11.31M
Категория: ИсторияИстория

Обзор языческих Святилищ Восточной Европы. Святилище на Холмах Суоранды – «новодел» или реконструкция?

1.

Доклад на встрече Клуба «Природного
и культурного наследия»
Обзор языческих Святилищ
Восточной Европы.
Святилище на Холмах
Суоранды – «новодел» или
реконструкция?
Докладчик: Шипов Вячеслав Борисович
независимый исследователь,
заместитель председателя Правления
Союза славянского наследия «КРИНА»
Санкт-Петербург 2018 г.

2.

Термины и определения
Капище:
• Толковый словарь Даля: ср. (капость? capella?) идолище, языческий храм, жрище,
поганище, кумирня; бурханище, монгольский храм; пагода, индийский: вообще,
божница идолопоклонников. Капищный, к капищу относящ.
• Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940)
КА'ПИЩЕ ср. (книжн. устар.). 1. Языческий храм. 2. перен. Место служения чему-н.
вообще (ритор.). Из капища наук явился он (поэт Языков из университета) в наш сельский
круг. Пшкн.
• Круглая площадка с идолом в центре,ограниченная рвом или системой ям. Капище-это
пространство языч.храма, расположенное за алтарём, и предназначенное для установки
КАПЕЙ(кап) - статуй богов;
КАП-идол дохрист.периода Руси,изображение бога. У восточных славян ни письменным
источникам, ни археологии неизвестны языческие храмы.
• В классический период капище отделялось от требища (площадки перед алтарём)
сакральным занавесом (в Арконском Храме это были тяжёлые ковровые занавеси, в
современном храме Ясукуни — легкая раздвижная стенка). Однако, как
показали раскопки на горе Богит, занавес устанавливался не везде. После начала
гонений на язычников у славян занавес используется редко. В капище имеет доступ
только жрец и его помощники.

3.

Термины и определения
Святилище:
• Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.
1. Храм (первонач. передняя часть Иерусалимского храма; церк.).
2. перен. Место, внушающее чувства почтения, благоговения.
• Большой Энциклопедический словарь. 2000.
СВЯТИЛИЩЕ место отправления культов в первобытной религии пещера, роща, огороженный участок, постройка и т. д.
• Уральская историческая энциклопедия.
Святилище(культовое, жертвенное место), место совершения в древности куль
товых и религиозных действий, обрядов, церемоний. Как правило, связано с
яркими природными объектами: пещерами, гротами, скальными
выходами, приустьевыми участками р., урочищами и др. или более древними
почитаемыми археол. объектами: городищами, пос., могильниками.
В святилищных комплексах, в отличие от поселенческих, значительно
разнообразнее состав находок, шир. представлены предметы культовой
пластики, украшения, элементы одежды, оружие и орудия труда.
• Википедия: Святи́ лище — священное место или алтарь, посвящённый божеству. Во
многих религиях считается местопребыванием божества; в ряде культур
служило местом убежища для преследуемых.

4.

Обзор языческих
Святилищ
Восточной
Европы.

5.

Датируется VIII-X в.
Красногорское
Святилище.
Расположено в Смоленской области.
Святилище представляло из себя искусственно отсыпанную горизонтальную площадку в виде
правильного круга, окруженную кольцевым валом, высота которого не превышала высоты площадки. С
одной стороны вал был разомкнут, образуя проход. В центре площадки обнаружена яма, в этом месте
находилась Капь. В траншее, заложенной в восточной части площадки, на материке обнаружена
вымостка размерами 3,5 м. х 3 м. Вымостка сложена в один ярус из не пригнанных друг к другу
булыжников и колотого камня. Все камни носили следы огня, выше залегал слой золы с остатками
обгорелых бревен. По предположению Седова В.В., вымостка была сооружена перед отсыпкой
возвышения, и на ней был зажжен ритуальный костер, чтобы освятить место будущего святилища.
Материал взят из:
Седов В.В., "Восточные славяне XI-XIII вв."
"Археология СССР", под ред. Рыбакова Б.А. 1982 г.

6.

Киевское Святилище (Киево городище).
Открыто в 1908 г., повторно исследовано в 1937 г. Датируется VIII-X вв.
Расположено на Андреевской горе, в средней части довладимирова города, в самой сердцевине
княжеского двора.
Святилище образовывало в плане неправильный четырехугольник с округленными углами и с
четырьмя прямоугольными выступами, ориентированными по сторонам света. Сложено насухо из
неотесанных камней. Размеры площадки 4,2 м. х 3,5 м., высота 0,4 м. К югу от площадки обнаружен
слой пережженной глины с большим количеством костей домашних животных. По мнению первого из
исследователей (Хвойко В.В.), в этом месте располагался жертвенник.
Материал взят из:
Седов В.В., "Восточные славяне XI-XIII вв."
"Археология СССР", под ред. Рыбакова Б.А. 1982 г.

7.

Ходосовичское Святилище.
Небольшое племенное Святилище. Открыто в 1972 г. Кузой А. В. и Соловьевой Г. Ф. Датируется X-XI в.
Расположено на берегу оз. Святое (Рогачевский район, Гомельской области, Беларуси) на мысе
вытянутой вдоль края озера песчаной дюны.
Центральная площадка Святилища горизонтальная, круглая в плане. Диаметр ее около 7 м. Площадка
окольцована канавкой глубиной 0,4 м. (по предположению исследователей, на месте канавки стоял
невысокий частокол). В центре площадки открыта яма от деревянного столба - Капи. С четырех сторон
на расстоянии до 2 м. от края площадки имелись четыре ориентированных по сторонам света
углубления, в которых во время ритуалов горели костры (раскопками зафиксировано только три ямы с
кострищами, так как западный край Святилища подмыт водами озера). Углубления корытообразные, в
плане имеют серповидную форму.
Материал взят из:
Седов В.В., "Восточные славяне XI-XIII вв."
"Археология СССР", под ред. Рыбакова Б.А. 1982 г..

