КУЛЬТУРА ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (V – XIV вв.)
I. Подходы к наследию средних веков
Подходы к наследию средних веков
Подходы к наследию средних веков
Подходы к наследию средних веков
II. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ
Карл Великий принимает ученого Алкуина
К концу периода раннего средневековая образовываются четыре субкультуры:
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ
ЦЕРКОВЬ САНКТ-МИХАЭЛЬ (1033) в Хильдесхайме (Германия)
Монастырь в Провансе
ЦЕРКОВЬ САНКТ-МИХАЭЛЬ
Романские колонные в костёле св. Троицы в Стшельне
Katedra w Lund - kolumna w krypcie zdobiona plaskorzezbami
РОЧЕСТЕРСКИЙ ЗАМОК (графство Кент, 1088)
Chartres Cathedral, by unknown, at Chartres, France, 1194 - 1260
романо-готический стиль Orvieto Cathedral, by Arnolfo di Cambio, at Orvieto, Italy, 1290 to 1500
СОБОР ПЕТРА И ПАВЛА в Труа. 1208 - 1638
Собор Парижской Богоматери. Горгулья
Собор в Реймсе (портал)
Westminster Hall, at London, 1399
РЫЦАРСКИЙ КОДЕКС
«Крестоносцы»
Capture of Jerusalem during the First Crusade, 1099, from a medieval manuscript
Судебный поединок
МИНИАТЮРА XIII в. с изображением Ричарда Львиное Сердце
трубадуры
трубадуры
труверы
хуглары
Шпалера «Дама с единорогом»
НОВАТОРСТВО ТРУБАДУРОВ
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ
«двоемирие» позднего средневековья
III. Основные принципы культуры средних веков
В Новый Завет входят четыре Евангелия, написанные учениками Иисуса или учениками его учеников (Матфеем и Иоанном, Марком и
Я. Йорданс «Четыре евангелиста»
Идеал христианства – ощущение внутренней связи всех со всеми.
П. Уччелло «Творение Евы» (фреска)
Хуго ван дер Гус «Грехопадение»
Пинтуриккьо «Благовещение»
ВИФЛЕЕМ. Звездой с 14 лучами отмечено место, где, по христ. преданию, родился Иисус Христос
Корреджо «Рождество Христово» 1530
Джорджоне «Поклонение пастухов»
Х. Гольбейн «Мадонна с ребёнком» 1500
Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» 1491
France, Paris, 1260, Virgin and Child of Sainte-Chapelle
France, Lorraine, Seated Virgin and Child, 14th century
Поленов «Христос и грешница»
Рембрандт «Христос и грешница» 1644
Я. Йорданс «Четыре евангелиста»
«Поцелуй Иуды» Романская роспись на кессонном потолке в Циллисе, 1160
И. Босх «Арест Христа в Гефсиманском саду»
Караваджо «Арест Христа» 1602
Н. Ге «Что есть истина? Христос и Пилат»
И. Босх «Ecce Homo (Христос перед толпой)» 1490
Повели на казнь
Н. Ге «Голгофа» 1893
Вошли на Голгофу
«Страсти Христовы»
Грюневальд «Распятие» 1510
Р. Вейден «Распятие»
П. Пикассо «Распятие» 1930
Караваджо «Снятие с креста» 1603
Roy De Maistre (English) «Pieta» 1950
Luis Jimenez (American) «Southwestern Pieta» 1983
Ван Эйк «Портрет Христа»
Собор Святого Петра
Миниатюра из Апокалипсиса (Англия, 1230 г.)
богиня судьбы Фортуна
шпалера «Дама с единорогом»
дьяволёнок
ТЕСТЫ
39.23M
Категории: ИсторияИстория ИскусствоИскусство

Культура Европейского Средневековья (V – XIV вв.)

1. КУЛЬТУРА ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (V – XIV вв.)

1. Подходы к наследию средних веков
2. Средневековая периодизация
3. Основные принципы культуры
средних веков

2.

КУЛЬТУРА
АНТИЧНОСТИ
КУЛЬТУРА
СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
КУЛЬТУРА
НОВОГО
ВРЕМЕНИ

3. I. Подходы к наследию средних веков

Первая трактовка – негативная.
Появилась в эпоху Возрождения, у гуманистов.
Продолжили её творцы и идеологи эпохи
Просвещения (XVIII в.).
Гегель: средневековье - «эпоха бесконечной лжи,
перерыв в поступательном развитии
человечества».

4. Подходы к наследию средних веков

Вторая точка зрения –
романтическая (XIX в.).

