Рукописная книга в средневековой Европе
Основные центры книгописания в средневековой Европе
Основные центры книгописания в средневековой Европе
Основные центры книгописания в средневековой Европе
Основные центры книгописания в средневековой Европе
Основные центры книгописания в средневековой Европе
Основные центры книгописания в средневековой Европе
Основные центры книгописания в средневековой Европе
Основные центры книгописания в средневековой Европе
Техника изготовления книги. Эволюция почерков
Техника изготовления книги. Эволюция почерков
Техника изготовления книги. Эволюция почерков
Техника изготовления книги. Эволюция почерков
Техника изготовления книги. Эволюция почерков
Техника изготовления книги. Эволюция почерков
Техника изготовления книги. Эволюция почерков
Техника изготовления книги. Эволюция почерков
Техника изготовления книги. Эволюция почерков
Техника изготовления книги. Эволюция почерков
Техника изготовления книги. Эволюция почерков
Техника изготовления книги. Эволюция почерков
Книготорговля и библиотеки
Библиофилия
Складывание канонических текстов книг мировых религий
Складывание канонических текстов книг мировых религий
Складывание канонических текстов книг мировых религий
Складывание канонических текстов книг мировых религий
4.04M
Категория: ИсторияИстория

Рукописная книга в средневековой Европе

1. Рукописная книга в средневековой Европе

2.

• Основные центры книгописания в
средневековой Европе.
• Техника изготовления книги. Эволюция
почерков.
• Складывание канонических текстов книг
мировых религий

3. Основные центры книгописания в средневековой Европе

• Появление цензуры (создание списков
запрещенных книг: 499 г., по приказу папы
Геласия создан Papal Index);
• В средние века начинает также
формироваться авторское право; его
предшественником были так называемые
«привилегии».

4. Основные центры книгописания в средневековой Европе

Подъем книгописания в Европе связан с
распространением христианства.
• Еще в позднюю римскую эпоху
существовали два основных типа писцов:
– скрипторы (либрарии) – изготовляли книги;
– нотарии – изготовляли акты. Коллегии
нотариев при дворах варварских королей.

5. Основные центры книгописания в средневековой Европе

• IX-X вв. в Европе
характеризуются подъемом
просвещения, центром
которого были придворные
круги французских королей и
германских императоров. Этот
подъем именуют
«Каролингским ренессансом»
(от имени династии
Каролингов, основателей
империи).
• Один из видных деятелей
каролингского ренессанса –
англосаксонский ученый
Флакк Альбин Алкуин (ок.735804 гг.), с именем которого
связывают изобретение
каролингского минускула.

6. Основные центры книгописания в средневековой Европе

Монастырские скриптории
• монастырь Вивариум
(Виварий)
• Реймский монастырский
скрипторий
• монастырь на о. Рейхенау

7. Основные центры книгописания в средневековой Европе

• Организация работы.
Рабочее место писца

8. Основные центры книгописания в средневековой Европе

• Начиная с XI в. в Европе
начинают появляться
университеты (Болонский
– 1119 г., Парижский –
1120 г., в начале XIII в.
открылись Кембриджский
и Оксфордский
университеты). При них
были созданы
собственные скриптории,
обслуживавшие нужды
науки и образования.

9. Основные центры книгописания в средневековой Европе

• В Парижском университете возникла новая
система переписки книг. Университетская
комиссия составляла список книг,
необходимых для студентов, тщательно
проверяла текст экземпляра, который состоял
из несброшюрованных тетрадей в 4 листа
(pecia). Позже эти экземпляры могли
выдаваться для чтения студентам, а могли
копироваться, причем тетради раздавали сразу
нескольким писцам, что существенно
увеличивало скорость изготовления копии.
• В университетских библиотеках, собранных из
многочисленных рукописей, книги
предполагалось не только хранить (как в
большинстве монастырей), но и использовать.
Здесь появилась традиция наиболее редкие
книги приковывать к полкам цепями; выносить
их из библиотеки разрешалось только в
исключительных случаях.

