Книга в России в первой половине XVIII в.
Цензура
Положение и права автора
Положение и права автора
Введение гражданского шрифта
Введение гражданского шрифта
Введение гражданского шрифта
Введение гражданского шрифта
Введение гражданского шрифта
Введение гражданского шрифта
Новые типографии Москвы и Санкт-Петербурга. Типография Академии наук
Новые типографии Москвы и Санкт-Петербурга. Типография Академии наук
Новые типографии Москвы и Санкт-Петербурга. Типография Академии наук
Новые типографии Москвы и Санкт-Петербурга. Типография Академии наук
Новые типографии Москвы и Санкт-Петербурга. Типография Академии наук
Новые типографии Москвы и Санкт-Петербурга. Типография Академии наук
Новые типографии Москвы и Санкт-Петербурга. Типография Академии наук
Изменения в репертуаре печатной книги в первой половине XVIII в.
Изменения в репертуаре печатной книги в первой половине XVIII в.
Изменения в репертуаре печатной книги в первой половине XVIII в.
Изменения в репертуаре печатной книги в первой половине XVIII в.
Изменения в репертуаре печатной книги в первой половине XVIII в.
Изменения в репертуаре печатной книги в первой половине XVIII в.
Изменения в репертуаре печатной книги в первой половине XVIII в.
Изменения в репертуаре печатной книги в первой половине XVIII в.
Изменения в репертуаре печатной книги в первой половине XVIII в.
Торговля и книгораспространение в первой половине XVIII в.
Торговля и книгораспространение в первой половине XVIII в.
Торговля и книгораспространение в первой половине XVIII в.
Торговля и книгораспространение в первой половине XVIII в.
2.66M
Категория: ИсторияИстория

Книга в России в первой половине XVIII века

1. Книга в России в первой половине XVIII в.

2.

• Введение гражданского шрифта.
• Новые типографии Москвы и СанктПетербурга. Типография Академии наук.
• Изменения в репертуаре печатной книги в
первой половине XVIII в.
• Торговля и книгораспространение в первой
половине XVIII в.

3. Цензура

• Цензура как специальный государственный институт была учреждена
Петром I в 1721 г. Синоду было поручено осуществлять предварительный
надзор за печатанием богословских и других духовных книг.
• В 1756 г. была учреждена Московская духовная цензура.
• В царствование Екатерины II цензурные полномочия были официально
предоставлены Синодальной конторе, Московскому и Петербургскому
митрополитам, а фактически – духовным лицам из академии. В 1783 г., в
законе о вольных типографиях, впервые в России была законодательно
введена предварительная цензура для всех изданий.
• В 1796 г. «вольные типографии» были отменены; тем же указом
вводились цензурные комитеты, состоявшие как из светских цензоров,
так и представителей Синода. К началу 1790-х гг. относятся первые
внесудебные расправы над издателями и авторами (А.Н. Радищев, Н.И.
Новиков). В 1798 г. были созданы цензурные учреждения во всех портах
для просмотра ввозимых в Россию книг, а в 1800 г. ввоз книг в Россию
был и вовсе запрещен. Были также учреждены цензурные комитеты в
Петербурге, Москве и других городах. В 1799 г. вышло «Положение о
духовной цензуре или комиссии», согласно которому вся духовная
цензура была сосредоточена в Москве.

4. Положение и права автора

• После петровских реформ литературный труд утратил характер
«святого дела», ученый монах сменился чиновником. Оплата
литературного труда стала осуществляться в форме служебного
жалования. Многие литераторы находились на
государственной службе. Именно в этот период впервые в
отечественной истории начинают формироваться отношения
между автором и издателем в форме выплат гонорара.
• Авторским гонораром принято называть вознаграждение,
выплачиваемое автору произведения литературы, науки или
искусства или его наследникам за использование этого
произведения. Гонорар – это форма взаимодействия как
литератора и издателя (непосредственно), так и автора и
публики (опосредованно). Наличие гонорара свойственно не
всем типам литературной системы. Так, в условиях господства
меценатства он отсутствует.