5. Подходы к наследию средних веков

Третья точка зрения – церковный
взгляд

6. Подходы к наследию средних веков

Пик интереса к средневековой картине мира приходится на
ХХ столетие.
Н. Бердяев «Новое Средневековье» (1924)
«Школа Анналов» на Западе, «история
ментальностей», изучение средних веков через призму
исследования культуры повседневности
Русские историки культуры: М. Бахтин,
А. Гуревич

7. II. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ

I период - раннее Средневековье (V - X вв.)
христианство стало государственной религией (в
начале IV в.)
формирование на территории бывшей Римской
империи новых государственных образований
становление культуры происходило в процессе
сложного взаимодействия позднеантичной,
христианской и варварской традиций
«Каролингское возрождение»

8.

9.

10.

11.

12.

13.

Коронация Карла Великого императорской короной папой Львом III

14.

Коронация Карла Великого в
774 году на королевство
лангобардов

15. Карл Великий принимает ученого Алкуина

16.

Карл Великий оплакивает Роланда

17. К концу периода раннего средневековая образовываются четыре субкультуры:

1. Рыцарство

18.

2. Бюргерство
(городская субкультура)
3. Крестьянство
(низовая субкультура)

19.

4. Культура
клириков и
монахов

20. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ

II период - Высокое Средневековье
(ХI - ХIII вв.)
Характерные продукты культуры зрелого средневековья:
город
университет
монашеский орден
романский и готический стиль
рыцарское сословие с его культурой

21.

22. ЦЕРКОВЬ САНКТ-МИХАЭЛЬ (1033) в Хильдесхайме (Германия)

23. Монастырь в Провансе

24. ЦЕРКОВЬ САНКТ-МИХАЭЛЬ

25.

26.

27. Романские колонные в костёле св. Троицы в Стшельне

28.

29.

30. Katedra w Lund - kolumna w krypcie zdobiona plaskorzezbami

Katedra w Lund kolumna w krypcie
zdobiona
plaskorzezbami

31. РОЧЕСТЕРСКИЙ ЗАМОК (графство Кент, 1088)

32. Chartres Cathedral, by unknown, at Chartres, France, 1194 - 1260

33. романо-готический стиль Orvieto Cathedral, by Arnolfo di Cambio, at Orvieto, Italy, 1290 to 1500

34.

35.

36.

37. СОБОР ПЕТРА И ПАВЛА в Труа. 1208 - 1638

38.

39.

40.

41.

42. Собор Парижской Богоматери. Горгулья

43.

Хранитель собора
Нотр-Дам

44. Собор в Реймсе (портал)

45.

46.

47. Westminster Hall, at London, 1399

48.

49.

50. РЫЦАРСКИЙ КОДЕКС

верность данному слову
великодушие
помощь Церкви и защита ее добра

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

Рыцарь на
гиппогрифе

58.

Посвящение в
рыцари
Франциска I

59.

60.

61.

62.

Возвращение
рыцаря

63.

рыцарский
турнир

64.

Роланд
атакует Марсилия

65.

«Два войска сошлись»
Миниатюра из
рукописной
хроники XIII века

66.

67.

68. «Крестоносцы»

69.

70.

71.

72.

73. Capture of Jerusalem during the First Crusade, 1099, from a medieval manuscript

74. Судебный поединок

75.

Король Артур

76. МИНИАТЮРА XIII в. с изображением Ричарда Львиное Сердце

77.

Жан и Поль Лимбурги
«Январь»

78. трубадуры

79. трубадуры

80. труверы

81. хуглары

82.

гонимые жонглёры

83.

миннезингеры

84.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ
из рукописной
«Тесеиды»
Боккаччо

85. Шпалера «Дама с единорогом»

86. НОВАТОРСТВО ТРУБАДУРОВ

Впервые в европейской словесности
они решились отождествить благо не с
Богом и не с Девой Марией, а с
идеализированной женственностью,
персонифицированной в образе
Прекрасной Дамы.

87. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ

III период – позднее средневековье
(«золотая Осень») (XIV в.)
Кризис культуры отразился прежде всего в
изменении характера религиозности
людей той эпохи.

88.

89.

90.

91.

92.

93.

94.

95.

96.

97.

98.

99. «двоемирие» позднего средневековья

жестокость
ведовство
праздники
народные
церковные
(праздники
карнавального
типа)

100. III. Основные принципы культуры средних веков

1. доминирование
христианской религии

101.