8.

Перыньское Капище.
Святилище Перуна. Открыто в 1951-1953 гг. Датируется IX-X в.
Расположено в Урочище Перынь (в 4 км. южнее Новгорода Великого, на левом
берегу реки Волхов).
Святилище представляло из себя горизонтальную площадку в виде
правильного круга диаметром 21 м., окруженную кольцевым рвом (ширина 7
м., глубина более 1 м.). Точно в центре площадки обнаружена яма от столба
диаметром 0,6 м., здесь стояла деревянная Капь Перуна (по первой
Новгородской летописи Старшего Извода, в 988 г. статуя была срублена и
сброшена в Волхов). Перед статуей находился жертвенник круглой формы,
сложенный из булыжных камней. Ров, окружавший площадку, в плане
представлял не кольцо, а восьмилепестковый цветок, образуемый восемью
правильно и симметрично расположенными ямами. На дне каждой из ям во
время празднеств разжигали ритуальный костер, а в одной из них (восточной,
обращенной к Волхову; на плане сверху помечена звездочкой) огонь горел
постоянно. О богослужении Перуну: Ему же яко Богу жертву приношаху и огонь
неугасающий за дубового древня непрестанно паляху" (Л, стр.207).
Материал взят из:
Седов В.В., "Древнерусское языческое святилище в Перыни", "Краткие
сообщения и доклады о полевых исследованиях Института истории и
материальной культуры", т.50, 1953г. Седов В.В., "Восточные славяне XI-XIII вв.,
"Археология СССР", под ред. Рыбакова Б.А. 1982 г.

9.

Гора Богит. Украина.
Гора Богит, Гусятинский район, Тернопольская области, Украина.
Богит - гора на границе Тернопольской и Хмельницкой областей Украины, 417 м. над уровнем моря.
Городище - Святилище расположено на самом высоком холме в лесистой местности Медоборы в 5 км. от села
Городница. Является ближайшим культовым памятником к месту находки Збручского "Идола". Впервые Богит
исследовал археолог Киркор А. в конце XIX в., затем раскопки проводились в 1984 г. Прикарпатской экспедицией
Института археологии РАН под руководством Русановой И. и Тимощука Б. (сотрудники Института археологии АН СССР),
Ягодинской М. (сотрудницы Тернопольского краеведческого музея).
Траншеями перерезаны валы Городища: главный вал около въезда на Городище, второй вал у среза пересекающей его
дороги, третий вал также около обнажения на дороге, северный земляной вал перерезан в трех местах. На площадке
Городища расчищено Капище, Жертвенник и три постройки - Западины.
Недалеко от Богита, в реке Збруч, 1848 г. нашли, так называемого Збручского "Идола". В первых заложенных здесь
шурфах была выявлена керамика скифов - Святилище на горе Богит существовало со скифских времен (VI - VII в. до н.э.).
Все строения Святилища сооружены из камня, чем и объясняется прекрасная сохранность Городища. Городище имеет
полуовальную форму и защиту в виде двух кольцевых и двух поперечных валов. Сакральные сооружения - Капище и
Жертвенник - находились в наивысшей и недоступной местности за двумя поперечными валами.

10.

Гора Богит. Украина.
Городище изначально было сооружено в начале железного века. В X в. главные валы и один из поперечных были
обновленные. Жертвенник похож на невысокий курган, сложенный из больших каменных глыб и мелких камней, с
квадратным отверстием посредине. Среди пожертвований найдены фрагменты лепки (миски, сковородки) и
кружальной керамики Х-ХІ вв. и ХІІ-ХІІІ вв. несколько фрагментов стеклянных ошлакованных браслетов, пряслице и
фрагмент точильного бруска, а также угля. Разновременные пожертвования отделяются друг от друга плоскими
каменными плиточками.
Особенно интересно Капище, центральная часть которого поднята над поверхностью земли на 40 см. и имеет
четырехугольную яму (50 см. х 50 см), расположенную почти посередине. Городище - Святилище имеет пять поселений
- спутников, синхронных ему, три из которых обнаружены с обеих сторон горы Богит, а два - чуть дальше от Городища. В
комплекс Городища входит поселения - спутники и курганные, а так же грунтовые могильники с телосожжением .
Во время раскопок в жертвенной яме был найден перстень галицкого князя Юрия I.
Вокруг пьедестала можно увидеть восемь жертвенных ям и остатки полуземлянок, а так же постоянное наземное жилье.
Материал взят из:
Русанова И.П., Тимощук Б.А,"Языческие Святилища древних Славян"

11.

Гора Богит. Украина.

12.

Святилище в Ржавинском лесу.
Исследовано в 1976 г. Б.А. Тимощуком. Расположено в
Ржавинском лесу (Северная Буковина), на высоком
всхолмлении около ключей.
Находилось в центре гнезда славянских поселений VIII-X
вв.
Центральная площадка Святилища ровная, округлая, в
диаметре 24 м. Была обнесена валом высотой 1,5 м. и
рвом шириной 5 м. - 6 м. На вершине вала обнаружены
площадки из камней, по предположению исследователя
использовавшиеся для разведения ритуальных костров.
Ниже по склону располагался второй концентрический
вал с примыкающим рвом (диаметр 60 м.). На вершине
второго вала также были устроены площадки-уступы для
ритуальных костров.
На склоне первого вала при раскопках обнаружен
четырехгранный каменный столб (высота 2,5 м., размеры
основания 0,6 м. х 0,9 м.). К верху столб становится более
тонким, какие-либо изображения на нем отсутствуют. По
предположению исследователя, столб был установлен в
центре круглой площадки и выполнял функции Капи.
Материал взят из: Седов В.В., "Восточные славяне XI-XIII
вв."
"Археология СССР", под ред. Рыбакова Б.А. 1982 г.

