2.25M
Категория: БиографииБиографии

Жизнь и творчество Николая Васильевича Гоголя

1.

Исполнители :
Ученицы 6 В класса
Кривешко Ксения и
Брылина Ирина

2.

Родился 20 марта (1 апреля н.с.)
в местечке Великие Сорочинцы
Миргородского уезда
Полтавской губернии в семье
небогатого помещика. Детские
годы прошли в имении
родителей Васильевке, рядом с
селом Диканька, краем легенд,
поверий, исторических
преданий. В воспитании
будущего писателя
определенную роль сыграл отец,
Василий Афанасьевич, страстный
поклонник искусства, любитель
театра, автор стихов и
остроумных комедий.

3.

После домашнего образования Гоголь провел два
года в Полтавском уездном училище, затем
поступил в Нежинскую гимназию высших наук,
созданную по типу Царскосельского лицея для
детей провинциального дворянства. Здесь учился
играть на скрипке, занимался живописью, играл в
спектаклях, исполняя комические роли. Думая о
своем будущем, останавливается на юстиции,
мечтая "пресекать неправосудие".
После окончания Нежинской гимназии в июне 1828
в декабре отправился в Петербург с надеждой
начать широкую деятельность. Службу получить не
удалось, первые литературные пробы оказались
неудачными. Разочаровавшись, летом 1829 уехал
за границу, но скоро возвратился. В ноябре 1829
получил место мелкого чиновника. Серая
чиновничья жизнь скрашивалась занятиями
живописью в вечерних классах Академии
художеств. Кроме того, властно влекла к себе
литература.

4.

Гоголь был из многодетной семьи –
третьим ребёнком из двенадцати
детей: шести мальчиков и шести
девочек.
. Когда будущий великий писатель
учился в школе, его сочинения были
весьма посредственными, он был слаб в
языках, а хорошо успевал только в
русской словесности и в рисовании
Гоголя была страсть к рукоделию. Он
любил вязать на спицах шарфы, кроить
сёстрам платья, ткать пояса, к лету шить
для себя шейные платки. Также
Николай Васильевич любил готовить и
часто угощал друзей галушками и
варениками. Ещё он варил особый
напиток из козьего молока с
добавлением рома, который в шутку
называл «гоголем-моголем».
В карманах Гоголь всегда носил
сладости, которые постоянно жевал.
Особенно он любил грызть во время
работы или разговора кусочки
припрятанного сахара.
Гоголь стеснялся своего носа, и,
видимо, даже художников просил
сглаживать на картинах этот
недостаток внешности. Поэтому на всех
портретах писателя нос выглядит поразному. Возможно одна из
петербургских повестей Н.В.Гоголя не
случайно названа «Нос».
Гоголь был очень застенчив: если в
компании появлялся незнакомец
писатель исчезал из комнаты.
В июне 1836 года Николай Васильевич
уехал за границу, где пробыл с
перерывами около десяти лет.
За границей он был
в Германии, Швейцарии, Париже,
Италии, в Иерусалиме.Источник:

5.

Интересный факт, что своё мистическое произведение —
повесть «Вий» — писатель называл народным преданием
(рассказ он слышал и записал, не изменив в нем ни
одного слова), в то время как ни один из
литературоведов, историков, фольклористов ни разу
нигде не смогли найти никаких упоминаний (устных или
письменных), хотя бы отдаленно напоминавших сюжет
«Вия». Исследователи говорят, что, возможно, имя «Вий»
получилось в результате соединения имени хозяина
пекла «Ния» (божества украинской мифологии) и слова
«вия», в переводе с украинского означающего «веко».
Ис точником сюжета пьесы «Ревизор» был реальный
случай в одном из городов Новгородской губернии, о
котором Гоголю рассказал Пушкин. Пушкин также
предложил Гоголю сюжет «Мёртвых душ».
История родной Украины была для него одним из
любимых исследований и увлечений. Именно эти
исследования подвинули его на написание эпической
повести «Тарас Бульба». Она была первый раз
опубликована в сборнике «Миргород» и в 1835 году
один экземпляр этого журнала Гоголь лично вручил в
руки господину Уварову — министру народного
просвещения, для того, чтобы тот преподнес его
императору Николаю I.

6.

