Похожие презентации:
Религия древних славян
1. Религия Древних славян
2. Древняя Русь
3. Презентация
1.2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Источники
Периодизация славянского язычества
Погребальный культ
Представления о загробной жизни
Пантеон
Служители культа
Праздники
Волхвы
4. Источники
• Археологические памятники• Письменные памятники VI - XII веков
• Обряды, хороводы, песни, заговоры,
заклинания, детские игры
5. Источники
• Сохранившиесяпережитки древних
верований
и обрядов,
описанные в
этнографической
литературе
• Волшебные сказки,
фрагменты
древней
мифологии и эпоса
6. Источники
Символическийорнамент
вышивки
и резьбы по
дереву
7. Даждьбог
8. Периодизация славянского язычества
- Культ «упырей» (вампиров) и«берегинь»
- Культ земледельческих небесных
божеств Рода и «рожаниц»
- Культ Перуна
- Язычество после принятия
христианства
9. Культ «упырей» (вампиров) и «берегинь»
Дуалистический анимизм первобытныхохотников каменного века,
одухотворяющий
всю природу и деливший духов
на враждебных и доброжелательных
10. Упыри (вампиры)
11. Берегиня
12. Берегиня
13. Культ земледельческих небесных божеств Рода и «рожаниц»
Рожаницы - прародительницы родав дальнейшем стали матриархальными
богинями аграрного плодородия
Род - родоначальник, давно умерший
славный предок, обращались как к
покровителю
(его также называли щуром или чуром)
14.
15. Род
16. Рожаница
17. Род (Щур)
Капище Рода18. Чур
19. Культ Перуна
Являвшийся в древности богом грозы,молнии и грома, в дальнейшем
ставшим божеством войны и
покровителем воинов и князей
При создании государства Киевской Руси
Перун стал главным божеством в
княжеско-государственном культе
Х в.
20. Культ Перуна
21. Язычество после принятия христианства
После принятияхристианства
в 988 г.
язычество
продолжало
существовать,
отодвинувшись
на окраины
государства
В. М. Васнецов
Крещение Руси, 1890
22. Крещение Руси Художник Михаил Шаньков
23. Назарук В. М. (р.1941) Проводы Перуна Часть диптиха «Крещение Руси»
24.
25. Погребальный культ
КремацияХоронили или сжигали в лодке
Трупоположение
26. Погребальный культ
Хоронили или сжигали в лодке27.
28. Похороны знатного руса
29.
30.
31. Славянское погребальное сооружение (реконструкция)
32. Представления о загробной жизни
Райпрекрасный сад
33.
34. Рай
35. Рай
36.
37. Загробная жизнь
«Пекло»жар, огонь
38. Представления о загробной жизни
«Чистые»(«родители»;
естественная
смерть)
и «Нечистые»
(«мертвяки»;
неестественная
смерть)
покойники
39. Пантеон
Сварог – бог неба
Хорс – светило, солнечный диск
Даждьбог – бог солнца
Ярила – бог весны
Перун – бог грома и молнии
Купала – бог лета
40. Пантеон
• Святовит – бог войны• Стрибог – бог ветра
• Макоша – богиня воды,
покровительница женщин
• Велес (Волос) – покровитель
скотоводства, бог подземного мира,
бог богатства и торговли
41. Сварог
42.
