Похожие презентации:
Кочевые народы
1. Кочевые народы
Дудинова Ю. 13д-12. Кочевы́е наро́ды — мигрирующие народы, живущие за счёт скотоводства. Некоторые кочевые народы, кроме того, занимаются охотой
Кочевы́е наро́ды — мигрирующие народы,живущие за счёт скотоводства. Некоторые
кочевые народы, кроме того, занимаются охотой
или, как некоторые морские кочевники в юговосточной Азии, — рыболовством.
3.
Часть исследователей склоны считать, чтокочевничество сложилось на Ближнем Востоке на
периферии первых цивилизаций ещё в IV—III тыс.
до н. э. Некоторые даже склонны отмечать следы
номадизма в Леванте на рубеже IX—VIII тыс. до н. э.
Другие полагают, что здесь ещё рано говорить о
настоящем кочевничестве. Даже доместикация лошади
(IV тыс. до н. э.) и появление колесниц (II тыс. до н. э.)
ещё не говорят о переходе от комплексной
земледельческо-скотоводческой экономики к
настоящему кочевничеству. По мнению этой группы
учёных переход к номадизму произошёл не ранее
рубежа II—I тыс. до н. э. в евразийских степях.
4.
Поскольку животным постоянно были необходимыновые пастбища, скотоводы были вынуждены
несколько раз в год перемещаться с одного места на
другое. Наиболее распространённым типом жилищ у
кочевников были различные варианты разборных,
легкопереносимых конструкций, покрываемых, как
правило, шерстью или кожей (юрта, палатка или
шатер). Домашняя утварь у номадов была
немногочисленна, а посуда чаще всего делалась из
небьющихся материалов (дерево, кожа). Одежда и
обувь шились, как правило, из кожи, шерсти и меха.
Явление «всадничества» (то есть наличие большого
количества лошадей или верблюдов) давало
кочевникам значительные преимущества в военном
деле.
5. Расцвет кочевничества
Расцвет кочевничества связан с периодом возникновения «кочевыхимперий» или «имперских конфедераций» (середина I тыс. до н. э. —
сер. II тыс. н. э.). Эти империи возникали по соседству со
сложившимися земледельческими цивилизациями и зависели от
поступаемой оттуда продукции. В одних случаях кочевники
вымогали подарки и дань на расстоянии (скифы, хунну, тюрки и др.).
В других они подчиняли земледельцев и взимали дань (Золотая
Орда). В третьих они завоевывали земледельцев и переселялись на
их территорию, сливаясь с местным населением (авары, булгары и
др.). Кроме-того, вдоль маршрутов шёлкового пути проходившего
также и по землям кочевников, возникали стационарные поселения с
караван-сараями. Известны несколько крупных миграций так
называемых «пастушеских» народов и позднее кочевниковскотоводов (индоевропейцы, гунны, авары, тюрки, кидани и
половцы, монголы, калмыки и др.).
6.
7.
В хуннское время были установлены прямые контактымежду Китаем и Римом. Особенно важную роль
сыграли монгольские завоевания. В результате
сформировалась единая цепь международной
торговли, технологических и культурных обменов. Повидимому, в результате этих процессов в Западную
Европу попали порох, компас и книгопечатание. В
некоторых работах этот период называют
«средневековой глобализацией».[1][2][3]
8. Кочевничество, не связанное со скотоводством и др. видами ремесла
В различных странах существуют этническиеменьшинства, ведущие кочевой образ жизни, но
занимающиеся не скотоводством, а различными
ремеслами, торговлей, гаданием, профессиональным
исполнением песен и танцев. Это цыгане, ениши,
ирландские путешественники и другие. Такие
«кочевники» путешествуют таборами, живя обычно в
транспортных средствах либо случайных помещениях,
зачастую нежилого типа.
9.
10. Кибитка
Переносное жилище у кочевников: калмыков,цыганов, род шатра, покрытого войлоком: служит
единицей обложения для взимания государственной и
земско-кибиточной подати.
Телега или сани с крытым верхом.
11. Ураса
тип жилища у кочевых народовтип жилища у кочевых народов в Якутии
конусообразный шалаш из жердей, обтянутый берестой.
Считается, что ураса это самая древняя форма якутских
жилищУстройство урасы несложно: длинные, наклонно
поставленные жерди опираются на круглый остов — обруч. В
землю по кругу (диаметр около 5 м) вкапывалось 10-12 столбов
высотой около 2 м. По верхним концам столбов накладывался
деревянный круг, к которому на расстоянии около 0,25 м друг к
другу прислонялись шесты длиной до 8 м. Прикрывалась ураса
кусками берёсты. Столбы внутри урасы и лежащий на них обруч
богато украшались резным орнаментом. Изнутри их окрашивали
в красновато-коричневый цвет отваром ольховой коры. Дверь
делалась в виде берестяного занавеса, вышитого различными
узорами. Для прочности бересту вываривали в воде, затем
скоблили ножом верхний слой и сшивали тонким волосяным
шнуром в полосы. Внутри урасы вдоль ее стен, также как и в
других жилищах, сооружались нары (ороны). Посередине
строения очаг. Пол земляной.
12.
13. Юрта
жилище кочевого народапереносное жилище у кочевых народов Азии и
Южной Сибири
у некоторых кочевых народов: переносное,
конусообразной формы жилище
14.
Возможно юрта появилась в более позднийпериод, примерно в 8-5 веке до н.
э[источник не указан 1309 дней]. Юрты известны со
времен гуннов[источник не указан 1309 дней].
Древнейшие визуальные изображения
юрты (вернее, верблюдов навьюченных
деталями юрты) дошли на погребальных
статуэтках середины I тыс н. э. из
Северного Китая[2]. Разнообразный
материал, характеризующий развитие юрты
со времён монгольских завоеваний XIII
века, содержится в китайских, а также
среднеазиатских, иранских и турецких
миниатюрах.
15.
Устройство юрты у тюрков и монголовнесколько различается. Туркменские
юрты имеют двустворчатые деревянные
двери. В казахских и киргизских юртах
вместо деревянной двери зачастую
используется также и войлочный полог.
Двустворчатые деревянные двери были в
татарских юртах 20-х гг XX века.
Казахские юрты ниже киргизских из-за
сильных ветров в степи. Монгольские,
бурятские и тувинские юрты из-за
прямых потолочных жердей ещё ниже.
16.
17.
Основные части юрты: кереге/канат (решетчатыескладные стенки), уук/уык (жерди, составляющие
купол), тюндюк/шанырак (круг на вершине купола
скрепляющий жерди), кошма, покрывающая все
сооружение. Изнутри юрта делится на две
половины. У монголов восток — женская, а
запад — мужская[5]. На мужской половине —
ближе к двери, то есть ближе к земле, —
находится постель хозяев. Здесь развешивается
оружие мужчины, конская упряжь, талисманы. На
женской — девичьей — постель невесты —
дочери хозяина. Ниже — к двери — посудный
шкаф, ступа для взбивания кумыса — символ
достатка. Эта половина гостевая. На этой
половине также стелют постель для хозяина юрты,
как часть ритуала его похорон