Похожие презентации:
Западно-европейская традиция обращения философии к образованию и отечественная философская мысль об образовании
1. Раздел 1. Западно-европейская традиция обращения философии к образованию и отечественная философская мысль об образовании.
Раздел 1. Западноевропейская традицияобращения философии к
образованию и отечественная
философская мысль об
образовании.
2. Тема 3: Философско-педагогическая мысль Средневековья и Возрождения и ее влияние на процессы развития образования.
Тема 3: Философскопедагогическая мысльСредневековья и Возрождения
и ее влияние на процессы
развития образования.
3. План:
• 1. Философско-педагогическаямысль Средних веков.
• 2. Философское осмысление
образования и воспитания Эпохи
Возрождения.
4. Литература
• Джуринский А.Н. История педагогики. М.,2000.
• История педагогики и образования: от
зарождения воспитания в первобытном
обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие
для педагогических учебных заведений /
Под ред. А.И. Пискунова. М., 2001.
• Степашко Л.А. Философия и история
образования. М., 1999.
5. 1. Философско-педагогическая мысль Средних веков.
6. 1 в.н.э - возникновение христианства
7. Особенности философско-педагогической мысли Средних веков
• Тесная связь с религией.• Теоцентризм.
• Креационизм.
• Христианский идеал человека.
• Две образовательные традиции:
византийская и западно-европейская.
• Письменный характер.
8. Особенности византийской модели образования
• имела многоуровневый характер• независимо от своего социального
положения каждый подданный
Византийской империи имел возможность
получить образование
• обучение - платное, за исключением
монастырских и дворцовых школ
• образовательная политика государства
9. Уровни образования в Византии
• Первым этапом обучения были школы грамоты, где детиполучали элементарное образование. Курс обучения составлял два-три
года, дети начинали учиться с пятилетнего, семилетнего возраста.
Обучение грамоте велось по буквослагательному методу, на практике
широко применялось заучивание текстов наизусть. Учебными
пособиями для учащихся служили античные тексты (Гомер, басни и
пр.), дополненные Псалтырью и житиями христианских святых. Счету
обучались сначала на пальцах, затем использовали счетный материал
(камушки), потом – счетная доска – абак. Характерной чертой
византийского образования было отсутствие в нём физической
подготовки ребёнка, уроки музыки заменялась церковным пением,
обучение велось от простого к сложному. Элементарные школы для
многих детей были первой и последней ступенью образования.
10. Уровни образования в Византии
Вторая ступень образования грамматические
школы:
церковные, светские, частные и
государственные. Чаще всего такой
уровень обучения получали дети
светской и духовной элиты. В
данной школе большое внимание
уделялось грамматике, риторике,
диалектике
и
поэтике,
что
составляло
первую
четверицу
программы
«семи
свободных
искусств», во вторую же входили
арифметика, геометрия, музыка,
астрономия.
11. грамматические школы
Цель обучения – овладение
«эллинской наукой»,
формирование у обучающихся
общей культуры и красноречия,
развития мышления. Для
достижения этой цели одним из
главных средств обучения считался
состязательный метод образования
(школьники соревновались друг с
другом в толковании текстов и
риторике). Учителя
придерживались традиционной
методики обучения: читали
учащимся традиционные учебные
тексты, давали толкование,
задавали ученикам вопросы,
отвечали на вопросы учеников и
организовывали дискуссии. Чтение
было одним из важнейших
источников знаний, поэтому
выпускники школы должны были
знать содержание Библии,
сочинений «отцов церкви».
грамматические
школы
12. Уровни образования в Византии
Венцом образования являлись высшие учебные заведения, их создание
является характерной чертой византийской цивилизации. Многие из них
появились еще в античную эпоху (в Александрии, Афинах, Антиохии,
Бейруте, Дамаске). Каждое такое учебное заведение обладало определённой
специализацией, например в Афинах и Антиохии велось усиленное изучение
риторики, в Бейруте – права, Александрии - философии, филологии и
медицины.
13. высшие учебные заведения
При императоре Феодосии II была
учреждена высшая школа - Аудиториум
(от латинского audire – слушать),
которая находилась подчинении
императора. Преподавателями были
государственными служащими, они
получали жалованье от императора и. В
преподавательский состав входили
греческие и латинские грамматики,
риторы, философы и юристы, общее
число преподавателей было около
тридцати. В IX в. руководителем этой
школы стал Лев Математик – один из
выдающихся педагогов своего времени.
