15.64M
Категория: ЛитератураЛитература

Поэзия серебряного века

1.

2.

3.

Серебряный век – самобытный и исключительно
продуктивный период развития русской культуры конца
XIX – первой четверти XX века, так называемый «русский
культурный ренессанс».
Под знаком Серебряного века объединяют
представителей модернистских течений (символизма,
акмеизма и др.), революционной поэзии (футуризма и
др.), и относительно независимых авторов (М.Цветаева,
В.Ходасевич и др.) Несмотря на пестроту художественноэстетических и мировоззренческих программ, всем им
был свойственен отказ от традиционных взглядов на
искусство, активный творческий поиск нового
содержания и форм его отражения, обогащение системы
изобразительно-выразительных средств, признание
несовершенства современной действительности и
стремление ее изменить.

4.

5.

Символизм – нереалистическое направление в искусстве и
литературе 1870-1920-х гг., сосредоточенное в основном на
художественном выражении с помощью символа интуитивно
постигаемых сущностей и идей.
Символисты считали, что искусство – это прежде всего
«постижение мира иными, не рассудочными путями» (Брюсов).
Символистов интересовали высшие сферы жизни,
неподвластные рациональному познанию. Образ-символ
рассматривался символистами как более действенное, чем
художественный образ, орудие, помогающее «прорваться»
сквозь покров повседневности к высшей реальности. От
реалистического образа символ отличается тем, что передает
не объективную суть явления, а собственное, индивидуальное
представление поэта о мире. Символ соединяет автора и
читателя – в этом и заключается переворот, произведенный
символизмом в искусстве.

6.

Валерий Яковлевич
Брюсов
1873 - 1924

7.

Сборники стихов
1895 – “Chefs d’oeuvre”
(«Шедевры»)
1897 – «Это – я»
1900 – «Третья стража»
1903 – «Граду и миру»
1906 – «Венок»
1909 – «Все напевы»
1912 – «Зеркало теней»
1915 – «Семь цветов радуги»
1919 – «Последние мечты»
1920 – «В такие дни»
1921 – «Миг»
1922 – «Дали»
1924 – «Меа»
В.Я. Брюсов. Художник М. Врубель. 1906

8.

13 декабря 1873 – родился в Москве в
купеческой семье.
1894-1895 – выпустил три сборника стихов
«Русские символисты», печатая в них
преимущественно собственные произведения.
1899 – заканчивает университет.
Революцию 1905 года встретил с сочувствием.
1917 – после Октябрьской революции активно
сотрудничал с Советской властью.
С 1921 ведет большую культурнопросветительскую работу, возглавляет
основанный им Высший литературнохудожественный институт.
1924 – умер в Москве.

9.

Валерий Брюсов. Хвала человеку.
Молодой моряк вселенной,
Мира древний дровосек,
Неуклонный, неизменный,
Будь прославлен, Человек!
По глухим тропам столетий
Ты проходишь с топором,
Целишь луком, ставишь сети,
Торжествуешь над врагом!

10.

Федор Кузьмич Сологуб
1863 - 1927

11.

Сборники стихов
1906
1908
1916
1922




«Родине»
«Пламенный круг»
«Алый мак»
«Соборный благовест»

12.

1 марта 1863 – родился в Петербурге в семье портного. Учился в уездном
училище и Петербургском учительском институте.
1882 – закончил институт, стал преподавателем математики,
учительствовал до 1907 года.
1884 – первые опубликованные стихи. Принадлежал к символистам,
испытал сильное воздействие философии и эстетики европейского
декаданса.
1892 – переезжает в Петербург.
1895 – выходит первый роман «Тяжелые сны».
1899 – назначен инспектором городского училища.
1905-1907 – Сологуб писал язвительные «Политические сказочки»,
эпиграммы на царя и его окружение.
1907 – роман «Мелкий бес»
1907-1913 – пишет и издает в альманахе «Шиповник» роман «Творимая
легенда», в которой события современной Сологубу действительности
переплетаются с картинами из жизни фантастического государства
Соединенных островов.
1917 – свержение самодержавия приветствовал, но Октябрьскую
революцию не принял.
Выступал как переводчик – переводил Вольтера, Ш. Бодлера, А. Рембо, О.
Уайльда и др. Сологубу принадлежит также ряд пьес и статей.
1927 – скончался в Ленинграде.

