Огюст Конт и его позитивная социология
Огюст Конт
Политехническая школа. Париж
Афоризмы из сочинений Огюста Конта
Творческая деятельность Конта
«Позитивизм» Огюста Конта
Иерархия наук
«Закон трех стадий» или «трех состояний»
«Закон трех стадий» или «трех состояний»
«Закон трех стадий» или «трех состояний»
Социология как наука
Методы социологии
Методы социологии
Методы социологии
Методы социологии
Методы социологии
Теорию социологии Конт делит на два самостоятельных раздела:
Социальная статика
Социальная статика
Социальная статика
Социальная статика
Социальная статика
Социальная динамика
Социальная динамика
Социальная динамика
Социальная динамика
Социальная динамика
Социальная динамика
Социальная динамика
Список использованной литературы
1.71M
Категория: СоциологияСоциология

Огюст Конт и его позитивная социология

1. Огюст Конт и его позитивная социология

Подготовила : студентка 101, социология
ВШССН
Стрелец Мария

2. Огюст Конт

Годы жизни: 1798-1857
Французский мыслитель ,
основатель социологии
Основные труды: «Курс
позитивной философии»
(фр. «Cours de philosophie
positive», т. 1-6, 1830—1842) и
«Система позитивной
политики, или Трактат по
социологии, устанавливающий
религию
Человечества» (. Système de
politique positive ou Traité de
sociologie instituant la religion de
l'Humanité) (т. 1-4, 1851—1854).

3. Политехническая школа. Париж

4. Афоризмы из сочинений Огюста Конта

«Порядок и прогресс»;
«Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы
мочь»;
«Знать, чтобы мочь, думать, чтобы
действовать»;
«Жить для других»;
«Жить при ясном свете»;
«Любовь как принцип, порядок как основание,
прогресс как цель»;
«Мы разрушаем только то, что заменяем»

5.

Говоря о личности Конта, можно сделать
вывод, что этот выдающийся человек был
маргиналом, человеком «на грани», на краю
во многих отношениях. Он находился на
грани между академическим и
неакадемическим мирами, между семейным
и холостым состоянием, между здоровьем и
болезнью, между наукой, религией, утопией
и т. п. Все это, безусловно, не могло не
сказаться на его социологическом мышлении.

6. Творческая деятельность Конта

Первый период (1819—1828),
характеризующийся изданием шести небольших программных
сочинений — «опускулов»: обозначает наиболее важные свои
собственные идеи: об особой роли учёных в новом обществе; различение
двух главных эпох в развитии человечества (критической и
органической); понятие и принципы «позитивной политики»; «закон трёх
стадий».
Второй период (1830—1842):
Издаётся 6-томный «Курс позитивной философии», разрабатываются
философские и научные основы позитивного мировоззрения,
обосновывается ориентацию социологии на естественные науки.
Третий период (1845—1857):
Издаются «Система позитивной политики, или Социологический
трактат, учреждающий Религию Человечества», «Позитивистский
катехизис», «Субъективный синтез».
Социальный мир рассматривается, как продукт чувства, воли и
деятельности человека.

7.

Клод Анри Сен-Симон

8.

9.

10. «Позитивизм» Огюста Конта

Что же такое «позитивное» в истолковании
основателя позитивизма? Он указывает пять значений
этого слова :
• 1) реальное в противовес химерическому;
• 2) полезное в противовес негодному;
• 3) достоверное в противовес сомнительному;
• 4) точное в противовес смутному;
• 5) организующее в противовес разрушительному

11.

К этим значениям Конт
добавляет такие черты
позитивного мышления, как
тенденция всюду заменять
абсолютное относительным, его
непосредственно социальный
характер, а также тесная связь с
всеобщим здравым смыслом

12.

• По его мнению, истинная наука
характеризуется тем, что отказывается от
«неразрешимых» вопросов, т. е. таких,
которые нельзя ни подтвердить, ни
опровергнуть, опираясь на факты,
устанавливаемые при помощи наблюдений.
Такими «метафизическими», ненаучными
вопросами Конт считал вопросы о сущности
вещей и их причинах. Задачей науки, по Конту,
является открытие законов, понимаемых как
постоянные, повторяющиеся связи между
явлениями. Такое ограничение задач науки
объяснялось стремлением достигнуть точного,
определенного знания, которое могло бы
создать базу для предвидения будущего

13. Иерархия наук

14. «Закон трех стадий» или «трех состояний»

1) На теологической, или фиктивной, стадии
человеческий разум стремится найти либо
начальные, либо конечные причины явлений,
он «стремится к абсолютному знанию».
Теологи-ческое мышление, в свою очередь,
проходит три фазы развития: фетишизм,
политеизм, моно-теизм. Эта стадия была
необходимой для своего времени, так как
обеспечивала предваритель-ное развитие
человеческой социальности и рост умственных
сил. Но притязания теологии про-никать в
предначертания