10. Основные центры книгописания в средневековой Европе

• В XIII-XIV вв. появляется фигура вольнонаемного писцаремесленника, книги изготавливаются также в
ремесленных мастерских (разделение труда), в
университетских скрипториях, сохраняются
монастырские и братские скриптории.
• Постепенно изготовление книги превращается в
прибыльное дело, в XIV в. начинает складываться
книжный рынок.
• Таким образом, формируются основные категории
средневековых писцов и скрипториев: придворные,
монастырские, университетские. Позже появляются
вольнонаемные писцы. Возникают крупные
мастерские с разделением труда и специализацией.

11. Техника изготовления книги. Эволюция почерков

• Продолжалось использование восковых
табличек . Для тех же целей использовали
грифельные доски;
• папирус;
• пергамен;
• бумага появляется в Европе с XI в.,
начинает соперничать с пергаменом в XIV
в., вытесняет его в XVI в.

12. Техника изготовления книги. Эволюция почерков

• Бумага была изобретена
в Китае в начале новой
эры, позже она
распространилась по
странам Дальнего
Востока и около VIII в.
появилась в Средней
Азии и на Ближнем
Востоке, в Египте. Около
XI в. из Мавритании
бумажное производство
было завезено в Европу.

13. Техника изготовления книги. Эволюция почерков


Настоящей родиной европейского
способа производства бумаги
является Италия. Наиболее
вероятным местом изобретения и
совершенствования новой
технологии следует считать
бумажную мельницу в г. Фабриано
(область Марч, столица – Анкона),
основанную до 1268 г.
Таким образом, папирус
практически исчезает из оборота,
его сменяет пергамен, а со
временем – бумага. Появление
бумаги ускорило и удешевило
процесс создания книги, сделало
книгу более общедоступной.
Начинается процесс
универсализации материалов для
письма: постепенно бумага
вытесняет все остальные
материалы.

14. Техника изготовления книги. Эволюция почерков

15. Техника изготовления книги. Эволюция почерков

16. Техника изготовления книги. Эволюция почерков

• Форма книги: кодекс.
Окончательно сменяет свиток в
II в. н.э. Переписка методом
«спуска полос».
• Орудия письма:
– стиль (позже называли
графиум): металлическая
палочка, один конец которой
заострен, а другой – закруглен;
– калам. Заостренная
тростниковая палочка,
расщепленная на конце.
Особенно был распространен в
Италии. Точили пемзой,
смачивали острие слюной,
чтобы удерживал больше
чернил;
– Перо.

17. Техника изготовления книги. Эволюция почерков

• Оформление книги:
– появление инициала,
выступающего за текст или
вдвигающегося вглубь текста;
– рубрика. Написание красной
краской одной или двух
первых строк;
– появление заглавия и
оглавления книги на первых
листах кодекса (многие
утрачены) уже в V-VII вв. При
этом сохраняется колофон
(выходные сведения
помещаются в конце книги).
– разработка вспомогательного
аппарата книги (сигнаутры,
рекламы, фолиация и
пагинация).

18. Техника изготовления книги. Эволюция почерков

Книги с миниатюрами.
• Одна из древнейших – Россанское
евангелие (VI в.н.э.); Евангелие 586 г.
(написано месопотамским монахом
Равулой, хранится во Флоренции).
• Совершенно специфические
традиции оформления книги
сложились в странах, которые не
были непосредственно связаны с
традициями античности (Ирландия и
Англия). Характерная особенность
ирландской книги раннего
средневековья – заполненные
сложными плетеными орнаментами
«ковровые» страницы. Яркий пример
– Евангелие из Дарроу (VII в.),
Келлское Евангелие (800 г.)
• http://readeralexey.narod.ru/photoalbu
mKells.html (Келлское Евангелие)

19. Техника изготовления книги. Эволюция почерков

• Переплет: Для переплетов
использовали воловью,
свиную кожу, пергамен,
позднее – козлиную,
называемую «шевро» или
«сафьян». С IX в. на переплете
появляется тиснение, которое
со временем усложняется.
Иногда деревянные
переплеты обтягивали парчой
или бархатом. Для удобства
чтения и сохранности
переплета на нижней крышке
помещали металлические
полусферы («жуки»), углы
украшали наугольниками.

