Творческая зрелость
«Вечера на хуторе близ Диканьки»
Итог
Влияние на культуру
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
6.34M
Категория: БиографииБиографии

Творческая зрелость Н.В. Гоголя

1. Творческая зрелость

ТВОРЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ
Н. В. ГОГОЛЯ

2.

После окончания Нежинской гимназии в
декабре 1828 г. Гоголь приехал в СанктПетербург. В ноябре 1829 он получил
место мелкого чиновника в Департаменте
государственного хозяйства и публичных
зданий и позднее - Департамента уделов.
Скучная, серая служба, безрадостная
чиновничья жизнь все более подвигали
Гоголя к идее посвятить себя
литературному творчеству.

3.

Первый период творчества Гоголя (1829-1835) начался с поисков своей темы, своей тропы в литературе.
Долгими одинокими вечерами Гоголь усердно трудился над повестями из малороссийской жизни.
Петербургские впечатления,
чиновничья жизнь — все
это было оставлено про
запас. Воображение
переносило его в
Малороссию, откуда еще так
недавно он стремился
уехать, чтобы не «погибнуть
в ничтожестве».
Гоголь в Васильевке 1892 Волков В. А.

4.

Писательское честолюбие
Гоголя подогревалось
знакомством с известными
поэтами: В.А.Жуковским,
А.А.Дельвигом, другом
Пушкина П.А.Плетневым.
В мае 1831 г. состоялось и
долгожданное знакомство с
Пушкиным.
Гоголь и Жуковский у Пушкина в Царском Селе.

5.

Реваншем за испытанную горечь неудачного
дебюта стала публикация в сентябре 1831 г.
первой части «Вечеров на хуторе близ
Диканьки». Пушкин объявил публике о новом,
«необыкновенном для нашей литературы»
явлении, угадав природу гоголевского таланта.
Он увидел в молодом писателе-романтике два,
казалось бы, далеких друг от друга качества:
первое —«настоящая веселость, искренняя, без
жеманства, без чопорности», второе —
«чувствительность», поэзия чувств.
Визит Пушкина к Гоголю. М. Пашинин

6.

После выхода первой части «Вечеров...» Гоголь,
окрыленный успехом, испытал необыкновенный
творческий подъем. В 1832 г. он издал вторую часть
сборника, работал над бытовой повестью «Страшный
кабан» и историческим романом «Гетьман» и
одновременно писал статьи на литературные и
педагогические темы.

7.

Заметим, что Пушкин высоко ценил
эту сторону гения Гоголя, считая его
самым многообещающим
литературным критиком 1830-х гг.
Однако именно «Вечера...» остались
единственным памятником
начальной поры гоголевского
творчества. В этой книге, по словам
самого писателя, запечатлены
«первые сладкие минуты молодого
вдохновения».

8. «Вечера на хуторе близ Диканьки»

«ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ»
В сборник вошли восемь повестей, различающихся по
проблематике, жанровым и стилевым особенностям. Гоголь
использовал широко распространенный в литературе 1830-х
гг. принцип циклизации произведений. Повести объединены
единством места действия, фигурами рассказчиков и
«издателя». Гоголь скрылся под литературной «маской»
издателя-простолюдина, смущающегося своим вступлением в
«большой свет» литературы.

9.

Гоголевская «нефантастическая»
фантастика, будучи сосредоточием
мысли, в то же время выполняла
глубокую конструктивнохудожественную функцию.
Открытая фантастика словно ушла в
«прозаический существенный дрязг
жизни», в быт и нравы, в вещи и
обычаи, в поведение и поступки
людей, в их способ мыслить и
говорить.

10.

В 1834 г. Гоголю исполнилось 25 лет.
Он был в расцвете творческих сил,
характер его определился. Он легко
увлекался, если встречал сочувствие,
дружеское внимание, попадал в
обстановку искреннего веселья. Тогда
он загорался, делался неистощимым на
шутки и веселые фантазии. Обладая
талантом импровизатора, Гоголь легко
выдумывал комические сцены и
положения, разыгрывал их с талантом
подлинного артиста.

11.

Однако стоило ему столкнуться с
недоброжелательством, насмешкой или
даже просто равнодушием, как он
тотчас же замыкался в себе, становился
молчалив, подозрителен, падал духом.
В таком состоянии он делался
мнительным, подозревал в себе разные
болезни, обвинял друзей в
неискренности.

12.

В 1835 г. почти одновременно он выпускает два сборника: «Миргород», в котором
содержатся уже достигшие художественной зрелости повести о прошлом и настоящем
Украины, и «Арабески», включающие ряд повестей, объединенных темой Петербурга.
Вслед за этим он создает остросатирическую повесть «Нос» и комедию «Ревизор»,
сюжет которой ему подсказал Пушкин.

13.