1. Главным догматом христианства является вера
в единого Бога (Он есть Бог-Отец, Бог-любовь, а
люди – дети Божии)
2. Боговоплощение. Бог-Отец в своей бесконечной
любви к людям принял человеческое тело, страдал и
умер как человек, будучи невиновным. Этой жертвой
он искупил грехи людей и спас их для жизни вечной.
Воплотившийся Бог есть Спаситель (Христос). И
поэтому прийти к Богу-Отцу можно только через веру
во Христа
3. Вера в царство Божие (Небесное). Царство
Небесное – это божественный мир, куда в конечном
итоге должны прийти люди, чтобы соединиться с
Богом для вечной блаженной жизни. Но уже на земле
каждый человек может принять его в свою душу
подвигом веры и любви

102.

Христианство считает земное, видимое,
природное существование
несовершенным и подлежащим
преодолению. Но это не значит, что оно
отвергает всякие земные ценности.
Наоборот, высшей земной ценностью
оно утверждает душу человека. Она
выше всяких земных благ и важнее мира в
целом

103. В Новый Завет входят четыре Евангелия, написанные учениками Иисуса или учениками его учеников (Матфеем и Иоанном, Марком и

Лукой).

104. Я. Йорданс «Четыре евангелиста»

105. Идеал христианства – ощущение внутренней связи всех со всеми.

Бог есть любовь
Евангелие верит в
возможность преодоления
зла любовью

106. П. Уччелло «Творение Евы» (фреска)

107.

108. Хуго ван дер Гус «Грехопадение»

109. Пинтуриккьо «Благовещение»

110. ВИФЛЕЕМ. Звездой с 14 лучами отмечено место, где, по христ. преданию, родился Иисус Христос

111. Корреджо «Рождество Христово» 1530

112.

113. Джорджоне «Поклонение пастухов»

114. Х. Гольбейн «Мадонна с ребёнком» 1500

115. Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» 1491

116. France, Paris, 1260, Virgin and Child of Sainte-Chapelle

France, Paris, 1260, Virgin
and Child of SainteChapelle

117. France, Lorraine, Seated Virgin and Child, 14th century

118.

119.

120. Поленов «Христос и грешница»

121. Рембрандт «Христос и грешница» 1644

122.

123.

124.

125.

126. Я. Йорданс «Четыре евангелиста»

127. «Поцелуй Иуды» Романская роспись на кессонном потолке в Циллисе, 1160

128.

129. И. Босх «Арест Христа в Гефсиманском саду»

130. Караваджо «Арест Христа» 1602

131. Н. Ге «Что есть истина? Христос и Пилат»

132. И. Босх «Ecce Homo (Христос перед толпой)» 1490

133. Повели на казнь

134. Н. Ге «Голгофа» 1893

135. Вошли на Голгофу

136. «Страсти Христовы»

137.

138. Грюневальд «Распятие» 1510

139. Р. Вейден «Распятие»

140. П. Пикассо «Распятие» 1930

141.

142. Караваджо «Снятие с креста» 1603

143.

144. Roy De Maistre (English) «Pieta» 1950

145. Luis Jimenez (American) «Southwestern Pieta» 1983

146.

147.

148. Ван Эйк «Портрет Христа»

149.

150. Собор Святого Петра

151.

152.

153.

2. традиционализм

154.

Чувство неуверенности
подпитывалось Страхом смерти и
Суда «в конце времён».
Апокалипсис.

155. Миниатюра из Апокалипсиса (Англия, 1230 г.)

156.

157.

3.
СИМВОЛИЗМ
Все вещи считаются
видимыми символами
невидимых сущностей.
У каждой вещи имеется
небесный прототип.
Разгадать сущность вещи
– значит получить
над ней власть.
Символическим были
пронизаны
природа и искусство,
особенно архитектура.

158. богиня судьбы Фортуна

159.

Символы средневекового сознания рождаются в
осмыслении Священного Писания.
Осмысление
духовных
истин
Священного
Писания было направлено прежде всего на
познание природы вещей и осознание их с
духовной точки зрения.
Но это осмысление было у апологетов. В народе
же размышления над природой вещей породило
«новую» мифологию.

160. шпалера «Дама с единорогом»

161. дьяволёнок

162.

4.
ПРИНЦИП
ИЕРАРХИЧНОСТИ
Все элементы средневековой
культуры пронизаны этой идеей.
Иерархия в мышлении,
в понимании пространства
и времени, в появлении
различных корпоративных
объединений (монашеских и
рыцарских орденов,
цехов, гильдий).

163.

БОГ
земля

164. ТЕСТЫ

Как называется вторая,
христианская часть
Библии?
а) Псалтирь
б) Евангелие
в) Новый Завет
г) Часослов
д) Ветхий Завет
Средневековое
мировоззрение по своей
сущности:
а). теоцентрично
б). антропоцентрично
в). космологично
г). мистично
д) научно

165.

