Кустодиев Борис Михайлович
Биография
4.23M

Кустодиев Борис Михайлович

1. Кустодиев Борис Михайлович

БИОГРАФИЯ И ТВОРЧЕСТВО

2. Биография

Родился Кустодиев в семье преподавателя семинарии в 1878 году в г. Астрахань.
Судьба распорядилась таким образом, что отец Бориса умер, когда мальчику было
чуть больше года, и вся ответственность за воспитание легла на хрупкие плечи
матери – 25 летней вдовы с четырьмя детьми на руках. Несмотря на очень скромный
достаток, семья жила дружно, а материнская любовь скрашивала трудности жизни,
давая возможность сформироваться творческой личности. Именно мать, Екатерина
Прохоровна, прививала детям любовь к высокому искусству – театру, литературе,
живописи. Такое воспитание четко определило будущее Бориса, и уже в 9 лет он
знал, что станет художником.
В 1892 году, поступив в Астраханскую духовную семинарию, Кустодиев
одновременно стал брать уроки у местного живописца А.П. Власова. С
благословения Власова, в 1896 году Кустодиев стал студентом Петербургской
Академии художеств и по истечении двух лет был принят в мастерскую Ильи
Репина. Великий художник сразу обратил внимание на ученика, возлагая на него
большие надежды, что впоследствии вылилось в совместную работу над
монументальным полотном – «Торжественное заседание Государственного совета 7
мая 1901 года»

3.

Репин И.Е. "Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года" 1903г.

4.

Следствием столь успешного начала стала защита дипломной работы с золотой
медалью и стажировка за границей. В свое путешествие в Европу, художник
отправился с молодой семьей, недавно родившимся сыном и молодой супругой –
Юлией Евстафьевной Прошинской. В январе 1903 года они обвенчались в
Петербурге. А те места, где художник встретил свою судьбу, стали его второй
родиной. Здесь, близ Кинешмы, он построил в 1905 году дом-мастерскую, назвав его
"Терем". С "Теремом", где Кустодиев жил и работал практически каждое лето, у него
связывалось то, что принято называть счастьем.
Семья стала и огромной темой в творчестве Кустодиева - самой нежной, интимной и
проникновенной в исполнении. В 1904 году в Париже он написал знаменитое "Утро",
изображающее молодую жену с маленьким сыном.

5.

Кустодиев Б.М. "Утро" 1904 г.

6.

Популярность его между тем росла. От желающих получить свой портрет,
выполненный Кустодиевым, не было отбоя (кстати, одной из таких заказных работ
был портрет Николая II, созданный в 1915 году). В 1907 году Кустодиев стал членом
Союза русских художников, а когда в 1910 году бывшие "мирискусники", не
согласные с выставочной политикой Союза, вышли из него, оформив "вторую серию"
"Мира искусства", он вошел в это новое художественное объединение. Картины
Кустодиева показывались на отечественных и международных выставках, неизменно
собирая большую прессу. В 1909 году его избрали академиком живописи.
В 1918 году участвовал в оформлении Петрограда по случаю годовщины Октябрьской
революции. Тема современности в первые советские годы заняла чуть ли не
главенствующее место в его творчестве. Он написал несколько "праздничных действ",
придумывал красноармейскую форму, иллюстрировал ленинские сборники. Однако и
к прежде любимым темам художник изредка возвращался, как бы прощаясь с
выпестованным фантазией прекрасным образом прежней России.
В 1927 году 26 мая в возрасте 49 лет Борис Михайлович умирает буквально за работой
над эскизом задуманного им триптиха «Радость труда и отдыха». Так закончилась
нелегкая, но полная света и радостных ноток жизнь знаменитого художника,
оставившего нам в наследие великие картины, демонстрирующие жажду к жизни и
познанию.

7.

Творчество
В Кустодиеве обнаружился дар портретиста, и, еще будучи студентом, он выполнил ряд
первоклассных портретов - Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича
Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902). В 1903 году
Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в
деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку - Кустодиев выбрал Париж. В
Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать
впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в
Россию, соскучившись по родине.

8.

Портрет Даниила Лукича Мордовцева. 1901 г.

9.

Портрет Дмитрия Семеновича Стеллецкого. 1901 г.

10.

Портрет Ивана Яковлевича Билибина. 1901 г.

11.

Портрет Василия Матэ. 1901 г.

12.

Борис Михайлович очень удачно испробовал силы в книжной графике, в
частности проиллюстрировав «Шинель» Николая Гоголя (1905), а также в
карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской
революции. Но главным делом для него все равно продолжала оставаться
живопись. Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся «Портрет Р. И.
Нотгафт» (1909), а также «Портрет священника и дьякона» (1907) и «Монахиня»
(1908), превратившиеся в обобщенные социально-психологические типы.
Одновременно с этим он увлеченно работал над картинами, посвященными
изображению старой русской жизни, преимущественно провинциальной.

13.

Портрет Р. И. Нотгафт. 1909 г.

14.

Портрет священника и дьякона. 1907 г.

15.

Монахиня. 1908 г.

16.

Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных
композициях «Ярмарка» (1906, 1908), «Деревенский праздник» (1910) и воссоздавал характерные
русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915),
окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией. Живопись его делалась все более красочной,
приближаясь к народному искусству. Итогом стала «Масленица» (1916) - идиллическая панорама
праздника в русском провинциальном городе.
"Ярмарка" 1906, 1908 г.

17.

«Деревенский праздник» 1910 г.

18.

«Масленица» 1916 г.

19.

«Купчиха за чаем» 1918 г.

20.

«Русская Венера» 1925-26 г.
English     Русский Правила