Идеал выпускника византийской
высшей школы – энциклопедически
образованный государственный или
церковный деятель. Об уровне
образованности выпускников этой
школы можно судить по деятельности
первых просветителей Руси, братьевмиссионеров Кирилла и Мефодия.
высшие учебные заведения
14. Западно-европейская модель образования
• Разные формы образования: рыцарскаясистема воспитания (для феодалов),
церковная система образования, городские
учебные заведения
• Монополия церкви на образование
15. Рыцарская система воспитания (для феодалов)
Мальчики при дворе сюзерена с 7
до 14 лет служили пажами при
жене феодала, с 14 до 21 оруженосцами при феодале, в 21
год – посвящались в рыцари. В
основе содержания образования
лежали «семь рыцарских
добродетелей»: верховая
езда, плавание, фехтование, охота,
метание копья, шахматы, игра на
музыкальном инструменте.
Воспитывалось презрение к труду,
в том числе умственному. Рыцари
также не обязаны были овладевать
грамотой.
16. Церковная система образования
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ШКОЛ:приходские (при церковном приходе), в которых
священники готовили себе помощников из мирян;
• монастырские, предназначавшиеся для мальчиков,
готовящихся к пострижению в монахи: в этих школах
осуществлялась также подготовка низшего духовного
персонала;
• соборные или кафедральные они открывались при
епископских резиденциях.
17.
В монастырских и соборных
школах преподавали грамматику,
риторику и диалектику (знания и
умения для ведения диспутов на
религиозные темы). В более
крупных учебных заведениях
такого типа школ, кроме
перечисленных предметов,
преподавались арифметика,
геометрия, астрономия с
религиозной направленностью
(вооружение учащихся умениями
вычислять время наступления
христианских праздников, строить
церкви), музыка (пение псалмов и
молитв). Все эти предметы,
изучавшиеся в монастырских и
соборных школах, известны были
под названием «семь свободных
искусств». Образование, в
основном обслуживало нужды
церкви.
18. Городские учебные заведения
РАЗВИТИЕ МАНУФАКТУРЫ, РЕМЕСЛА И ТОРГОВЛИ, РОСТ ГОРОДОВ
ОБУСЛОВИЛИ ВОЗНИКНОВЕНИЕ В XIIIXIV ВВ. НОВОГО ТИПА УЧЕБНЫХ
ЗАВЕДЕНИЙ
• Цеховые школы давали начальное образование
сыновьям городских ремесленников.
• Гильдейские школы создавались объединениями купцов гильдиями.
Эти школы были платными, в них учились дети состоятельных родителей. В
школах указанного типа, содержание образования приобрело практическую
направленность для будущих торговцев и ремесленников. Основой обучения в
этих школах являлся родной язык.
19. Городские учебные заведения
• Цеховые школы давали детям ремесленников начальное образование.Этот тип школ содержался за счет средств цехов, обеспечивал
общеобразовательную подготовку, а обучение ремеслу
осуществлялось в семьях ремесленников или же в процессе цехового
ученичества. Гильдейские школы создавались объединениями купцов
гильдиями. Эти школы были платными, в них учились дети
состоятельных родителей: сыновья ремесленников в них обычно не
допускались. В цеховых и гильдейских школах образование имело
практическую направленность, что выражалось в повышении роли в
них математики и дисциплин естественнонаучного цикла, имеющих
реальное жизненное значение для будущих торговцев и
ремесленников. Основой обучения в этих школах являлся родной
язык. Дисциплина была также суровой: учитель мог прибегнуть к
физическому наказанию.
20. Средневековый университет
• Первые университеты возникли в XI - XII веках частью изепископских школ, имевших наиболее крупных профессоров в
области богословия и философии, частью из объединений частных
преподавателей специалистов по философии, праву ( римское право )
и медицине.
21. Средневековый университет
• Преподавание в средневековых университетахвелось на латинском языке. Основным методом
университетского преподавания были лекции
профессоров. Распространенной формой научного
общения являлись также диспуты, или публичные
споры, устраивавшиеся периодически на темы
богословско-философского характера. В диспутах
принимали участие главным образом профессора
университетов. Но также устраивались диспуты и
для схоларов (схолары студенты, от слова Schola
школа).
