Из истории зарубежной социальной психологии
Стадии развития СП (Э. Холландер)
Социальная философия
Социальный эмпиризм
Социальный анализ
Стадия социальной философии
Конфуций (VI -V в. до н. э.)
Платон (V-IV в. до н. э.)
Аристотель (IV в. до н. э.)
Т.Гоббс (1588 – 1679)
Дж. Бентам (1748 – 1832)
Г. Спенсер (1820 – 1903)
Стадия социального эмпиризма
Эмпиризм
Фрэнсис Гальтон (1883)
Стадия социального анализа
Огюст Конт (1798-1857)
Вильгельм Вундт (1832 – 1920)
Интерес к изучению социального поведения людей (2-я пол. XIX в.)
Инстинкты Макдугалла
1.07M

Из истории зарубежной социальной психологии

1. Из истории зарубежной социальной психологии

ВВ

2. Стадии развития СП (Э. Холландер)

1) Социальная философия
2) Социальный эмпиризм
3) Социальный анализ
Все три названных ниже методологических
подхода имеют место и в современной
социальной психологии.

3. Социальная философия


Умозрительный метод построения теорий,
основан на жизненных наблюдениях,
не систематизирует информацию,
опирается на субъективные суждения и
впечатления творца теории.

4. Социальный эмпиризм

• Используются уже не просто
рациональные умозаключения, а набор
эмпирических данных, собранных по
какому-то признаку и как-то обработанных
статистически.
• XIX век стал периодом расцвета
социального эмпиризма и заложил основы
для стадии социального анализа.

5. Социальный анализ

• Выявление причин и связей, раскрытие
закономерностей, проверка и
перепроверка получаемых данных и
построение теории.
• С начала XX века и до сегодняшних дней
составляет методологический базис
научной социальной психологии.

6. Стадия социальной философии

• Стремление строить глобальные теории,
включающие в себя суждения о человеке и его
душе, об обществе и его социальном и
политическом устройстве и о мироздании в
целом.
• При разработке теории общества и
государства, брали за основу представления о
душе человека и о самых простых
человеческих отношениях — семейных.

7. Конфуций (VI -V в. до н. э.)

• Предлагал регулировать отношения в
обществе и государстве по образцу
отношений в семье.
• Есть старшие и младшие, младшие должны
следовать указаниям старших, опираясь
при этом на традиции, нормы добродетели
и добровольного подчинения, а не на
запреты и страх наказаний.

8. Платон (V-IV в. до н. э.)

Единые начала для души и обществагосударства:
• разумное у человека — совещательное у
государства (правители и философы);
• «яростное» в душе (эмоции) — защитное у
государства (воины);
• «вожделеющее» в душе (потребности) —
земледельцы, ремесленники и торговцы в
государстве.

9. Аристотель (IV в. до н. э.)

• В качестве основной категории выделил
понятие «общение».
• Общение – это инстинктивное свойство
человека, составляющее необходимое
условие его существования. Это
потребность человека жить в сообществе с
другими людьми.
• Первичная форма общения – семья,
высшая форма – государство.

10. Т.Гоббс (1588 – 1679)

• Власть нужна людям лишь для того, чтобы
иметь возможность получать максимум
удовольствия.
• Жизнь общества есть «война всех против
всех» и лишь инстинкт самосохранения
рода в сочетании с разумом человека
позволяет людям прийти к каким-то
соглашениям относительно способов
распределения власти.

11. Дж. Бентам (1748 – 1832)

Дж. Бентам (1748 – 1832)
Разработал инструмент для измерения
количества удовольствия и боли (hedonistic
calculus) по параметрам:
• продолжительность (удовольствия или боли),
• их интенсивность,
• определенность (получения или неполучения),
• близость (или удаленность по времени),
• чистота (то есть, смешивается ли удовольствие
с болью или нет)

12. Г. Спенсер (1820 – 1903)

• Чувство симпатии необходимо лишь в
семье, поскольку она составляет основу
общества и необходима для выживания
людей.
• Исключал чувство симпатии из сферы
общественных отношений, где действует
принцип борьбы за существование и
выживания сильнейшего.

13. Стадия социального эмпиризма

• Характеризуется вниманием к сбору
эмпирических данных по определенному
признаку.
• Сформировался в XVII—XVIII вв. (Фрэнсис
Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж
Беркли,Дэвид Юм).

14. Эмпиризм

• Направление в теории познания,
признающее чувственный опыт источником
знания и предполагающее, что содержание
знания может быть либо представлено как
описание этого опыта, либо сведено к нему.
• Для эмпиризма характерна абсолютизация
опыта, чувственного познания, принижение
роли рационального познания (понятий,
теории).

15. Фрэнсис Гальтон (1883)

• Основоположник евгеники, науки о
совершенствовании человечества.
• Собрав данные о выдающихся отцах и их детях
в современном ему английском обществе,
пришел к выводу, что у одаренных людей
рождаются одаренные дети, то есть в основе
лежит генетическое начало.
• Не учел что обеспеченные люди могли создать
исключительные условия для воспитания и
образования своего потомства. ЛИФТ и…

16. Стадия социального анализа

На рубеже XIX-XX вв. социальная психология
переживала еще период становления как
самостоятельной науки, поэтому многие ее
проблемы находили отражение в трудах
социологов:
• Э. Дюркгейма (вопросы влияния социальных
факторов на психическую жизнь индивидов).
• Ч. Кули (разработка проблему отношений
между личностью и обществом).

17. Огюст Конт (1798-1857)

• Социальная физика (социальная статика и
социальная динамика).
• Переименование в "социологию".
• Чтобы избавить психологию от
ненадежности субъективизма, дал ей новое
название — позитивная мораль (la morale
positive).

18. Вильгельм Вундт (1832 – 1920)

Вильгельм Вундт (1832 – 1920)
• Различал психологию физиологическую и
психологию народов (на современном
языке — социальную).
• Десятитомный груд «Психология народов»
(1900-1920 гг.) по существу является
социальной психологией.

19. Интерес к изучению социального поведения людей (2-я пол. XIX в.)

1) Психология народов (Германия: М.
Лацарус, Г. Штейнталь, В. Вундт).
2) Психология масс (Франция: С. Сигеле, Г.
Лебон "Психология толпы").
3) Теория инстинктов социального поведения
(Англия: У. Макдугалл).

20. Инстинкты Макдугалла

Инстинкт
1)
2)
3)
4)
5)
6)
борьбы
бегства
воспроизведения рода
приобретения
строительства
стадный инстинкт
Чувство
1)
2)
3)
4)
5)
6)
гнева, страха
самосохранения
ревности
собственности
созидания
принадлежности

21.

За Ваше терпение и
внимание
English     Русский Правила