Похожие презентации:
Зарождение революционного народничества и его идеология
1. § 25. Зарождение революционного народничества и его идеология
2.
После крестьянской реформы 1861 г. резко усилилось иреволюционное движение.
Идейным вождем революционного движения в России в
конце 50-х — начале 60-х гг. стал редактор петербургского
журнала «Современник» Н. Г. Чернышевский.
в своих статьях выступал:
за крестьянскую революцию,
развивал идеи А. И. Герцена об «общинном» социализме,
ратовал за создание революционной организации.
Чернышевский в
Петропавловской крепости.
В 1862 г. Чернышевский был арестован
и помещен в Петропавловскую
крепость, где провел около 2-х лет. Там
он написал роман «Что делать?»,
который был напечатан в журнале
«Современник». В романе изложил
свои взгляды на будущее
социалистическое устройство
общества, на новую мораль и
нравственность.
Гражданская казнь Н.Г. Чернышевского в 1864 г.
3.
ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ«ЗЕМЛЯ и ВОЛЯ» 1861 – 64гг.
тайное революционное общество разночинцев
СОСТАВ: различные общественные группы и сословия:
студенты,
мелкие чиновники,
т. е. «лица разного чина и
младшие офицеры,
званий» — РАЗНОЧИНЦЫ.
выходцы из мещан,
купцы,
низшее духовенство,
разорившееся дворянство.
ЦЕЛЬ - ПОДГОТОВКА КРЕСТЬЯНСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ.
СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА КРЕСТЬЯН - ПРОПАГАНДА.
ВДОХНОВИТЕЛИ - Герцен и Чернышевский (формально не
входили в тайное общество).
В 1862 г. были арестованы наиболее активные члены «Земли
и воли».
В 1863 г. расчеты революционеров на массовые выступления
крестьян не оправдались.
В 1864 г. «Земля и воля» приняла решение о самороспуске.
Состав « Земли и воли»:
37,5% - учащиеся и слушатели ВУЗов;
14% - рабочие;
11,3% - учащиеся школ;
8,3% - служащие;
7,6% - учителя.
Программа « Земли и воли»:
Созвать парламент;
Установить демократическую республику;
Широкое применение местного самоуправления;
Равноправие женщин;
Передать крестьянам всю землю;
Создание городских и сельских
самоуправляющихся общин.
Планы « Земли и воли»:
« Земля и воля» готовились начать открытое
выступление в 1863 году, считая, что в этот период
может возникнуть крестьянское восстание, связанное
с истечением срока подписания Уставных грамот.
4.
ТЕОРИЯ РЕВОЛЮЦИОННОГО НАРОДНИЧЕСТВАА. И. Герцена
ОБЩИННЫЙ СОЦИАЛИЗМ
Поражение революций 1848—1849 гг. в странах
Западной Европы породило у А. И. Герцена
неверие в европейский социализм,
разочарование в нём.
Сопоставляя судьбы России и Запада, Герцен
пришёл к выводу, что социализм сначала должен
утвердиться в России.
Крестьянское общинное землевладение, крестьянская идея права на
землю и мирское самоуправление станет основой построения
социалистического общества.
«Русский социализм» Герцена был ориентирован на крестьянство как
свою социальную базу, поэтому получил также название
«крестьянского социализма».
Так возник «русский (или общинный) социализм» Герцена.
ЦЕЛИ:
освобождение крестьян с землёй без всякого выкупа,
ликвидации помещичьего землевладения,
введение крестьянского общинного самоуправления,
независимого от местных властей,
демократизации страны.
Эти положения Герцена впоследствии были восприняты народниками,
поэтому его называют основоположником, «предтечей» народничества.
Н. Г. Чернышевского
Идея общинного социализма,
сформулированная Герценом, была развита
Н. Г. Чернышевским.
В отличие от Герцена, Чернышевский иначе
смотрел на общину. Для него община —
патриархальный институт русской жизни.
Он считал, что в России должен утвердиться строй крестьянских
производителей, система земледельческого производства с
крестьянским хозяйством в основе. Эту форму производства он считал
более эффективной по сравнению с крепостнической, поскольку она
соединяет вместе все факторы производства и развивает
заинтересованность производителя в своём труде.
Система мелкого производства, по мнению Чернышевского, в
условиях товарно-денежных отношений порождает имущественное
неравенство, капиталистические отношения эксплуатации.
Он выступил против реформы 1861 г., считал её грабительской и
половинчатой, направленной на приспособление крепостничества к
новым экономическим условиям, связанным с развитием товарноденежных отношений.
Он не идеализировал общину, а видел в ней одну из форм
производства.
5.
Идеи «общинного» социализма А. И. Герцена иН. Г. Чернышевского - теоретическая основа
политического течения русской радикальной
интеллигенции - НАРОДНИЧЕСТВА.
Народники рассматривали народ, прежде всего крестьянство, как реальную
политическую силу и считали своей главной задачей сделать эту силу сознательной
и организованной. Они хотели поднять крестьян на революцию, которая дала бы
возможность России миновать стадию капитализма и установить новый строй,
основанный на принципах равенства и справедливости.
идеология народничества основывалась на самобытном пути развития России к социализму, минуя капитализм.
ТЕОРИЯ РЕВОЛЮЦИОННОГО НАРОДНИЧЕСТВА
Михаил Александрович
Бакунин
БУНТАРСКОЕ
ЦЕЛИ:
Самоуправление
народа.
МЕТОДЫ:
Бунт, восстания,
волнения.
Бакунин – творец
теории анархизма.
Отрицал государство, считал государство
высшим злом и причиной всех народных
бед.
Отвергал централизованное,
сосредоточенное в одних руках, идущее
«сверху вниз» управление.
Взамен государства предлагал организацию
«снизу вверх» – рабочий союз общин,
волостей, областей и народов – принцип
самоуправления народа.
НАПРАВЛЕНИЯ
Пётр Лаврович
Лавров
ПРОПАГАНДИСТСКОЕ
ЦЕЛИ:
Создать свободное
социалистическое
общество.
МЕТОДЫ:
Пропаганда.
Считал, что народную революцию надо
постепенно готовить с помощью людей,
имеющих научную подготовку, которые должны
идти в народ и с помощью пропаганды помочь
народу показать его силу и потребности.
Если интеллигенция сможет таким образом
построить справедливое социалистическое
общество, то «оплатит» свой «долг народу» за
образование и блага, которые получала трудами
и лишениями народа.
Пётр Никитич
Ткачёв
ЗАГОВОРЩИЧЕСКОЕ
ЦЕЛИ:
Установление всеобщего
равенства.
МЕТОДЫ:
Заговоры.
Считал, что крестьянство не
способно самостоятельно
осуществить революцию.
Революция должна принять форму
переворота.
Переворот совершит строго
законспирированная организация
революционеров, члены которой прошли
строгий отбор и подчиняются железной
дисциплине.
6.
§ 26. Революционноенародничество второй половины
60-х – начала 80-х гг. XIXв.