Похожие презентации:
Акмеизм в поэзии Серебряного века
1. Акмеизм в поэзии Серебряного века
2. Акмеизм – литературное течение модернизма 1910-х гг., пришедшее на смену символизму. Акмеизм захватил не только литературу, но
и живопись (К. Коровин, Ф. Малявин,Б. Кустодиев), музыку (А. Лядов, И. Стравинский).
Термин «акмеизм» происходит от греч. слова «акме» высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора. Синоним
акмеизма – «адамизм», т.е. мужественно твердый и ясный
взгляд на жизнь.
3. Предпосылки возникновения акмеизма 1. Разногласия в среде писателей-символистов. 2. Появление эпигонов символизма и моды на
символизм.3. Неприятие молодыми поэтами 1910-х гг:
а.) религиозно-мистических исканий символизма, его
двоемирия;
б.) пессимизма и индивидуализма в поэзии символистов;
в.) неясности, туманности символической поэзии.
4. Поэты-акмеисты Николай Гумилев, Сергей Городецкий, Осип Мандельштам, Анна Ахматова
5. а также Георгий Иванов, Георгий Адамович, Владимир Нарбут, Николай Оцуп, Михаил Зенкевич.
6. Иногда черты акмеизма видят в поэзии И. Анненского и М. Кузмина.
7. Журналы акмеистов – «Аполлон» (с 1913 г.), «Гиперборей» (1912-13 гг.)
8. Теоретические статьи акмеистов: Н. Гумилев «Наследие символизма и акмеизм» (1913), С. Городецкий «Некоторые течения в
современной русскойпоэзии» (1913),
О. Мандельштам «Утро акмеизма» (1912-14).
Литературное содружество «Цех поэтов» (1912-1914, 1917,1921).
Общность между акмеистами существовала только в начале
1910-х гг. После Первой мировой войны каждый из бывших
акмеистов пошел по своему творческому пути.
9. Принципы акмеизма 1. Нежелание устремляться в «иные миры», приятие земного мира в его сложности и разнообразии. 2. Стремление
вернуться к ясности и простоте восприятияреальности, к взгляду первого человека, дикаря, ребенка
на жизнь.
3. Акцент на зримости, материальности описаний мира в
поэзии.
4. Требование формального совершенства стиха. Поэт –
ремесленник, мастер.
5. Отрицание туманного символа, акцент на прямом,
конкретном значении слова.
10. 1. Нежелание устремляться в «иные миры», приятие земного мира в его сложности и разнообразии. Н. Гумилев: Всегда помнить о
непознаваемом, но не оскорблять своеймысли о нем более или менее вероятными догадками — вот принцип
акмеизма. Это не значит, чтобы он отвергал для себя право изображать
душу в те моменты, когда она дрожит, приближаясь к иному; но тогда
она должна только содрогаться. Разумеется, познание Бога, прекрасная
дама Теология, останется на своем престоле, но ни ее низводить до
степени литературы, ни литературу поднимать в ее алмазный холод
акмеисты не хотят.
С. Городецкий: После всех «неприятий» мир бесповоротно принят
акмеизмом, во всей совокупности красот и безобразий. Отныне
безобразно только то, что безобразно, что недовоплощено...
11. 2. Стремление вернуться к ясности и простоте восприятия реальности (адамизму), к взгляду первого человека, дикаря, ребенка на
жизнь.Н. Гумилев: Как адамисты, мы немного лесные звери и во всяком случае
не отдадим того, что в нас есть звериного, в обмен на неврастению. Но
тут время говорить русскому символизму.
Детски-мудрое, до боли сладкое ощущение собственного незнания, —
вот то, что нам дает неведомое.
С. Городецкий: Но этот новый Адам пришел не на шестой день творения
в нетронутый и девственный мир, а в русскую современность. Он и здесь
огляделся тем же ясным, зорким оком, принял все, что увидел, и пропел
жизни и миру аллилуйя.
12. 3. Акцент на зримости, материальности описаний мира в поэзии. С. Городецкий: Символизм, в конце концов, заполнив мир
«соответствиями», обратил его в фантом, важный лишь постольку,поскольку он сквозит и просвечивает иными мирами, и умалил его
высокую самоценность. У акмеистов роза опять стала хороша сама по
себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми
подобиями с мистической любовью или чем-нибудь еще.
О. Мандельштам: Любите существование вещи больше самой вещи и
свое бытие больше самих себя — вот высшая заповедь акмеизма.
Символисты были плохими домоседами, они любили путешествия, но им
было плохо, не по себе в клети своего организма и в той мировой клети,
которую с помощью своих категорий построил Кант. Для того, чтобы
успешно строить, первое условие — искренний пиетет к трем
измерениям пространства — смотреть на них не как на обузу и на
несчастную случайность, а как на Богом данный дворец.
13. 4. Требование формального совершенства стиха. О. Мандельштам: Зодчий говорит: я строю, — значит я прав. Сознание своей правоты
нам дороже всего в поэзии, и, с презрением отбрасываябирюльки футуристов, для которых нет высшего наслаждения, как
зацепить вязальной спицей трудное слово, мы вводим готику в
отношения слов, подобно тому как Себастьян Бах утвердил ее в музыке.
14. 5. Отрицание туманного символа, акцент на прямом, конкретном значении слова. О. Мандельштам: Для акмеистов сознательный смысл
слова, Логос,такая же прекрасная форма, как музыка для символистов.
