Похожие презентации:
Тотемизм, магия, их сущность и роль в развитии культуры и медицины. Магическая медицина. Понятие народной медицины
1.
1ТОТЕМИЗМ, МАГИЯ, ИХ СУЩНОСТЬ И РОЛЬ
В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ И МЕДИЦИНЫ.
МАГИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА.
ПОНЯТИЕ НАРОДНОЙ И АЛЬТЕРНАТИВНОЙ
МЕДИЦИНЫ. ИХ СОВРЕМЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ.
2.
2Тотемизм : архаичная
форма религии – комплекс
верований, обрядов, мифов,
основанных на
представлениях о тесной
родственной связи какойлибо группы людей (род,
племя) с определенным
видом животного, реже –
растения, еще реже – с
неодушевленным
предметом или явлением
природы.
3.
Каково значение тотемизма дляразвития и становления
человеческого общества?
Тотемизм – форма осознания связи
коллектива, его единства, его
противоположности другим
коллективам.
С осознанием единства
клана и занимаемой им
территории начинается
формирование чувства
Отечества, чувства
Родины.
3
4.
4По мере осознания единства в первобытном
коллективе появляются взаимная забота и
взаимопомощь, возникает
формирующаяся медицина.
5.
5В тотемизм уходят корни и обряды священного
брака, призванного обеспечить плодородие земли,
животных и людей.
Этот обряд, нашедший отражение во всех
политеистических религиях, первоначально мог
представлять собой зоофилический эксцесс
человека с тотемным животным.
6.
Мифы о Минотавре6
Тотемные верования и обрядность способствовали
формированию, закреплению зоофилии, а также и
другой значительно более распространенной и
живучей формы сексуального поведения –
гомосексуализма.
7.
7Важнейшее место в
тотемической обрядности
занимали тотемические
танцы, рисунки
Различные виды искусства своим
возникновением обязаны
тотемизму
8.
В неразрывной связи с верой в тотемическихпредков находятся представления о
тотемическом цикле рождения и смерти.
8
9.
Магия (от греч. mageia – волшебство, колдовство)– целостная система практической
деятельности, связанная с верой в
сверхъестественную способность человека
(колдуна, мага) воздействовать на людей и
явления природы
9
10.
Магия возникла в коллективахнеандертальцев в мустьерское время,
когда начало зарождаться,
формироваться абстрактное мышление,
рефлексия. В это время единый коллектив
вводит в норме тотема самопочитание.
На этой основе начался
период расцвета магии,
выражающий идею
господства человеческого
коллектива над природой.
10
11.
11Средствами борьбы с природными явлениями, врагами,
болезнями стали различные формы магической практики
– магические технологии: обряды, танцы, песни,
заговоры.
12.
12Вредоносная
(черная) магия
Лечебная
Предупредительная
магия
Подавляющее большинство историков медицины считали
длительное время, что магия не принесла медицине
ничего, кроме вреда, а различные приемы лечебной
магии – ничто иное, как дикие суеверия, существование
которых, конечно, понятно и извинительно для той эпохи,
в которой они возникли.
13.
В развитии первобытной медициныможно выделить несколько этапов
На первом этапе в
процессе развития
формирующейся
медицины происходила
трансформация
унаследованных от
животных действий, а
также формировались
новые действия, связанные
с практикой применения
орудий труда
13
14.
На следующем этапе практические приемыформирующейся медицины были осмыслены с
позиции той коллективной формы мышления,
которую именуют первобытным мифологическим
сознанием, т.е. первоначально-магическим
14
То есть магическая медицина вначале была не
совокупностью магических приемов и действий, а этапом
развития медицины.
15.
Что дала магия для развитиямедицины ?
15
1. Этап магической
медицины – точка
отсчета, с которой
медицина начинает поиск
причин болезней, которые
на каждом этапе развития
медицины
переосмысливались
16. Причины болезней
Этиоло́гия (греч. aitia причина + logos учение)1)
учение о причинах и условиях возникновения
болезней;
2)
причина возникновения болезни или
патологического состояния.
На этапе магической медицины было
два основных этиологических фактора:
• наведение порчи средствами
вредоносной магии и
• нарушение табу.
16
17.
