Похожие презентации:
Русское искусство XV – XVII веков
1. РУССКОЕ ИСКУССТВО XV – XVII ВЕКОВ
РУССКОЕ ИСКУССТВОXV – XVII ВЕКОВ
2. Ренессансные тенденции в искусстве при Иване III
• В конце XIV в. Москва утвердилась какполитический центр северо-восточной Руси.
Московский
князь
Дмитрий
собрал
общерусское сопротивление Золотой Орде.
• В 1326 г. митрополит Петр, глава русского
православия, перенес свою кафедру из
Владимира в Москву. В новой резиденции
митрополита и вокруг Москвы началось
строительство храмов.
3. Во второй половине XV века, в годы правления Ивана III, произошло дальнейшее укрепление русского государства. Москва
присоединила ксебе Ярославское,
Ростовское, Рязанское
княжества, Новгород,
Псков и могучее Тверское
княжество. Возникает идея
«Москва –
третий Рим».
4. Москва превратилась в столицу огромного и сильного государства. Иван III был женат на византийской принцессе Софье Палеолог,
вследза которой в Москве
появились итальянские
художники, архитекторы,
оказавшие большое
влияние на развитие
русской художественной
культуры.
5. Московский Кремль
• Лицомрусского
государства
стал
Московский Кремль – резиденция великого
князя и митрополита Московского.
• Старый
полуразрушенный
Кремль,
построенный
при
Дмитрии
Донском,
нуждался в коренной перестройке. Для этого
пригласили
миланских
инженеров
–
Антонио Солари, Марко Руффо,
Антона Фрязина и других.
6.
7.
8.
9. Под руководством итальянских архитекторов были возведены башни – Тайницкая, Водовзводная, Спасская, Боровицкая и другие.
10. Спасская (Фроловская) башня Московского Кремля. 1491 . Вид с южной стороны
11. Шатер, подкупольное пространство
12. Спасские куранты
В 1625 году под руководствомХристофора Головея русские
кузнецы-часовщики установили
часы на Спасской башне. Часы
имели огромный вращающийся
циферблат, разделенный на 17
частей.
В
дни
летнего
солнцестояния, когда бывают
самые продолжительные дни,
часы отбивали 17 раз, а в ночное
время — 7 раз. В начале XVIII
века Петр I издает указ, по
которому вся страна перешла на
единый для всей России суточный
отсчет времени. Тогда же на
Спасской
башне
были
установлены голландские часы с
музыкой
и
12-часовым
циферблатом.
Часы, которые мы видим сейчас
на Спасской башне, установлены
братьями Бутеноп в 1851—1852
годах. Они занимают три этажа
башни — 7-й, 8-й, 9-й
Спасские куранты
13. Боровицкая (Предтеченская) башня Московского Кремля. 1490
Башня былавоздвигнута в 1490
году итальянским
зодчим Пьетро
Антонио Солари на
месте древнейшего
въезда в Кремль.
14.
15. Никольская башня Московского Кремля
16. В стародавние времена на Никольской улице находился Никольский греческий монастырь — скорее всего, именно благодаря ему и башня
и улица получили своеназвание.
17. Водовзводная (Свиблова) башня Московского Кремля. 1488 .
18. Юго-западная угловая башня Московского Кремля играла особо важную роль в системе обороны, прикрывая водный подступ к крепости.
19. Кутафья (Предмостная) башня Московского Кремля. 1516 .
20. Это единственная сохранившаяся из предмостных башен Московского Кремля. Подобные башни служили мощной защитой крепостных
мостов.21. Соборная площадь
• Соборнаяплощадь
–
исторический
и
архитектурный центр Московского Кремля. Ее
ансамбль сложился в XV – XVI вв.
• Здесь происходили самые важные события в
жизни Российского государства: венчание на
царство, коронации императоров, встречи с
иностранными послами, торжественные шествия
в честь церковных праздников, похоронные
процессии.
22. Успенский собор Московского Кремля. Арх. Аристотель Фиораванти. 1497
23. Успенский собор стал средоточием государственной и церковной жизни. Здесь венчались на царство русские цари, провозглашались
важные государственныеакты, происходили поставление в сан императоров, митрополитов и патриархов,
здесь же располагались их гробницы.
24. Архангельский собор Московского Кремля. Арх. Алевиз Новый. 1505—1508 .
25. До конца XVII века собор использовался в качестве усыпальницы русских князей.