15. В области мировой литературы акмеисты тяготеют к французской литературе с её “светлой иронией и конкретностью” (Т. Готье
(“безупречность форм”), Ф. Вийон (жизнеприятие), Ф. Рабле (“мудраяфизиологичность”)) и творчеству У. Шекспира (проникновение во
“внутренний мир человека”).
Из русской литературы Гумилев выделяет поэзию Брюсова
(стройность композиции, яркая изобразительность), Блока
(мужественность художника перед лицом жизни) и Кузмина
(очарование жизненных мелочей).
Среди других видов искусства акмеисты предпочитает архитектуру,
живопись и графику: первобытное искусство, традиционное искусство
народов Африки, Океании и Америки, творчество европейских
художников до эпохи Возрождения, современный примитивизм.
16. С. Городецкий: Стало ясно, что символизм не есть состояние равновесия, а потому возможен только для отдельных частей
произведения искусства, а не для созданий в целом. Новыепоэты не парнасцы, потому что им не дорога сама
отвлеченная вечность. Они и не импрессионисты, потому
что каждое рядовое мгновение не является для них
художественной самоцелью. Они не символисты, потому
что не ищут в каждом мгновении просвета в вечность.
Они акмеисты, потому что они берут в искусство те
мгновения, которые могут быть вечными.
17. Образы, символы культуры, близкие акмеистам Поэт как новый Адам, дающий названия явлениям мира
18. С. Городецкий «Адам» (1913) Прости, пленительная влага И первоздания туман! В прозрачном ветре больше блага Для сотворенных к
жизни стран.Просторен мир и многозвучен,
И многоцветней радуг он,
И вот Адаму он поручен,
Изобретателю имен.
Назвать, узнать, сорвать покровы
И праздных тайн и ветхой мглы –
Вот первый подвиг. Подвиг новый –
Живой земле пропеть хвалы.
19. Камень – символ материального мира и конкретного, вещественного значения слова. Поэт – ремесленник, зодчий.
20. О. Мандельштам Природа - тот же Рим и отразилась в нем. Мы видим образы его гражданской мощи В прозрачном воздухе, как в цирке
голубом,На форуме полей и в колоннаде рощи.
Природа - тот же Рим, и, кажется, опять
Нам незачем богов напрасно беспокоить Есть внутренности жертв, чтоб о войне гадать,
Рабы, чтобы молчать, и камни, чтобы строить!
1914
21. Интерес к первобытным, архаическим культурам
22. Н. Гумилев «Африканская ночь» (1913) (…) Вновь обхожу я бугры и ямы, Здесь будут вещи, мулы тут; В этой унылой стране Сидамо
Даже деревья не растут.Весело думать: если мы одолеем, —
Многих уже одолели мы, —
Снова дорога желтым змеем
Будет вести с холмов на холмы.
Если же завтра волны Уэби
В рев свой возьмут мой предсмертный вздох,
Мертвый, увижу, как в бледном небе
С огненным черный борется бог.
23. Интерес к античной культуре
24. О. Мандельштам (…) Ну, а в комнате белой, как прялка, стоит тишина, Пахнет уксусом, краской и свежим вином из подвала. Помнишь,
в греческом доме: любимая всеми жена, —Не Елена — другая, — как долго она вышивала?
Золотое руно, где же ты, золотое руно?
Всю дорогу шумели морские тяжелые волны,
И, покинув корабль, натрудивший в морях полотно,
Одиссей возвратился, пространством и временем полный.
1917
25. Простота и ясность религиозного чувства в искусстве Средневековья и Раннего Возрождения
26. Любовь к архитектуре. Готический храм как символ поэзии – земная тяжесть конструкции и устремленность к Богу. Поэт – зодчий,
работающий сматериалом, сочетающий расчет с вдохновением.
27.
28. О. Мандельштам «Notre Dame» (1912) Где римский судия судил чужой народ - Стоит базилика, и - радостный и первый - Как некогда
О. Мандельштам «Notre Dame» (1912)Где римский судия судил чужой народ Стоит базилика, и - радостный и первый Как некогда Адам, распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый легкий свод.
Но выдает себя снаружи тайный план,
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран.
Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом - дуб, и всюду царь - отвес.
Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные ребра, Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам...
29. Увлечение фольклором, народными традициями
30. Сергей Городецкий «Весна (Деревенская)», 1906 Выступала по рыжим проталинам, Растопляла снеги голубы, Подошла к обнищалым
завалинам,Постучала в окошко избы:
«Выйди, девка, веселая, красная!
Затяни золотую косу,
Завопи: «Ой, весна, ой, прекрасная,
Наведи на лицо мне красу!»
И выходит немытая, тощая:
«Ох, Белянка, Белянка, прощай!
Осерчала ты, мать Пирогощая,
Богородица-мать, не серчай!
Лупоглазую телку последнюю Помогай нам Никола!- продам.
За лесок, на деревню соседнюю
Поведу по весенним следам!»
31. Интерес к неопримитивизму в современном искусстве
32. В. Нарбут «После грозы» (1924) Как быстро высыхают крыши. Где буря? Солнце припекло! Градиной вихрь на церкви вышиб — под самым
куполом — стекло.Как будто выхватил проворно
остроконечную звезду —
метавший ледяные зерна,
гудевший в небе на лету.
Овсы — лохматы и корявы,
а рожью крытые поля:
здесь пересечены суставы,
коленцы каждого стебля!
Христос!
Я знаю, ты из храма
сурово смотришь на Илью:
как смел пустить он градом в раму
и тронуть скинию твою!
Но мне — прости меня, я болен, я богохульствую, я лгу —
твоя раздробленная голень
на каждом чудится шагу.