43. Сварог
Святилище Сварога44. Сварог
Оберег Сварога45. Хорс
ХорсПраздник Хорса
46. Даждьбог
ДаждьбогМонограмма Даждьбога
47. Ярило
48. Перун
49. Перун
50. Перун
Оберег Перуна51. Купала
52. Стрибог
53. Макоша
54. Святовит
55. Велес - Волос
56. Велес - Волос
Оберег Велеса57. Оберег Велеса
58. Велес
59. Низшая мифология
Леший
Домовой
Водяной
Русалки
Банник
Полевой дух
Полуднецы
60. Леший
61. Домовой
62. Домовой
63. Домовой
64. Водяной
65. Водяной
66. Русалка
67. Русалка
68. Болотницы
69. Полудница
70. Полудницы (полевые русалки)
71. Банник
72. Магия. Обереги
Ложечкичтобы быть сытым
Ключик
для сохранности богатства
Топорики и мечи
для защиты и обладания физической силой
Бубенчики, колокольчики
от нечистой силы
73. Обереги
Ложечкичтобы быть сытым
74. Обереги
Ключикдля сохранности богатства
75. Обереги
Топорики и мечидля защиты и обладания физической силой
76. Обереги. Бубенчики
77. Обереги. Бубенчики
78. Обереги. Колокольчики
79. Праздники
Главныев периоды солнцестояния,
равноденствия,
«поворота на лето»
«поворота на зиму»
80. Главные праздники
Коляда
Масленица
Иван Купала
Красная горка
Радоница
81. Праздники Главные
Колядаповорот солнца на
лето
82. Коляда
83. Коляда
84. Праздники Главные
Масленицапроводы зимы
85. Масленица
• Понедельник – встреча Масленицы• Вторник – заигрыши (безудержные, веселые и
разудалые игры, катания, забавы)
• Среда – тещины блины
• Четверг – санные катания
• Пятница – тещины вечерки (зятья звали тещу
на угощение)
• Суббота – золовкины посиделки
• Воскресенье – прощенное воскресение
86. Масленица
87. Масленица
88. Масленица Блины – символ солнца
89. Масленица
90. Праздники Главные
Иван Купалалетнее солнцестояние
Купала - бог
- летнего
солнцеворота
- покровителя брака,
любви и
продолжения рода
91. Иван Купала
• Древний славянскийпраздник Купалье
(посвящен богу Купале,
приурочен к самой
короткой ночи )
• В христианстве – день
памяти Иоанна
Крестителя
92. Иван Купала
Обряды связанны с• огнем
• водой
• травами
93. Иван Купала Очищающие костры
• Кто удачнее и вышепрыгнет, тот будет
счастливее
• В некоторых местах
через купальский огонь
прогоняли домашнюю
скотину для защиты её
от мора
• В купальских кострах
матери сжигали снятые с
хворых детей сорочки,
чтобы вместе с этим
бельём сгорели и
болезни
94. Иван Купала
Нельзя спать, так как оживает и становится
особенно активной всякая нечисть
ведьмы
оборотни
русалки
колдуны
домовые
водяные
лешие
95. Иван Купала Травы
Травы и цветы, собранные в Иванов день,
кладут под Иванову росу, высушивают и
сберегают их, считая такие травы более
целебными
окуривают больных
борются с нечистью
их бросают в затопленную печь во время
грозы, чтобы предохранить дом от удара
молнии,
употребляют для разжигания любви
96. Иван Купала Травы
Кто найдет цветокпапоротника
того ожидает
счастье и
богатство
97. Иван Купала Гадание девушек
• Если венок тонет сразу,значит, суженый
разлюбил и замуж за
него не выйти
• У кого венок дольше
всех проплывет, та
будет всех счастливее
• У кого лучинка дольше
погорит, та проживет
долгую-предолгую
жизнь
98. Иван Купала Гадание девушек
• Если венок поплыл вдаль- желание сбудется
• Если же венок через
непродолжительное
время пристал к берегу
недалеко от места, где
его опустили в воду желание не сбудется
99.
100. Иван Купала
101. Иван Купала
102. Праздники Главные
Красная горкапраздник весны
103. Красная горка
104. Красная горка
Свадьба105. Красная горка. Свадьба
106. Праздники Главные
Радоницапоминание предков
переход к лету
107. Радоница
108. Радоница
109. Служители культа
Общественный культПрофессионалы - волхвы (жрецы)
другие их обозначения
чародей
ведун
вещий
баяльник
ворожец
кудесник
110. Служители культа
БогослуженияГадания
Календари
Жертвоприношения
Животные
люди
111. Служители культа
Святилище - капище(от слова «капь» - кумир, идол)
специальная площадка
- идолы
- требы (жертвенники)
112. Капище
• Круглая форма (реже овальная)• Долговременное использование
ритуальных огней
• Территория вымощена камнем или
покрыта глиной
• Расположение в труднодоступных и
неиспользуемых территориях
- вершины гор
- острова
- болота
- леса
113.
