Похожие презентации:
Теория массовой коммуникации. Семиологические подходы в исследовании массовой коммуникации
1. Теория массовой коммуникации
СЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫВ ИССЛЕДОВАНИИ МАССОВОЙ
КОММУНИКАЦИИ
Лекция 7
Коломиец Виктор Петрович
доктор социологических наук, профессор
2. Литература по курсу
Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация.Благовещенск.2000.
Ф. де Соссюр. Заметки по общей лингвистике. М.,
1990.
С.Тичер, М.Мейер,Р.Водак, Е.Веттер. Методы
анализа текста и дискурса. Харьков,2009.
Д.Матисон Медиа-дискурс. Анализ медиа-текстов.
Харьков,2013.
Л.Филлипс, М.В.Йоргенсен Дискурс-анализ. Теория
и метод. Харьков, 2004.
3. Содержание
1. Структурализм и семиотика: теориязнаков
2. Массовая коммуникация как текст
3. Нарративный анализ
4. Дискурс-анализ
4. 1. Структурализм и семиотика: теория знаков.
5. Фердинанд де Соссюр
Ф. де Соссюр (1857—1913) родился в Женеве в семье ученых. В1875 г. поступил в Женевский университет, через год — в
Лейпцигскую школу лингвистов (младограмматическую), где
проучился 2 года, в основном занимаясь сравнительноисторическим языкознанием.
В 22 года (1879 г.) пишет крупную сравнительно-историческую
работу «Мемуар о первоначальной системе гласных в
индоевропейских языках». Работа получает положительные отзывы
от Николая Крушевского и И. А. Бодуэна де Куртенэ, отрицательные
— от младограмматистов. В 1880 году уезжает в Париж, где
получает должность профессора.
На основе лекций Соссюра его учениками Шарлем Бали
(Charles Bally) и Анри Сеше (Henri Séchaye) написана книга «Курс
общей лингвистики» (Cours de Linguistique Générale).
6. Дихотомия язык/речь
Дихотомия «язык—речь» — кардинальное положение,высказанное Соссюром.
(«Дихотомия» — греч. διχα — надвое, τομε — режу.)
Речевая деятельность (langage) распадается на диаметрально
противоположные сущности:
язык (langue)
речь (parole)
Язык — система знаков и грамматическая система, обязательная для
всех членов языкового коллектива. Язык социален.
Речь индивидуальна. Речь — «акт изъявления воли и разума». Это:
а) индивидуальные комбинации, зависящие от воли говорящих;
б) акты говорения.
Язык — потенциален (то есть то, что может быть сказано).
Речь — актуальна (реализация потенциальной системы).
7. Язык – система знаков
Язык — это система знаков, в которой единственно существенным являетсясоединение смысла и акустического образа, причем оба этих элемента в равной мере
психичны.
В номенклатуре вещь и название связаны напрямую, в языке же существуют
промежуточные звенья: знак связан с вещью через понятие и с материальной
оболочкой через акустический образ. При этом акустический образ — означающее, а
понятие — означаемое.
8.
Особенности знаковСпособ означения
Примеры знака
Способ распознания
Икона
Индекс
Символ
Сходство
Причинные связи
Оговоренные условия
Картины, статуи
Дым/огонь,
симптомы/болезнь
Слова, числа , флаги
Можно видеть
Можно понять
Необходимо выучить
Чарльз Пирс
9. 2.Массовая коммуникация как текст
10. Текст
Текст - в общем плане связная и полная последовательность знаков.Проблема текста, возникая на пересечении лингвистики, поэтики,
литературоведения, семиотики, начинает активно обсуждаться в
гуманитарном познании второй половины 20 в.
В центре внимания полемики оказалась проблема раскрытия ресурсов
смыслопорождения, или трансформации значения в знаковых
макрообразованиях, сопровождающаяся признанием
некорректности или недостаточности денотации в качестве
основной модели значения.
Существуют как расширенная философски нагруженная
(романоязычные страны, Германия), так и более частная
(англосаксонский вариант) трактовки текста:
– имманентный - рассматривающий текст как автономную
реальность, выявляющий его внутреннюю структуру;
– репрезентативный - выясняющий специфику текста как особой
формы представления знаний о внешней им действительности
подходы
11. Термин «текст»
Термин «текст» используется в двух основныхсмыслах:
– Текст - сообщение как таковое – печатный
документ, фильм, телевизионная программа или
музыкальная запись.
– Текст - смысловой результат столкновения между
сообщением и получателем (Фиске).
12. Полисемичность текста
Содержание масс медиа полисемично, т.е.имеет множество потенциальных смыслов и
значений для своих читателей (аудитории).
Джон Фиске утверждает, что полисемичность
является необходимым признаком настоящей
популярной медиа культуры, поскольку
множество
потенциальных
значений
обеспечивает достижение аудитории в целом,
соединяя различные ее категории.