5. Положение и права автора

Гонорар появляется при следующих условиях:
• а) есть люди, готовые продавать свою литературную продукцию – т.е.,
они считают литературное творчество трудом и не стыдятся получать
оплату за свои произведения;
• б) есть люди, которым эта продукция нужна и которые готовы за нее
платить
• в) есть люди, которые берут на себя функции посредничества между
создателями и потребителями литературных произведений.
Т.е., появление гонорара связано с появлением обширной аудитории
публики и формированием ее «постоянных представителей» в литературе
– коммерческих издателей.
На начальных стадиях формирования гонорара как формы
взаимоотношений между издателем и автором гонорар выплачивается за
конкретное произведение, позже вводится гонорарная ставка – оплата
писательского труда за единицу литературной продукции. Появление
гонорарной ставки означает момент «укоренения» гонорара в литературе

6. Введение гражданского шрифта

• Введение гражданского шрифта
в России происходило по
инициативе и при активном
участии Петра I.
• Первый опыт издания книг
нового типа был предпринят по
указу Петра I в Амстердаме, в
типографии Яна Тессинга (?1701). Эта типография была
открыта в 1698 г., но
официальная грамота на ее
открытие была прислана позже,
в 1700 г. Возглавлял типографию
Илья Федорович Копиевский
(Копиевич) (1651-1714).

7. Введение гражданского шрифта


Первыми изданиями типографии
были: «Введение краткое во всякую
историю» (1699), «Краткое и полезное
руковедение во арифметику» (1699).
Однако книги не отвечали
требованиям, которые выдвигал Петр,
и типография вскоре была закрыта.
Копиевский самостоятельно
продолжал выпуск книг для России.
Из них наиболее примечательны
словари: латинско-русско-немецкий и
латинско-русско-голландский (1700),
«Латинская грамматика» (1700),
«Притчи Эсоповы» (1700) и др.
Однако эти книги не находили
оживленного спроса в России,
расходились годами.
Т.о., организация типографии в
Амстердаме не привела к результату,
запланированному Петром. Встал
вопрос о создании светской
типографии и светского шрифта
непосредственно в России.

8. Введение гражданского шрифта

• Процесс создания гражданского
шрифта занял несколько лет
(1707-1710), активное участие в
нем принимал сам Петр, а также
известный деятель в области
книгопечатания И.А. МусинПушкин и руководитель первой
московской гражданской
типографии В. Киприянов.
Непосредственно рисунок
шрифта разрабатывал
рисовальщик и чертежник
Куленбах. В 1707 г. новый шрифт
был отлит на Московском
печатном дворе словолитчиком
Михаилом Ефремовым.

9. Введение гражданского шрифта

• Новая азбука была легка для
усвоения, удобна в наборе,
демократизировала чтение.
Окончательный ее вариант был
принят в 1710 г. Петр I
своеручно написал на
экземпляре гражданской
азбуки: «Сими литеры печатать
исторические и манифактурные
книги. А которые подчернены,
тех [в] вышеописанных книгах
не употреблять».
Кириллический шрифт с 1708 г.
употреблялся
преимущественно для печати
церковных книг.

10. Введение гражданского шрифта

• Первой книгой, отпечатанной
новым шрифтом, была «Геометриа
словенски землемерие» (март
1708 г.). На ее титуле значилось:
«Издается новотипографским
тиснением». В основу книги был
положен труд немецкого ученого
А.Э. Буркхарда фон
Пюркенштейна. Перевел текст на
русский язык генералфельдцейхмейстер Яков
Вилимович Брюс.
• Гражданские шрифты для изданий
петровской эпохи изготавливались
в Москве мастерами Михаилом
Ефремовым, Григорием
Александровым и Василием
Петровым.

