«Роль дикции в пении»
Гласные в пении
Помимо простых гласных звуков существуют гласные йотированные, образующиеся из сочетания двух звуков – мягкого согласного Й и
Согласные в пении
0.98M

Роль дикции в пении

1.

Министерство культуры Российской Федерации
Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М.
Ипполитова-Иванова
Факультет вокально-хоровой и дирижерской подготовки
Кафедра «Академическое пение»
Презентация
студентки IV курса
Кондаковой Александры Дмитриевны
на тему:
«Роль дикции в пении»
Проверила:
преподаватель
Зяблицкая В.А.

2. «Роль дикции в пении»

.

3.

Педагог должен постоянно заботиться о развитии
гибкости и подвижности артикуляционного аппарата
поющих, добиваться активности, легкости и свободы
в работе отдельных его частей - языка, губ, челюсти,
без чего не может быть хорошего, ясного
произношения слов текста.
Фёдор Иванович Шаляпин говорил:
«Хорошо сказано – наполовину спето».

4.

Пение - вид музыкального
искусства, в котором музыка
органически связана со словом.
Поэтому пение еще иначе
называют омузыкаленной
речью. В ее образовании, как и в
обычной речи, принимают
участие органы надставной
трубы. Эта часть голосового
аппарата, формирующая звуки
речи, называется
артикуляционным аппаратом, а
органы, входящие в его состав артикуляционными органами. К
ним относятся: ротовая
полость с языком, мягким
нёбом, нижней челюстью,
глотка, гортань. Работа этих
органов, направленная на
создание звуков речи (гласных и
согласных), называется
артикуляцией.

5.

Артикуляция при пении во многом
отличается от обычной речи. В
целом певческая артикуляция
значительно активнее речевой. При
речевом произношении энергичнее
и быстрее работают внешние
органы артикуляционного аппарата
(губы, нижняя челюсть), а при
певческом — внутренние (язык,
глотка, мягкое нёбо), причем работа
артикуляционных органов при
пении происходит замедленно за
счет растягивания гласных.
На картинке слева: образование
надгортанной полости путем
сужения входа в гортань
(квалифицированный певец) при
переходе от речевой фонации
гласных к пению

6. Гласные в пении

Гласные звуки зарождаются в гортани при
взаимодействии голосовых складок и дыхания
Образование гласных звуков связано с присутствием и
усилением определенной, различной для каждого гласного
звука области обертонов, называемой формантой гласного
звука. Чем выше форманта гласного, тем звучней гласный.
По этому признаку основные гласные звуки (и,э,а,о,у,ы)
нашей речи делятся на звонкие и глухие. Верхние форманты
гласных “и” и “э” самые высокие из всех формант гласных,
поэтому эти гласные отличаются наибольшей звонкостью звонкие гласные (способствуют более плотному смыканию
голосовых складок и, следовательно, формируют тембр
голоса с более грудным оттенком звучания по сравнению с
гласными о, у). Гласный “а” занимает среднее (нейтральное)
положение, а гласные “о” и “у” относятся к глухим гласным.

7.

Способ воздействия на певческий голос и работу
голосового аппарата при помощи фонем (отдельных
звуков речи - гласных и согласных) называется
фонетическим методом вокального обучения. Он
является наиболее распространенным и эффективным в
вокальной педагогике. Применяя этот метод,
необходимо конкретно знать, как тот или иной гласный
или согласный влияет на голос и на работу
артикуляционных органов, а через них и на весь
голосовой аппарат.

8.

Гласный “и” самый звонкий из всех гласных
звуков. Он настраивает на головное
резонирование, помогает собрать и приблизить
звук, применяется при глухом, затемненном фоне
звучания. При произнесении “и” гортань
поднимается, поэтому он противопоказан при
зажатом, горловом тембре. Гласный “и”
образуется при значительном сокращении
голосовых складок, активизирует их смыкание и
потому показан при сипе, особенно если этот
призвук присутствует как остаточное явление
мутации.

9.

Гласный “ы” по артикуляционному укладу
неудобен для пения. Его артикуляция связана с
напряжением корня языка и потому он может
вызвать неудобство при пении, увеличить зажим
горла и горловые призвуки. Если учесть, что
гласный “ы” в русском языке близок к “и”,
представляет собой своеобразный вариант этого
гласного, то и в пении, приближая звучание “ы” к
“и”, можно уменьшить неудобство его
артикуляции.
.

