6.65M
Категория: ИсторияИстория

Ислам в Татарстане

1.

Ислам в Татарстане
Распространение ислама в Поволжье в целом
произошло мирным путем. Начало этого процесса
одни ученые (Ш.Марджани) связывают с периодом
правления халифа Мамуна (813-833), другие (Р.
Фахрутдинов) предлагают возможность
распространения: через хазар во времена Абд-альМалик бик Мардана (685-705). Не исключено, что
часть булгар, пришедших на Среднюю Волгу в конце
9-нач. 10 веков была в значительной степени
мусульманизирована.
Ислам в поволжский регион проникает через
Среднюю Азию, в первую очередь, благодаря
торговым связям. Это означало, что мусульманские
традиции в Среднем Поволжье формировались под
определяющим влиянием среднеазиатских
богословских школ, и в первую очередь
ханифитского мазхаба. В 922 ислам был
провозглашен государственной религией в
Волжской Булгарии. В последующем он в татарских
государствах продолжал выполнять эту функцию.

2.

После завоевания их русским государством (16 в.) татары потеряли многие
традиционные религиозные институты. Именно в этих условиях идея
единства татар как мусульман приобрела особое значение, обеспечив еще
большее значение интегративной функции ислама как
этноконфессиональной идеологии. Религиозные и национальные
преследования со стороны царского правительства и православных
миссионеров стали причиной многочисленных выступлений
мусульманских народов.

3.

В 1773 был издан Указ Святейшего синода
"собрание, что означало официальное
признание права на существование
мусульманской религии. Конец 18- 19 вв. и
в общественных отношениях наметил
поворот О терпимости всех
вероисповеданий...", в 1788 учреждено
Оренбургское духовное татарского
общества на путь современного развития.
Но в этих условиях новые взгляды,
концепции и нормы могли быть
осмыслены только сквозь призму ислама,
поэтому наиболее приемлемой формой
обновления общественного сознания у
татар религиозно-реформаторские идеи
и джадидизм.

4.

До 1917 г. ислам был
неотъемлемым атрибутом
национального
самосознания и определял
образ его жизни. Политика
Советского государства в
области религии была
определена декретом "Об
отделении церкви от
государства и школы от
церкви" (1918). Влияние
религии на жизнь общества
было существенно
ограничено. К концу 1980-х
годов в Татарстане
функционировали 18
мусульманских общин (В
начале 20 века в Казанской
губернии действовали 1152
мечетей).
Участники Всероссийского съезда
мусульман 1917 года.

5.

С 1990-х годов религиозные конфессии
активизировали свою деятельность. В
1992 году было создано Духовное
управление мусульман. В 1998 году
состоялся объединительный съезд
мусульман республики. На съезде было
достигнуто организационное единство
мусульман РТ и создан единый
централизованный орган в лице
Духовного Управления Мусульман
Республики Татарстан. С 1998 по 2011 гг.
председателем ДУМ РТ был муфтий
Гусман-хазрат Исхаков.

6.

К концу 2009 года в республике насчитывалось 1087
мусульманских организаций. ДУМ РТ имеет
разветвленную структуру, регулирующую деятельность
мусульманских приходов (махалля) на местах. Во всех
муниципальных районах функционируют мухтасибаты
(45), региональные казыяты (богословско-судебные
округа) (6), 11 профессиональных религиозных учебных
заведений (в Казани: «Мухаммадия», «им.1000-летия
принятия ислама», «Казанский исламский колледж»; в
Набережных Челнах – «Ак мечеть»; в Альметьевске –
«им.Р.Фахретдина»; в Нижнекамске – «Рисаля»; медресе
в Буинске и Нурлате; медресе «Фанис» (п.Уруссу) в
Ютазинском районе, Мамадышское медресе им.
Габдуллы ибн Масгуда. На дневном отделении
вышеперечисленных медресе обучается 723 студента,
преподает 150 преподавателей. Почти при каждой
мечети организованы воскресные курсы. По данным
ДУМ РТ на воскресных курсах по республике в целом
постоянно обучается свыше 35 тысяч человек.

7.

В феврале 1998 г. достигнуто организационное единство мусульман РТ и
создан единый централизованный орган в лице Духовного Управления
Мусульман Республики Татарстан. Основной тенденций данного периода
является утверждение внутриконфессиональной стабильности и складывание
мусульманских институтов, что значительно облегчает взаимодействие
государственных органов с мусульманским духовенством, а также
упорядочивает работу внутри самих мусульманских религиозных
организаций, входящих в структуру ДУМ РТ. В ДУМ РТ 8 отделов: учебный,
научный, статистический, пропаганды и призыва, архитектуры, вакуфов,
пресс-центр, международных связей, имеются 45 мухтасибатов. Религиозносудебную власть ДУМ РТ осуществляют главный казый и находящиеся в его
подчинении районные казыи в Центральном, Восточном, Юго-восточном,
Юго-западном, Северном, Южном казыятах. Казанский муфтият,
зарегистрированный в Министерстве юстиции РФ, большой активности не
проявляет, хотя в условиях организационного раскола мусульман России (боле
40 муфтиятов и общероссийских центров) имеет привлекательность для
многих мусульманских организаций.

