Образ князя Олега в исторических источников и в литературе
Цель: Узнать об образе князя Олега в исторических источниках и в литературе
Введение:
1.I.Повесть временных лет Война 907 года
Поход Олега по «Повести временных лет»
1.II.Новгородская летопись
2.Литература:
Отрывок из произведения М.Ю.Лермонтова «Олег»
3.Народный эпос 1Былина о Вольге Святославовиче
4.Сравнение:
Вот как это описывается в Повести временных лет:
И в произведении:
4.Сравнение:
Вот как это описывается в Повести временных лет:
И в произведении:
4.Сравнение
5.Вывод:
1.63M
Категория: ИсторияИстория

Вещий Олег

1. Образ князя Олега в исторических источников и в литературе

Подготовила Розанова Валерия

2. Цель: Узнать об образе князя Олега в исторических источниках и в литературе

3.

• Задачи: 1.Изучить первые исторические
источники
• I.Повесть временных лет
• II.Новгородская летопись
• 2.Образ Олега в произведениях великих
русских поэтов и писателей
• 3.Князь Олег в народном эпосе
• 4.Сравнительный анализ исторических и
литературных источников
• 5.Сделать вывод

4. Введение:

• Оле́г (Ве́щий Оле́г, др.-рус. Оль́гъ, ум. 912) — князь
новгородский с 879 года и великий князь киевский
с 882.
• Получив власть над новгородскими землями
после смерти Рюрика, как регент его малолетнего
сына Игоря, Олег захватил Киев и перенёс туда
столицу, объединив, тем самым, два главных
центра восточных славян. Нередко рассматривается
как основатель Древнерусского государства.
• В летописи «Повесть временных лет»приводится
его прозвище Вещий (знающий будущее,
предвидящий будущее). Назван так сразу по
возвращении из похода 907 года на Византию.

5. 1.I.Повесть временных лет Война 907 года

• Русско-византийская война 907 года — легендарный
поход новгородского князя Олега на Константинополь.
• Поход подробно описан в «Повести временных
лет»(нач. XII века) и завершился подписанием мирного
договора в 907 году. Широко известен в русском
обществе по фразе: «Вещий Олег прибил свой щит на
вратах Царьграда. Однако данный набег не упомянут ни в
одном византийском или ином источнике, кроме
древнерусских летописей. В 911 году был заключён
новый русско-византийский договор, достоверность
которого под сомнение не ставится.

6. Поход Олега по «Повести временных лет»

«Повести временных
лет»
«В год 6415 (907). Пошёл Олег на греков, оставив Игоря в
Киеве; взял же с собою множество варягов, и словен, и чуди, и
кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян,
и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как
толмачи: этих всех называли греки „Великая Скифь“. И с этими
всеми пошёл Олег на конях и в кораблях; и было кораблей
числом 2000. И пришёл к Царьграду: греки же замкнули Суд, а
город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и
много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и
разбили множество палат, и церкви пожгли. А тех, кого
захватили в плен, одних иссекли, других замучили, иных же
застрелили, а некоторых побросали в море, и много другого
зла сделали русские грекам, как обычно делают враги.»

7.

• Договор 907 года
• Согласно ПВЛ после победы Олег заключил в
Константинополе мир на очень выгодных
условиях. Приходящие в город русские
фактически находились на содержании
византийских властей и не платили пошлин.
Договор пересказан на словах, формальнопроцессуальное содержание опущено.
• В сентябре 911 года (по ПВЛ в 912 году из-за
начала нового года с 1 марта) был заключен
новый договор, список с которого полностью
приводится в летописи. Содержание договора
907 года никак не пересекается с договором 911
года, за исключением имён послов, но почти
буквально воспроизводит фрагмент из руссковизантийского договора 944 года.

8. 1.II.Новгородская летопись


В Новгородской первой летописи Олег представлен не князем,
а воеводой при Игоре. Убивает Аскольда, захватывает Киев и
идёт войной на Византию тоже Игорь, а Олег возвращается
обратно на север, в Ладогу, где умирает не в 912, а в 922 году.
Эти сведения противоречат русско-византийскому договору 911
года, где Олег именуется великим князем русским, но в то же
время они лучше согласуются с восточными известиями о Руси
этого периода.
Приблизительно после 912 года, согласно сообщению
арабского автора Аль-Масуди[, флот русов из 500 кораблей
вошёл в Керченский пролив. Хазарский царь разрешил русам
пройти через Дон на Волгу, а оттуда спуститься в Каспийское
море. В результате русы разорили побережье Азербайджана.
Половину добычи по условию договора они отдали хазарскому
царю, однако царская гвардия, состоящая из мусульман,
потребовала мести за гибель единоверцев. Царь не смог или не
захотел спасать русов, но послал им предупреждение об
опасности. Битва длилась три дня и закончилась победой
мусульман. 30 тысяч русов погибло. Уцелевшие 5 тысяч
бежали вверх по Волге, где были истреблены буртасами и
булгарами.