114. Виды капища
• Круглые площадки - капища с идолом вцентре, ограниченные рвом, или
системой ям
• Малые городища – святилища круглые
площадки невысоким валом
• Храмы – деревянные постройки с
идолами
• Городища – убежища, на которых
располагались святилища
115.
116. Капище. Культовый объект Идол
• Камень• Скульптурное изображение
• Столб
- круглый
- четырехгранный
117. Капище
118. Капище
119. Капище
120. Капище
121. Капище
122. Капище
123. Идолы
124. Капище-храм
125. Капище-храм
126.
127. Капище Святовита
128. Капище-храм
129. Волхвы
130. Волхвы
Волхвы-облакопрогонителиВолхвы-целители
Волхвы-хранильники
Волхвы-кощунники
Волхвы-баяны
131. Волхвы
Волхвыоблакопрогонителиобеспечение
необходимой погоды
132. Волхвы
Волхвы-целителиврачевание
133. Волхвы
Волхвыхранильникиизготовление
амулетов,
орнаментальных
символических
композиций
Амулет
134. Волхвы
Волхвы-кощунникисказители «кощюн»
- мифов, хранители
древних преданий и
эпических сказаний
135. Волхвы
Волхвы-баяны(от слова «баять» рассказывать,
петь,
заклинать)
136. Символика традиционных славянских вышивок и оберегов
• Символы имели прежде всегомагическое значение
• Они предназначались
- для охраны от злых духов
- для достижения успеха
- для привнесения добра в мир
137. Символика традиционных славянских вышивок и оберегов
• Ярким примером использования символики являютсятрадиционные славянские вышивки и резные
элементы в оформлении зданий
• Орнаменты вышивок и резьба играли роль оберегов,
магических талисманов, призванных защитить своего
владельца от злых духов
• С этой целью
- специальными узорами вышивались ворот, манжеты,
подол, разрез горловины на одежде
- резьбой покрывали ставни, дверные и оконные
наличники, порог и притолок, т.е. места, через
которые нечистая сила может проникнуть в тело
человека или же в его жилище
138. Символика традиционных славянских вышивок и оберегов
В традиционной вышивке и резьбе наиболеераспространены следующие символические
мотивы:
• символы солнца
• символы стихий – огня (часто совпадают с
солярными, воды и земли)
• символы деревьев и трав
Реже встречается символика различных
животных
Также встречаются изображение божеств, в
основном женских
139. Символика земли
Символика земли и плодородия также имеет
непосредственное отношение к древнейшим
аграрным культам. Земля в представлении
язычника – женское начало мира, мать,
подательница всех благ. Культ земли как
Великой Матери в большинстве культур
предшествует патриархальному культу Неба. Во
времена развитого язычества Киевской Руси
культ земли уже утратил свое первостепенное
значение, но символика земли и плодородия
была все так же широко известна. В основном
она использовалась в вышивках и женской
одежде и украшениях.
Самый распространенный символ земли – ромб.
Зачастую такие ромбы разделялись внутри еще
на четыре маленьких ромбика. Это –
символическое изображение поля. Если внутри
маленьких ромбов нарисованы точки, то поле
засеяно, что означает плодородие. Если точек
нет – поле не засеяно, бесплодно. Встречаются
разнообразные вариации ромбов в темах
вышивок и украшений, но общая смысловая
нагрузка их весьма близка.
140. Солярные символы
• В качестве изображений солнцавыступали
• круги
• колеса
• кресты
• свастики
141. Солярные символы
Форма креста изначально имитировала
орудие для добывания огня, а потому
крест сам становится символом огня, а со
временем – и солнца
Земной огонь, по поверьям славян,
происходит от огня небесного,
средоточием которого является солнце.
Крест выступает символом единства двух
огней
У креста четыре луча. Число четыре
является священным во многих
традициях, в том числе и в славянском
язычестве. Лучи креста – символическое
отображение четырех сторон света, на
которые распространяется солнечный
свет. Таким образом, крест – символ
всемогущества солнца как средоточия
небесного огня.
142. Солярные символы
• Свастика – символ, по внешнемувиду и значению схожий с крестом
• Свастика издревле была символом
солнца, отображала его движение по
небу. Даже само слово «свастика»
происходит от санскритского корня
«sva», «va», что означает
одновременно небо и огонь. У
свастики может быть не только
четыре луча. Встречаются свастики с
тремя (триквестр), пятью, восемью и
более лучами. Каждый вид свастики
имеет свои особенности трактовки,
но основа остается неизменной.