11. Введение гражданского шрифта


Началось использование гравюры на меди, была создана отечественная
школа граверов.
В 1697 г. во время заграничной поездки Петр I завел знакомство со многими
учеными и мастерами. Особое внимание царь обратил на гравюру на меди.
Он сам обучался гравированию у художника из Амстердама Адриана
Схонебека (Шхонебека) (1611-1705), а позже пригласил его в Москву.
Схонебек приехал в 1698 г. вместе с пасынком Питером Пикартом. В России
мастер занимался обучением, сам много гравировал. При Оружейной палате
была открыта гравировальная мастерская, в которой работали знаменитые
русские мастера Алексей Зубов, Петр Бунин и др.
В 1699-1700 гг. Схонебек исполнил первый эстамп «Осада Азова в 1696 г.». Он
изготавливал также карты звездного неба, технические чертежи и др. После
его смерти гравировальную мастерскую возглавил Питер Пикарт (1668/91787).
В гравировальной мастерской были заложены основы русской эстампной
гравюры.
https://artchive.ru/artists/3030~Adrian_Shkhonebek/works/29450~Osada_turetsk
oj_kreposti_Azov_russkimi_vojskami Одна из гравюр Схонебека (Осада Азова).

12. Новые типографии Москвы и Санкт-Петербурга. Типография Академии наук

Новые типографии Москвы и СанктПетербурга. Типография Академии наук
• В 1701 г. по инициативе Петра I была
произведена реорганизация Монастырского
приказа, в ведении которого находилась
типография и печатное дело. Начальником
приказа был назначен И.А. Мусин-Пушкин,
который должен был управлять всеми
издательскими делами и развивать
государственные типографии. Позже, с 1721 г.,
общее руководство книгоизданием
осуществляло духовное ведомство страны,
возглавляемое Синодом.

13. Новые типографии Москвы и Санкт-Петербурга. Типография Академии наук

Новые типографии Москвы и СанктПетербурга. Типография Академии наук
Москва
• В 1705 г. по инициативе В.А. Киприанова была создана Гражданская типография – первое в России
специализированное предприятие по выпуску светских книг и гравюр.
• Первым изданием типографии было краткое популярное изложение учебника «Арифметика» –
«Новый способ арифметики». Однако основной продукцией типографии были гравюры. За весь
период ее существования (1705-1722) было выпущено более 20 гравюр.
• После 1722 г. типографию передали в ведение приказа артиллерии, где она обслуживала нужды
инженерных и навигацких школ, печатала карты, таблицы, гравюры и некоторые учебные книги.
Эта типография была создана на средства Киприанова, и он содержал ее «своим коштом» - т.е., это
было частное предприятие.
• Был серьезно реорганизован Московский печатный двор. Техническая реконструкция началась в
1708 г.: были изготовлены станы гражданской печати и введены новые шрифты. В 1710 г. сюда
перевели гравировальную мастерскую. Здесь также была устроена словолитня, снабжавшая
новыми шрифтами другие типографии Москвы и Санкт-Петербурга.
• Т.о., началась специализация в книжном деле: было создано предприятие, снабжавшее шрифтами
остальные типографии.
• Увеличилось число печатных станов, штат сотрудников к 1722 г. составлял уже 175 человек. Было
введено более четкое разделение труда. Первым директором Печатного двора в петровские
времена был Ф.П. Поликарпов (1670-1731) – выдающийся деятель просвещения, автор книг и
переводчик.
• Т.о., Печатный двор был изъят из ведения патриархата и стал фактически главным инструментом
Петра по введению гражданского книгопечатания и одним из рычагов государственного
управления.

14. Новые типографии Москвы и Санкт-Петербурга. Типография Академии наук

Новые типографии Москвы и СанктПетербурга. Типография Академии наук
Санкт-Петербург
• В 1711 г. была открыта универсальная
типография. Для ее оборудования по
указу Петра I с Московского печатного
двора был взят типографский стан,
шрифты и переведены мастера. К 1722 г. в
типографии насчитывалось уже 5 печатных
станов. В 1714 г. при типографии открыли
гравировальную мастерскую, оснащенную
«фигурным станом» для иллюстрирования
книг.
• В 1711 г. вышло первое издание
типографии – газета «Ведомости», а в 1712
г. – первая точно датированная книга
«Краткое изображение процессов и
судебных тяжеб» (правила производства
суда и следствия).
• Одно из изданий типографии – «Книга
Марсова» (1713-176 гг.), издание которой
так и не было закончено.
http://dlib.rsl.ru/viewer/01003341345#?pag
e=15