13.

Святилище Трехостровское.
Расположено на плато Венцы, в 7 км. к северу от станицы Трехостровскойв Иловлинском районе, Волгоградской области.
На берегу реки Дон.
Внешне это искусственный холм высотой 3 м. и диаметром около 150 м., окруженный мощным рвом шириной до 30 м.
Современная его глубина - 2 м. Таким образом, диаметр сооружения по внешним краям рва колеблется в пределах 200
м.
Детальные исследования этого сооружения, проводившееся с 1997 по 2003 г. экспедицией Волгоградского
государственного университета (Скрипкин А. С., Дьяченко А. Н. и др.) совместно с Институтом физико – химических и
биологических проблем почвоведения РАН, подтвердили предположения о его культовом назначении. В результате
комплексных археологическими исследований ученые высказали ряд предположений по особенностям памятника, о
времени его возведения и продолжительности функционирования.
Строительство данного сооружения осуществлялось в несколько этапов. Первоначально на площади диаметром около
100 м. был срезан гумусный слой, который аккуратно переместили на периферию и уложили на ненарушенную дневную
поверхность в виде кольца шириной до 15 м., за этим кольцом начал сооружаться ров. Из верхнего слоя, вынимаемого
из рва были изготовлены блоки, затем использованные для возведения в центре специального очага. Большая же часть
грунта, первоначально вынутая из рва, была выложена по наружному краю.
Следующий этап связан с возведением очага. Материалом для этого служили выше упомянутые блоки, изготовлявшиеся
в простых формах, сделанные из прутьев, отпечатки которых сохранились на поверхности блоков. Своеобразная печь
представляла собой круглую конструкцию диаметром до 40 м. высоту ее определить трудно. Дно и внутренние стены
печи предположительно были выложены сепеолитом (минерал класса силикатов, обладающий, как асбест,
термоизолирующими качествами), выходы которого имеются в обнажениях близлежащих оврагов. Пространство между
внешней стороной стены печи и кольцом, выложенным из гумуса, было заполнено жидкой глиной, а сверху устроен
настил из радиально расположенных по отношению к печи стволов деревьев.

14.

Святилище Трехостровское.
Печь была заполнена древесиной, доставленной из поймы Дона, и сверху закрыта крупными обломками известняка.
После всех этих операций дрова были подожжены. Для поддержания процесса горения в стенке печи, вероятно, были
сделаны вентиляционные отверстия. Температура горения в печи, по данным химических анализов шлаков, могла
достигать 1100 - 1300 градусов. В 2002 г. при раскопках рва с восточной стороны было выявлено три уровня погребенных
почв, свидетельствующих что процессы горения могли охватывать десятки, а возможно, и сотню лет. Но в какой - то
период времени печь была развалена. После чего весь развал, начиная от внутреннего края рва, был засыпан грунтом,
вынутым ранее изо рва. Образовавшейся насыпи была придана определенная форма. Ото рва она круто поднималась
вверх, затем шла практически горизонтально дневной поверхности, а в центральной части имела куполообразное
возвышение. Затем, после придания сооружению такой формы, вся его поверхность была покрыта щебенкой из
известняка.
Сложность установления времени возведения исследуемого памятника и соотнесения его с определенной
археологической культурой заключалась в том, что в прессе раскопок не были обнаружены предметы, характеризующие
эпоху.

15.

Святилище Трехостровское.

16.

Нижне-Воргольское Святилище.
Нижне-Воргольское Святилище.
Находится на высокой горе (городище роменскоборщевской культуры) у села Нижний Воргол, Елецком
районе Липецкой области.
Исследовано Москаленко А. Н. в 1966 г. Рядом
обнаружено несколько славянских поселений XIII в.,
которые прекратили своё существование в период
монголо-татарского нашествия.
Представляет из себя круглую глинобитную обожженную
площадку. Размеры: 6 м. х 12 м. Примерно в центре
площадки - яма. Вблизи ямы остатки кострищ. У края ямы
- часть скелета лошади, наконечники стрел и некоторые
другие предметы. Вокруг площадки найдено несколько
ям с золой, углями, отдельными вещами (керамика,
пряслица, серьги и другие предметы). Расположено (в
мысовой части).
Материал взят из:
Седов В.В., "Восточные славяне XI-XIII вв."
"Археология СССР", под ред. Рыбакова Б.А. 1982 г.

17.

Святилище Пскова.
Открыт при вскрытии древнего дерна в составе отложений курганного кладбища Пскова в 1982 г. на улице Ленина.
Представляет из себя круглую площадку с окружающим ее рвом (периметр 33,5 м., площадь - около 95 кв. м.).
Соединяется с окружающей территорией с помощью перемычки в рве, расположённой с юго-западной стороны
площадки. Диаметр площадки 10,8 м. - 11,2 м., ширина перемычки 1,6 м. Ширина рва с западной стороны 1,6 м. 4,1 м., глубина - 0,3 м. - 0,6 м; наиболее широкая и глубокая часть - у перемычки, севернее наблюдается сужение и
поднятие дна. Культурный слой на площадке отсутствует. Период функционирования площадки определяется
периодом образования слоя дерна (10 - 20 см). Параллельное падение уровня поверхности древнего дерна и
материка с северо-востока на юго-запад (угол падения около 1°) отражает легкий наклон поверхности площадки в
сторону входа.
Две центральные ямы (одна — с дубовым столбом) располагаются симметрично оси, проведенной согласно
направлению входа. По периметру имеется несколько ям на расстоянии 2,7 м. - 2,8 м. друг от друга, у перемычки - на
расстоянии 3,6 м. На дне рва - остатки костра (угольное пятно 0,8 м. x 0,8 м.) и несколько в стороне от них - кострище
с кальцинированными костями, лепной керамикой и железной иглой от фибулы. Среди рассеянных по склону рва
кальцинированных костей — коготь собаки. На западном скате перемычки, на древнем дерне найдена челюсть
лошади (не моложе 6 лет).
Вещевых находок в слое древнего дерна на самой площадке нет (найдены лишь несколько фрагментов круговой
керамики второй половины X - первой половины XI в.). В слое песка периода нивелировки памятника присутствовали
единичные фрагменты керамики X - XI вв. и XI—XII вв., что указывает на время, когда площадка уже не
функционировала.
Материал взят из:
Лабутина И. К. Святилище Пскова по раскопкам 1982 г.