Укажите одну, наиболее существенную черту
духовной культуры Средневековья:
a) атеизм основных представителей культуры
b) во главе духовной культуры стоит верхушка
духовенства
c) христианство является мировоззренческой
основой культуры
d) критика религиозных догматов, записанных в
Библии

166.

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство
Небесное. Блаженны плачущие, ибо они
утешатся» проповедовал:
а). Понтий Пилат
б). Иисус Христос
в). Будда
г) апостол Павел
д) Мухаммед

167.

Иудейские и
раннехристианские
произведения, по
разным причинам
отвергнутые
господствующей
церковью,
называются:
a) глоссарии
b) догматы
c) апокрифы
d) азбуковники
Вероучение,
отклоняющееся от
догматов
господствующей
религии называется:
a) реформа
b) абсентеизм
c) реформация
d) протестантизм
e) ересь

168.

В православии конец, уничтожение мира,
гибель всего живого, сущего называется:
a) Армагеддон
b) Светопреставление
c) Апокалипсис
d) Содом и Гоморра
e) Варфоломеевская ночь

169.

Мировоззрение в средневековье, согласно
которому промысел Бога распространяется
на весь окружающий мир и придаёт
природным и общественным процессам
осмысленный и целенаправленный характер:
а). креационизм
б). эсхатологизм
в). провиденциализм

170.

Бог, согласно христианскому вероучению,
пожертвовал своим сыном во имя:
а). влияния на людей
б). новых ценностей и убеждений
в). наибольшего счастья для людей
г). победы над злом
д). любви к людям и искупления их грехов

171.

Как называют человека
отступившего от
христианского
вероучения и
общепринятых
церковных правил и
порядков:
a) антихрист
b) супостат
c) изменник
d) еретик
Высшая кара в
христианстве:
a) наложение эпитимьи
b) чтение молитвы
c) пение эпиталамы
d) предание анафеме

172.

Как согласно религиозным верованиям евреев
называется ниспосланный Богом спаситель,
который должен установить на земле
царство «разумный справедливости»:
a) Бог
b) ангел
c) мессия
d) архангел
e) апостол

173.

Основные положения
христианской морали
выражены:
a) в Евангелии
b) в Откровениях Иоанна
Богослова
c) в Библии
d) в Нагорной проповеди
Христа
Учение о пришествии
в мир посланника
Бога:
a) мистицизм
b) синкретизм
c) мессианизм
d) спиритизм
e) эсхатологизм

174.

Идея мессианства – это идея о:
а) сотворении мира Богом
б) божественном спасителе
в) существовании Бога вне сотворённого
мира
г) сыне божьем
д) человеческой греховности

175.

Как, по религиозным представлениям,
называется осуществление высшей
божественной справедливости, награда или
кара человеку в зависимости от исполнения
или неисполнения им христианских
заповедей?
а) воздаяние
б) евхаристия
в) таинство

176.

Какой образ жизни
проповедовали в
монастырях?
а) отшельнический
б) аскетический
в) гедонистический
г) духовный
д) мирской
Что выступает
фундаментальной
основой средневековой
культуры:
a) мифология
b) философия
c) схоластика
d) христианство
e) искусство

177.

Согласно христианскому
учению целью жизни
человека является:
а). разумный эгоизм
б). познание мира
в). спасение
г). стремление к успеху
д). самопознание
Принцип христианского
учения,
провозглашённый
основным во
взаимоотношениях
между людьми:
a) смирения
b) любви
c) совершенствования
d) успеха
e) равенства

178.

Останки умерших людей, подвергшихся
естественной мумификации и
считающиеся христианской церковью
святыми и чудотворными:
а). скелет
б). прах
в). мощи
г). мумия

179.

Символ религиозной нетерпимости:
а) день Св. Йоргена;
б) Варфоломеевская ночь
в) заутреня в Рапалло
г) день Св. Патрика
д) Сицилийская вечерня

180.

В религиозной культуре
акт причисления того
или иного лица к лику
святых называется:
a) догматизация
b) канонизация
c) иконизация
d) обожествление
Каким термином
обозначается
отрицание
существования Бога, а
также нередко
враждебное отношение
к вере, религии:
a) неверие
b) антиклерикализм
c) безбожие
d) атеизм

181.

Как называется религиозное
учение о конечных судьбах
мира и человека:
a) футуризм
b) футурология
c) этнология
d) эсхатология
English     Русский Правила