22.
• Во второй половине XIII в. в университетах появляетсяразделение на факультеты. Поступить в университет
можно было закончив подготовительный (артистический)
факультет, находящийся при этом же университете.
Обучение на нем должно было длиться 7 лет. Содержание
обучения определялось программой семи свободных
искусств. По окончании выпускнику присваивалась
степень магистра искусств.
23. Августин Аврелий Блаженный (354–430)
• По Августину, в основе содержания образованиялежит знание, заключенное в Библии. При
определении образовательного минимума
христианина Августин ставил «словесные» науки
и историю на первое место как особенно важные
для понимания Священного Писания, затем шли
математика и естественные дисциплины. В
частности, христианский философ настаивал на
том, чтобы в программу обучения были включены
не только теологические, но и светские знания,
необходимые христианскому полемисту и
проповеднику, – языки, история, диалектика,
риторика, основы математики. В процессе
обучения Августин придавал особое значение вере
и авторитету учителя.
24. Образование и воспитание в исламском мире средневековья
Ислам возник и развивался на
основе взаимосвязи и
своеобразного смешения культур
Арабского халифата, Византии,
Индии, Китая… Время «арабского
Возрождения» наступило в IX–
XIII вв., гораздо раньше
европейского. На основе изучения
античности арабскомусульманские мыслители
развивали идеи гармоничного
развития личности, так же как в
античности требуя от философов
быть образцами нравственного
поведения и образованности.
Высоко ценился престиж знаний.
25.
• Абу Аль Кинди (801–873), ставя наукувыше религии, требовал в процессе
воспитания формировать не мусульманский
фанатизм, а высокий интеллект.
• Аль Фараби (870–950) считал, что лишь
безумцы могут допустить высшее благо вне
существующего мира. Цель воспитания –
подвести человека к реальному благу,
отличить которое помогут знания.
26.
• Плодотворные педагогические идеи содержатся в более чем 150трактатах Аль Бируни (970-1048): системности и наглядности знаний,
поощрения познавательных интересов. Главная цель воспитания –
очищение от бесчеловечных обычаев, фанатизма, жажды власти.
• «Владыка наук», советник правителей ряда стран Ближнего и
Дальнего Востока, Ибн-Сина (Авиценна, в европейской
транскрипции, 980-1037), в числе научных и философских трудов
оставил и относящиеся к воспитанию и образованию «Книгу о душе»,
«Книгу знаний», «Книгу указаний и наставлений». Путь ко
всеобщему воспитанию и развитию Ибн-Сина видел в средствах
музыки, поэзии, философии. В самой организации знаний поощрялся
дух свободного, открытого, здорового соревнования.
27.
• Выдающийся философ Востока, Аль Газали (1056–1111) посвятилсвое четырехтомное сочинение «Воскрешение наук о вере» развитию
способностей с детского возраста, приемам наблюдений за детьми, их
творческому росту и развитию, включая физические упражнения и
бытовую культуру. Согласно Аль Газали, душа ребенка принимает
нужные очертания, если воспитатели, включая родителей, следуют
педагогическим рекомендациям, основы которых закладываются в
семье, передающей эстафету учителю. Нравственное начало
формируется, прежде всего, путем самовоспитания и подражания
мудрым наставникам. Самовоспитание же начинается с
самонаблюдения и самопознания.
• Недаром «Мудрец мудрецов» Ибн Баджа(кон. XI в. – 1139) ведущей
темой своих трактатов по психологии, логике и этике выбрал самые
насущные проблемы морально-этического образования.
28.
Выдающийся философ, популяризатор Аристотеля и сам
оригинальный мыслитель из Андалусии (в современной
Испании) Ибн Рошд (Аверроэс, 1126–1198) подводил под образование
солидную научно-философскую базу, изложенную в «Системе
доказательств».
• Проблемы образования и воспитания – важнейшие в 150 трактатах
иранского философа Насирэддина Туси(1202–1273), включая
«Обучение мудрости», «Книгу мудрости», «О воспитании
обучающихся». Знание – то снадобье, которым человек пользуется в
течение всей жизни.