10.

Гласный «Э» по артикуляционному укладу
не всегда удобен. Целесообразно применять
его в случаях, когда голос звучит на этом
гласном лучше, чем на остальных. У низких
мужских голосов гласный “э” бывает удобен
при формировании головных звуков и
способствует активной атаке.

11.

Гласный “а” занимает среднее положение
между звонкими и глухими гласными, легко
поддается округлению. При его произнесении
ротоглоточный канал принимает наиболее
правильную рупорообразную форму,
положение гортани близко к певческому. Изза всех этих качеств “а” часто применяется как
основной гласный звук для выработки
вокального звучания. Он помогает лучше
других гласных освободить артикуляционный
аппарат, выявить природный тембр голоса.

12.

Гласный “о” способствует хорошему
поднятию мягкого нёба, наводит на ощущение
зевка и положения глотки при округлении
звука, помогает снятию горления и зажатия.
Рекомендуется при чрезмерно близком,
резком и плоском звучании

13.

Гласный “у” самый глубокий и “темный”
гласный. При произнесении этого звука больше, чем
на всех других гласных поднимается мягкое нёбо,
расширяется ротоглоточная трубка. “У” активизирует
голосовые складки, значительно стимулирует работу
губ, наводит на ощущение прикрытия в верхнем
регистре мужских голосов. Этот гласный показан при
работе с детскими голосами: активизирует вялое
мягкое нёбо, губы и голосовые складки, помогает
изжить плоское, чрезмерно близкое звучание.

14.

Работать над гласными при распевании можно различно:
произнося их в слогах (ми-мэ-ма-мо-му, да-дэ-ди-до-ду и т. д.)
или в чистом виде(и-э-а-о-у , а-э-и-о-у). При пении гласных на
более длительных звуках нужно внимательно следить за тем,
чтобы форма построения рта не менялась на всем
протяжении звучания, и один гласный не переходил в
какой-нибудь другой.
Приемы, выработанные в работе над гласными в распевках,
переносятся на пение гласных при исполнении произведений.
Если в слове или при тесном стыке слов рядом стоят два
гласных звука, то в пении их нельзя сливать; второй звук надо
вновь «атаковать», как бы вновь произнести. Например:
зеленеют привольноовсы– зеленеют привольно’овсы.

15. Помимо простых гласных звуков существуют гласные йотированные, образующиеся из сочетания двух звуков – мягкого согласного Й и

Помимо простых гласных звуков существуют гласные
йотированные, образующиеся из сочетания двух звуков –
мягкого согласного Й и простого гласного:
Я = Й + А, Е = Й +Э,
Ё = Й + О, Ю = Й +У.
При пении йотированных гласных первый звук мгновенно
сменяется вторым, тянущимся звуком. Необходимо следить, чтобы
после быстрой смены артикуляции с «и краткого» на основной
гласный не искажалось звучание последнего.
Применение йотированных гласных способствует созданию
более собранного, близкого, яркого и высокого звучания
соответствующих простых гласных звуков, а также
активизации голосовых складок в момент атаки.

16. Согласные в пении

Согласные звуки возникают в ротовой полости. Они
делятся на глухие (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ) и звонкие (б, в,
г, д, ж, з, л, м, н, р ). Глухие, “безголосые”, согласные
образуются без участия голосовых складок от колебания
выдыхаемого воздуха и состоят из одних шумов. Звонкие,
“голосовые”, согласные образуются из ротовых шумов и
голоса. В них достаточно ясно выражен основной тон
(высота звука). При преобладании голоса над шумом
возникают сонорные согласные, или полугласные (л, м,
н, р). Если же шум превалирует над голосом, то
образуются остальные звонкие согласные (б, в, г, д, ж, з).

17.