13.

***
Пламеннее солнца сердце
человека,
И душа обширней, чем небесный
свод,
И живёт от века до иного века,
Что в душе созреет в урожайный
год.
Как луна, печальна, как вода,
текуча
В свете переменном зыблется
мечта.
Пусть её закроет непогодой туча,

Сквозь века нетленна светит

14.

Константин Дмитриевич
Бальмонт
1867 - 1942

15.

Сборники стихов
1890 – «Стихотворения»
1894 – «Под северным небом»
1895 – «В безбрежности»
1898 – «Тишина»
1900 – «Горящие здания»
1903 – «Будем как солнце»,
«Только любовь»
1921 – «Дар земле»
1922 – «Марево»
1923 – «Северное сияние»
1937 – «Голубая подкова»

16.

16 июня 1867 – родился в усадьбе
Гумнищи Владимирской губернии в семье
небогатого помещика.
1884 – исключен из гимназии за
принадлежность к кружку, занимавшемуся
распространением нелегальной
литературы.
1886 – учеба на юридическом факультете
Московского университета.
1887 – участие в студенческих
беспорядках, исключение из
университета.
Начало 1890-х – работа над переводом
книг по истории итальянской и
скандинавской литературы.
1894 – знакомство с Брюсовым. Бальмонт
выступает как один из ранних
представителей русского символизма,
один из его идеологов.
1897 – едет по приглашению в Англию,
читает лекции по русской поэзии в
Оксфорде.
1899 – выбран в Общество любителей
российской словесности.

17.

1904-1905 – путешествия в Мексику
и США, переводы космогонических
мифов ацтеков и майя. К
революционным событиям 1905 года
отнесся сочувственно. После
поражения революции уезжает в
Париж.
1912 – кругосветное путешествие.
1913 – после амнистии возвращается
в Москву.
1915 – объезжает всю страну с
лекциями-концертами.
Февраль, 1917 – ликующе
воспринимает падение царизма, но
не принимает идей большевизма.
1920 – эмиграция. Переводил
чешских, болгарских, литовских,
польских поэтов.
1930 – опубликовал стихотворный
перевод «Слова о полку Игореве».
1942 – скончался в Париже.

18.

Будем как Солнце! Забудем о том,
Кто нас ведет по пути золотому,
Будем лишь помнить, что вечно к
иному,
К новому, к сильному, к доброму, к
злому,
Ярко стремимся мы в сне золотом.
Будем молиться всегда неземному,
В нашем хотеньи земном!
Константин Бальмонт. Из альбома Е. 
Кругликовой «Силуэты современников»

19.

Александр
Александрович Блок
1880 - 1921

20.

21.

Акмеизм — течение в русской поэзии 10–20-х гг.
XX века, сформировавшееся как антитеза
символизму. Поэты-акмеисты противопоставляли
мистическим устремлениям символизма к
«непознаваемому» «стихию естества»,
декларировали конкретно-чувственное
восприятие «вещного мира», возврат слову его
изначального, не символического смысла.
Акмеисты объединились в группу «Цех поэтов»
(1911–1914, возобновилась в 1920–1922),
примкнули к журналу «Аполлон». В 1912–1913
издавали журнал «Гиперборей», альманахи
«Цеха поэтов».

22.

Николай
Степанови
ч Гумилев
1886 1921

23.

1905 – «Путь
конквистадоров»
1908 – «Романтические
цветы»
1909 – «Жемчуга»
1912 – «Чужое небо»
1916 – «Колчан»
1918 – «Костер»,
«Фарфоровый павильон»
1921 – «Шатер»,
Н.С.«Огненный
Гумилев. Художник
М. Фармаковский.
столп»
1909

24.

