Похожие презентации:
Публикации по истории культуры
1. Публикации по истории культуры
2.
Советский период в истории России продолжался 74 года: соктября 1917 г. по август 1991 г. Современные исследователи
культуру советского общества рассматривают по-разному. Одни в
развитии культуры советского периода выделяют три этапа:
первый охватывает 1917-1932 гг. (поиск новой культуры и путей
ее построения); второй приходится на 1932-1956 гг. и связан с
построением социалистической культуры; третий этап (1956-1991
гг.) - поиск новых путей, демократизация культуры и
общественной жизни. Другие исследователи предлагают
следующую схему периодизации культуры советского общества:
становление советской культуры (1917-1927 гг.); культура в
условиях формирования (1928-1941 гг.); культура в годы
Великой Отечественной войны; культурная жизнь послевоенного
периода (1945-1955 гг.); “оттепель” (50-е и 60-е годы); культура
в застойные годы (70-вторая половина 80-х годов); начало
перестройки в области культуры. Есть и другие модели
периодизации истории культуры в советское время.
3. Ленинские принципы политики в области культуры
Ленин видел в революции возможность преодоления отсталости России и считалустановление политической власти пролетариата предпосылкой развития культуры.
Ленин рассматривал политические, экономические и культурные вопросы во
взаимосвязи. В 1923 г. Ленин пишет о культурном перевороте, о культурной
революции, перед лицом которой мы стоим. Культурной революции вполне
достаточно для того, чтобы стать вполне социалистической страной.
Взаимодействие старой и новой культуры (пролетарской культуры) Ленин видел
как диалектический процесс. Новая культура вбирает в себя элементы старой,
преодолевая ее реакционные стороны. Ленин мечтал о том, чтобы все чудеса
техники, все завоевания культуры стали общенародным достоянием. Ленин
подчеркивал коренное различие буржуазной и социалистической культур по
их классовому содержаниюи социальному назначению.
Новая, социалистическая культура, по мысли Ленина, должна выражать
интересы трудящихся и служить задачам классовой борьбы пролетариата за
социализм. В результате культура из достояния элиты станет достоянием народных
масс. Народные массы должны принять активное участие в духовном творчестве. В
основе социалистической культуры лежит пролетарская
идеология (пролетарская культура). Ленин считал, что культура должна быть
тесно связана с политикой. Ленин предостерегал от торопливости в решении
культурных вопросов, культурно можно победить в длительный срок. Ленин при
этом воздерживался от указания сроков решения задач в области культуры. Все
эти мысли современные исследователи обычно называют ленинской концепцией
культурного строительства и культурной политики советской власти. Ленин
рассматривал политические, экономические, социальные и культурные
преобразования Советской власти в тесной взаимосвязи. В 1923 г. Ленин назвал
скачок в области культуры, который должна была совершить Россия, культурной
революцией (культурный переворот). При этом не надо забывать о том, что
Ленин имел в ввиду две стороны культурной революции - идеологическую и
социальную. Сам термин Ленин употреблял только применительно к периоду
перехода к социализму ("одно-два десятилетия").
4. Пролеткульт
В сентябре 1917 г. возник Пролеткульт. Пик его влияния приходится на 1918 1920 гг. Его влияние охватило большинство культурных организаций и прессы.(«Пролетарская культура», «Грядущее», «Горн», «Гудки».) Пролеткульт
издавал около 20 журналов, имел отделения за рубежом). К 1920 г. вокруг
местных организаций объединялись более полумиллиона человек. Широко
бравировали фразой: "для того чтобы прийти к своему собственному искусству,
пролетариату придется до конца вытравить фетишистский культ художественного
прошлого и опереться на передовой опыт современности. Основной задачей
пролетарского искусства является не стилизация под прошлое, а созидание,
сознательное и органичное созидание будущего". Наиболее активно возражали
против культурного прошлого его знатоки: Маяковский, Асеев, Третьяков,
Пастернак, Тихонов, Сельвинский, Бабель, Эренбург, Мейерхольд, Радлов,
Эйзенштейн, Лисицкий, Татлин, Дзига Вертов, Родченко и др. Начинается травля
профессионализации в искусстве и нужность профессионального искусства вообще
(Плотнев, Богданов). Концепция "пролетаризации культуры" стремится к
всемирному масштабу. Организуется специальный журнал "Литература мировой
революции". Пролеткульт стал постепенно культом Пролетариата.