18.

Святилище Пскова.

19.

Святилище у деревни Верховляны.
Исследовано в 1986 г. Зайковский Э. М.
Находится у деревни Верховляны, Берестовицкого района, Гродненской области, Беларуси.
Датируется Х - ХII вв.
Размеры площадки не превышают 50 кв. м. Она отделена от вала довольно глубоким рвом. При шурфовке на
площадке обнаружен тонкий культурный слой (мощностью от 0,15 м. до 0,23 м.), в нижней части которого имеется
прослойка угля. Во рву имелась вымостка из камней, выше которой залегал культурный слой с углем, обломками
керамики, слабообработанными кремнями. Среди камней найдены кости и зубы животных (в основном свиньи),
угли. Под вымосткой найдены угли и фрагменты гончарной керамики, датируемой XI - XII вв.
Материал взят из:
Зайковский Э. М. "Исследование языческих святилищ в Белоруссии."

20.

Святилище на городище-убежище Городок.
Святилище на городище-убежище Городок.
Находится на территории городище-убежище Городок (Починковский
район, Смоленская область).
Представляет из себя горизонтальную круглую площадку диаметром
5 м. По краю площадки по кругу следы ямок от столбиков, плотно
примыкавших друг к другу, что образовывает, как бы кольцевую
канаву. В центре круглой площадки яма от массивного столба
диаметром около 0,5 м. и глубиной 0,95 м. Святилище, видимо, один
раз перестраивалось на одном и том же месте. Первоначально оно
имело форму не совсем правильного круга при размерах север-юг 5,3 м. и запад-восток - 5 м. При перестройке канавка и столбики на
северной стороне были смещены к югу и Святилище приняло форму
правильного круга диаметром 5 м. Малые круглые ямки и
углубление в пределах площадки к Святилищу отношения не имеют,
так как связаны с более древним поселением на городище. На
данном Святилище была вскрыта уникальная картина: "В югозападной части Cвятилища на расстоянии 1,3 м. от центрального
столба, в толще культурного слоя на 0,5 м. - 0,1 м. над материком, т.
е. на уровне древней поверхности, были найдены остатки черепа
большого медведя с нижней челюстью, сохранившей правильное
отношение к черепу.
Материал взят из:
Третьяков П. Н.э, Шмидт Е. А. "Древние городища Смоленщины."

21.

Святилище на городище-убежище Городок.
Святилище на городище-убежище Городок.
Находится на территории городище-убежище Городок (Починковский
район, Смоленская область).
Представляет из себя горизонтальную круглую площадку диаметром
5 м. По краю площадки по кругу следы ямок от столбиков, плотно
примыкавших друг к другу, что образовывает, как бы кольцевую
канаву. В центре круглой площадки яма от массивного столба
диаметром около 0,5 м. и глубиной 0,95 м. Святилище, видимо, один
раз перестраивалось на одном и том же месте. Первоначально оно
имело форму не совсем правильного круга при размерах север-юг 5,3 м. и запад-восток - 5 м. При перестройке канавка и столбики на
северной стороне были смещены к югу и Святилище приняло форму
правильного круга диаметром 5 м. Малые круглые ямки и
углубление в пределах площадки к Святилищу отношения не имеют,
так как связаны с более древним поселением на городище. На
данном Святилище была вскрыта уникальная картина: "В югозападной части Cвятилища на расстоянии 1,3 м. от центрального
столба, в толще культурного слоя на 0,5 м. - 0,1 м. над материком, т.
е. на уровне древней поверхности, были найдены остатки черепа
большого медведя с нижней челюстью, сохранившей правильное
отношение к черепу.
Материал взят из:
Третьяков П. Н.э, Шмидт Е. А. "Древние городища Смоленщины."

22.

Святилище на Старорязанском городище.
Находится на северном мысу Старорязанского городища (в 50 км. к юго-востоку от современной Рязани и 4 км. от
современного районного центра города Спасска, на правом берегу Оки). Датируется VI-VIII вв. Исследовано Городцовым
В.А.
Состояло из семи расположенных по кругу жертвенников в виде овальных или округлых углублений, ориентированных
в направлении север - юг или с небольшим отклонением к западу. Средние размеры: 2 м. х 2,5 м. при углублении в
почву на 50 см. Углубления окружены столбовыми оградками. Углубления служили для разведения обрядовых костров,
так как в заполнении ям найдено много угля и золы, а так же встречается переезженный известняк, грубая лепная
керамика без орнамента, обгоревшие зерна культурных растений и кости животных и рыб. В отдельных случаях
прослежены остатки кострищ в верхней части углублений. В центре, по всей видимости, находился "Идол". Всё
Святилище было обнесено круговой оградой. Оно было устроено на месте уничтоженного укреплённого поселения
городецкой культуры.
Материал взят из: Монгайт А. Л. "Археология Рязанской земли."