15. Новые типографии Москвы и Санкт-Петербурга. Типография Академии наук

Новые типографии Москвы и СанктПетербурга. Типография Академии наук
• В 1719 г. была открыта Сенатская типография – предприятие
ведомственного характера. Она печатала преимущественно
законодательные материалы – указы, манифесты и пр. Первые
дошедшие до нас ее издания датируются 1721 г., хотя она
начала работу гораздо раньше. Возглавлял типографию бывший
наборщик Печатного двора Сергей Никитин.
• В 1719 г. по инициативе Феофана Прокоповича (1681-1736)
открылась типография Александро-Невской лавры, также
носившая ведомственный характер. Она выпускала книги,
напечатанные преимущественно кириллицей. Наиболее
известное ее издание – букварь Прокоповича «Первое учение
отроком», выдержавшее 12 изданий за период 1720-1724 гг.
• В начале 1721 г. начала работу типография Морской Академии
(также ведомственная). Основной ее продукцией были книги
морской тематики, преимущественно переводы трудов
английских и голландских авторов.

16. Новые типографии Москвы и Санкт-Петербурга. Типография Академии наук

Новые типографии Москвы и СанктПетербурга. Типография Академии наук
• Увеличение количества типографий не замедлило
сказаться на количественных показателях книжного
дела. Если в 1701 г. было выпущено 8 названий
книг, то в 1724 г. – 149 названий.
• Т.е, в период петровских реформ в стране
сложилась централизованная система
книгоиздания, ведущее место в которой занимал
Московский печатный двор; в систему входили как
государственные, так и ведомственные
типографии. Частная инициатива в книгоиздании
не развивалась; книгопечатание по-прежнему
считалось делом государственным.

17. Новые типографии Москвы и Санкт-Петербурга. Типография Академии наук

Новые типографии Москвы и СанктПетербурга. Типография Академии наук
• После смерти Петра I многие типографии оказались в сложном
финансовом положении; правительство пришло к выводу о
необходимости свертывания издательской деятельности.
Указом 4 декабря 1727 г. петровские типографии упразднялись.
Фактическим монополистом в гражданском книгоиздании стала
типография Академии наук. Всего за 1725-1740 гг. в стране
было напечатано 616 изданий на русском и иностранном
языках. Более полвины из них являлись изданиями Академии,
на втором месте находилась Московская типография, на
третьем – Киевская. На долю остальных типографий
приходилось не более 1/5 издательской продукции.
• Организационно типография Академии состояла из двух
отделений: русского и иностранного. При ней существовали
своя словолитня, пунсонная, переплетная. Для изготовления
гравюр была создана специальная Гравировальная палата.

18. Новые типографии Москвы и Санкт-Петербурга. Типография Академии наук

Новые типографии Москвы и СанктПетербурга. Типография Академии наук
• Т.о., в Московском государстве возникает ряд типографий,
технической основой работы которых является печать подвижными
литерами, а организационной – структура полиграфического
процесса, предложенная Гутенбергом. К концу периода типографии
являются высокоразвитыми предприятиями мануфактурного типа с
выраженным разделением труда. Однако в целом
профессиональная дифференциация в книжном деле происходит
здесь медленнее, чем в странах Европы: словлитный процесс
становится самостоятельным значительно позже, лишь в XVIII в.
• Специфика Московского государства и, позже, Российской империи,
заключалась в том, что государство изначально обладало
монополией на книгопечатание; опыт анонимной типографии был
кратковременным и не создал традиции. Создание в первой
четверти XVIII в. системы государственных и ведомственных
типографий существенно не изменило ситуацию (за исключением
резкого уменьшения влияния церкви).

19. Изменения в репертуаре печатной книги в первой половине XVIII в.

Первая четверть XVIII в.
• Тиражи книг в первой четверти XVIII в. колебались от 100 до
1200 экз. Азбуки, церковные книги и правительственные указы
выходили гораздо большими тиражами.
• Всего в первой четверти XVIII в. была издана 561 книга, в том
числе около 300 книг гражданской печати.
• В издательской продукции петровского времени самое
большое место занимали издания законодательного и
политического характера (до 70% репертуара). Это указы,
регламенты, манифесты, отражавшие изменения русского
законодательства. Сюда же можно отнести реляции о военных
действиях (например, о ходе Северной войны).

20. Изменения в репертуаре печатной книги в первой половине XVIII в.