172. В связи с идеями о вине
человека в возникновении
болезней в том числе и
своей собственной, связаны
идеи организации такой
жизни, которая
препятствовала бы
заболеваниям, т.е. это
зарождение представлений
о здоровом образе жизни.
18.
3. Этап магической медицины - точка отсчетадля осмысления механизмов
жизнедеятельности организма.
18
19.
4. Магическое представление о том,что человек, его организм способен
защищать и бороться с болезнью
легло в основу традиционных
систем, основанных на идее
самомобилизации защитных сил
организма
19
20.
205. С этапа магической медицины
начинается история идеи этиотропного
лечения
21.
Способы лечения: очищение (вода,огонь, дым), рвотные, слабительные
средства, потогонные, кровопускание
– это методы, направленные на
изгнание вредных сил.
21
22.
22Трепанация черепа
23.
Другие лечебные меры, направлены на 23восстановление, усиление жизненной
силы больного.
Цель – поделиться с больным
частью собственной жизненной
силы чисто магическими
средствами.
Основные формы такой передачи словесные и мануальные действия –
рука и слово.
24.
24Каково же состояние магической медицины сегодня.
Используются ли методы народной медицины?
25.
25Народная медицина (ВОЗ) – это совокупность всех знаний и
практических методов (объяснимых и необъяснимых) которые
применяются для диагностики, профилактики и ликвидации
нарушений физического, психического и социального
равновесия и опираются исключительно на практический опыт и
наблюдения, передаваемые из поколения в поколение, как в
устной, так и в письменной форме и не оцениваемые
медицинскими специалистами как научно-обоснованные.
26.
Традиционная медицинасвязана с древней
религиозной и
философской традицией.
Это медицинские
системы, которые не
просто отражены в
письменных источниках,
но имеют теоретическое,
религиозное,
натурфилософское
обоснование.
Близким к данному термину относиться
понятие этномедицины
26
27.
Виды народной медициныЗнахарство – донаучное
врачевание, в основе которого
лежит лечебная магия и
рациональные приемы
Медицинский
оккультизм – практика
врачевания, опирающаяся,
как и знахарство, на
лечебную магию. Но
исторически эта практика
связана не столько с
народной медициной,
сколько с традицией
оккультных (тайных) наук
27
28.
Шарлатанство в медицине – циничный обманбольных, спекулирование доверием
28
В объективном плане между знахарством и шарлатанством
различий зачастую нет. Но с нравственно-этических позиций,
шарлатанство уже не является добросовестным заблуждением, а
юридически его следует расценивать как мошенничество
29.
Что включает в себя понятиеальтернативной медицины ?
народная медицина
традиционная
29
30.
гомеопатия30
31.
Гомеопатия - метод медицинскоголечения болезней, состоящий в
использовании:
1. принципа подобия (греч.
homoios «подобный» и pathos
«страдание, болезнь»)
2. малых и сверхмалых доз
лекарственных веществ
3. индивидуальной реакции
больного на повреждающий
фактор, которая зависит от
наследственноконституциональных
особенностей организма
31
32.
32Христиан-Фридрих-Самуил
Ганеман родился 10 апреля 1755
г. в Саксонии, в г. Менсене
В 1779 г. защитил свою диссертацию
"О причинах и лечении судорожных
болезней" и получил диплом доктора
медицины с правом врачебной
практики.
В 1810 году опубликовал свой труд
"Органон врачебного искусства",—
систематическое изложение нового
учения.
С. Ганеман умер в 1843 г., на 89 году жизни,
пользуясь общим уважением и любовью
окружающего его общества.
33.
Методыноваторского,
дилетантского
врачевания, не
признанные
представителями ни
научной, ни
народной медицины
Метод оздоровления
Порфирия Иванова
33
34.
Биоэнергетика,экстрасенсорика,
парапсихология
34
35.
К альтернативной медицине относятвсе формы медицинской помощи,
которые обычно находятся вне
официального сектора
здравоохранения
ВОЗ ставит задачу интеграции традиционной и
академической медицины.
Такая интеграция принесет взаимную пользу обеим
системам, увеличит общий объем знаний о медикосанитарной помощи, повышает квалификацию и
увеличивает число практикующих медиков.
35