23.

Святилище из городища Тушемля.
Находится вблизи деревни Мокрядино Починковского района
Смоленской области. На реке Тушемля (левый приток реки Сожа).
Исследовано в 1955-1958 гг. Третьяковым П. Н. и Шмидтом Е. А.
Само городище занимает мыс коренного берега реки,
образованного двумя оврагами. Площадка имеет овальноромбическую форму, длиной 35 м., шириной в средней части 32
м. и высотой над уровнем поймы 17 - 18 м. В культурном плане
городище разделено временными рамками на три фазы.
Святилище находится в средней фазе. Датируется III–IV вв. н.э. (по
находке фибулы с подвязанной ножкой). Представляет из себя
круглую площадку с утрамбованной поверхностью, диаметром 6
м., с большим вертикально стоящим столбом в центре и
многочисленными столбами по краю. Непосредственно на
территории Святилища были найдены несколько обломков сосуда
с насечками по венику.
В верхней культурной фазе Святилище отсутствует.
Материал взят из:
Третьяков П. Н.э, Шмидт Е. А. "Древние городища Смоленщины."

24.

Городище-Святилище у деревни
Находится в 800 м. от деревни Городчанка Екимовического района Смоленской области. В 3 км. от реки Десна.
Городчанка.
Исследовано Третьяковым П. Н. и Шмидтом Е. А.
Представляет из себя округлый холм с плоской вершиной и круглыми склонами.Диаметр 40 м. - 50 м. Высота 5 м. В
течении длительного времени данный участок земли распахивался. В связи с этим валы на данном городище
отсутствуют. Однако найдено несколько десятков обломков керамики, принадлежащих к типу древних смоленских
городищ-Святилищ.
Материал взят из:
Третьяков П. Н.э, Шмидт Е. А. "Древние городища Смоленщины."

25.

Городище-Святилище у деревни Троянова
Находится в 1 км. выше по течению реки Десны от деревни Троянова Слобода Екимовического района Смоленской
области. На противоположном берегу реки от деревни.
Слобода.
Исследовано Третьяковым П. Н. и Шмидтом Е. А.
Представляет из себя отрог коренного берега, образованного оврагами. Овальная площадка городища (размеры: 45 м.
х 35 м.) укреплена с напольной стороны двумя валами и двумя рвами. Сильно пострадало во время ВОВ. Имеет
культурный слой с обломками керамики, принадлежащими к типу древних смоленских городищ-Святилищ.
Материал взят из:
Третьяков П. Н.э, Шмидт Е. А. "Древние городища Смоленщины."

26.

Городище-Святилище у деревни Костыри.
Находится в 1 км. на юго запад от деревни Костыри Екимовического района Смоленской области. На левом берегу реки
Скоровки.
Исследовано Третьяковым П. Н. и Шмидтом Е. А.
Представляет из себя мыс коренного берега, образованный двумя оврагами. Площадка городища имеет овальную
форму (длина 55 м., ширина в средней части 30 м., высота над поймой реки около 20 м.). имеет два вала и ров между
ними. Продолжением второго вала является горизонтальный уступ, окружающий склоны городища со всех сторон на
половине его высоты. Местное название "Городки". У южного склона обнаружен культурный слой с обломками
керамики, принадлежащими к типу древних смоленских городищ-Святилищ.
Материал взят из:
Третьяков П. Н.э, Шмидт Е. А. "Древние городища Смоленщины."

27.

Святилище на городище у деревни Прудки.
Находится в северной части траншеи городища, расположенного в 200-300
м. на запад от деревни Прудки Починковского района Смоленской
области.
Исследовано Третьяковым П. Н. и Шмидтом Е. А.
Представляет из себя круглую площадку диаметром 7 м., окруженную
ямами от вертикально стоящих столбов. В центре круга расположена
большая (диаметр верхней части 45 см.) круглая яма, уходящая в почву на
95 см. К низу коническая по форме. По предположению исследователей в
яме располагалась основная Капь. Столбы некогда стоящие вокруг
Святилища, являлись пластинами, обращенными выпуклой стороной
внутрь круга (размеры 15 см. - 20 см. в поперечнике/ расстояние между
столбами от 10 см. и меньше). Сохранность ям от данных столбов плохая. В
пределах открытой части Святилища обнаружены две большие ямы.
Размеры первой: 80 см. х 60 см., глубина 19 см. Размеры второй: 80 см. х
60 см., глубина 52 см. За пределами Святилища открыта еще одна
подобная яма.
Материал взят из:
Третьяков П. Н.э, Шмидт Е. А. "Древние городища Смоленщины."

28.

Святилище на городище у деревни Прудки.
Находится в северной части траншеи городища, расположенного в 200-300
м. на запад от деревни Прудки Починковского района Смоленской
области.
Исследовано Третьяковым П. Н. и Шмидтом Е. А.
Представляет из себя круглую площадку диаметром 7 м., окруженную
ямами от вертикально стоящих столбов. В центре круга расположена
большая (диаметр верхней части 45 см.) круглая яма, уходящая в почву на
95 см. К низу коническая по форме. По предположению исследователей в
яме располагалась основная Капь. Столбы некогда стоящие вокруг
Святилища, являлись пластинами, обращенными выпуклой стороной
внутрь круга (размеры 15 см. - 20 см. в поперечнике/ расстояние между
столбами от 10 см. и меньше). Сохранность ям от данных столбов плохая. В
пределах открытой части Святилища обнаружены две большие ямы.
Размеры первой: 80 см. х 60 см., глубина 19 см. Размеры второй: 80 см. х
60 см., глубина 52 см. За пределами Святилища открыта еще одна
подобная яма.
Материал взят из:
Третьяков П. Н.э, Шмидт Е. А. "Древние городища Смоленщины."

