7.51M
Категория: ИсторияИстория

Литература XIV-XV веков (объединения русских земель и возвышения Москвы)

1.

ЛИТЕРАТУРА XIV-XV вв.
(объединения русских земель и возвышения Москвы)
Историко-культурный контекст
Повести «Куликовского цикла»
Повесть о взятии Царьграда
АГИОГРАФИЧЕСКИЕ СОЧИНЕНИЯ

2.

Москва Белокаменная 1367
Белокаменные стены Кремля 1367-68
А. Васнецов

3.

Белокаменные стены Кремля 1367-68
Верещагин П. 1879

4.

Чудов монастырь. 1365

5.

Благовещенский собор.
1390-е гг..

6.

Спасский собор Андроникова монастыря.
1357 - (1368) - 1425 гг.

7.

Спасский собор Андроникова монастыря.
1357 - (1368) - 1425 гг.

8.

А. Рублев. Троица
А. Рублев. Апостол Павел

9.

Феофан Грек
Апостол Петр.
Архангел Михаил.

10.

11.

Летописная повесть
И тоя же осени, в лето [6887] м[еся]ца
сентября, собрав Мамай князь остаточную
силу свою, и, совокупи воиньства много
И начал Мамай посылать в Литву, к
нечестивому Ягайлу, и к хитрому сотонщику,
сообщнику дьявола, отлученному от сына
божия, помраченному тьмою греховной и не
хотящему уразуметь — Олегу Рязанскому,
помощнику бесерменскому, лживому сыну,
как сказал Христос: «От нас вышли и на нас
поднялись». И заключил старый злодей
Мамай бесчестное соглашение с поганой
Литвой и душегубцем Олегом: собраться им у
Оки-реки в Семенов день на благоверного
князя.

12.

И заключил старый злодей Мамай
бесчестное соглашение с поганой
Литвой и душегубцем Олегом: собраться
им у Оки-реки в Семенов день на
благоверного князя.
А душегубец Олег начал зло к злу
прилагать: послал к Мамаю и к Ягайлу
своего боярина-единомышленника,
антихристова предтечю, именем
Епифана Кореева, веля им прийти в
указанный день, и тот же уговор
подтвердил — собраться у Оки с
трехголовыми зверьми - сыроядцами и
кровь пролить. О, враг и изменник Олег,
лихоимства являешь примеры, а не
ведаешь, что меч божий угрожает тебе,
ибо пророк сказал: «Оружие обнажили
грешники и натянули лук, чтоб убивать
во мраке праведников. И оружие их
вонзится в сердца их, и луки их
сокрушатся».

13.

Поведали князю великому, что князь
Олег Рязанский посылал Мамаю на
помощь свои силы, а сам на реках
мосты разломал. А кто с Донского
побоища поехал восвояси через его
отчину, Рязанскую землю, бояре или
слуги, то тех приказал он хватать и
грабить и обобранными отпускать. Князь
же Дмитрий за это хотел на Олега
послать рать. И вот неожиданно
приехали к нему бояре рязанские и
поведали, что князь Олег оставил свою
землю и сам побежал и с княгиней,
и с детьми, и с боярами. И упрашивали
великого князя о том, чтобы на них рати
не посылал, и сами били ему челом, и
соглашались быть у него в подчинении.
Князь же внял им, и принял их
челобитье, рати на них не послал, а на
Рязанском княжении посадил своих
наместников.

14.

Князь же Дмитрий, услышав, что настало
недоброе время, что идут на него все царства,
творящие беззаконие, и, промолвив: «Еще в
наших руках сила», — пошел к соборной
церкви … и, обливаясь слезами, произнес:
«Господи, ты всемогущий, всесильный и
твердый в бранях, поистине ты царь славы,
сотворивший небо и землю, — помилуй нас
молитвами пресвятой матери, не оставь нас,
когда отчаиваемся! Ты ведь бог наш, и мы —
люди твои, протяни руку свою свыше и
помилуй нас, посрами врагов наших и оружие
их притупи! Могуч ты, господи, и кто
воспротивится тебе! Вспомни, господи, о
милости своей, которую искони оказываешь
роду христианскому! О, многоименитая дева,
госпожа, царица чинов небесных, вечная
владычица всей вселенной и всей жизни
человеческой кормительница! Вознеси,
госпожа, руки свои пречистые, в которых
носила бога воплощенного! Не презри нас,
христиан, избавь от сыроядцев и помилуй
меня!»

15.

ЗАДОНЩИНА

16.

Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его князе
Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая

17.

СКАЗАНИЕ О МАМАЕВОМ ПОБОИЩЕ
«Начало повести о том, как даровал бог победу государю великому князю Дмитрию Ивановичу
за Доном над поганым Мамаем и как молитвами пречистой богородицы и русских чудотворцев
православное христианство - Русскую землю бог возвысил, а безбожных агарян посрамил»
Лицевой летописный свод Ивана Грозного

18.

На миниатюре
изображен решающий
момент битвы на
Куликовом поле (1380).
Слева войско великого
князя бьется с конницей
Мамая. Впереди на белом
коне Дмитрий Иванович
с поднятым в правой
руке бичом. Дмитрий
изображен во образе
Святого Дмитрия с
нимбом. Монголотатары имеют ярко
выраженные черты
европейских рыцарей.
XVI в. из собрания
Троице-Сергиевой
Лавры

19.

Перед Куликовской битвой
святые братья явились,
ночному стражу великого
князя Дмитрия Донского Фоме
Хацибееву. В вышине
показалось густое облако, с
востока шли великие полки, с
юга же явились двое светлых
юношей с зажженными
свечами и мечами в руках.
Святые Борис и Глеб
обратились к татарским
воеводам: «Кто послал вас
губить наше отечество, данное
нам Богом?» - и стали рубить
врагов, так что ни один не
остался цел.

20.

ЖИТИЕ СЕФАНА ПЕРМСКОГО
Писцы книг. Миниатюра 16 в. Епифаний
Премудрый изображен слева, он уже начертал
первые слова «Жития». Другие монахи
должны писать под его диктовку

21.

Дмитрий
Сергеевич
Лихачев
1906-1999
English     Русский Правила