ДАЛЬ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ
Писатель, лексикограф, этнограф, член-корреспондент Петербургской АН
 Оренбургский край глазами В. И. Даля 
Даль – создатель музея Другое научное предприятие, в котором В. И. Даль играл ведущую роль, - это организация оренбургского
Даль и Пушкин
Памятник А. С. Пушкину и В. И. Далю открыт в Оренбурге в 2001 году в сквере на Советской улице. Скульптор - Н. Г. Петина.
Творчество Даля в Оренбургский период
  Интерес к фольклору и этнографии татар, башкир, казахов побудил Даля к серьезному изучению тюркских языков, знакомство с
Спасибо за внимание!
362.25K
Категория: БиографииБиографии

Даль Владимир Иванович (1801-1872)

1. ДАЛЬ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

(1801-1872)

2. Писатель, лексикограф, этнограф, член-корреспондент Петербургской АН

3.  Оренбургский край глазами В. И. Даля 

В изображении Оренбургского края сказалось умение Даля изобразить
любой уголок России - умение, которое отмечали многие его
современники-писатели. Так, в своей поездке по Оренбуржью Даль
знакомится с значимостью губернии. По его словам «Край
Оренбургский для нас важнее и значимее, чем многие думают; едва
ли Кавказ со всеми причудами своими может обещать то, что
заповедает восточный склон хребта Уральского, Общего Сырта и
прилежащие к Уралу степи. Не говоря о том, что Башкирия, т.е.
Оренбургская губерния, красуется природою, какой нет более
нигде в России...»
Первые впечатления от Оренбургского края В. И. Даль передал в письме к
Н. И. Гречу, издателю газеты «Северная пчела» из Уральска от 25
сентября 1833 г., где говорил о том, что «край здешний представляет
смесь необыкновенного, странного, многообразного, хотя еще
дикого, заслуживает внимания и удивления...»

4.

Во время службы в Оренбурге В. И. Даль много внимания уделял
изучению природы Южного Урала и зауральских степей. В путешествиях
по региону В. И.Даль проявляет живой интерес к природе степного края, к
собиранию различных «естественных произведений». Степь вызывала у
натуралиста особые чувства. Он писал, что от Оренбурга и вниз по
берегам Урала до Каспийского побережья «степь наша, сама
принимает вид сухого моря». Правда выше – места разнообразные,
частью гористы и лесисты, но бедный Оренбург, перенесенный с
места на место до трех раз, судьбы своей не миновал:
он, наконец, расположился в безлесной и голой
пустыне». Глубокие знания зауральских степей он проявил в статье
о карте, изданной в Берлине Л. Циммерманом. Как натуралист он
проявил себя и в подготовке научной академической экспедиции к
Аральскому морю.
Владимир Иванович также имел непосредственное отношение к главному
произведению этнографа, профессора Казанского университета Э. А.
Эверсмана «Естественная история Оренбургского края».
Инициатором создания книги был В. А. Перовский, которому,
собственно, и посвящено произведение.

5. Даль – создатель музея Другое научное предприятие, в котором В. И. Даль играл ведущую роль, - это организация оренбургского

6. Даль и Пушкин

Оренбургская земля оказалась местом новой
встречи с А. С. Пушкиным, с которым Даль
познакомился еще в Петербурге. Александр
Сергеевич пробыл в Оренбурге всего три дня, и все
эти дни его сопровождал В. И. Даль. Вместе они
посетили Берды – бывшую ставку Пугачева,
разговаривали с очевидцами событий, ходили по
оренбургским улицам. И конечно, тогда им и в голову
не могло прийти, что через четырнадцать лет судьба
подготовит им новую встречу: у постели умирающего
Пушкина до последней секунды его жизни будет
находиться В. И. Даль. Сегодня уже трудно представить
себе сквер в центре Оренбурга без этого памятника, на
постаменте которого застыли в вечном движении А. С.
Пушкин и В. И. Даль.

7. Памятник А. С. Пушкину и В. И. Далю открыт в Оренбурге в 2001 году в сквере на Советской улице. Скульптор - Н. Г. Петина.

8. Творчество Даля в Оренбургский период

Сохранились многочисленные документы, которые
свидетельствуют, что диапазон научных интересов
В. И. Даля был весьма широк и что именно в
оренбургский период он сумел реализовать
свои многообразные таланты. И именно в
Оренбурге, по собственному признанию ученого, у
него созрела мысль о составлении словаря, и в
Оренбурге же он сделал «главнейшее пополнение
запасов для словаря».

9.

В 30-е и 40-е годы Далем было написано 16 сказок,
многие из которых созданы не только в Оренбурге,
но и на оренбургском материале. «Сказка о
прекрасной царевне МилонегеБелоручке», «Сказка о Георгии храбром и о
полке» (рассказанная Далю Пушкиным в
Оренбурге), «Сказка о Строевой
дочери...», «Сказка о баранах» и др. имеют явно
восточный колорит.

10.

На оренбургском материале также были
написаны очерки «Уральский казак» и «Охота
на волков», в Оренбурге происходит действие
повести Даля «Серенькая», опубликованных в
столичных журналах и сборниках. «Уральский
казак», считающийся эталонным в жанре
физиологического очерка - своеобразное
литературно-этнографическое исследование
жизни и быта уральских казаков с поэтическими
зарисовками различных видов рыболовства на реке
Урале.

11.

Неспокойная жизнь жителей пограничного Оренбургского
края, набеги киргиз-кайсаков на села и станицы и
похищение людей, быт и нравы, социальный уклад
кочевников - киргизов (так называли в XIX веке казахов),
башкир были для Даля предметом научного и
художественного исследования (а иногда и служебного
расследования). Результатом явились восточные повести и
очерки писателя - «Бикей и Мауляна», «Майна»,
«Башкирская русалка», «Нечто о кумысе», полные
этнографических деталей. Названные повести написаны на
оренбургском материале, что неоднократно подчеркивается
Далем в своеобразных авторских замечаниях. «Бикей и
Мауляна» является первым в русской литературе
произведением о жизни казахов.

12.

13.   Интерес к фольклору и этнографии татар, башкир, казахов побудил Даля к серьезному изучению тюркских языков, знакомство с

14.

Безусловно, находясь в Оренбурге, Даль писал
произведения и не на оренбургские темы. К таким
можно причислить повести «Бедовик», «Павел
Алексеевич Игривый», «Гофманская капля» и др. В
этих произведениях оренбургские мотивы не
выражены явно, но писатель привносит в текст
какие-то детали, и по ним можно вспомнить об
Оренбургском крае,например: «...дорогой
подшерсток, пух, из которого выделывают за морем
дорогие ткани, каким, сказывают, и цены нет...» («О
котах и о козле»); пожар, описываемый в
«Гофманской капле» (известно архивное дело 18391840 гг. о расследовании причин пожаров в Оренбурге),
оренбургские песни («Где потеряешь, не чаешь, где
найдешь, не знаешь»).
English     Русский Правила