29.

Болотное городище - Святилище Асташково.
Датируется началом I тысячелетия н. э. Обследовано в 1960-1961 гг.
Расположено в 2,5 км на северо-восток от деревни Асташково Починковского района Смоленской области. На левом
берегу Сожа.
Представляет из себя городище овальной формы (14,5 м. х 12 м.), окруженного расплывшимся валом (ширина - 4 м.,
высота 0,5 м.) и рвом, глубиной 50 см. В юго-западной части ров прерывается на 2-2,5 м. Под насыпью вала и в самой
насыпи встречается уголь. Площадка городища вдоль вала прокалена.
Материал взят из:
Третьяков П. Н., Шмидт Е. А. "Древние городища Смоленщины."

30.

Городище-Святилище Самсонцы.
Расположено у деревни Самсонцы Руднянского района Смоленской области.
Капище данного городища расположено на совершенно ровном участке, поэтому на поверхности земли четко
прослеживались контуры всего сооружения. Остатки данного Святилища представляют из себя горизонтальную,
хорошо утоптанную площадку круглой формы, на периферии которой расположена канава, образовывавшая круг, разомкнутый на северной стороне. На дне канавы прослеживаются ямы (диаметр от 6 см. до 18 см. при глубине от 3 см.
до 22 см.) Эти ямы являются следами от вертикально поставленных столбов, расположенных почти вплотную друг к
другу. На остальных участках круга ямы сохранились хуже и не всегда прослеживаются. Стена из столбов образует круг
диаметром 4,4 м., разомкнутый на северной стороне. В центре данного круга - яма, округлая в плане, диаметром 20
см., глубиной 22 см., цилиндрической формы с уплощенным дном. С северной стороны канава и ограда отсутствуют.
Концы канавы завершаются несколькими ямами, в которых стояли столбы.

31.

Городище-Святилище Бабка
Расположено на восточном крае песчаной возвышенности неподалеку от села Бабка (Владимирецкий район, Ровенской
области, Украины).
Представляет из себя круглую площадку диаметром 30 м., окруженую углублениями в виде прерывистого рва и
отдельных корытообразная ям. Почти в центре данной площадки расположена столбовая яма (диаметр 0,5 м., глубина
0,7 м.) и скопления угля диаметром 1 м. В южной части обнаружен горшок с пережженными костями. На городище так
же найдены кости животных, обломки лепной и гончарной посуды VIII-X вв. На вершине окружающей вал лежат угля и
обгоревшие бревна. Мелкий ров заполнен прослойками угля.
Материал взят из:
Русанова И., Тимощук Б. "Языческие святилища древних славян."

32.

Городище-Святилище Бабка
Расположено на возвышении правого берега Вислы (Вышегрод, Мазовецкое воеводство, Польша)
Представляет из себя круглую площадку (диаметр 18 м.), в центре которой сохранились следы столбов, прямоугольных
срубных построек, череп тура. Площадка окружена рядом камней, среди которых находится алтарь, плоский каменьжертвенник, скелет человека. К площадке ведет вымощенная камнями дорога, на которой лежало два серпа и скелет
человека.
Датируется X-XIII вв.
Материал взят из:
Русанова И., Тимощук Б. "Языческие святилища древних славян."

33.

Городище-Святилище Добжешуво.
Городище-Святилище Добжешуво.
Расположено на высоком холме в Свентокжицких горах (Добжешуво,
Свентокшиское воеводство, Польша).
Овальная площадка городища (40 м. х 80 м) ограничена тремя
концентрическими валами, прерывающимися в нескольких местах.
Четвертый вал отделяет городище от хребта. Основа невысоких валов
(высота 1,5 м. - 2 м.) сложена из крупных камней и на ней набросаны
более мелкие камни. Поверхность валов обожжена, особенно сильно
внутренний склон первого вала и внешние склоны второго и третьего. В
центре площадки лежит большой камень с выбитыми на нем кругами. В
разных местах на площадке и на валах стоят стелы, лежат большие
округлые камни и сложеные из камней ящики-жертвенники. В западной
части площадки находится каменный фундамент алтаря, рядом с ним
керамика VIII-IX вв.
По радиоуглеродному анализу, взятому с первого вала, определена дата
795 год. Рядом с городищем находятся селища VIII-X вв. Раскопки на
городище проводились в 1975-1981 гг.,
Материал взят из:
Русанова И., Тимощук Б. "Языческие святилища древних славян."

34.

Святилище Зааринген.
Расположено около курганного могильника VII-XII вв. (Зааринген, округ
Бравденбург, Германия).
Представляет из себя круглую площадку (диаметр 20 м.), окруженную
кольцевым рвом шириной 2 м. - 3 м.
Материал взят из:
Русанова И., Тимощук Б. "Языческие святилища древних славян."

35.

Городище-Святилище Петрово.
Городище-Святилище Петрово.
Расположено вблизи деревни Петрово, Ярцевского района,
Смоленской области.
Представляет из себя городище с круглой площадкой (диаметр 22
м.) расположеное среди болот. Оно окружено двумя
концентрическими валами и рвом между ними (ширина рва 8 м. 15 м). У края площадки на глубине 35 см. (в насыпи внутреннего
вала) прослеживается зольно-угольный слой толщиной 10 см. -13
см. Рядом находится селище древнерусского времени.
Материал взят из:
Русанова И., Тимощук Б. "Языческие святилища древних славян."

36.