26. Благовещенский собор
27. Храм-колокольня Ивана Великого
ХрамколокольняИвана
Великого
28. Грановитая палата в Московском Кремле. Арх. Марко Фрязин, Пьетро Антонио Солари. 1487—1491
29.
30. Главный объем палаты – огромный, почти квадратный в плане одностолпный зал (площадь — 459 кв. м., высота до верхней точки свода
— 9 м.)перекрыт четырьмя крестовыми
сводами. Итальянские зодчие
выделили главный, обращенный к
площади фасад, облицевав его
сверху донизу блоками белого
камня, отесанными на четыре
грани.
Стенопись в палате появилась не
ранее второй половины XVI века.
После очередного пожара в 1668
году ее возобновляет Симон
Ушаков (во время этой работы он
составил подробную опись
сюжетов).
31. Шатровое зодчество
• Иван III добился объединения русскихземель.
Но
облик
государства
окончательно сложился лишь при его
внуке Иване IV, Грозном. Все искусство
той эпохи было связано с богословием и
ориентировано на русскую старину. Это
проявилось и в такой своеобразной
архитектурной форме, как шатровое
зодчество.
32. Коломенское. Архитектурный ансамбль. XVI-XVII вв. Церковь Вознесения.
ХрамВознесения
в
Коломенском
стал
родоначальником целого ряда таких храмов. Это
была первая каменная шатровая постройка. Ее
основание
составляют
галереи-гульбища
с
живописными лестницами. Из этого основания
вырастает
столп
храма.
Завершает
всю
конструкцию шатер, украшенный каменными
гирляндами, верх шатра покрыт небольшой главкой
с крестом.
Шатровые храмы получили признание у русских
зодчих и стали возводиться во многих городах и
селах.
33.
34. Покровский собор что (храм Василия Блаженного) на Красной площади в Москве. 1555—1561
Храм сооружен в честьпокорения Казанского ханства.
Для его строительства Иван
Грозный пригласил русских
архитекторов
Барму
и
Постника
Яковлева.
Это
каменный многопридельный
храм (придел – пристройка,
где
может
происходить
богослужение).
Вокруг
центральной шатровой церкви
воздвигнуты 8 разных по
высоте церквей.
35.
36. Основу архитектурной композиции Покровского храма составляют девять самостоятельных церквей. Каждая из них была освящена в
честьцерковного праздника, на
который пришлось то или
иное событие Казанского
похода. Центральный храм
посвящен
Покрову
Богоматери.
37. Могила Василия Блаженного и роспись галереи
38. Иконопись
• В конце XVI – начале XVII века главнойфигурой в живописи Москвы был
Дионисий.
Он продолжал традиции
Рублева в искусстве.
• Большое внимание Дионисий уделял
внешнему оформлению, его иконы
имеют
торжественно-праздничный,
нарядно-декоративный характер. В них
нет изображения страдания.
39.
•«Распятие»•«Митрополит
Алексий с житием»
40. Реалистические тенденции
• В XVII веке происходят эволюционныепроцессы
в
русской
живописи.
Вырастает интерес художников к
окружающему
миру,
расширяется
тематика изображений – появляются
светские сюжеты.
• Расширяются связи России с Западной
Европой. Художники теперь творят с
меньшей оглядкой на традиции, они
ищут новыt пути в искусстве.
41. Мастерские оружейной палаты
• Огромную роль в развитии русскойживописи
XVII
века
сыграли
мастерские
Оружейной
палаты
Московского Кремля. Здесь учились и
работали как русские, так и
иностранные
художники.
Признанным главой художественной
мастерской стал Симон Ушаков.
42. Симон Ушаков (1626 – 1686)
• Подготовил русскую живопись кпереходу
на
позиции
реалистического искусства.
• В своих иконах Ушаков стремился к
созданию
реальной
пространственной
среды,
к
соблюдению
естественных
пропорций лица, к объемной форме.
43. Спас Нерукотворный написан для Троице-Сергиевой Лавры в 1658 году
Спас Нерукотворныйнаписан для ТроицеСергиевой Лавры в 1658 году
44.
45. «Похвала Владимирской иконе. Древо государства Российского». 1668 ГТГ
46. Парсуна
• Новыетенденции
русской
живописи проявились в парсуне
(от лат. – личность, лицо) –
портрет с натуры.
47. Алексей Михайлович в «большом наряде» (1682, ГИМ)
48. Надгробный портрет Скопина-Шуйского (1670-е, ГТГ)
Надгробныйпортрет
СкопинаШуйского
(1670-е, ГТГ)