновременно противоречивую и неделимую, цельную сущность её мировоззрения.
Акцентный стих.
English     Русский Правила