Похожие презентации:
Физиология голоса
1. Физиология голоса
Шереметьева Е.В.2. План
1.Основные понятия и физические параметры,
используемые для оценки и характеристики
голоса
2. Онтогенез детского голоса
3. Голос
Физическое явление, изучаемое акустикой ипредставляет собой совокупность разнообразных
звуков, производимых голосовым аппаратом
человека.
Возможности голоса: крик, стон, имитация
различных звуков, устная речь, пение.
4.
Голос - это совокупность разнообраз-ных посвоим характеристикам звуков, возникающих
в результате колебания эластических
голосовых складок. Голосовой аппарат сложная система, все функции которой
взаимосвязаны между собой и регулируются
корой головного мозга.
Голосовой аппарат включает четыре ос-новные
части: генератор звука-гортань; надставную,
резонаторную, часть – глот-ка, полость носа,
околоносовые пазухи; энергетический аппарат трахея, брон-хи, легкие и дыхательная мышца диаф-рагма; артикуляционный аппарат - ротовая
полость, зубы, губы, твердое и мягкое небо.
5. Звук
Распространение колебаний в упругой среде (Л.Б.Дмитриев, 1968, 1990)
Это колебание частиц воздуха,
распространяющееся в виде вибрации вол
сгущения и разрежения
6. Источник звука
Голосовые складки человека, которые присближении напряжены и начинаю колебаться.
Сгущение и разряжение воздушной струи
происходит вследствие повышенного
подскладочного давления
7. Звуки
Тоновые звуки возникают при периодическихколебаниях с определённой частотой.
Периодичность порождает высоту звука.
Шумы – это непериодические колебания, поэтому
не имеют определённой высоты
8. Высота звука
Определяется частотой колебательных движенийМесто зарождения – гортань (голосовые складки
человека)
Определяется размером и напряжением
колеблющегося тела (голосовых складок)
9. Сила звука
Уровень звукового давления:Интенсивность – характеристика уровня звукового
давления, продуцируемого говорящим
Громкость – субъективное восприятие
колебательных движений,
Амплитуда – размах колебательного движения,
который не зависят от его частоты
Сила звука голоса так же как и его высота возрастает
с увеличением подскладочного давления в гортани
10. Коэффициент полезного действия голоса
1/10 – 1/50 часть звуковой энергии, образовавшаясяв гортани, выходит из ротового отверстия и
носовой полости
Основная часть энергии поглощается внутри
организма, вызывая вибрацию тканей головы, шеи,
груди
11. Параметры голоса
Тембр (индивидуальная окраска)Основной тон определяет высоту звучания
ложного звука
Обертоны – сумма звучания которых и создаёт
индивидуальность тембра
12. Резонанс голоса
Трахея, бронхи;Полости гортани, глотки, рта;
Полости носоглотки, носа, околоносных пазух
13. Полости носоглотки, носа, околоносных пазух
Неизменны по форме и размерам у взрослогочеловека, поэтому всегда усиливают одни и те же
обертоны
14. Полости гортани, глотки, рта
Подвижны и легко меняют свою форму, благодарячему исходный звук путём резонаторного усиления
определённых обертонов может варьировать в
широких диапазонах
15. Резонаторы
Верхний – обеспечивает чистоту и полётностьголоса, разборчивость речи
Грудной – определяет мощь и силу звука
16. Диапазон голоса
Разница между минимальными и максимальнымизначениями по силе и высоте
Рабочий диапазон – возможность изменения
голоса во время речи
Динамический диапазон – максимальные
индивидуальные способности усиливать и
ослаблять, повышать и понижать звук
17. Типы дыхания
Поверхностное (ключичное, верхнегрудное) –дыхательные экскурсии совершаются за счёт
расширения и поднятия верхней части грудной
клетки, а диафрагма пассивно следует за этими
движениями, живот на вдох втягивается, а верхняя
часть грудной клетки, ключицы, иногда плечи
заметно поднимаются
18. Типы дыхания
Грудное – вдох производится в основном за счётрасширения и поднятия нижней части грудной
клетки
Нижнерёберно-диафрагмальное дыхание, при
котором грудная клетка и диафрагма активно
включены в работу
19. Типы голосообразования (атаки)
Придыхательный, когда смыканию голосовыхскладок предшествует прохождение воздушной
струи, при этом они вовлекаются в работу
постепенно и медленно, обеспечивая спокойное
образование звука, как при произнесении слов
«хата», «холм»
20. Типы голосообразования (атаки)
Твёрдый – плотно смыкаются голосовые складки,перекрывая дыхательные пути, давление воздуха
под ними резко увеличивается, воздушная струя
толчком размыкает их, как при произнесении слов
«арбуз», «арба»
21. Типы голосообразования (атаки)
Мягкий – дыхание и включение в работу голосовыхскладок происходит одномоментно, что
обеспечивает и интонационную точность, и
спокойное, плавное, без толчка или придыхания,
начало звука, и его наилучший тембр
22. Особенности строения голосового аппарата ребёнка
1. Диспропорция в развитии отдельных органов2. Неравномерность и скачкообразность в процессе
развития
3. Наличие периодов, когда развитие протекает
незаметно
4. Неоднородность окончания роста разных
органов аппарата
23. Стадии формирования голоса
Пренатальная – до момента рожденияМладенчество – от рождения до 2 лет
Ранний детский возраст – от 2 до 5 лет
Средний детский возраст – от 5 до 9 лет
Позднее детство – от 9 до начала пубертатного периода
Ранний взрослый период – пубертат, обычно от 12 до 15
лет
Средний взрослый возраст – от 15 до 18 лет
Окончательное взросление – от 19 до 21 года
24.