Поскольку открылось множество
общеобразовательных и специальных школ,
резко возросла потребность в учебниках,
особенно для начального обучения
(например, «Первое учение отроком»).
Особой популярностью пользовалось
издание «Юности честное зерцало, или
Показание к житейскому обхождению»
(февраль 1717, Петербург).
Особое значение приобретали учебники
математики, как правило, с прикладной
направленностью. Ярким образцом такого
учебника является «Арифметика, сиречь
наука числительная» Леонтия Магницкого,
преподавателя Московской навигацикой
школы; была напечатана кириллицей в 1703
г., на Московском печатном дворе.
Необычным для того времени было издание
«Таблицы логарифмов» (1703), в которой
материал сплошь представлен в табличной
форме.

21. Изменения в репертуаре печатной книги в первой половине XVIII в.


Видное место занимала литература по
военному делу (фортификации, артиллерии,
морскому делу и др.). Так, трижды
выпускалась книга «Побеждающая крепость»
Э. Боргсдорфа и «Новая манера укрепления
городов» Ф. Блонделя.
В 1708 г. вышла первая техническая книга
гражданского шрифта «Книга о способах,
творящих водохождение рек свободное»,
сокращенно - «Книга слюзная». Это был
перевод книги инженера Буйе, вышедший
анонимно в Амстердаме в 1696 г.
В связи с развитием градостроительства в
России повысился интерес к литературе по
архитектуре и строительной технике.
В связи с развитием мореплавания повысился
спрос на издания по астрономии. Дважды
издавалась «Книга мирозрения, или Мнение
о небесноземных глобусах».
Четыре издания выдержала книга по
географии «География, или Краткое земного
круга описание»; имеются там и добавления,
посвященные России.

22. Изменения в репертуаре печатной книги в первой половине XVIII в.

Видное место по числу изданий в петровское время занимала гуманитарная
литература. Из 50 книг по гуманитарным наукам 26 приходится на долю
исторических дисциплин, 12 – политики, 8 – филологии, 1 – юриспруденции, 1 –
библиотечного дела.
• Особенно часто издавались исторические сочинения.
• Следует отметить «Синопсис» И. Гизеля, «Историю о разорении Иерусалима»,
«Краткое описание о войнах из книг Цезариевых». Во «Введении в гисторию
европейскую» немецкого ученого С. Пуфендорфа дается не только хронология
событий, но и делаются попытки обобщения исторических фактов.
Как видно, существенная часть книг петровского времени являлась переводными.
Исключение составляли произведения художественной литературы.
• Их пока было немного по отношению к общему числу изданий, но они в
основном были представлены произведениями отечественных авторов: это
панегирические слова, поучения, описания торжеств и фейерверков.
Издавались также переводы древних классиков; так, весьма популярны были
«Басни Эсоповы».
• Ежегодно большими тиражами издавались календари. В них давались, помимо
календарных сведений, материалы из истории, астрономии, медицины.

23. Изменения в репертуаре печатной книги в первой половине XVIII в.


В петровское время получили развитие цельногравированные издания, иллюстрации в которых
раскрашивались вручную.
Средний тираж такого рода изданий составлял около 3 тыс. экз.; причина ограничения тиража была чисто
технической: далее медная доска требовала подновления. Встречались среди них и официальные издания.
Особняком стоит цельногравированный «Малый Брюсов календарь»; он пользовался огромной
популярностью на протяжении всего XVIII в.

24. Изменения в репертуаре печатной книги в первой половине XVIII в.