Святилище Тшебятув.
Расположены на всхолмлении среди болот около города Тшебятув (Западно-Поморское воеводство, Польша).
Представляют из себя две площадки (10 м. х 13 м. и 8 м. х 10 м.), окруженные рвами (шириной 1 м. - 1,5 м. и
глубиной 50 см.), в которых находятся угли и черепки IX-X вв. На самих площадках расположены кострища и
столбовые ямы.
Материал взят из:
Русанова И., Тимощук Б. "Языческие святилища древних славян."

37.

Святилище на городище Кушлянщина.
Расположено в деревни Кушлянщина, Смоленского района, Смоленской области.
Представляет из себя городище с круглой площадкой (28 м. - 26 м.) и двумя концентрическими валами из
красноватой глины. Относится к типу болотных городищ-Святилищ.
Датируется рубежом I-II тысячелетий н. э.
Рядом находится селище VIII-начала XI в. и курганная группа (80 курганов, большинство из которых шаровидные,
один - длинный).
Материал взят из:
Русанова И., Тимощук Б. "Языческие святилища древних славян."
Седов В.В. "Языческие святилища смоленских кривичей"

38.

Святилище Лысая Гора.
Расположено на холме Лысая Гора (высота над уровнем моря 594 м) Свентокжицких гор (Польша).
Сам холм зарос лесом, на нем много выходов камней, он не пригоден для заселения. Вершина горы окружена
валом, идущим по склону. Вал сложен из камней (ширина 11 м., высота 1,5 м.). Вершина вала плоская со
следами огня, найдены черепки IX-XII вв. Площадка Капища эллипсовидная (1300 м. х 150-200 м). Она не имеет
ни культурного слоя и ни построек. Около горы имеется источник. Там же был найден идол. В XII в. на горе
построен костел.
Материал взят из:
Русанова И., Тимощук Б. "Языческие святилища древних славян."

39.

Городище-Святилище Рудлово.
Расположено в 2,5 км. к юго-востоку от деревни Болотово, Глинковского района, Смоленской области. В 0,3 км. к
востоку от бывшей деревни Рудлово. На не высоком мысе заболоченной долины реки Песошенки.
Представляет из себя площадку овально-округлой формы, окруженную двумя рядами невысоких
кольцеобразных валов и рвов между ними. Размеры городища - 28 м. х 22 м.
На противоположном берегу реки открыто древнерусское селище X - XII вв.
Материал взят из:
Седов В.В. "Языческие святилища смоленских кривичей"

40.

Святилище восточного укрепления Бельского
Расположено восточном укреплении Бельского городища в районе села
городища.
Бельск, Котелевского района, Полтавской области,
Украины.
Городище исследуется с 1987 г. Само Святилище открыто в 1972 г.
Датируется VI - V вв. до н. э.
Представляло из себя Святилище, состоявшее из семи жертвенников с
выкопанных у них ямами, кострищ и скоплений керамических фигурок. В
ямах находились остатки пожертвований таких же, как и у домашних
алтарей западного укрепления. Святилище не имело чёткой
пространственной конфигурации и, возможно, представляло собой
открытую культовую площадку.
Площадь Святилища 260 м. х 40 м.
Материал взят из:
Бойко Ю. Н. "О функциональном назначении некоторых майданообразных
сооружений украинской Лесостепи."

41.

Святилище Савин
Расположено на правом берегу реки Тобола, на надпойменной террасе, в 40 км.
к северу от города Кургана, Курганской области, Уральского федерального
округа.
Открыто Вохменцевым М. П. в 1982 г. Исследовалось в течении пяти лет.
Песчаный останец возвышается над окружающей местностью в виде гривы
шириной 50–60 м, длиной 350 м. При исследовании выявлены остатки древних
сооружений - два примыкающих друг к другу круга диаметром 16,5 м. - 20 м.,
продольной осью ориентированных по линии северо-восток - юго-запад, в
форме восьмерки. Кольца эти образованы рвом шириной 0,9 м. - 1,8 м. и
глубиной 0,2 м. - 1,2 м. С восточной стороны внутрь колец ведут проходы, в
северо-западном круге есть проход и с западной стороны. На дне рва, внутри
колец и за их пределами зафиксировано 117 ям. Внутри северо-западного круга
располагалось углубление прямоугольной формы размером 7 м. - 8 м. х 6 м. х
6,5 м. и глубиной 0,3 м. - 0,8 м. В нем и в ряде ям обнаружены кости животных, а
среди них фрагменты сосудов, глиняных поделок, изделия из камня и кости. В
северных секторах канавы и за ее пределами зафиксированы остатки 21
кострища. В юго-восточных секторах каждого круга находились погребения.
Внутри северо-западного кольца рядом с канавой имеется погребение в
овальной яме, по стенкам которой прослеживались остатки органики
коричневого цвета. От погребенных сохранились лишь фрагменты черепа и
зубы. В юго-восточном круге во рву так же расположено захоронение трех
человек - двоих взрослых мужчин и женщины около 16 лет — в два яруса.
Материал взят из:
Потемкина Т.М. "Святилища энеолита и бронзового века Западной
Сибири, как источник астрономических знаний и
космологических представлений в древности."

42.

Гозекский Круг.
Гозекский Круг.
Расположен в городе Гозеке, округ Бургенландкрайс, земля Саксония-Ангальт, Германия.
Обнаружен в 1991 г. в ходе исследования местности с самолёта.
Начал исследоваться в 2002 г. Бертем Ф. и Билем П. из Университета Галле-Виттенберга.
Представляет из себя несколько концентрических рвов диаметром 75 м. и два палисадных кольца с воротами в
определённых местах. Остатки первоначальной конфигурации говорят о том, что данное сооружение первоначально
состояло из 4 концентрических окружностей, кургана, рва и двух деревянных палисадов. В палисадах было трое ворот,
направленных на юго-восток, юго-запад и север.
Осколки керамики, найденные в окрестностях Круга, указывают на то, что он был сооружён около 4900 г. до н. э. На
керамике отмечаются два вида линейных узоров, характерных для того периода.
Материал взят из:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Гозекский_круг

43.