Носовая полость, придаточные пазухи и носоглоткаинтенсивно развиваются в течение первых 6
месяцев жизни
Придаточные пазухи – до 3 лет
Носоглотка – до 6 лет
25.
Рост носоглотки и придаточных пазух в основномзавершается к началу пубертатного периода
Гортань, голосовые складки растут в первый год
жизни
Все остальные органы голосообразующего аппарат
прекращают рост к периоду окончания полового
созревания (к 19 голам)
26. Диапазон голоса
Девочек и мальчиков от 7 до 10 лет одинаков и равенприблизительно октаве в интервале РЕ1-РЕ2. Наиболее
естественное и лёгкое звучание в диапазоне от ФА1до
ДО2
Диапазон голоса детей от 10 до 14 лет - отДО1 до МИ2 и
ФА2. Наиболее удобными являются интервалы от МИ1
до РЕ2, МИ2
У 14-16-летних подростков диапазон голоса расширяется
и может быть до двух октав, оптимально звучи в
диапазоне СИ малой – ФА второй октавы
27. Механизм фонации в онтогенезе
От 0 до 7 лет преобладает фальцетный механизм, сдоминирующим участием перстнещитовидной
мышцы. Эта мышца суживает голосовую щель и
одновременно натягивает голосовые складки
Вокальная мышца формируется от 7 до 12 лет, в
результате отщепления от щиточерпаловидной
мышцы и развивается до 19-20 лет
28.
Голос проявляется у человека в момент рождениякак врождённый, безусловный, защитный рефлекс
В дальнейшем формируется разговорный и только
потом певческий голос
29. Возрастные морфологические особенности гортани
1.Более высокое расположение гортани у детей (IV
шейный позвонок)
2. Несформированность голосовой мышцы до 11-12
лет, обилие слизистых желез во всех отделах
гортани
3. Преобладание фальцетного механизма фонации
за счёт активности перстневидных мышц
30. Мутация
Сена голосаМеняется механизм голосообразования: на смену
фальцетному, характеризующемуся натяжением и
смыканием краёв голосовых складок и головным
резинированием, формируется новый механизм,
при котором фонация осуществляется всей массой
голосовых складок и включается грудное звучание
31. Стадии мутации
Предмутационная стадияСобственно мутационная
Постмутационная
32. Предмутационная стадия
Отмечаетя сужение диапазона, утрачиваютсявысокие ноты, появляется быстрая утомляемость
Голос становится жестче, напряжённее
Скопление слизи на голосовых складках
33. Собственно мутационная стадия
Бурный рост гортани в продольном и поперечномнаправлении и голосовых сладок
Увеличиваются в размерах хрящи, особенно
доступны для наблюдения щитовидный хрящ
Голосовые складки удлиняются на 6-10 мм и
достигают 20-25 мм
34. Постмутационная стадия
Дальнейшее оформление голоса подростковУстаналвивается диапазон и тембр звучания
35. Характеристика голоса соответственно стадиям мутации предмутация
Неизменный голос: демонстрирует полный наборспектральных формант на всём диапазоне частот;
наибольшие размеры вокального тракта до
наступления мутации у лиц, имеющих «низкое,
глубокое мальчиковое сопано»
36. Характеристика голоса соответственно стадиям мутации ранняя мутация
Промежуточный голос 1: границы верхней частиспектра чётко не определены, не выражены;
повышен шум (придыхание), внутренние и
наружные мышцы гортани напряжены при пении;
едва выражается качество голоса
37. Характеристика голоса соответственно стадиям мутации разгар мутации
Промежуточный голос 2: первое появление сменыфальцетного регистра; усиление амплитуды формант
по всему спектру с повышением шума в верхней
части; качество голоса «тоньше», «осиплее».
38. Характеристика голоса соответственно стадиям мутации спад мутации
Промежуточный голос 2А: продолжается снижениеамплитуды формант в части спектра; отмечается
значительное повышение шума. Начало появления
частоты основного тона, контроль (управление)
мышцами гортани значительно снижен;
придыхание; для усиления звучания голоса
характерна гиперфункция голосовых складок
вокального тракта
39. Характеристика голоса соответственно стадиям мутации
Постмутационная стабилизацияНовый тембр: небольшие изменения в амплитуде,
стабилизация верхних/нижних регистров; меньше шумов,
форманты
приближаются
к
нормам
взрослых;
стабилизируется фальцетный регистр, качество может
быть устойчивым/ясно слышным, отчётливым, но
отсутствует полноценное богатство взрослого голоса;
отставание (несовершенство) высоты тона возможно
вследствие приспособления моторных навыков к новым
размерам
40. Характеристика голоса соответственно стадиям мутации
Постмутационное развитиеСтабилизация или развитие нового типа голоса, шумы
повышаются в нижнем диапазоне частот, снижаются в
верхнем; повышается количество высоких формант,
первые две форманты понижаются, «гортанная»
координация нормализуется и в верхнем диапазоне
частот; отставание (несовершенство) высоты тона попрежнему возможно, качество проясняется (голос
становится чище), но ещё нет полной окраски голоса
взрослого