13. Контроль значения
Несмотря на полисемичный характер,дискурсы специфических примеров содержания
медиа зачастую предрасположены или склонны
контролировать, ограничивать или направлять
придание значения, которое, напротив, может
противодействовать со стороны читателя.
Это
соотносится
с
моделью
Холла
«кодирования-декодирования»,
согласно
которой обычно существует «предпочтительное
прочтение», закодированное в тексте – значение,
которое является наиболее адекватным замыслу
производителя сообщения.
14. Интертекстуальность
Как утверждает Фиске, «читатель» медиатекстов также может легко компоновать
событие программы с теми заявлениями,
которые в ней содержаться, или же с
подобными программами.
Это один из аспектов интертекстуальности
медиа, и это также относится к переходу
границ между медиа (таким как фильмы,
книги или радио).
15. Закрытость текста
Содержание может быть рассмотрено какболее или менее «открытое» или «закрытое» в
своем значении.
Согласно Эко (1979), открытый текст – это
текст, дискурс которого не принуждает читателя к
некоему особому значению или интерпретации.
Различные виды и существующие примеры
текстов медиа могут быть разделены согласно
степени открытости.
К примеру, новостные репортажи не являются
открытыми,
а
служат
унификации
информационного потока, в то время как
сериалы
и
мыльные
оперы
зачастую
применяются как различные «прочтения».
16. 3.Нарративный анализ
17. Нарратив
Нарратив - сюжетно-тематическая картина, сюжетнаялиния. Нарративом мыслится всякий текст (включая
невербальный), сообщающий о каком-либо событии или о
цепи событий и задающий самой последовательностью
изложения, расстановкой акцентов и т.п. ту или иную
интерпретацию сообщаемого.
Термин заимствован из историографии, где возникает в
рамках концепции "нарративной истории", трактующей
смысл исторического события не как обоснованный
объективной закономерностью исторического процесса, но
как возникающий в контексте рассказа о событии и
имманентно связанный с интерпретацией.
Во всех случаях своего функционирования в культуре
наррация неизбежно сопровождается интерпретацией того
события, о котором рассказывается. При этом никакая
интерпретация не бывает свободной от идеологии
общества
и
его
имплицитных
мифологических
представлений.
18. Функция нарратива
Большая часть содержания медиа называется историями,принимающими шаблонные и предсказуемые формы.
Основная функция нарратива – придание смысла сообщению о
некоем событии.
Это происходит в двух основных направлениях:
– а) через связь действий и событий в логическую причинноследственную цепочку,
– б) путем обеспечения элементов людьми и местами,
которые имеют фиксированный и узнаваемый
(реалистический) характер.
Нарратив помогает обеспечить логику человеческих мотивов,
которые придают смысл отдельным выдуманным или
реальным наблюдениям.
19. Нарративный анализ
Качественныйанализ
материала
нарративного
(биографического
или
тематического) интервью.
Основные методологические разработки
нарративного анализа связаны с именами Ф.
Шютца (Fritze Schütze), В. Фишера (Wolfram
Fischer), Г. Розенталя (Gabriele Rosenthal), Дж.
Брунера (J. Bruner) и др.
Прочтение,
интерпретация
и
анализ
жизненных историй и иного нарративного
материала может исходить из двух главных
независимых измерений: "холистический подход
versus категориальный" и "содержательный
подход versus формальный
20. Холистический подход versus категориальный
Категориальный подход подразумевает разбивкуполного текста либо нескольких текстов, полученных
от разных респондентов, на секции, отнесение
отдельных частей или слов к определенным
категориям и анализ категорий.
Холистический подход, напротив, позволяет
рассматривать жизненную историю как целое, и
каждая часть текста интерпретируется в контексте
других частей.
Категориальный
подход
полезен,
когда
исследователей
интересуют
проблемы
или
феномены, свойственные определенным группам
людей.
Если исследуется личность как целое, ее
развитие, предпочтителен холистический подход к
анализу нарратива.
21. Содержательный подход versus формальный
При содержательно анализе исследовательконцентрируется на явном содержании нарратива, т.е.
анализирует
представленную
рассказчиком
фактическую информацию о событиях.
Также содержательный анализ может быть
направлен на прояснение имплицитного содержания.
Формальный анализ состоит в прояснении
структуры сюжета, последовательности событий, их
соотношения с временной осью, сложности и
связанности между собой.
Содержание истории, обычно, более очевидно и
доступно для понимания, поэтому исследователи,
заинтересованные в глубинном понимании жизненной
истории могут предпочитать анализ формы нарратива,
считая, что этот подход помогает показать более
глубокие слои идентичности рассказчика..
22. Модели интерпретации
холистически-содержательнаяхолистически-формальная
категориально-содержательная
категориально-формальная.
23. Холистически-содержательная
Такой способ интерпретации помогаетвыявить связь отдельных деталей текста с
общим контекстом, смысл того или иного
фрагмента в свете содержания остальных
частей нарратива.
24. Холистически-формальный
Холистически-формальныйподход
к
толкованию
помогает
прояснить
кульминационные, поворотные моменты
истории, проливающие свет на ее развитие в
целом.