15. «Закон трех стадий» или «трех состояний»

2) На метафизической, или абстрактной, стадии
человеческое мышление также пытается объяснить
внутреннюю природу явлений, их начало и предназначение,
главный способ их образования. Но в отличие от теологии
метафизика объясняет явления не посредством
сверхъестественных факторов, а посредством сущностей или
абстракций. На этой стадии спекулятивная, умозрительная
часть очень велика «вследствие упорного стремления
аргументировать вместо того, чтобы наблюдать» [там же, 16].
Метафизическое мышление, составляя, как и тео-логическое,
неизбежный этап, по своей природе является критическим,
разрушительным. Его черты в значительной мере
сохраняются и в современную эпоху.

16. «Закон трех стадий» или «трех состояний»

3) Основной признак позитивной, или
реальной, или научной стадии состоит в том,
что здесь действует закон постоянного
подчинения воображения наблюдению. На
этой стадии ум отказывается от недоступного
определения конечных причин и сущностей и
вместо этого об-ращается к простому
исследованию законов, т. е. «постоянных
отношений, существующих между
наблюдаемыми явлениями» .

17. Социология как наука

Социология( по Конту)- единственная наука,
которая изучает, как совершенствуется разум
человека и его психика под влиянием
общественной жизни.
Индивидабстракция
Общество-социальная
действительность

18. Методы социологии

«Объективный»
1)Наблюдение
2)Эксперимент
3)Сравнительн
ый метод
4)Исторический
метод
«Субъективный»
Первый признак этого метода
соответственно состоит в том,
что это общечеловеческая или
социальная точка зрения на
изучаемый объект.
Второй признак метода
заключается в том, что в
отличие от «объективного»,
рацио-нального подхода, он
является эмоциональноальтруистическим по своей
сути. Это метод «сердца»,
которому должен быть
подчинен ум

19. Методы социологии

Первый и главный метод социологии – это наблюдение. Оно
дает социологии объективную базу для теоретических
утверждений о социальных явлениях, научного предвидения
о будущем течении этих явлений, и контроля за ситуацией.
Но при этом из социологии полностью исключаются все
принципиально не наблюдаемые явления. Для Конта
принципиально важно утверждение, что социолог как
ученый не открывает причин явлений. Скрытые причины
явлений – это дело метафизики, ученый же устанавливает
(открывает) законы как повторяемое, регулярное в явлениях
и все. Этого достаточно.

20. Методы социологии

Эксперимент – наблюдение за явлениями в искусственно созданных
условиях. Однако прямой, непосредственный эксперимент, как он
применяется в физике и химии, в социологии практически неприменим.
В социологии вместо прямого эксперимента может и должен
применяться эксперимент косвенный, то есть наблюдение за обществом в
ситуациях общественных катаклизмов, вызванных революционными
событиями. Они демонстрируют болезненные состояния общества, его
патологии. И изучение этих патологий способствует постижению
закономерностей, управляющих общественными организмами в
нормальном состоянии. Точно также, к примеру, в медицине эпидемии
или войны чрезвычайно способствуют изучению природы человеческого
организма, его возможностей и продвигают медицину вперед.

21. Методы социологии

Сравнительный метод. Он позволяет делать
классификации, группировки, обобщения
явлений, чтобы выявить правила, законы
сосуществования их друг с другом. Для этого
полезно сравнивать человеческие общества с
обществами у животных, а также различные
общества друг с другом, и состояния разных
социальных классов.

22. Методы социологии

Исторический метод (метод исторического сравнения).
Он необходим для выявления закономерностей
последовательных состояний социальных процессов. Он
должен открывать в историческом процессе логику
социальной трансформации, логику изменения
социальных процессов. Это и делает социологию
истинной философией истории. Научное значение, смысл
истории придает именно социология, которая изучает
статику и динамику социальных процессов. Обычная
история есть просто собрание материалов для научного
изучения, которое совершает социолог, и ход истории в
результате обретает смысл, закономерность,
необходимость.

23. Теорию социологии Конт делит на два самостоятельных раздела:

Социальная статика - это
теория общественного
порядка, организации,
гармонии. Общество
рассматривается Контом
как органическое целое,
все части которого
взаимосвязаны и могут
быть понятны только в
единстве
Социальная динамикаэто «теория прогресса».

