Лекция № 9 Политическая культура и политическая идеология
Вопросы лекции
1. Понятие, сущность, структурные компоненты и функции политической культуры. Политическая культура как составная часть
Компоненты политической культуры
Уровни политической культуры
Функции политической культуры
2. Политическая культура и общественное сознание. Уровни политического сознания. Образцы и стереотипы политического поведения.
Уровни политического сознания
В зависимости от субъекта политики типами политического сознания выступают:
3. Типологии политической культуры
Основные черты современной  демократической политической культуры:
Черты автократической культуры
Черты тоталитарной культуры
Выделяют три чистых типа политической культуры:
4. Политическая идеология как одна из наиболее влиятельных форм политического сознания.
5. Функции, уровни политической идеологии
Уровни функционирования политической идеологии
6. Основные политические идеологии современности
Либерализм
Черты либерализма
Консерватизм
Черты консерватизма
Социалистическая идеология
Черты социализма
Социал-демократическая идеология 
Коммунистическая идеология
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
461.07K
Категория: ПолитикаПолитика

Политическая культура и политическая идеология

1. Лекция № 9 Политическая культура и политическая идеология

Лекция по курсу «Политология»
для студентов 2 курса
2017-2018 уч. год

2. Вопросы лекции

1. Понятие, сущность, структурные компоненты и функции
политической культуры. Политическая культура как
составная часть общественно-исторической почвы.
2. Политическая культура и общественное сознание.
Уровни политического сознания. Образцы и стереотипы
политического поведения.
3. Типологии политической культуры.
4. Политическая идеология как одна из наиболее
влиятельных форм политического сознания.
5. Функции, уровни политической идеологии.
6. Основные политические идеологии современности:
либерализм, консерватизм, марксистская традиция и
международная социал-демократия.

3. 1. Понятие, сущность, структурные компоненты и функции политической культуры. Политическая культура как составная часть

В широком смысле политическую культуру можно
рассматривать как исторически обусловленную качественную
характеристику политической сферы общества, включающую
уровень развития субъекта политики, его политическую
деятельность и результаты этой деятельности,
«опредмеченные» в соответствующих общественнополитических институтах и отношениях.
В узком смысле под ней понимается комплекс представлений
той или иной национальной или социально-политической
общности о мире политики. Подобно тому, как культура в
целом определяет и предписывает те или иные нормы и
правила поведения в различных сферах жизни и жизненных
ситуациях, политическая культура определяет и предписывает
нормы поведения и «правила игры» в политической сфере.

4.

5.

Политическая культура в определенном смысле
устанавливает некие рамки, в которых члены общества
приемлют существующую форму управления как
законную (легитимную) или отвергают ее, способствует
формированию определенных типов поведения,
придает ему направленность.
Анализ состояния политической культуры позволяет,
например, объяснить, почему одинаковые по форме
институты государственной власти в разных странах
имеют различные функциональные назначения или
почему демократические по форме институты власти и
конституционные нормы в отдельных странах могут
комфортно уживаться с тоталитарным режимом власти.

6.

Политическая культура включает
характерную для данного общества
совокупность политических знаний, норм,
правил, обычаев, стереотипов
политического повеления, политических
оценок, политический опыт и традиции
политической жизни, политическое
воспитание и политическую социализацию.

7.

Политическая культура – это определенный способ
мышления, комплекс представлений о том, что
является приемлемым для большинства населения,
а что будет отвергнуто, несмотря на усилия
инициаторов политических инноваций. Например,
если большинство членов общества являются
носителями патриархальной политической
культуры, то для них тоталитарный или
авторитарный режимы власти могут признаваться
как вполне легитимные, в то время как
представителями демократической политической
культуры такие режимы власти будут
восприниматься как политическая тирания.

8. Компоненты политической культуры

- ценностно-нормативный – политические чувства,
ценности, идеалы, убеждения, нормы, правила;
- познавательный – политические знания, способы
политического мышления, умения, навыки;
- оценочный – отношение к политическому
режиму, к политическим явлениям, событиям,
лидерам;
- установочный – устойчивые личные ориентиры
поведения, ориентация на определенные действия
в тех или иных условиях;
- поведенческий – готовность к тем или иным
действиям в определенной ситуации, а при
необходимости – участие в соответствующих
действиях.

9. Уровни политической культуры

1) мировоззренческий – представления о
политике и ее различных аспектах;
2) гражданский – определение своего
политического статуса в соответствии с
существующими возможностями;
3) политический – определение своего
отношения к политическому режиму, к
своим союзникам и оппонентам.

10.