• Абдуррахман Ибн Халдун (1332–1406), развивая учение Аристотеля,
доказывал, что человек реализует себя в отношениях с другими
людьми. Упорядочить их помогает разум в результате наблюдений,
обобщений и опыта – «того, чему учит время». В частности, он
призывал не подгонять в обучении того, что еще непонятно в детском
возрасте, включая Коран. Такое обучение только пугает и отвращает,
сковывает самостоятельность. Во всех перечисленных учениях
подчеркивается неразрывность образования и воспитания: «Без
воспитанности знание – огонь без дров, воспитанность без знаний –
как дух без тела».
29. Центры исламского образования
• Обучение шло на персидском и арабском языке, который, возникнувна основе арамейского, и сейчас остается ведущим в странах ислама.
Центром образования были мечети. Уже в VIII–IX вв. стали
появляться «дома мудрости», и первый – в Багдаде. В XI–XII вв.
возникли первые учебные заведения – медресе. Арабская система
образования породила первые «тесты» – с выбором одного ответа из
нескольких предложенных.
Крупным культурным центром исламского мира была при
владычестве мавров Испания, где образование достигло наивысшего
расцвета при Абдуррахмане III (912–961) и его преемнике Халеме
II (961–976). В учебных заведениях Севильи, Саламанки, Толедо,
Гранады, Кордобы учились и женщины, преподавали представители
разных вероисповеданий.
30. 2. Философское осмысление образования и воспитания Эпохи Возрождения.
31. Особенности культуры и образования эпохи Возрождения
• светский характер,• гуманистическая философия,
• обращение к античному культурному
наследию.
32.
• Гуманизм (от лат. humanus – человеческий,человечный) – признание ценности
человеческой личности, ее права на
свободное развитие и проявление своих
способностей, утверждения блага человека
как критерия оценки общественных
отношений.
33.
• Основой образования и воспитания гуманисты, опираясь наидеи М.Ф. Квинтилиана, считали совокупность природных
способностей ребенка, которые развиваются в обучении с
помощью руководства, наставления и упражнений. Педагоги
настаивали на необходимости выявления путем наблюдения
природных склонностей детей, учета их индивидуальных
особенностей и применения различных методов воздействия на
учеников в зависимости от их характеров и способностей. В
эпоху Возрождения сложилось понимание важной роли
обучения и воспитания в формировании нравственности,
развитии ростков добра, смягчении и обуздании нежелательных
наклонностей.
34.
• Заслугой гуманистов стала разработка содержания образования,основу которого составляли древние языки, дававшие возможность
оценить произведения и философию мыслителей прошлого, и
изучение античного культурного наследия. Были внесены дополнения
в содержание «семи свободных искусств», расширялся тривиум, в
него включались история, моральная философия, поэзия. К XVI в.
возрастает внимание к дисциплинам естественно-научного цикла,
кроме того, в обучении считалось важным наблюдение природных
явлений, знакомство с различными ремеслами и искусствами. В это
же время формулируется положение о необходимости обучения на
родном языке. Таким образом, сформировалось представление об
энциклопедическом содержании образования, включавшем обширный
круг научных и культурных достижений. В эпоху Возрождения
сложилось новое понимание процесса обучения как добровольного,
сознательного и радостного, с чем связаны и методы обучения –
принцип «мягкой руки», широкое применение морального
поощрения. Идея гуманистов о связи обучения с жизнью сделала
основным критерием образования его полезность, прежде всего для
подготовки человека к жизни в обществе.
35. Франсуа Рабле (1494–1553)
Франсуа Рабле (1494–1553)Педагогические идеи Ф. Рабле
выразил в своем романе
«Гаргантюа и Пантагрюэль», в
котором он резко осудил
средневековую школу за ее
формальный и чисто словесный
характер, за схоластические
методы обучения и
противопоставил ей программу
воспитания «свободного и
благонравного человека» эпохи
Возрождения. В основу
педагогической теории Ф. Рабле
было положено его убеждение в
том, что человек от природы, вне
зависимости от происхождения
предрасположен к добру, поэтому
гуманистические ценности могут
отражаться в образовании и
36.
• . Свои идеалы нового воспитания и обучения Ф. Рабле выразил,описывая воспитание героя романа: весь день распределен на систему
занятий, чередующихся с играми и физическими упражнениями.