15 апреля 1886 – родился в дворянской семье в
Крондштате.
1905 – будучи еще царкосельским гимназистом издает
свою первую книгу «Путь конквистадоров». Встреча с
Анной Горенко (Ахматовой).
1906 – окончание гимназии, отъезд в Париж, посещение
лекций в Сорбонне, изучение французской литературы.
1907 – возвращение в Россию, новый отъезд в Париж.
Выход в Париже трех номеров тонкого журнала «Сириус»,
где Гумилев принимает активное участие. В России
Гумилева начинают печатать в газетах и журналах.
1908 – на собственные средства издает в Париже свою
вторую книгу «Романтические цветы». Приезд в Росиию,
признание со стороны символистов. Поступление на
юридический факультет Петербургского университета,
переход на историко-филологический факультет, первая
поездка в Африку, в Египет.

25.

1909 – оставление университета, поездка в Абиссинию. По
возвращении - активное участие в организации журнала
«Апполон», где вплоть до 1917 года печатаются его стихи.
1910 – венчание с Анной Горенко, путешествие в Париж.
1911 – создание «Цеха поэтов», а чуть позднее – нового
литературного течения – акмеизма.
1912 – поездка с женой в Италию.
1913 – во время первой мировой войны поступил
добровольцем в действующую армию.
1918 – приезд в Россию, сотрудничество в горьковском
издательстве «Всемирная литература», чтение лекций в
художественных объединениях.
1918-1921 – книги «Костер», «Шатер», «Огненный столп»,
перевод вавилонского эпоса «Гильгамеш» и проч.
1921 – арестован и расстрелян по подозрению в
контрреволюионном заговоре.

26.

Н.С. Гумилев. Художник В. Бондарев. 1984

27.

Анна
Андреевна
Ахматова
1889 1966

28.

Осип
Эмильевич
Мандельш
там

29.

15 января 1891 – родился в Варшаве.
1907 – оканчивает Тенишевское училище в
Петербурге.
1907-1910 – слушает лекции в Париже и
Гейдельберге.
1910 – стихотворения Мандельштама впервые
появляются в печати в журнале «Апполон».
1911 -1917 – учится на романо-германском
отделении Петербургского университета, занимаясь
старо-французским языком и литературой.
1911 – сближается в Гумилевым и Ахматовой.
1913 – выходит первая книга стихов «Камень».
1914 – первую мировую войну сначала приветствует,
потом развенчивает («Зверинец»).
1917 – в послереволюционных стихах наряду с
принятие революции все громче звучит тема личного
«отщепенства», что приводит к социальной и
литературной изоляции поэта.

30.

1919-1922 – Мандельштам уезжает из голодного
Петербурга на юг (Украина, Крым, Кавказ), но от
эмиграции отказывается.
1922 – поселяется в Москве с молодой женой Н.Я.
Хазиной.
1923 – выходит «Вторая книга».
1924 – переезжает в Ленинград.
1925 – Мандельштам на пять лет перестает писать
стихи.
1928 – живет в Москве, зарабатывая изнурительными
переводами. Выходит итоговый сборник
«Стихотворения» и прозаическая повесть «Египетская
марка».
1930 – пишет «Четвертую прозу», жесточайшее
обличение нового режима.
1933 – пишет стихотворную инвективу («эпиграмму»)
против Сталина («Мы живем, под собою не чуя
страны…»)
1934 – Мандельштам арестован за «эпиграмму» и

31.

1937 – после Воронежа Мандельштам год живет в
окрестностях Москвы.
1938 – Мандельштама арестовывают вторично «за
контрреволюционную деятельность» и направляют на
Колыму.
27 декабря 1938 – Осип Эмильевич Мандельштам
умирает в пересыльном лагере Вторая Речка под
Владивостоком в состоянии, близком к сумасшествию,
по официальному заключению – от паралича сердца.
Имя его оставалось в СССР под запретом около 20
лет.