9.


Имя русского предводителя в сообщении не названо и в русских летописях поход
не упомянут. Возможно, смутным намёком на него является фраза Новгородской
летописи об Олеге «другии сказывают, будто ушёл он за море…».
С личностью Олега иногда пытаются связать некого русского
предводителя H-l-g-w, который по данным хазарского источника (так
называемого «Кембриджского документа»), захватил по договорённости
с Византией хазарский город Самкерц на Таманском полуострове, но
был разбит наместником Самкерца Песахом и отправлен оным на
Константинополь. Византийцы сожгли греческим огнём суда русов и
тогда H-l-g-w отправился в Персию, где погиб сам со всем войском.
Имя H-l-g-w восстанавливают как Хлгу, Хелгъ, Хелго. Он именуется в
документе «правителем Русии», что делает очень заманчивым его
отождествление с Олегом. Однако описываемые события относятся к
правлению Игоря — поход русов на Византию совпадает по описанию с
походом 941 года, а поход на Персию с набегом русов в 944 году на
богатый закавказский город Берда близ реки Куры. В историографии
были попытки трактовать это сообщение как свидетельство дуумвирата
Игоря и Олега, в этом случае жизнь Олега продлевается до середины
40-х годов X века, а начало его правления предполагается более
поздним, чем указано в летописи. Возможно, что в восточных
сочинениях, описывающих походы в Закавказье, упоминается другая
группа русов, не связанная с Киевом.
Упоминание об Олеге иногда видят в сообщении арабского географа
аль-Масуди о двух могущественных славянских правителях. Первый из
них носит имя ал-Дир и отождествляется с летописным князем Диром,
имя второго в некоторых рукописях читается как Олванг: «Вслед за ним
(Диром), следует царь ал-Олванг, у которого много владений,
обширные строения, большое войско и обильное военное снаряжение.
Он воюет с Румом, франками, лангобардами и другими народами.
Войны между ними ведутся с переменным успехом».

10. 2.Литература:

1)К.Ф.Рылеев «Вещий Олег»
2)М.Ю.Лермонтов «Олег»
3)А.С.Пушкин «Песнь о вещем
Олеге»

11. Отрывок из произведения М.Ю.Лермонтова «Олег»

Жил-был когда-то князь Олег,
Владетель русского народа,
Варяг, боец (тогда свобода
Не начинала свой побег).
Его рушительный набег
Почти от Пскова до Онеги
Поля и веси покорил...

12.

Он всем соседям страшен был:
Пред ним дрожали печенеги,
С ним от Каспийских берегов
Казары дружества искали,
Его дружины побеждали
Свирепых жителей дубров.
И он искал на греков мести,
Презреньем гордых раздражен...
Царь Византии был смущен
Молвой ужасной этой вести...
Но что замедлил князь Олег
Свой разрушительный набег?..

13. 3.Народный эпос 1Былина о Вольге Святославовиче

• А и на небе просветил светел месяц,
А в Киеве родился могуч богатырь,
Как бы молодой Волх Всеславьевич;
Подрожала сыра земля,
Стряслося славно царство Индейское,
А и синее море сколыбалося
Для-ради рожденья богатырского
Молода Волха Всеславьевича;
Рыба пошла в морскую глубину,
Птица полетела высоко в небеса,
Туры да олени за горы пошли,
Зайцы, лисицы по чащицам,
А волки, медведи по ельникам,
Соболи, куницы по островам.
А и будет Волх в полтора часа,
Волх говорит, как гром гремит:
«А и гой еси, сударыня матушка,
Молода Марфа Всеславьевна!

14.

• А не пеленай во пелену червчатую,
А не поясай во поесья шелковые, Пеленай меня, матушка,
В крепки латы булатные,
А на буйну голову клади злат шелом,
По праву руку - палицу,
А и тяжку палицу свинцовую,
А весом та палица в триста пуд».
А и будет Волх семи годов,
Отдавала его матушка грамоте учиться,
А грамота Волху в наук пошла;
Посадила его уж пером писать,
Письмо ему в наук пошло.
А и будет Волх десяти годов,
Втапоры поучился Волх ко премудростям:
А и первой мудрости учился
Обертываться ясным соколом;
А и другой-то мудрости учился он, Волх,
Обертываться серым волком;
Обертываться гнедым туром - золотые рога….

15.

16.

17.

18. 4.Сравнение:

• В Повести временных лет
говорится о походе Вещего Олега
на Царьград также это событие
отражено в произведение К.Рылеева
«Вещий Олег»

19. Вот как это описывается в Повести временных лет:

• Русско-византийская война 907 года —
легендарный поход новгородского князя Олега
на Константинополь.
• Поход подробно описан в «Повести временных
лет»(нач. XII века) и завершился подписанием
мирного договора в 907 году. Широко известен
в русском обществе по фразе: «Вещий Олег
прибил свой щит на вратах Царьграда. Однако
данный набег не упомянут ни в одном
византийском или ином источнике, кроме
древнерусских летописей. В 911 году был
заключён новый русско-византийский договор,
достоверность которого под сомнение не
ставится.