В течение всей первой четверти XVIII в. выходила первая русская печатная
газета «Ведомости», пришедшая на смену рукописным «Курантам».
16 декабря 1702 г. Петр издал указ «по ведомостям о воинских и о всяких
делах, которые надлежат для объявления Московского и окрестных
государств людям, печатать куранты». Первый номер вышел в свет 17
декабря 1702 г.; эта дата гипотетическая, она установлена по рукописному
экземпляру, отложившемуся в архиве Московского печатного двора.
Первый сохранившийся номер газеты датирован 2 января 1703 г., с него и
ведется отсчет истории периодической печати в России. В 1703 г. вышло 39
номеров, газета издавалась до 1727 г.
«Ведомости» состояли из 4 страниц форматом в 1/12 листа. Отдельные
номера выходили более крупным форматом и с большим количеством
листов. Тираж колебался от десятков до нескольких тысяч экземпляров. До
1710 г. газета печаталась мелким кирилловским шрифтом, с 1 (12) февраля
1710 г. – гражданским шрифтом, но наиболее важные известия
перепечатывались кириллицей. С 1714 г. большая часть тиража печаталась в
Петербурге. Периодичность выхода газеты была неопределенной.
Существовали и рукописные сборники «Ведомостей».
Редактировали газету поочередно Ф. Поликарпов, М. Аврамов и Б. Волков.
Придворную хронику вел с 1720 г. переводчик Посольского приказа Яков
Синявич.

25. Изменения в репертуаре печатной книги в первой половине XVIII в.

Вторая четверть XVIII в.
Основную часть изданий академической типографии представляли собой
научные труды по различной тематике, как отечественные, так и переводные. В
качестве переводчиков выступали В.К. Тредиаковский, С.С. Волчков, И.С.
Горлицкий, В.Е. Адодуров. По тематике издания распределялись следующим
образом:
• математические науки были представлены главным образом трудами Л.
Эйлера – швейцарца по рождению, ученого с мировым именем,
обосновавшегося в России. В академических изданиях было напечатано
более 450 его работ;
• много выходило трудов по физике и химии, в частности – работ М.В.
Ломоносова. Им была, в частности, разработана существенная часть русской
научной и технической терминологии;
• среди трудов по астрономии следует отметить «Сокращение
математическое…» Ж.Н. Делиля и Я. Германа. Книга Б. Фонтенеля «Разговоры
о множестве миров» повествовала о Земле и звездах в духе учения
Коперника; А. Кантемир перевел ее в 1730 г., но из-за церковной цензуры
книга вышла лишь 10 лет спустя;

26. Изменения в репертуаре печатной книги в первой половине XVIII в.


Многочисленны были работы по ботанике, биологии и смежным наукам.
Можно назвать «Флору Сибири» академика И. Гмелина – издание, составившее
эпоху в биологии XVIII в. Из переводных трудов надо отметить 10-томное
исследование Ж. Бюффона «Всеобщая и частная естественная история», в котором
высказывались идеи об изменяемости видов;
обширна была литература по географии.
Существенную часть этих работ составляли труды российских ученых,
составленные ими в результате академических экспедиций. Это, например, труд
Г.Ф. Миллера «Описание Сибирского царства»; «Описание земли Камчатки» С.П.
Крашенинникова, «Путешествие по разным провинциям Российской империи…»
П.С. Палласа, «Дневные записки путешествия…» И.И. Лепехина, «Путешествие по
России…» С.Г. Гмелина и др.
издавались и исторические сочинения: «История Российская с древнейших
времен» В.Н. Татищева, исторические труды М.В. Ломоносова и Г.Ф. Миллера.
в области теории прозы и поэзии были напечатаны «Новый и краткий способ к
изложению российских стихов» В.К. Тредиаковского, «Риторика» М.В. Ломоносова.
Академическая типография выпускала также техническую, инженерную и военную
литературу, учебники, календари.
Особо следует сказать о роскошном издании Библии – так называемой
Елизаветинской Библии. Это было издание формата большое фолио,
иллюстрированное превосходными гравюрами на меди.

27. Изменения в репертуаре печатной книги в первой половине XVIII в.


Художественной литературы издавалось немного. Это были описания
придворных торжеств, торжественные оды Тредиаковского и Сумарокова.
В 1728 г. в Академическую типографию было передано издание газеты
«Санкт-Петербургские ведомости». В течение долгого времени это был
единственный официальный периодический печатный орган.
Газета выпускалась на русском и немецком языках. Она содержала
объявления об основных событиях внутри страны и за рубежом, рекламу,
информацию от различных учреждений. Объем номера обычно составлял 8
страниц на русском и 4 страницы наОбъявления об основных событиях
внутри страны и за рубежом, реклама, информация от раз немецком языке. С
1728 г. ежемесячно стали выпускать «Месячные исторические,
генеалогические и географические примечания в Ведомостях». Сначала
издание планировалось как толковый словарь терминов, встречающихся в
газете, но позже превратились в самостоятельный научно-популярный
журнал, выходивший до октября 1742 г. В 1748-1751 г. газету редактировал
Ломоносов.
Выпускался и официальный научный орган – «Комментарии СанктПетербургской императорской Академии наук». Труды академиков
публиковались на латинском языке и пользовались авторитетом во многих
странах мира.