Голоринг.
Расположено вблизи города Кобленца (земля Рейнланд-Пфальц, запад Германии).
Создание сооружения датируется эпохой бронзового века культурой полей погребальных урн (1200—800 гг. до н.э).
Представляет из себя комплекс, состоящий из кругового рва (диаметр - 175 м.) с внешним валом (длина - 190 м.). Вал
около 7 м. в ширину и 1 м. в высоту. Ров имеет верхнюю ширину 5 - 6 м. и около 1 м. в глубину. Во внутренней круглой
части комплекса сохраняется круглая платформа, которая поднимается на 1 м. - 1,5 м. в высоту. Диаметр данной
окружности 95 м. В середине платформы имеются остатки деревянных столбов (толщина - 50 см.), раскопанные в ходе
археологических исследований объекта. По предположениям учёных, данные бревна были около 8 - 12 м.
Материал взят из:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Голоринг

44.

Святилища Сармизегетуза
Расположены в стороне от остальной крепости на вершине холма Грэдиштя-Мунчелулуй в горах Орэштие на юго-западе
Трансильвании в Румынии (381 км. к северо-западу от Бухареста).
Датируются I в. н. э.
Являются Святилищами доримской Дакии.
Представляют из себя комплекс, состоящий из двух круглых Святилищ. Меньшее (диаметр около 12 м.) является кругом
из каменных столбов. Большее (диаметр около 30 м.) - это несколько концентрических кругов (из каменных блоков,
каменных и деревянных столбов).
Материал взят из:
http://dostoyanieplaneti.ru/318-mieghalitichieskii-ko..
https://ru.wikipedia.org/wiki/Сармизегетуза

45.

Святилище в Хайденхайме.
Расположено около погребений с сожжением в городе
Хайденхайм-ан-дер-Бренц (земля Баден-Вюртемберг,
Германия)
Представляет из себя круглую площадку, диаметром 20 м.,
окружённую рвом и имеющую внутри дополнительное
кольцо из камней.
Материал взят из:
Русанова И.П. "Истоки славянского язычества."

46.

Святилище Союза
Славянского Наследия
«КРИНА» на холмах
Суоранды

47.

Этапы развития святилища на Холмах Суоранды
• 1997 г. Создание – установка кумира Рода (по другим версиям Перуна)

48.

Этапы развития святилища на Холмах Суоранды
• 2005 г. Янинское святилище существует десяток лет. За это время неоднократно делались попытки срубить
установленного нами Чура, но однажды у них это получилось. В это же время порушили Купчинское святилище. 6
ноября 2005 года община Крина установила нового Чура. Затем с завидным постоянством его срубали или просто
выдёргивали, а мы с тем же упорством восстанавливали его обратно...

49.

Этапы развития святилища на Холмах Суоранды
2005 – 2010 гг.

50.

Этапы развития святилища на Холмах Суоранды
2005…2010 гг.

51.

Этапы развития святилища на Холмах Суоранды
2010 г. Чур, поставленный 1 августа не простоял и месяца. Но
порушители не уничтожили Чура, лишь срубили и скатили в траву.
28 августа Крина отреставрировала порушенного Чура и
подготовила нового, а 29 августа установила трёх Чуров сразу

52.

Этапы развития святилища на Холмах Суоранды
• 2011 г. Очередное разрушение святилища.
• Восстановление святилища, установка кумиров
Рода, Макоши, Перуна, Ярило, Велеса;
• Выкопан ров;
• Выложен лабиринт "Вольный ветер" (на Янинском
святилище после очередного погрома было
принято решение сложить лабиринт по схеме
лабиринтов Русского Севера. 10 сентября 2011 года
лабиринт был размечен с Вечеславом
Викторовичем Токаревым, 11 сентября - сложен, 17
сентября прошло имя наречение, а 18 сентября на
Фестивале "Славянский Спас" - его открытие)

53.

Этапы развития святилища на Холмах Суоранды
2011 г.

54.

Этапы развития святилища на Холмах Суоранды
2011 г.

55.

Этапы развития святилища на Холмах Суоранды
2011 г.

56.

Этапы развития святилища на Холмах Суоранды
2011 г.

57.

Этапы развития святилища на Холмах Суоранды
2011 г.

58.

Этапы развития святилища на Холмах Суоранды
2012 г. Установка еще четырёх кумиров - Коляды, Лады, Купалы, Сварога и южных врат.

59.

Этапы развития святилища на Холмах Суоранды
2012 г. Установка еще четырёх кумиров - Коляды, Лады, Купалы, Сварога и южных врат.

60.

Этапы развития святилища на Холмах Суоранды
2012 г. Установка еще четырёх кумиров - Коляды, Лады, Купалы, Сварога
южных врат

61.

Этапы развития святилища на Холмах Суоранды
2013 г. - Восстановление кумира Рода, Модернизация рва

62.

Этапы развития святилища на Холмах Суоранды
2015 г. - Установка кумиров Живы, Хорса , Мары

63.

Этапы развития святилища на Холмах Суоранды
Начало 2017 г. – Замена Велеса

64.

2017 г. Акт вандализма - попытка разрушения святилища, большая часть кумиров спилена с попыткой сожжения
на лабиринте - август 2017. Восстановление святилища - август-октябрь 2017

65.

66.

67.

Лабиринт «Вольный ветер»

68.

Спасибо за внимание!
English     Русский Правила