20. И в произведении:

Покрылся быстрый Днепр ладьями,
В брегах крутых взревел
И под отважными рулями,
Напенясь, закипел.
Дружина храбрая героев
На славные дела,
Сгорая пылкой жаждой боев,
С веселием текла.
В пути ей не были преграды
Кремнистых гор скалы,
Днепра подводные громады,
Ни ярых вод валы.
Седый Олег, шумящей птицей,
В Евксин через Лиман И пред Леоновой столицей
Раскинул грозный стан!

21.

Мгновенно войсками покрылась
Окрестная страна,
И кровь повсюду заструилась, Везде кипит война!
Горят деревни, селы пышут,
Прах вьется средь долин;
В сердцах убийством хладным дышат
Варяг и славянин.
Потомки Брута и Камилла
Сокрылися в стенах;
Уже их нега развратила,
Нет мужества в сердцах.
Их император самовластный
В чертогах трепетал
И в астрологии, несчастный!
Спасения искал.

22.

Меж тем, замыслив приступ смелый,
Ладьи свои Олег,
Развив на каждой парус белый,
Вдруг выдвинул на брег.
"Идем, друзья!" - рек князь России
Геройским племенам И шел по суше к Византии,
Как в море но волнам.
Боязни, трепету покорный,
Спасти желая трон,
Послов и дань - за мир позорный
К Олегу шлет Леон.
Объятый праведным презреньем,
Берет князь русский дань,
Дарит Леона примиреньем И прекращает брань.
Но в трепет гордой Византии
И в память всем векам
Прибил свой щит с гербом России
К царьградским воротам.

23. 4.Сравнение:

• В повести временных лет говорится
о смерти Олега, так же об этом есть
и в произведении А.С.Пушкина
«Песнь о вещем Олеге»

24. Вот как это описывается в Повести временных лет:

• И когда они быстро шли, ударился Одд ногой и
нагнулся. «Что это было, обо что я ударился
ногой?» Он дотронулся острием копья, и
увидели все, что это был череп коня, и тотчас
из него взвилась змея, бросилась на Одда и
ужалила его в ногу повыше лодыжки. Яд сразу
подействовал, распухла вся нога и бедро. От
этого укуса так ослабел Одд, что им пришлось
помогать ему идти к берегу, и когда он пришёл
туда, сказал он: «Вам следует теперь поехать и
вырубить мне каменный гроб, а кто-то пусть
останется здесь сидеть подле меня и запишет
тот рассказ, который я сложу о деяниях своих и
жизни». После этого принялся он слагать
рассказ, а они стали записывать на дощечке, и
как шёл путь Одда, так шёл рассказ [следует
виса]. И после этого умирает Одд

25.

• Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. «Повесть
временных лет» сообщает, что смерти Олега предшествовало
небесное знамение — появление «звезды великой на западе
копейным образом».По киевской версии, отражённой в «Повести
временных лет», его могила находится в Киеве на горе Щековице.
Новгородская первая летопись помещает его могилу в Ладоге, но
в то же время говорит, что он ушёл «за море».
• В обоих вариантах присутствует легенда о смерти от змеиного
укуса. По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от
своего любимого коня. Олег приказал увести коня и вспомнил о
предсказании только через четыре года, когда конь уже давно
умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на
кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?»
Однако в черепе коня жила ядовитая змея, смертельно ужалившая
князя.
• Эта легенда находит параллели в исландской саге о викинге
Орваре Одде[, который также был смертельно ужален на могиле
любимого коня. Неизвестно, стала ли сага поводом для создания
русской легенды об Олеге или, напротив, обстоятельства гибели
Олега послужили материалом для саги. Однако, если Олег
является исторической личностью, то Орвар Одд — герой
приключенческой саги, созданной на основе устных преданий не
ранее XIII века. Колдунья предсказала 12-летнему Одду смерть
от его коня. Чтобы не дать свершиться предсказанию, Одд с
другом убили коня, бросили в яму, а труп завалили камнями. Вот
как погиб Орвар Одд спустя годы

26. И в произведении:

• Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертью кость угрожала!» Из
мертвой главы гробовая змия Шипя
между тем выползала; Как черная
лента, вкруг ног обвилась: И
вскрикнул внезапно ужаленный
князь.

27. 4.Сравнение

• Прослеживается некоторая
схожесть Олега с персонажем
народного эпоса Вольгом
Святославовичем.

28.

• То что они оба совершали походы,
были богатырями.

29. 5.Вывод:

• Мы узнали об образе князя
Олега в исторических
источников и в литературе
English     Русский Правила