8.

В республике действует 8 профессиональных религиозных учебных
заведений разного уровня. В Казани действует Российский исламский
университет, призванный готовить почву для "высокого",
интеллектуального ислама. В профессиональных религиозных учебных
заведениях республики задействовано 108 преподавателей, и обучается на
различных формах обучения 1373 шакирда. По данным ДУМ РТ, 10%
общин обеспечено подготовленными имамами. С целью возрождения
лучших традиций татарского общества всем профессиональным медресе
Советом были предложены проекты создания попечительских советов
учредителей.
С 2000-2001 учебного года обучение в профессиональных медресе стало
вестись по типовым программам, разработанным ДУМ РТ, при
содействии Совета по делам религий, для каждого уровня, включающим в
себя помимо религиозных предметов обширный блок светских
дисциплин.

9.

Значимым событием для мусульманской
уммы Татарстана стало торжественное
открытие 24 июня 2005 г. в столице
республики крупнейшего мусульманского
сооружения Европы - мечети "Кул
Шариф". На торжества приехали свыше 5
тыс. гостей из регионов России и более
чем из 40 зарубежных стран, а также
представители ООН, Совета Европы,
известные исламские богословы.

10.

Мечеть Кул Шариф
Четыре столетья тому назад легендарная многоминаретная мечеть Кул Шариф
украшала столицу Казанского ханства, поражая всех своим великолепием,
изящностью, красотой, богатой библиотекой. Она была центром религиозного
просвещения и развития наук Среднего Поволжья XVI столетия. Названа она так в
честь ее последнего имама сеида Кул Шарифа. Мечеть была сожжена и разрушена
после взятия Казани войсками Ивана Грозного в 1552г.
В 1990-е гг. общественность Татарстана подняла вопрос о восстановлении
исторической мечети, и в ноябре 1995 года вышел указ Президента Республики
Татарстан о воссоздании мечети Кул-Шариф на территории Казанского Кремля.
По результатам открытого международного конкурса был выбран проект
будущего здания, и уже в феврале 1996 г. на территории бывшего Юнкерского
училища был торжественно заложен памятный знак на месте строительства.
Менее 10 лет понадобилось, чтобы построить крупный ансамбль религиознообщественного назначения, не имеющий прямых аналогов в современной
мировой градостроительной практике - величественный памятник духовного
возрождения татарского народа, гордость и украшение Казани. Торжественное
открытие мечети Кул Шариф состоялось 24 июня 2005 г.

11.

12.

Хроника воссоздания мечети
В 1990-е гг. общественность Татарстана подняла вопрос о восстановлении исторической
мечети в Казанском кремле.
13 ноября 1995 года по указу Президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева
было решено воссоздать мечеть Кул-Шариф на территории Казанского Кремля.
19 декабря 1995 года был объявлен открытый конкурс на лучший проект возрождения
мечети Кул-Шариф в Казанском Кремле.
21 февраля 1996 г. на территории бывшего Юнкерского училища торжественно заложен
памятный знак на месте будущей мечети.
25 мая 1996 г. завершился конкурс на лучший проект возрождения мечети.
В апреле 1997 года начаты работы по заливке монолитной бетонной подушки фундамента
мечети.
В марте 1998 года закончено строительство цокольного этажа.
С апреля 1998 года началось возведение монолитного бетонного каркаса здания мечети.
В 1998 году началось проектирование интерьеров мечети, которое закончилось в 2001
году.
С 1999 года Казанское авиационное производственное объединение имени С.П.Горбунова
совместно с ОАО "Вакууммаш" изготовили металлические конструкции шпилей минаретов
и купола основного шатра. Строители установили их летом 2001 года.
В 2005 году начался завершающий этап воссоздания мечети: проводятся окончательные
отделочные работы, идет обустройство прилегающей территории.
Торжественное открытие мечети Кул Шариф состоялось 24 июня 2005 г.

13.

Российский Исламский Институт (РИИ)
– негосударственное высшее
профессиональное мусульманское
учебное заведение, был создан в 1998
году. В настоящее время общее
количество студентов РИИ составляет –
600, преподавателей - 67 человек.
Начиная с 2008 года выпускники РИИ
получают дипломы государственного
образца
English     Русский Правила