В 1830 в журнале "Отечественные
записки" появилась первая повесть
Гоголя "Басаврюк", впоследствии
переработанная в повесть "Вечер
накануне Ивана Купала". В декабре в
альманахе Дельвига "Северные цветы"
напечатана глава из исторического
романа "Гетьман". Гоголь сблизился с
Дельвигом, Жуковским, Пушкиным,
дружба с которым имела большое
значение для развития общественных
взглядов и литературного таланта
молодого Гоголя. Пушкин ввел его в
свой круг, где бывали Крылов,
Вяземский, Одоевский, художник
Брюллов, дал ему сюжеты для "Ревизора"
и "Мертвых душ". "Когда я творил, —
свидетельствовал Гоголь, — я видел
перед собой только Пушкина... Мне
дорого было его вечное и непреложное
слово".
Обложка повести
«Вечер накануне Ивана Купала»

7.

Литературную известность Гоголю принесли "Вечера
на хуторе близ Диканьки" (1831 — 32), повести
"Сорочинская ярмарка", "Майская ночь" и др. В 1833
пришел к решению посвятить себя научной и
педагогической работе и в 1834 был назначен
адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей
истории при Санкт-Петербургском университете.
Изучение трудов по истории Украины легло в
основу замысла "Тараса Бульбы". В 1835 оставил
университет и целиком отдался литературному
творчеству. В том же году появился сборник
повестей "Миргород", куда вошли "Старосветские
помещики", "Тарас Бульба", "Вий" и др., и сборник
"Арабески" (на темы петербургской жизни). Повесть
"Шинель" была самым значительным произведением
петербургского цикла, в черновом варианте
прочитана Пушкину в 1836, а закончена в 1842.
Работая над повестями. Гоголь пробовал свои силы
и в драматургии. Театр представлялся ему великой
силой, имеющей исключительное значение в
общественном воспитании. В 1835 был написан
"Ревизор" и уже в 1836 поставлен в Москве с
участием Щепкина.
Повести
«Ревизор и Мертвые души»

8.

Наряду с сочинительством и интересом к
театру с юных лет Гоголь был
увлечён живописью. Об этом говорят его
гимназические письма родителям. В гимназии
Гоголь пробует себя как живописец, книжный
график (рукописные журналы «Метеор
литературы», «Навоз Парнасский») и
театральный декоратор. Уже по выходе из
гимназии в Петербурге Гоголь продолжает
занятия живописью в вечерних
классах Академии художеств Общение с
кругом Пушкина, с К. П. Брюлловым, делает
его страстным поклонником искусства.
Картине последнего «Последний день
Помпеи» посвящена статья в
сборнике «Арабески». В этой статье, а также в
других статьях сборника Гоголь отстаивает
романтический взгляд на природу искусства.
Образ художника, а также конфликт
эстетического и морального начала станет
центральным в его петербургских
повестях «Невский проспект» и «Портрет»,
написанных в тех же 1833—1834 годах, что и
его публицистические статьи. Статья Гоголя
«Об архитектуре нынешнего времени» явилась
выражением архитектурных пристрастий
писателя.
В Европе Гоголь увлечённо предаётся изучению
памятников архитектуры и скульптуры, живописи
старых мастеров. А. О. Смирнова вспоминает,
как в Страсбургском соборе «он срисовывал
карандашом на бумажке орнаменты над
готическими колоннами, дивясь избирательности
старинных мастеров, которые над каждой
колонной делали отменные от других
украшения. Я взглянула на его работу и
удивилась, как он отчётливо и красиво
срисовывал. — „Как вы хорошо рисуете!“ —
сказала я. — „А вы этого и не знали?“ — отвечал
Гоголь». На смену романтической приподнятости
Гоголя приходит и известная трезвость
(А. О. Смирнова) в оценке искусства: «Стройность
во всем, вот что прекрасно». Наиболее ценимым
художником для Гоголя
становится Рафаэль П. В. Анненков «Под этими
массами зелени итальянского дуба, платана,
пины и пр. Гоголь, случалось, воодушевлялся как
живописец (он, как известно, сам порядочно
рисовал). Раз он сказал мне: „Если бы я был
художник, я бы изобрел особенного рода пейзаж
Какие деревья и ландшафты теперь пишут!.. Я бы
сцепил дерево с деревом, перепутал ветви,
выбросил свет, где никто не ожидает его, вот
какие пейзажи надо писать!“». В этом смысле в
поэтичном изображении сада Плюшкина
в «Мёртвых душах» явственно ощущается взгляд,
метод и композиция Гоголя-живописца.

9.

«Ночь перед рождеством»
«Майская Ночь или
утоплиница»

10.

