Православный храм. Облачение священника.
4.65M
Категория: РелигияРелигия

Православный храм. Облачение священника

1. Православный храм. Облачение священника.

Учитель истории Труфанова Е.В.

2.

3.

Одна глава символизирует Единого Бога, три
купола — Святую Троицу, пять куполов — Христос
и четыре евангелиста, семь глав — семь таинств
Церкви, девять куполов — по числу ангельских
чинов, тринадцать — Христос и двенадцать
апостолов. Число глав может доходить до
тридцати трех — по числу лет земной жизни
Спасителя.

4.

Шлемовидная форма напоминала о
воинстве, о духовной брани, которую
ведет Церковь с силами зла и тьмы.
Форма луковицы — символ пламени
свечи, обращающий нас к словам
Христа: "Вы — свет миру".
Успенский собор . Владимир
Замысловатая форма и яркая
раскраска куполов на храме Василия
Блаженного говорит о красоте
Небесного Иерусалима

5.

Золото — символ небесной
славы. Золотые купола были у
главных храмов и у храмов,
посвященных Христу и
двунадесятым праздникам.
Купола синие со звездами
венчают храмы, посвященные
Богородице, потому что звезда
напоминает о рождении Христа
от Девы Марии.
Троицкие храмы имели зеленые
купола, потому что зеленый —
цвет Святого Духа.
Храмы, посвященные святым,
увенчаны также зелеными или
серебряными куполами.
Успенский собор. Сергиев Посад. Лавра

6.

7.

Иконостас.

8.

9.

10.

11.

12.

Аналóй- подставка для икон и книг.
Канун

13.

Фелонь
Епитрахиль
Подрясник

14.

Епитрахиль (греч.— то, что вокруг
шеи) является
принадлежностью богослужебного
облачения православного
священника и
епископа. Ношение епитрахили оз
начает, что священник приобретает
двойную, по сравнению с
благодатью диакона, дающую ему
право быть не только служителем,
но и совершателем таинств.

15.

Поручи предназначаются для стягивании
рукавов подризника у священников (иереев, прот
оиереев) и епископов(архиереев).
Поручи олицетворяют собой узы, которыми был
связан Иисус Христос. Русское название этого
элемента облачения — «поручи» означает,
что священник во время службы вверяет
(поручает) себя Христу.

16.

Фелонь или риза - очень
древнее облачение
православных священников. В
древности фелонь (риза)
представляла собой плащнакидку из длинного
прямоугольного куска
шерстяной материи и служила
для защиты от холода и
непогоды.
Так же, как и архиерейская
палица, набедренник символи
зирует «меч духовный, т.е.
Слово Божие». Прямоугольная
форма набедренника указывае
т на Четвероевангелии.
В Русской православной
церкви набедренник появился
в 16 еке. Набедренник является
уникальной иерархической
наградой РПЦ, которой нет в
других православных Церквах.

17.

18.

19.

Дьякон

20.

Скуфья – старинный головной
убор на Руси. Если присмотреться,
то надетая скуфья сшита так, что
образует на голове знамение
креста. Носили разные слои на
Руси. В народе называли
скуфейка, ермолка, маковица
(вероятно, потому что носилась на
макушке).
Митра- украшает
священнослужителя, поскольку
он во время богослужения
изображает Царя Христа.
Камилавку носят как во
время богослужения, так и вне
его. Представители белого
духовенства могут получить её
только в качестве награды.
Клобу́к (от тюрк. колпак — шапка) — принадлежность облачения монаха. Для защиты головы во
время ненастья в древности. Символическое значение «шлема спасения» и «покрывала
послушания». Белые клобуки с крестом полагаются митрополитам и патриарху.

21.

Куколь белого цвета с сионами
(серафимами) носит Патриарх Московский
и всея Руси. Белый куколь имеет
византийское происхождение, его
носили константинопольские патриархи,
рукоположённые не из монахов. Мантия —
длинная, спускающаяся до земли накидка
без рукавов, с застежкой только на вороте.
Надевается поверх рясы. У епископов она
бывает фиолетового цвета, а у
митрополитов — голубого. Цвет
патриаршей мантии — зеленый.

22.

Епископ

23.

Панагия — медальон на длинной цепочке с
небольшой иконой Богоматери. Это
отличительный нагрудный знак всякого епископа.
Одно из наименований Богоматери — Всесвятая,
по-гречески — «Панагия». Называя так
Богоматерь, Церковь признает Ее высшей всех
святых, превосходящей Своей близостью к Богу
даже ангелов.
Такие небольшие иконки или другие знаки
носили на груди еще в древности. Часто икону
рисовали на маленькой коробочке, куда
вкладывали какую-нибудь святыню, и носили
тоже на груди. Отсюда греческое название
«энколпион», что буквально значит «нагрудник»,
или «наперсник» (по-славянски «перси» — грудь).
Со временем панагия становится обязательной
частью облачения епископов. Она возлагается при
посвящении в епископский сан вместе с
нагрудным крестом. Патриарху, чтобы выделить
его среди остальных епископов, полагается носить
две панагии и крест. Но сразу три нагрудных знака
Патриарх носит только во время богослужения,
обычно на груди у Патриарха мы можем видеть
одну панагию.

24.

Жезл епископа — это посох с рукояткой. В древности
назначение посоха было вполне определенным: его
брали с собой в путь, когда надо было преодолеть
пешком большое расстояние. Такими посохами
пользовались и пастухи, и монахи. Длинный посох не
только облегчал подъем в гору, но и помогал погонять
овец.
Один из основных символов раннего христианства —
пастырь, т. е. пастух. Он пасет, знает и любит своих
овец. Образ пастуха прочно вошел в христианскую
жизнь. В древности Христа часто изображали в виде
Пастуха с посохом, несущего на плечах заблудившуюся
овцу. Поэтому и священническое, и епископское
служение называется пастырским.
С древних времен известен также жезл. Он являлся
символом власти или почетного положения
(вспомните царский скипетр — знак верховной власти).
Такой жезл — это короткая украшенная палка.
Епископский жезл, или посох, таким образом, с одной
стороны, воплощает идею странничества,
проповедничества, а с другой — является символом
пастырства, мудрого руководства и власти.
Патриарх Тихон

25.

Кадило разжигается при помощи
раскаленного угля, на который
кладется ладан — душистая смола
восточных деревьев . При сгорании он
образует благовонный дым — фимиам.
Кропило — кисть, употребляемая для
окропления освященной водой при
совершении некоторых христианских
обрядов .
English     Русский Правила