Программирование на языке Паскаль
Простейшая программа
Вывод на экран
Задания
Сложение чисел
Сумма: псевдокод
Переменные
Имена переменных
Объявление переменных
Тип переменной
Ввод значения в переменную
Ввод значений переменной
Изменение значений переменной
Вывод данных
Сложение чисел: простое решение
Сложение чисел: полное решение
Снова про оператор вывода
347.57K
Категория: ПрограммированиеПрограммирование

Программирование на языке Паскаль

1. Программирование на языке Паскаль

Простейшие программы
1

2. Простейшая программа

Алгоритмизация и программирование, Паскаль, 10 класс
2
Простейшая программа
название алгоритма
program
begin {
{
end. {
qq;
начало программы }
тело программы }
конец программы }
комментарии в скобках {}
не обрабатываются
?
Что делает эта программа?
К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, 2013
http://kpolyakov.spb.ru

3. Вывод на экран

Алгоритмизация и программирование, Паскаль, 10 класс
3
Вывод на экран
program qq;
begin
write('2+');
{ без перехода }
writeln('2=?'); { на новую строку}
writeln('Ответ: 4');
end.
Протокол:
2+2=?
Ответ: 4
К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, 2013
http://kpolyakov.spb.ru

4. Задания

Алгоритмизация и программирование, Паскаль, 10 класс
4
Задания
«B»: Вывести на экран текст «лесенкой»
Вася
пошел
гулять
«C»: Вывести на экран рисунок из букв
Ж
ЖЖЖ
ЖЖЖЖЖ
ЖЖЖЖЖЖЖ
HH HH
ZZZZZ
К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, 2013
http://kpolyakov.spb.ru

5. Сложение чисел

Алгоритмизация и программирование, Паскаль, 10 класс
5
Сложение чисел
Задача. Ввести с клавиатуры два числа и найти их сумму.
Протокол:
Введите два целых числа
25 30
пользователь
25+30=55
компьютер
компьютер считает сам!
?
1.
2.
3.
4.
Как ввести числа в память?
Где хранить введенные числа?
Как вычислить?
Как вывести результат?
К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, 2013
http://kpolyakov.spb.ru

6. Сумма: псевдокод

Алгоритмизация и программирование, Паскаль, 10 класс
6
Сумма: псевдокод
program qq;
begin
{ ввести два числа }
{ вычислить их сумму }
{ вывести сумму на экран }
end.
Псевдокод: алгоритм на
русском языке с элементами
Паскаля.
!
Компьютер не может исполнить псевдокод!
К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, 2013
http://kpolyakov.spb.ru

7. Переменные

Алгоритмизация и программирование, Паскаль, 10 класс
7
Переменные
Переменная – это величина, имеющая имя, тип
и значение. Значение переменной можно
изменять во время работы программы.
Значение
Другой тип
данных
Имя
К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, 2013
!
?
Поместится?
В переменной хранятся данные
определенного типа!
http://kpolyakov.spb.ru

8. Имена переменных

Алгоритмизация и программирование, Паскаль, 10 класс
8
Имена переменных
МОЖНО использовать
• латинские буквы (A-Z)
заглавные и строчные буквы НЕ различаются
• цифры
имя не может начинаться с цифры
• знак подчеркивания _
НЕЛЬЗЯ использовать
• русские буквы
• пробелы
• скобки, знаки +, =, !, ? и др.
Какие имена правильные?
AXby R&B 4Wheel Вася “PesBarbos”
TU154 [QuQu] _ABBA A+B
К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, 2013
http://kpolyakov.spb.ru

9. Объявление переменных

Алгоритмизация и программирование, Паскаль, 10 класс
9
Объявление переменных
Типы переменных:
• integer
{ целая }
• real
{ вещественная }
• и другие…
выделение места
Объявление переменных:
variable – переменная
в памяти
тип – целые
var a, b, c: integer;
список имен
переменных
К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, 2013
http://kpolyakov.spb.ru

10. Тип переменной

Алгоритмизация и программирование, Паскаль, 10 класс
10
Тип переменной
• область допустимых значений
• допустимые операции
• объём памяти
• формат хранения данных
• для предотвращения случайных ошибок
К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, 2013
http://kpolyakov.spb.ru

11. Ввод значения в переменную

Алгоритмизация и программирование, Паскаль, 10 класс
11
Ввод значения в переменную
оператор
ввода
5
read ( a );
!
1. Программа ждет, пока пользователь введет
значение и нажмет Enter.
2. Введенное значение записывается в
переменную a.
К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, 2013
http://kpolyakov.spb.ru

12. Ввод значений переменной

Алгоритмизация и программирование, Паскаль, 10 класс
12
Ввод значений переменной
Ввод значений двух
переменных (через
пробел или Enter).
read ( a, b );
25 30
25 a
30 b
25
30
25 a
30 b
через пробел:
через Enter:
К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, 2013
http://kpolyakov.spb.ru

13. Изменение значений переменной

Алгоритмизация и программирование, Паскаль, 10 класс
13
Изменение значений переменной
var a, b: integer;
a
5?
...
a := 5;
b := a + 2;
a := (a + 2)*(b – 3);
b := b + 1;
5
b
5+2
7?
a
28
5
7*4
b
7
8
К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, 2013
7+1
http://kpolyakov.spb.ru

14. Вывод данных

Алгоритмизация и программирование, Паскаль, 10 класс
14
Вывод данных
write( a );
{ вывод значения
переменной a}
writeln( a ); { вывод значения
переменной a и переход
на новую строку}
writeln( 'Привет!' ); { вывод текста }
writeln( 'Ответ: ', c );
{вывод текста и значения переменной c}
writeln ( a, '+', b, '=', c );
К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, 2013
http://kpolyakov.spb.ru

15. Сложение чисел: простое решение

Алгоритмизация и программирование, Паскаль, 10 класс
15
Сложение чисел: простое решение
program Sum;
var a, b, c: integer;
begin
read ( a, b );
c := a + b;
Что плохо?
?
writeln ( c );
end.
К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, 2013
http://kpolyakov.spb.ru

16. Сложение чисел: полное решение

Алгоритмизация и программирование, Паскаль, 10 класс
16
Сложение чисел: полное решение
program Sum;
var a, b, c: integer;
begin
writeln('Введите два целых числа');
read ( a, b );
c := a + b;
writeln ( a, '+', b, '=', c );
end.
Протокол:
компьютер
Введите два целых числа
25 30
пользователь
25+30=55
К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, 2013
http://kpolyakov.spb.ru

17. Снова про оператор вывода

Алгоритмизация и программирование, Паскаль, 10 класс
17
Снова про оператор вывода
Вычисление выражений:
writeln ( a, '+', b, '=', a+b );
Форматный вывод:
a:= 123;
write( a:5 );
123
5 знаков
К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, 2013
http://kpolyakov.spb.ru
English     Русский Правила