28. Торговля и книгораспространение в первой половине XVIII в.

Начало XVIII в. ознаменовалось началом зарубежной книготорговли: в 1700 г. Я.
Тессинг получил от Петра привилегию на 15 лет – это был первый
отечественный договор об импорте книг.
Существовало три основных направления книжной торговли в первой четверти
XVIII в.: государственная, ведомственная и частная.
• крупнейшим государственным центром книжной торговли была Книжная
лавка Московской типографии.
• В 1714 г. в Гостином Дворе открылась лавка Санкт-Петербургской
типографии. Был налажен обмен с московской Книжной лавкой. Годовой
оборот петербургской лавки был поменьше: около 4000 руб. в год.
• самостоятельно занимались реализацией книг ведомственные типографии.
• Сенатская типография продавала издания, оставшиеся после рассылки по
местным органам власти. Типография Морской академии продавала свои
книги среди учащихся специальных учебных заведений. Особенно трудно
приходилось типографии Александро-Невской лавры: плохо расходились
светские издания, напечатанные кириллицей.
• продажей книг занимались купцы торговых рядов: они брали книги из
книжных лавок на реализацию.

29. Торговля и книгораспространение в первой половине XVIII в.

• В 1719 г. на Спасском крестце в Москве было открыто
книжное заведение В.А. Киприанова, задуманное как
центр книгораспространения (оптовый склад и
книжный магазин). Наряду с этим, заведение
выполняло цензурные функции.
• Существовали и другие формы распространения
печатной продукции, например, практика бесплатной
раздачи части тиража крупным чиновникам, членам
царской семьи. Часть книг бесплатно передавалась в
армию и на флот, в различные ведомства. Однако в
целом при Петре торговля книгами гражданской печати
не получила широкого распространения; одной из
основных причин тому была высокая цена.
• В первой четверти XVIII в. увеличился региональный
рынок книг.

30. Торговля и книгораспространение в первой половине XVIII в.

• Для продажи академических изданий в 1728 г. была открыта Книжная
палата и магазин при ней.
• В 1749 г. была открыта академическая Книжная лавка при
Московском университете, где распространением изданий Академии
занимался В.А. Киприанов.
• Содействовали открытию этой лавки М.В. Ломоносов и М.М.
Херасков.
• Книготорговлю вели представители различных социальных слоев.
• На комиссионных началах издания Академии распространяли
заграничные агенты (например, в Голландии таким агентом был Ван
дер Аа). В академическую лавку поступали заграничные издания,
поставками которых занимались корреспонденты Академии наук за
рубежом. Книги поступали по заявкам профессоров, академиков и
частных лиц.
• Для улучшения книжной торговли в 1730 г. из Лейпцига был
приглашен Готлиб Кланнер (1701-1762), который занял пост
заведующего академической книжной лавкой.

31. Торговля и книгораспространение в первой половине XVIII в.

• Продолжали сохраняться и пополняться крупные
церковные и монастырские библиотеки. Среди
ведомственных библиотек особое место занимала
Библиотека Академии наук, основанная в 1714 г. по указу
Петра как «первая научная принадлежность» Академии. В
целом система библиотек переживала период
становления и включала в себя библиотеки разных форм
собственности: церковные, ведомственные и частные.
• Книжное заведение В.А. Киприанова представляло собой
двухэтажное здание, на фронтоне которого было
написано: «Всенародная Публичная библиотека».
• Другая библиотека петровского времени была создана в
1714 г. в Петербурге и располагалась в «Кикиных палатах»
- особняке А.В. Кикина, сторонника царевича Алексея;
палаты были конфискованы в пользу государства. В этом
же здании расположилась Кунсткамера.
English     Русский Правила