32.

За гремучую доблесть
грядущих веков,
За высокое племя людей Я лишился и чаши на пире
отцов,
И веселья, и чести своей.
Мне на плечи кидается векволкодав,
Но не волк я по крови своей:
Запихай меня лучше, как
шапку, в рукав
Жаркой шубы сибирских
степей.

33.

Сергей
Митрофан
ович
Городецки
й

34.

35.

Имажинизм – литературное течение в России 1920-х
гг. В 1919 году с изложением его принципов
выступили С. Есенин, Р. Ивнев, А. Мариенгоф, В.
Шершеневич и др. Они организовали издательство
«Имажинисты», выпускающее одноименные
сборники, журнал «Гостиница для путешествующих в
прекрасном».
Основные признаки:
1.Усваивая крайности поэтики раннего футуризма,
выступали против его политической ориентации.
2.Декларировали самоценность не связанного с
реальностью слова-образа.
3.Утверждали фатальную неизбежность антагонизма
искусства и государства.
Особую позицию в группе занимал Есенин,
утверждавший необходимость связи поэзии с
естественной образностью русского языка, со

36.

Сергей Александрович
Есенин

37.

Рюрик Ивнев
1891 - 1981

38.

39.

Футуризм – одно из основных авангардистских течений
в европейском искусстве начала XX века, получившее
наибольшее развитие в Италии и России. Идеи
футуризма, оформившиеся прежде всего в
пространственных искусствах (например, скульптуре),
нашли выражение и в литературе, театре, музыке,
кинематографе, а также искусствоведении и
литературоведении.
Общая основа движения – стихийное ощущение
«неизбежности крушения старья» (Маяковский) и
стремление предвосхитить, осознать через искусство
грядущий «мировой переворот» и рождение «нового
человечества».

40.

Разрушение условной системы литературных
жанров и стилей, возвращение к фольклорномифологическим началам, когда язык «был
частью природы» (Хлебников). На базе живого
разговорного языка футуристы разрабатывали
тонический стих, фонетическую рифму,
настаивали на неограниченном стихотворчестве
и «словоновшестве» вплоть до изобретения
новых диалектов, экспериментировали с
языковой графикой (то есть вводили в свои
произведения художественные эксперименты со
шрифтами).

41.

Владимир Владимирович
Маяковский

42.

Поэмы
1914-1915 - «Облако в
штанах»
1922 - «Люблю»
1923 - «Про это»
1927 - «Хорошо»
1928-1930 - «Во весь голос»
Пьесы
1928 - «Клоп»
1929 - «Баня»

43.

Велимир
Игорь Северянин
Хлебников
1885
1887 -- 1922
1941

44.

Сборники стихов
1912 – «Качалка грёзэрки»,
«Очам твоей души»
1913 – «Громокипящий
кубок»
1914 – «Златолира»
1915 – «Ананасы в
шампанском», «Victoria
Regia», «Поэзоантракт»
1921 – «Менестрель»
1922 – «Миррэлия», «Фея
Eiole»
1923 – «Соловей»
1934 – «Медальоны»

45.

16 мая 1887 – родился в Петербурге в
семье офицера.
1896 – развод родителей, отъезд к
родственникам отца в Череповецкий уезд
Новгородской губернии.
1904 – вернулся к матери в Гатчину под
Петербург.
1917 – восторженно приветствует
Февральскую революцию, видя в ней
«жизни возрождение». Дальнейшее
развитие событий разочаровывает
Северянина.
1918 – в Москве на поэтическом вечере в
Политехническом музее избран «королем
поэзии», опередив Маяковского и
Бальмонта. Отъезд в Эстонию, где в
результате немецкой оккупации и
последующего отделения Эстонии
оказался в изоляции.
1925 – автобиографический роман в
стихах «Колокола собора чувств».
1941 – умер в Эстонии.

46.

Велимир Хлебников
1885 - 1922
English     Русский Правила