Отношение к политике, к политическому
режиму может меняться в зависимости от тех
или иных событий. По-разному оценивают
события люди, принадлежащие к различным
социальным слоям и классам, этносам и
нациям, и т. д. Поэтому политическая культура
общества, как правило, включает ряд
субкультур. Например, субкультура одного
региона может существенно отличаться от
субкультуры другого; одной социальной
группы – от другой и т. д. Кроме того, в
каждой культуре взаимодействуют новые и
традиционные компоненты.

11. Функции политической культуры

- ценностно-нормативные – создание общих «правил игры» в
политической сфере общества;
- идентификации и интеграции – понимание общей
принадлежности к определенной социальной группе или
обществу в целом;
- нормативно-регулятивные – выработка определенных норм и
стилей политического поведения, способов защиты гражданами
своих интересов и осуществления контроля за властью;
- мотивационная – способность выбора определенных мотивов
своей политической активности (пассивности);
- социализации – усвоение основных элементов политической
культуры, приобретение социальных и политических качеств,
дающих индивиду возможность свободно ориентироваться и
функционировать в политической сфере;
- коммуникативные – обеспечение взаимодействия всех субъектов
и участников политического процесса на базе общих норм,
ценностей, символов, образцов смыслового восприятия
политических явлений.

12. 2. Политическая культура и общественное сознание. Уровни политического сознания. Образцы и стереотипы политического поведения.

Политическое сознание представляет собой одну
из основных форм общественного сознания,
возникая вместе с появлением политической
власти и государственности.
В наиболее общем смысле политическое сознание это совокупность всех существующих в данную
эпоху теоретических и стихийно возникающих у
людей политических представлений и установок.
Политическое сознание – это идеи субъектов
политики об использовании ресурсов сообщества
для её безопасного развития.

13. Уровни политического сознания

1) теоретический уровень представлен
специально созданными концепциями, идеями
и принципами построения политической
жизни;
2) эмпирический уровень выступает в форме
идей, накопленных политическими деятелями в
процессе практической политической жизни.
3) обыденный уровень политического сознания –
повседневное состояние общественного
мнения по поводу политической жизни. Другое
название этого уровня – «общественная
психология».

14. В зависимости от субъекта политики типами политического сознания выступают:

- индивидуальное (содержит систему
информационных, мотивационных и
ценностных компонентов, обеспечивающих
познание личностью политики и участие в
ней);
- групповое (обобщает установки и мотивы
политического поведения конкретных
классов, слоев, элит);
- массовое (выражает общественное
мнение, настроение и действие масс).

15. 3. Типологии политической культуры

Тип политической
культуры
Разновидности
Основные характеристики
Традиционная
Племенная
Теократическая
Власть вече, ограничение статуса вождя
Высокий статус лидера, его власть
ограничивается лишь пониманием воли бога
Абсолютная власть лидера
Деспотическая
Демократическая
Либеральная
Технократическая
Автократическая
Авторитарная
Тоталитарная
Ориентация людей на активную роль в политике,
признание гражданских прав и свобод, контроль
над властными структурами
Ценность традиций элитаризма, меритократии
Сильное государство, сильная неконтролируемая
власть, почти исключающая права и свободы
граждан
Полное подчинение граждан интересам
государства, сильная неконтролируемая власть

16.

В современной политической культуре
обычно выделяют две основные
разновидности:
- демократическую культуру
- автократическую.
Большинство исследователей считают
первую доминирующим типом, вторую –
второстепенным.

17. Основные черты современной  демократической политической культуры:

- традиционализм в виде архаичных элементов,
унаследованных от прошлой политической
культуры (лояльность, почтительность к власти,
законопослушание и др.);
- морализм, выражающий приверженность к
общечеловеческим нравственным ценностям;
- индивидуализм, стоящий на позициях того, что
основная ценность политической культуры –
частные интересы, в отличие от коллективных;
тяготение к отношениям, основанным на
доверительных личных контактах и обязательствах;
- политический активизм, состоящий в убеждении,
что деятельное участие во всех сферах жизни
может принести личный успех.

18.

В последние десятилетия под влиянием
различных альтернативных движений
(антивоенных, феминистских,
молодежных, экологических и др.)
демократическая политическая культура
вобрала в себя новые ценности:
терпимость к инакомыслию,
гражданское согласие, падение
авторитета иерархической власти и др.

19.

Автократический тип политической
культуры в основном представлен
двумя разновидностями:
- авторитарной
- тоталитарной политическими
культурами.