24. Социальная статика

Социальная статика - выделяет «структуру
коллективного существа» и исследует условия
существования, присущие всем человеческим
обществам, и соответствующие законы гармонии
Эти условия касаются индивида, семьи, общества
(человечества)
Индивид, естественным и необходимым образом
предназначен жить в обществе; но и эгоистические
склонности у него также носят естественный характер
«Подлинный социологический элемент» - не
индивид, а семья
24

25. Социальная статика

Общество - образуется из совокупности семей
стадия семейного существования перерастает в
стадию политического существования
Семья, племя, нация, государство - все это фазы
ассоциации в последовательном стремлении к
человечеству
Но семья - это «союз», основанный на
инстинктивных, эмоциональных привязанностях, а
не «ассоциация»
Собственно социальные образований предполагают преимущественно кооперацию,
основанную на разделении труда

26. Социальная статика

Разделение труда - не только экономический, но
фундаментальный социальный факт
«самое главное условие нашей социальной жизни»
лежит в основе социальной солидарности, а также
увеличения размера и растущей сложности социального
организма
развивает социальный инстинкт, внушая каждой семье
чувство зависимости от всех других и своей собственной
значимости, так что каждая семья может считать себя
выполняющей важную и неотделимую от всей системы
общественную функцию

27. Социальная статика

Разделение труда
содержит изъяны и опасности для социального
организма
грозит обществу разложением на множество
изолированных групп
делает человека умелым в одном отношении и
«чудовищно неспособным» во всех других
сосредоточиваясь на выполнении своей частной
задачи, человек думает лишь о своем частном
интересе и смутно воспринимает социальный
интерес
.

28. Социальная статика

Солидарность - присущая всем живым объектам, в
обществе достигает наивысшей степени
Для обозначения этой степени и специфики социальной
солидарности в человеческом обществе - понятие
социального консенсуса (согласия)
Консенсус – «основная идея социальной статики»

29. Социальная динамика

Понятие прогресса характерно только для
человеческих обществ, составляет их специфику и
позволяет отделить социологию от биологии
Прогресс возможен благодаря тому, что, в отличие от
обществ животных, одни поколения могут передавать
другим накопленные материальные и духовные
богатства
Вследствие не различения общества и человечества и
включения социологии в "позитивную теорию
человеческой природы" теория прогресса Конта в
основе своей является антропологической

30. Социальная динамика

Социальный прогресс
проистекает из врожденного инстинкта, заставляющего
человека «непрерывно улучшать во всех отношениях
любое условие своего существования»,
развивать «в целом свою физическую, моральную и
интеллектуальную жизнь...»

31. Социальная динамика

Прогресс не равнозначен безграничному росту счастья и
человеческого совершенства (развитие по Конту)
«Социальная динамика лишена оптимизма, так как она
признает возможность и даже необходимость
отклонений. В истории "органические" периоды
чередуются с "критическими", когда преемственность
нарушается»
И тем не менее, социальное развитие в целом у Конта
изображается как совершенствование, улучшение, прогресс

32. Социальная динамика

Главный закон социального прогресса у Конта закон трех
стадий
Все общества раньше или позже проходят в своем развитии
теологическую, метафизическую и позитивную стадии
В теологическую эпоху люди верят
сначала в фетиши (фетишистский период)
затем - в богов (период политеизма)
наконец - в единого Бога (период монотеизма)
Основным мирским занятием являются завоевательные
войны. Соответственно, духовная власть принадлежит
священникам, мирская - военным.

33. Социальная динамика

В метафизическую эпоху люди
Обладают правом свободной дискуссии и основываются
только на индивидуальных оценках
Духовная власть, принадлежащая метафизикам и
литераторам, поглощена мирской, принадлежащей
законодателям и адвокатам
Значение военной деятельности сохраняется, но она
становится преимущественно оборонительной
В позитивную эпоху
духовное управление осуществляется «учеными»
мирское – «индустриалами»
Основным видом деятельности становится индустрия,
которая носит мирный характер

34. Социальная динамика

Позитивная стадия в развитии человечества
должна была начаться сразу после Великой
Французской революции, но Революция осуществила
лишь разрушительную задачу и уклонилась от
нормального пути
С духовной точки зрения позитивная стадия
начинается с «Курса позитивной философии»
Сначала Конт избегал указания точной даты начала
позитивной фазы в мирском, или политическом,
аспекте, но в «Системе позитивной политики» он ее
указывает: это 1860 - 1865 гг.

35. Социальная динамика

Позитивный, высший этап предсказывается как неизбежный,
но дальнейшая его судьба характеризуется довольно
туманно
пройдет «еще много веков, прежде чем подлинное Великое
Существо (т. е. Человечество) должно будет заняться
своим собственным упадком...»
Золотой век, одновременно неизбежный и желанный,
означает либо нечто смутное, либо конец истории, либо
новый цикл развития, который начинается с новой
«теологической» стадии

36. Список использованной литературы

1)История социологии в Западной Европе и США.
Учебник для вузов. Ответственный редактор — академик
И 90 РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА
(Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2001. — 576
с.
2) История социологии в Западной Европе и США.
Учебник для вузов. Ответственный редактор — академик
И 90 РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА
(Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2001. — 576
с.
3) Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие
для вузов. -5-е изд. - М.: Книжный дом «Университет»,
2001. - 216 с., ил.
English     Русский Правила