20. Техника изготовления книги. Эволюция почерков

• Чтобы переплет не коробился со
временем, к нему крепили
застежки или завязки,
стягивавшие переплет.
Появились переплеты в виде
кошеля или конверта, который
можно было пристегивать к
поясу и возить с собой во время
путешествий.
• Вещность, объем, «солидность»
средневековой европейской
книги были призваны внушать
почтение и трепет, поскольку
книга являлась вместилищем
священных текстов, либо
ученых трактатов, также не
предназначенных
непосвященным.

21. Техника изготовления книги. Эволюция почерков

Эволюция почерков.
• Существует два основных
типа почерка, внутри
которых идет эволюция.
Маюскул – письмо
прописных букв, каждая
буква умещается между
двумя параллельными
линиями. Минускул –
письмо строчных букв.
• Каролингский ренессанс
(IX-X вв.). Создание
каролингского минускула
– Алкуин.

22. Техника изготовления книги. Эволюция почерков

К моменту создания книгопечатания (XV в.) существовало два
основных типа письма:
– готическое (монашеское), особенно широко представленное в
германоязычных странах. Причина его появления: нехватка писчего
материала, поэтому пропорции букв удлиннены, сами буквы тесно
расположены. Характерно усиление излома (связано со спецификой
заточки пера);
– возрожденное каролингское письмо (антиква или романа), которое
преобладало в Италии и Франции.

23. Книготорговля и библиотеки

• Основные типы
средневековых
европейских библиотек
– библиотека
монастырская и
возникшая несколько
позже библиотека
университета
• Постепенно
изготовление книги
превращается в
прибыльное дело, в XIV
в. начинает
складываться книжный
рынок

24. Библиофилия

• «Великолепный Часослов»
герцога Беррийского.
Художники – братья
Лимбурги.
• http://www.christusrex.org/
www2/berry/index.html
• Один из известнейших
библиофилов
средневековья – Ричард
де Бери (1287-1345).
Составил первую
энциклопедию
библиофильства
«Филобиблон».

25. Складывание канонических текстов книг мировых религий

• Одной из таких книг является Библия (греч. la
biblia – книги, мн.ч.). Принята как священная
книга в иудаизме, всех христианских церквях и
сектах. Считается самой читаемой книгой в
мире.
• Библия состоит из двух основных частей:
Ветхий завет, изначально написанный на
семитских языках, и Новых завет.
• Наиболее ранние находки библейских текстов
– свитки Мертвого моря
http://www.deadseascrolls.org.il/featured-scrolls

26. Складывание канонических текстов книг мировых религий

• В III-II вв. до н.э. по заказу Птолемея II Филадельфа в
Александрийскую библиотеку привезли из Иерусалима некий
текст Библии. По преданию, над сверкой и переводом работала
группа из 72 переводчиков («толковников»). Этот перевод носит
название Септуагинты (по числу переводчиков).
• В период гонений на христиан в текстах различных общин,
естественно, возникли разночтения. На Никейском соборе в 325
г. специальная комиссия, просмотрев огромное число
рукописей, выделила канон – единый общий текст, в который
вошли Ветхий завет (Септуагинта) и Новый завет в его
современном виде. Никейский собор отверг свыше 100
вариантов Евангелий. Они стали называться апокрифы –
отвергнутые.
• В IV в. блаженный Иероним перевел греческую Библию на
латинский язык. Латинский перевод бл.Иеронима принят как
канонический в римско-католической церкви и называется
Вульгата.

27. Складывание канонических текстов книг мировых религий

• Синайский кодекс. Переписан греческим
маюскулом без промежутков между словами.
Датируется IV в. н.э.
http://www.codexsinaiticus.org/ru/codex/
• До открытия Синайского кодекса древнейшим
считался Ватиканский кодекс. Датируется IV в.
• В Швеции, в библиотеке университета Упсалы
хранится Серебряный кодекс – роскошная
рукопись на готском языке в переводе
Вульфилы, сделанном в V в

28. Складывание канонических текстов книг мировых религий

Вырабатывались в период средневековья и
канонические тексты других мировых религий.
• Так, еврейские ученые книжники («соферим»)
разыскивали, собирали и толковали тексты
Ветхого завета. Его канонический вариант в
совокупности с толкованиями и
наставлениями называется Талмуд.
• Главной книгой ислама является Коран. Он
был создан на Ближнем востоке (Медина,
Мекка, Дамаск, Багдад) и переведен сейчас
почти на все языки мира.
English     Русский Правила