143. Солярные символы
Круг – еще один солярный символ,
связанный с формой солнечного диска на
небосводе. В символике часто сочетается с
крестом. Крест в круге также выступает
схематическим изображением колеса, еще
одного весьма распространенного
солярного символа. Колесо, как и свастика,
подразумевает динамику, движение солнца
по небосводу. Как символ солнца, колесо
играло немаловажную роль в языческих
праздниках, в частности Масленице и
Купале, где облитые дегтем зажженные
колеса скатывали с холмов, изображая
движения солнца, поворачивающего на
лето и зиму соответственно.
Крест или же свастика в круге – один из
распространенных мотивов для
изготовления подвесок-оберегов и
различных украшений-талисманов.
144.
• Громовой знак – шестиконечныйкрест в круге. Знак Перуна.
Громовой знак изображали на
прялках, использовали при
оформлении изб, гравировали на
шлемах и пластинах доспехов,
вышивали на мужской рубахе. На
избах его вырезали на кокошнике
(полукруглое завершение
наружного участка стены) в
качестве магического
громоотвода и оберега от злых
сил. Громовой знак был
магическим знаком русской
дружины
145. Славянская символика воды
146. Славянская символика воды
• Вода – творческая стихия, дающая жизнь всему живому. Дождиприносят с собой жизнь, заставляя зеленеть травы и зреть
урожай. Также вода – способ ритуального очищения. Недаром
перед каждым важным ритуалом язычник совершал обряд
омовения. Вода очищает тело и душу от зла, защищает от
влияния злых духов.
• Но вода – дуальная стихия. Если живая, проточная или
дождевая вода несет жизнь и является светлым символом, то
стоячая, мутная вода несет в себе угрозу. Недаром
воображение язычника населяет омуты и болота разными
злыми духами.
• Символически воду изображали в виде вертикальных или
горизонтальных волнистых линий. Горизонтальная линия
(зачастую двойная) – это «хляби небесные», которые по
представлениям славян располагались над небом. Также
горизонтальными линиями изображались реки и подземные
воды. Вертикальные волнистые линии символизируют дождь.
147. Символика деревьев
• Дерево как символ несет двойнуюнагрузку. С одной стороны дерево
это символ Мирового Древа,
разделения мира на Правь (мир
богов), Явь (мир людей) и Навь
(потусторонний мир, мир злых сил
и/или мертвых). С другой стороны
– это символ взаимосвязи всего в
мире, символ преемственности
поколений, жизни рода. В этом
контексте корни дерева
символизируют предков, ствол –
живущих, а крона – будущие
поколения.
148. Живые существа в славянской символике
149. Живые существа в славянской символике
• В традиционной вышивке встречаются изображения различныхживотных. Большинство из них связано с символикой
плодородия (такие животные, как олень, лось, кукушка, свинья,
козел). Особенно ярко этот мотив отражает изображение лосих
по обе стороны от богини Макоши (на вышивках традиционно
изображена как женщина с поднятыми руками). Б.А.Рыбаков
считал, что лосихи символизируют богинь-рожаниц.
• Изображения других животных зачастую «считываются» как
символы различных богов языческого пантеона. Так,
изображения быка, ворона, медведя и змея считаются
символом бога Велеса, орел – символ Перуна, а конь – символ
солярных божеств Даждьбога и Хорса.
150. Литература
1. Дворник Ф. Славяне в европейскойистории и цивилизации. М. Языки
славянской культуры, 2001
2. Капица Ф.С. Славянские традиционные
верования, праздники и ритуалы:
Справочник. 3-е изд. М. Флинта, 2001
3. Литаврин Г.Г.Византия и славяне: Сб.
статей. 2-е изд.-СПб: Алетейя, 2001
4. Мизун Ю.В. Тайны языческой Руси. М.
Вече, 2001
5. Славяне и Русь: Проблемы и идеи:
Концепции, рожденные трехвековой
полемикой, в хрестоматийном изложении
.--4-е, испр. изд. М. Флинта, 2001