Сонорные согласные “л”, “м”, “н”, “р” как полугласные
могут вокально звучать, поэтому имеют исключительно
важное значение для певческого голосообразования и
широко применяются в вокальных упражнениях. Они
помогают найти головное резонирование. Кроме того, “л”
активизирует кончик языка, тем самым делая его гибким
и свободным, способствует собранному звучанию,
образованию мягкой атаки; “л”, “м” как согласные
переднего уклада приближают звук; “м”, “н” - нёбные,
или носовые согласные, образуются при опущенном
мягком нёбе, усиливают резонирование носовой полости,
они не применяются при вялом, малоподвижном мягком
нёбе и, особенно при носовом призвуке; “р” - рокочущий
согласный, он хорошо активизирует дыхание и
сокращение голосовых складок.

18.

Активное произношение согласных вызывает
усиленное сокращение мышечных стенок
ротоглотки, превращая ее тем самым в резонатор с
относительно твердыми стенками, отчего
увеличивается звонкость гласных в пении. Вот
почему чем более четко произносятся
согласные, тем ярче звучит голос.
В вокальных упражнениях в основном
применяются звонкие согласные, т.к. на этих звуках
работают голосовые складки и они имеют высоту
звучания.

19.

Согласные звуки в зависимости от того, какие органы
участвуют в их образовании, делятся на губные (б,
м, п), язычные (д, л, р, т, ц, ч), нёбные
(м, н). По месту образования в ротовой полости
согласные бывают заднего (к, г), среднего (х, ш, р) и
переднего (все кроме указанных) уклада. Согласные
заднего уклада могут помочь при исправлении
чрезмерно близкого, “белого” звучания.
Губные согласные (б, м, п) хорошо активизируют
губы, а губно-язычные (в, ф) и язык

20.

Образование взрывных согласных (т, п) связано со
значительным напором дыхательной струи. Эти
согласные могут быть использованы для
активизации дыхательной функции. А согласные
“б”, “д”, “р”, образуемые при большом сопротивлении
артикуляционных органов служат потоку не только
дыхательной, но и звуковой струи, могут служить
средством стимуляции не только дыхания, но и
голосовых складок. Они же, особенно согласный “д”,
формируют твердую атаку.

21.

Активная, четкая, правильная и согласованная
работа артикуляционных органов создает
отчетливую, хорошую дикцию. Вялость же в работе
артикуляционных органов является причиной
плохой, неудовлетворительной дикции. В этом
случае страдает содержание, становится трудно
понять смысл того, о чем поют. Кроме того, плохая
дикция ведет к снижению художественно ценных
качеств певческой речи. Поэтому всем вокалистам
рекомендуется заниматься упражнениями для
артикуляционного аппарата.

22.

Для активизации языка. Пошевелите языком из стороны в сторону, вперед, назад,
вправо, влево, круговые обороты в обе стороны, «винтиком», «трубочкой».
Высуньте кончик языка и быстро-быстро перемещайте его из угла в угол рта.
Почувствуйте кончик языка, он активный и твердый, как молоточек. (В этом вам
поможет воображение). Побейте кончиком языка по зубам изнутри, как будто
(беззвучно) говорите: да-да-да-да. Хорошо в этот момент представить себе
«высокое небо» и объемный рот. Энергично произнесите: Т-Д, Т-Д, Т-Д.
Чтобы освободить язык и гортань выполните такое задание: быстрый, короткий и
глубокий вдох носом, затем полностью выдохнуть через рот. Выдох резкий, как
«выброс» воздуха со звуком «ФУ» (щеки «опадают»). А чтобы укрепить мышцы
гортани, энергично произнесите: К-Г, К-Г, К-Г.
Чтобы активизировать мышцы губ, надуйте щеки, сбросьте воздух резким
«хлопком» через сжатые (собранные в «пучок») губы. Энергично произнесите: ПБ, П-Б, П-Б.
Это упражнение для освобождения нижней челюсти. Просто откройте рот,
подвигайте челюстью в стороны, почувствуйте свободу этого движения. Делайте
его перед зеркалом, пока не почувствуете легкую усталость. Нижняя челюсть
должна быть свободной, но не приоткрытой. Тяжелая, болтающаяся нижняя
челюсть бьет по гортани, делает звук бесформенным, артикуляцию
переукрупненной.

23.

К.С.Станиславский
воспринимал искусство речи
как искусство не менее
сложное, чем искусство пения.
Он часто говорил:
«Хорошо сказанное слово —
уже пение, а хорошо спетая
фраза — уже речь».
English     Русский Правила