25. Категориально-содержательная
Категориально-содержательная модель известнакак контент-анализ, классический метод исследования
нарративных материалов, в рамках которого часто
используется количественная обработка данных.
Контент-анализ жизненной истории подразумевает
поиск заранее намеченных тем или категорий в
содержании рассказа, но при этом исследователь
может продвигаться в логике исследовательской
стратегии "обоснованной теории" Глазера и Страусса
(B.G. Glaser, A.L. Strauss).
Выбор
категорий,
конечно,
может
быть
предопределен имеющейся теорией соответственно
логике позитивистского исследования, но с другой
стороны, ничто не мешает исследователю читать текст
свободно, без предубеждений и фиксировать
проявляющиеся в содержании темы, чтобы затем уже
выстраивать гипотезы.
26. Категориально-формальная
Категориально-формальная модель фокусируется на отдельныхстилистических и лингвистических особенностях определенных элементов
нарратива, например, на типе метафор, используемых нарратором,
частоте употребления пассивных залогов, сенсорных глаголов и т. д.
Нарратив может использоваться для изучения когнитивных функций:
когнитивных стилей, процесса решения задач и пр., и в данном случае
применение категориально-формального подхода вполне оправдано, так
как позволяет исследователям сравнить особенности суждений
нарраторов с теоретическими моделями.
К примеру, Кэпс и Окс (L. Capps & E. Ochs) изучали механизмы
совладания с эмоциями страха и состоянием беспомощности, анализируя
лингвистические особенности биографических нарративов пациентов,
страдающих от приступов паники. В подобных исследованиях список
интересующих исследователей категорий (в данном случае формальнолингвистических аспектов эмоциональных реакций) может готовиться
заранее, либо определяться по ходу прочтения текста.
27. 4. Дискурс
28. «Дискурс» -лингвистическое употребление
Кпервому
классу
относятся
собственно
лингвистические употребления этого термина, исторически
первым из которых было его использование в названии
статьи Дискурс-анализ американского лингвиста З.Харриса,
опубликованной в 1952.
Собственно лингвистические употребления термина
«дискурс» сами по себе весьма разнообразны, но в целом
за ними просматриваются попытки уточнения и развития
традиционных понятий речи, текста и диалога.
Переход от понятия речи к понятию дискурса связан со
стремлением ввести в классическое противопоставление
языка и речи, принадлежащее Ф. де Соссюру, некоторый
третий член – нечто парадоксальным образом и «более
речевое», нежели сама речь, и одновременно – в большей
степени поддающееся изучению с помощью традиционных
лингвистических методов, более формальное и тем самым
«более языковое».
29. «Дискурс – это речь, погруженная в жизнь». (Н.Д.Арутюнова)
С одной стороны, дискурс мыслится как речь,вписанная в коммуникативную ситуацию и в силу этого как
категория с более отчетливо выраженным социальным
содержанием по сравнению с речевой деятельностью
индивида
С другой стороны, реальная практика современного (с
середины 1970-х годов) дискурсивного анализа сопряжена
с исследованием закономерностей движения информации
в рамках коммуникативной ситуации, осуществляемого
прежде всего через обмен репликами; тем самым реально
описывается
некоторая
структура
диалогового
взаимодействия,
что
продолжает
вполне
структуралистскую (хотя обычно и не называемую таковой)
линию, начало которой как раз и было положено Харрисом.
При этом, однако, подчеркивается динамический характер
дискурса, что делается для различения понятия дискурса и
традиционного представления о тексте как статической
структуре.
30. Дискурс-анализ
• Теория дискурса Эрнесто Лакло и ШантальМуфф (социальный конструктивизм)
• Критический дискурс-анализ
• Дискурсивная психология
31. Предпосылки дискурс-анализа
• Критический подход к знанию, принятомуна веру
• Историческая и культурная
обусловленность
• Связь между знаниями и социальными
процессами
• Связь между знаниями и социальным
поведением
32. Теория дискурса Эрнесто Лакло и Шанталь Муфф
• Дискурс формирует социальны мир спомощью значений. Нестабильность языка
значений придает нестабильность
дискурсу.
• Различные дискурсы – каждый из которых
представляет собой особый способ
общения и понимания социального мира –
вовлечен в постоянную борьбу за
достижение превосходства в том, чтобы
зафиксировать свое значение в языке.
33. Критический дискурс-анализ
• Подчеркивается активная роль дискурса,как одного из аспектов любой социальной
практики. (дискурс – не-дискурс)
• Исследование изменений является
основной областью интереса в критическом
дискурс-анализе (интертестуальность)
34. Дискурсивная психология
• Это подход в социальной психологии,который разработал специальный тип
дискурс-анализа для исследования
способов формирования и изменения
личности человека, его мыслей и эмоций в
процессе социального взаимодействия.
• В дискурсивной психологии индивидуумы
рассматриваются как продукты дискурса, а
также его создатели в специфических
контекстах взаимодействия.