20. Черты автократической культуры

Идеал автократической политической
культуры - государство с сильной и
неконтролируемой властью, которая почти
исключает права и свободы граждан.
Авторитаризм отражает неудовлетворенную
потребность в стабильности, опоре и
объединяет всех тех, кто опасается социальнополитических и экономических изменений
независимо от своего социального статуса.
Сущность авторитарной
политической культуры – безграничное слияние
общественного сознания с субъектом власти –
лидером политической партии или монархом с
сильным волевым характером.

21.

22. Черты тоталитарной культуры

Для субъектов тоталитарной культуры
значимо, прежде всего, то, что нисходит от
носителя власти. Тоталитарная
политическая культура характеризуется
полным отсутствием плюрализма в сфере
политических отношений. Инакомыслие не
только подавляется, но и предупреждается.

23.

24. Выделяют три чистых типа политической культуры:

1) патриархальную, когда у людей отсутствует интерес к
своей политической системе. В патриархальных общинах
политическая ориентация на племенных вождей не отделена
от их религиозных, социально-экономических и иных
ориентаций;
2) подданническую, которая отличается сильной ориентацией
на политическую систему, но слабым участием людей в ее
функционировании. Здесь уже существуют
специализированные политические институты, на них
ориентируются члены общества, проявляя при этом разные
чувства (от гордости до неприязни) и воспринимая их как
законные или незаконные;
3) активистскую, в рамках которой людей интересует не
только то, что политическая система дает им, но и то, могут л
и они играть активную роль в этой системе, выполнять свои
гражданские права и обязанности.

25. 4. Политическая идеология как одна из наиболее влиятельных форм политического сознания.

Формой выражения теоретических
политических знаний
выступает политическая идеология. Это
система идей какой-либо социальной
организации, в которой обосновывается
направление развития общества и
формируется программа социальных
преобразований.

26.

Термин «идеологии» впервые употребил в
1796 г. французский философ Д. де Траси.
Этот термин означал новую «науку об идеях»,
которая должна изучать происхождение
мыслей людей. Однако в силу отсутствия
объективности идеология не является наукой.
Изначально за этим термином закрепилось
значение, которое ему придал К. Маркс:
система идей господствующего класса. Затем
понятие «идеология» было распространено на
систему политических идей любого
социального института.

27.

Идеология проповедует политические
ценности какой-то группы граждан и, как
правило, заявляет претензии этой группы на
осуществление политическою
руководства. Политические ценности - это
представления и понятия субъектов о формах
осуществления политики, благах, достижение
которых обеспечит та или иная политика,
действиях, необходимых для удовлетворения
интересов общества. Ценности чаше всего
выражаются в конкретных идеалах. Это
желаемые образы общественного устройства:
безопасность, равенство, свобода,
справедливость, демократия и др.

28. 5. Функции, уровни политической идеологии

Можно выделить следующие
основные функции политической идеологии, т. е.
необходимые изменения в сознании граждан,
осуществляемые посредством идеологии:
1) ориентационная: идеология ориентирует
субъектов политики в системе ценностей и
интересов данной социальной группы;
2) мобилизационная: идеология дает установку на
определенную политическую активность ее
последователям;
3) интегрирующая: идеология противостоит
частным интересам и выступает объединяющим
фактором для соответствующей социальной
группы.

29.

Политическая идеология выступает фактором
политического развития общества. Господствующая в
обществе идеология закрепляется в конституции страны
и становится, таким образом, государственной
идеологией. В соответствии с ней государство призвано
осуществлять социальные преобразования. Если
конституционные установления поддерживаются
гражданами, то государственная идеология
приобретает статус национальной идеи. Разумеется,
объединить всех граждан страны может лишь не очень
большой перечень интересов и ценностей.
Многочисленные же социальные группы, социальные
слои общества имеют собственные представления и
понятия о программе необходимых социальных
преобразований. Это находит выражение в различных
видах политической идеологии.

30. Уровни функционирования политической идеологии

- теоретико-концептуальный, на котором формируются
основные положения и обосновываются идеалы и
ценности определенного класса, нации, социальной
общности;
- программно-политический, на котором социальнофилософские принципы и идеалы переводятся на язык
программ и лозунгов, формируется нормативная основа
для принятия управленческих решений и политического
поведения граждан;
- актуализированный, который характеризует уровень
освоения гражданами идей, целей, принципов
конкретной идеологии. На этом уровне определяется
степень влияния идеологии на практическую
деятельность людей.