Ведущее место в программе обучения отводится древним и новым
языкам, открывающим путь к постижению произведений античных
авторов, научному анализу библейских текстов. Поэтому в романе
Гаргантюа изучает греческий, латинский, арабский, еврейский языки,
«незнание которых непростительно для всякого, желающего слыть
образованным человеком». Важное место в образовании отводится
естественно-научному познанию человека и природы на основе «семи
свободных искусств». Ф. Рабле был сторонником наглядных методов
обучения, поэтому основной путь овладения знаниями – это
непосредственные наблюдения молодого человека за окружающим
миром.
37. Мишель Монтень (1553–1592)
Юрист, автор знаменитого труда
«Опыты», в котором отразились
передовые гуманистические взгляды на
воспитание и обучение детей, Мишель
Монтень (1553–1592) рассматривал
ребенка, его природные особенности,
задатки, способности, составляющие
индивидуальность, как главный
ориентир в деятельности воспитателя.
Критикуя современную ему школу,
сохранившую многие черты
схоластического обучения, Монтень
требует, чтобы организация
образования ориентировалась на
физические особенности детей и
прежде всего не подрывала их здоровье.
Много внимания М. Монтень уделял
вопросам развития детской
самостоятельности, выдвигая
императивное требование: «Я не хочу,
чтобы в классе работал и говорил бы
всегда один учитель. Пусть ученики
Провозглашая опыт основой всякого
познания, педагог в методике обучения
предлагает сначала знакомить детей с
конкретными предметами и лишь затем
со словами, обозначающими эти
предметы, что, по мнению М. Монтеня,
должно формировать интерес к учению,
основанный на понимании знаний.
38.
• Много внимания М. Монтень уделял вопросамразвития детской самостоятельности, выдвигая
императивное требование: «Я не хочу, чтобы в
классе работал и говорил бы всегда один учитель.
Пусть ученики работают, наблюдают, говорят».
Учитель должен развивать умственные
способности и навыки самостоятельного мышления
учеников, а не «вливать знания, словно воду в
воронку». Мыслитель выступал против телесных
наказаний, широко распространенных в школе,
противопоставляя насилию идеал свободного и
радостного учения, в нравственном воспитании
предлагал сочетать мягкость со строгостью, но не
суровостью, настаивал на гармоничном развитии
духовных и физических сил ребенка, высказывал
мысли о необходимости изучения родного языка.
39. Ян Амос Коменский (1592–1670)
Ян Амос Коменский (1592–1670)Ян Амос Коменский родился в 1592 г. в
Нивнице, в Чехии . В 1616 г. он стал
священником семейной Общины
чешских братьев и проповедником В
1616 г. он стал священником семейной
Общины чешских братьев и
проповедником В 1627 г. Каменский
начал работать над «Дидактикой» на
чешском языке и закончил ее в 1632 г
По приглашению амстердамского
сената в 1657 г. он выехал в
Голландию, где прожил до самой
смерти
40. Основные труды
• «Великая дидактика», т.е.общую теорию обучения.
• книга для родителей
«Материнская школа» – о
воспитании детей в семье,
• «Мир чувственных вещей в
картинках»
• «Открытая дверь языков и всех
наук" (1631) »,
• «Физика»,
• «Астрономия».
• «Законы хорошо
организованной школы» и др.
41. Основные идеи обучения
• Начинать обучение надо по возможности раньше• Всеобщее обучение –мальчики, девочки, знатные
и нет, богатые и бедные, городские и сельские
• Учебный материал должен соответствовать
возрасту учеников
• Классно-урочная система
• Дисциплина (без нее не может быть хорошей
школы)
42. Дидактические принципы
Природосообразность
Последовательность
Наглядность
Систематичность
Сознательность
Посильность
Прочность
43. Учитель
• Должность учителя «настолько превосходна, как никакаядругая под солнцем»
• Должен «увлекать учеников благим примером», быть
честным, деятельным, настойчивым, высоконравственным
• Должен быть отцом учащимся
• Должен любить свое дело, владеть педагогическим
мастерством
• Должен учитывать и побуждать интерес к знаниям
• Пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить
из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе
• Учитель, по Коменскому, постоянно совершенствуется в
своих знаниях и умениях