Тесное сближение Гоголя и Пушкина
приводит к тому, что Гоголь занимает
место ведущего критика в
организованном Пушкиным журнале
«Современник». Из начинающего
писателя Гоголь превращается в
литературную знаменитость.
Виссарион Григорьевич Белинский
присвоил Гоголю статус «главы
литературы, главы поэтов».
Литературное творчество становится
главным и единственным занятием
писателя с лета 1834 г.
Н. В. Гоголь и В. Г. Белинский

14.

Работая над повестями,
Гоголь пробовал писать и
пьесы. Он считал, что театр
– это великая сила, имеющая
исключительное значение в
общественном воспитании.
В 1835 был написан
"Ревизор" и уже в 1836
поставлен в Москве.

15.

Вскоре после постановки "Ревизора",
затравленный реакционной печатью и
"светской чернью", Гоголь уехал за
границу.
В 1836-1848 годах Гоголь жил за границей,
лишь дважды приезжал в Россию.
Около десяти лет он провёл в различных
городах Германии, Франции, Швейцарии,
Австрии, Чехии. Путешествия, с одной
стороны, успокоило, дало новые
впечатления и силы, но, с другой - вызвали
в его душе перемены, которые
впоследствии стали роковыми.
В Риме. Николай Васильевич часто читал
"Ревизор" землякам за границей

16.

Оказавшись весной 1837 г. в Риме,
городе, который он полюбил, как свою
вторую родину, Николай Васильевич
начинает работать над поэмой
«Мёртвые души», которую задумал в
1835 г. В 1841 г. работа над первым
томом была закончена, и осенью
Гоголь возвращается в Россию, чтобы
его опубликовать. С трудом, только
благодаря помощи влиятельных
знакомых, согласившись на требования
петербургской цензуры исключить
отдельные места, автор смог
опубликовать своё произведение в
Москве в 1842 г.

17.

В 1842 году под редакцией
писателя вышло первое собрание
сочинений Гоголя, где была
напечатана повесть "Шинель".
В начале 1847 года вышла в свет
книга Гоголя "Выбранные места из
переписки с друзьями", которую
многие, в том числе, близкие
друзья писателя, восприняли
крайне негативно.
Зиму 1847-1848 годов Гоголь провел в
Неаполе, усиленно занимаясь чтением
русской периодики, новинок беллетристики,
исторических и фольклорных книг.

18.

Между тем в его внутреннем мире происходят
серьёзные изменения. Гоголь считал себя
мессией, призванным обличать пороки
людей, но в то же время должен был
совершенствоваться сам, а это, по его мнению,
могла дать только религия.
Частые тяжёлые болезни способствовали
усилению его религиозности и пророческих
настроений. Все ранее им написанное он
считал недостойным его высокого
предназначения и греховным.
Н.В. Гоголь. Из дагерротипной группы
русских художников в Риме. 1845 г

19.

В апреле 1848 года, после паломничества
в Святую землю, Гоголь окончательно
вернулся в Россию, где большую часть
времени проводил в Москве, бывал
наездами в Петербурге, а также в родных
местах — Малороссии. Живя в
Петербурге, Одессе, Москве, он
продолжал работу над вторым томом
"Мёртвых душ" однако в июле 1845 года
писатель сжег рукопись. Здоровье
писателя с каждым днём ухудшалось.

20.

«Гоголь сжигает рукопись второй части "Мертвых душ"»,
Илья Репин, 1909 год
К началу 1852 года была заново
создана редакция второго тома
"Мертвых душ", главы из которой
Гоголь читал близким друзьям.
Однако чувство творческой
неудовлетворенности не покидало
писателя, в ночь на 24 февраля (12
февраля по старому стилю) 1852
года он сжег рукопись второго тома
романа. В неполном виде
сохранилось лишь пять глав,
относящихся к различным черновым
редакциям, которые были
опубликованы 1855 году.

21. Итог

ИТОГ
Созревая как писатель, Гоголь отказывается от романтического представления
о том, что красота и поэзия находятся не в реальной жизни, а в мире мечты и
фантазии. Он приходит к заключению, что поэзия скрыта в самой жизни и
состоит в истинном ее изображении. Где жизнь — там и поэзия. Не следует
стремиться к исключительным, редким или красивым предметам — художник
имеет своей целью не эффект, а правду. Но ставя своей целью потрясти
читателя, вывести его из состояния равнодушия, передать ему свою боль,
Гоголь не мог ограничиться простым «срисовыванием с натуры» — он
заострял, преувеличивал, создавая образы фантастические и гротескные.

22. Влияние на культуру

ВЛИЯНИЕ НА КУЛЬТУРУ
Творчество Гоголя оказало огромное влияние на
формирование школы критического реализма,
теоретическим истолкователем и идейным
вождем которой был В. Г. Белинский. По пути,
проложенному Гоголем, пошли лучшие
представители русской литературы, драматургии,
живописи и музыки.

23. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Презентацию подготовили
ученицы 9в класса
гимназии №1
г. Железнодорожный
Гвоздкова Василиса,
Дубровская Яна,
Лебедева Маша.
2018 г.
English     Русский Правила