«Женитьба»
Комедия «Ревизор»

11.

В 1845 году Сергей Левицкий приезжает в Рим и
встречается с русскими художниками и с Гоголем.
Использовав приезд в Рим вице-президента русской
Академии художеств графа Фёдора Толстого,
Левицкий уговорил Гоголя сняться
надагерротип вместе с колонией русских художников.
Затея была связана с приездом в Рим из СанктПетербурга Николая I. Император лично посетил
пансионеров Академии художеств. Более двадцати
пансионеров были вызваны в собор Святого Петра в
Рим, куда после российско-итальянских епереговоров
прибыл Николай I в сопровождении вице-президента
Академии графа Ф. П. Толстого. «Проходя от алтаря,
Николай I обернулся, приветствовал лёгким
наклонением головы и мгновенно окинул собравшихся
своим быстрым, блестящим взглядом. „Художники
Вашего величества“, — указал граф Толстой. „Говорят,
гуляют шибко“, — заметил государь. „Но также и
работают“, — ответил граф».

12.

Мёртвые души
Какой русский не любит быстрой езды
Ревизор
Женитьба
Театральный разъезд
Вечера на хуторе близ Диканьки
Миргород




Вий
Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем
Старосветские помещики
Тарас Бульба






Невский проспект
Нос
Шинель
Записки сумасшедшего
Портрет
Коляска
Петербургские повести
Выбранные места из переписки с друзьями

13.

Смерть
С конца января 1852 года в доме графа Александра Толстого гостил ржевский протоиерей Матфей
Константиновский, с которым Гоголь познакомился в 1849 году, а до того был знаком по переписке. Между
ними происходили сложные, подчас резкие беседы, основным содержанием которых было недостаточное
смирение и благочестие Гоголя, например, требование о. Матфея: «Отрекись от Пушкина» [. Гоголь предложил
ему прочесть беловой вариант второй части «Мёртвых душ» для ознакомления, с тем, чтобы выслушать его
мнение, но получил отказ священника. Гоголь настаивал на своём, пока тот не взял тетради с рукописью для
прочтения. Протоиерей Матфей стал единственным прижизненным читателем рукописи 2-й части. Возвращая
её автору, он высказался против опубликования ряда глав, «даже просил уничтожить» их(ранее, он также давал
отрицательный отзыв на «Выбранные места …», назвав книгу «вредной»).
Смерть Хомяковой, осуждение Константиновского и, возможно, иные причины убедили Гоголя отказаться от
творчества и начать говеть за неделю до Великого поста. 5 февраля он провожает Константиновского и с того
дня почти ничего не ест. 10 февраля он вручил графу А. Толстому портфель с рукописями для передачи
митрополиту Московскому Филарету но граф отказался от этого поручения, чтобы не усугубить Гоголя в
мрачных мыслях.
Гоголь перестаёт выезжать из дому. В 3 часа ночи с понедельника на вторник 11—12 (23—24) февраля 1852
года, то есть в великое повечерие понедельника первой седмицы Великого поста Гоголь разбудил слугу
Семёна, велел ему открыть печные задвижки и принести из шкафа портфель. Вынув из него связку тетрадей,
Гоголь положил их в камин и сжёг их. Наутро он рассказал графу Толстому, что хотел сжечь только некоторые
вещи, заранее на то приготовленные, а сжёг всё под влиянием злого духа. Гоголь, несмотря на увещевания
друзей, продолжал строго соблюдать пост; 18 февраля слёг в постель и совсем перестал есть. Всё это время
друзья и врачи пытаются помочь писателю, но он отказывается от помощи, внутренне готовясь к смерти.
20 февраля врачебный консилиум (профессор А. Е. Эвениус, профессор С. И. Клименков,
доктор К. И. Сокологорский, доктор А. Т. Тарасенков, профессорИ. В. Варвинский,
профессор А. А. Альфонский, профессор А. И. Овер) решается на принудительное лечение Гоголя, результатом
которого явилось окончательное истощение и утрата сил, вечером он впал в беспамятство, а на утро 21
февраля в четверг скончалс

14.

Восстановленный крест на могиле
Николая Васильевича Гоголя
на Новодевичьем кладбище. 2010 год.
Крест на могиле Николая Васильевича
Гоголя на Новодевичьем кладбище .
1902 год

15.

Церковь Симеона Столпника на Поварской,
которую посещал Гоголь в последние годы своей жизни
English     Русский Правила