31. 6. Основные политические идеологии современности

Политической идеологией называют систему идей,
выражающих интересы различных субъектов
политической деятельности и создающих
теоретическую основу для организованных
политических действий. Идеология оформляется в
форме социально-политической теории, затем
конкретизируется в политических программах
различных партий и деятелей и, определяя
поведение людей, влияет на реальную
политическую практику.
Интересы различных субъектов (личностей, партий,
классов, наций и т.д.), их оценки современного
общества, представления о социальном идеале
значительно отличаются друг от друга, поэтому
различаются и идеологии.

32. Либерализм

(от лат. liberalis – свободный)
отстаивает демократические права и
свободы личности, свободу
предпринимательства и парламентский
строй.

33. Черты либерализма

- индивидуализм – на первом месте находятся
интересы личности, а не общества или другой
социальной группы;
- свобода – свободе отдается приоритет перед
другим и ценностями, считается, что она может
быть ограничена только свободой другого
человека; гарантируется также свобода
предпринимательства;
- разум – самое рациональное решение будет
самым правильным, а эмоции, чувства и
привязанности имеют второстепенное значение;
- равноправие – все имеют равные гражданские и
политические права и свободы (однако это не
означает, что у всех должны быть одинаковые
доходы или социальное положение);

34.

- толерантность – все должны терпимо и
уважительно относиться к иным взглядам,
мнениям, убеждениям, верованиям;
приветствуется и политический плюрализм;
- согласие – политические и другие
социальные отношения должны основываться
на взаимных договоренностях (например, на
демократических выборах), а не на насилии;
- конституционализм – власть ограничивается
законом, а система политических сдержек и
противовесов должна быть оговорена в
конституции.

35. Консерватизм

(от лат. conservare –
охранять) обычно противопоставляют
либерализму. Эта идеология направлена на
защиту традиционного социального
порядка, на противодействие различным
нововведениям и изменениям.

36. Черты консерватизма

- традиционность – уважение к обычаям,
традициям, прошлому как к основам стабильности
в обществе; консерватизм пропагандирует
ценности семьи, религии, уважения к старшим;
- несовершенство человека – всякий человек
воспринимается консерватизмом как
ограниченный, зависимый, эгоистичный; только
жесткий социальный контроль может заставить его
действовать на общее благо;
- иерархичность – естественным и необходимым
является существование различных социальных
позиций и статусов и связанное с этим неравенство
людей в обществе;

37.

- порядок – общество может существовать
только в том случае, если государство
установит в нем закон и порядок;
- патернализм – государство (подобно отцу
семейства) должно опекать индивида и
контролировать его; государственные
ценности ставятся выше индивидуальных
интересов;
- собственность – консерватизм обычно
выступает за неприкосновенность частной
собственности.

38. Социалистическая идеология

(от лат.
socialis – общественный) в качестве идеала
выдвигает принципы социальной
справедливости и равенства.

39. Черты социализма

- равенство – всякое социальное
неравенство должно быть ликвидировано;
- приоритет общества – индивид зависит от
общества и все его действия социально
заданы; интересы общества выше
интересов личности;
- коллективизм – все люди связаны узами
духовного братства, а коллективное
взаимодействие эффективнее усилий
одиночек;

40.

- общественная собственность – частная
собственность является источником
неравенства и должна быть заменена
общественной;
- массовость – социализм рассматривает
политику как борьбу классов угнетателей и
угнетенных; цель социализма –
установление бесклассового общества;
- плановое хозяйство – экономика
полностью регулируется государством для
обеспечения потребностей населения.

41. Социал-демократическая идеология 

Социал-демократическая идеология является
вариантом социалистической идеологии. Как
утверждают сторонники этой идеологии,
переход к обществу социальной
справедливости и равенства должен быть
постепенным. Механизм этого перехода – не
революция и насилие, а социальные реформы.
Социал-демократы стремятся к компромиссу
между свободным рынком и государством. Они
не выступают против капитализма, но считают,
что доходы должны перераспределяться
государством в пользу неимущих, чтобы
сократить разрыв между богатыми и бедными.

42. Коммунистическая идеология

– еще один вариант
социалистической идеологии. Ее теоретическое
обоснование было предпринято К. Марксом и В.И.
Лениным. Коммунисты считают, что реформы не
способны привести общество к установлению
социальной справедливости, так как правящие классы
не захотят добровольно отдать свою власть. Поэтому
единственно верный путь – революционное насилие,
которое должно уничтожить капитализм. Ленин
полагал, что после революции рабочие под
руководством коммунистической партии переустроят
общество на началах равенства и справедливости.
Идеалом для коммунистической идеологии является
бесклассовое коммунистическое общество, в котором
реализован принцип «от каждого – по способностям,
каждому – по потребностям».
English     Русский Правила