Пролеткультовцы своеобразно понимали культурное наследие - они предлагали
брать так, " чтобы не подчиняться царящему в нем духу прошлого. . . наследство
не должно господствовать над наследниками, а должно быть только орудием в его
руках". В 1922 г. "Правда" опубликовала статью председателя ЦК Пролеткульта В.
Ф. Плетнева "На идеологическом фронте", которую Ленин оценил как
"фальсификация исторического материализма". Началась новая дискуссия о роли
Пролеткульта.
В 1919 г. А. В. Луначарский - нарком просвещения - встревоженный крайними
тенденциями "пролетаризации культуры", пытается истолковать смысл
пролетарского просвещения широко. Но все предостережения такого рода были
напрасны, хотя Ленин и предлагал не выдумывать свою особую культуру,
замыкаться в свои обособленные организации.
5. Масштабы культурного строительства
После революции был создан Наркомпрос, в ведении которогонаходились школы, высшие учебные заведения, учреждения
внешкольного и дошкольного воспитания. Он же занимался
вопросами развития искусства, литературы, издательского дела.
В декабре 1917 г. было введено новое правописание, а с 1 (14)
февраля 1918 г. - общеевропейский календарь.
Декреты, принятые Советской властью в первые годы, дают
представление о масштабах культурной работы: просвещение,
театральное дело, национализация художественных собраний,
охрана памятников истории и культуры, создание рабочих
факультетов, национализированы театры и кинодело.
В 1918 г. была открыта Социалистическая академия, в 1919 г. Коммунистический университет. В 1919 г. выходит первое издание
собраний сочинений Ленина. Создается сеть научных и учебных
заведений: Институт Маркса и Энгельса, Институт партии, Институт
Красной профессуры, Институт Ленина, Коммунистический
университет трудящихся Востока и национальных меньшинств.
Советские издательства приступили к изданию произведений
Маркса и Энгельса, Плеханова, Фейербаха, А. Бебеля, К. Либкнехта,
Герцена, Троцкого, Каменева, Зиновьева и др.
6. “Облегчение” культуры
Но революционистская идеология культуры свои корни в массыпустила очень глубоко, ведь она предполагала "облегчение"
культуры для недостаточно подготовленных людей.
Пролеткульт довольно скоро исчерпал свои возможности
(Троцкий в области культуры отвергал претензии Пролеткульта;
Бухарин выступил за авторитарную культурную политику;
Ленин считал Большой театр куском чисто помещичьей
культуры, но вновь подчеркивал важность задачи взять всю
буржуазную культуру себе и не выдумывать чисто пролетарской
культуры).
Лучшие представители русской культуры, предвидя свою
ненужность в новом социалистическом обществе и свою участь,
эмигрировали сами. Это: Бунин, Ходасевич, Мережковский,
композитор Рахманинов, художник Кандинский и др. Других
выслали в 1922 г. и они стали в авангарде западной культуры
XX века. Третьи, как Шаляпин, оказались "невозвращенцами".
Идет формирование лозунга - "Кто не с нами, тот против нас". В
начале 20-х годов сотни профессоров и писателей высылаются
из России, арестовываются и даже расстреливаются (Н. Гумилев
был расстрелян раньше).
7. Новые тенденции в развитии советской литературы и искусства (20-30-е года)
На рубеже 20-30 гг. наметилась новая тенденция в литературнохудожественной жизни. Начался поворот к реализму иорганизационному единству. В 1925 г. была создана Федерация
советских писателей. Укреплялись связи между группами в
изобразительном искусстве, архитектуре, музыке. Была усилена
культурно-идеологическая работа среди деятелей литературы и
искусства, непролетарских писателей перестали печатать. Дальнейшая
политика была определена в постановлении партии от 1932 г. Было
решено ликвидировать ассоциацию пролетарских писателей и
объединить всех писателей, поддерживающих советскую власть и
стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый
союз советских писателей с коммунистической фракцией в нем (во главе
с М. Горьким).
Один из лидеров коммунистической партии Бухарин, Павло Тычина,
акын Джамбул, ученые-академики Богомолец, Палладии на I-м съезде
Союза писателей (1937) назвали имена писателей, чуждых советской
действительности (Пастернак, Мандельштам, Васильев, Сельвинский).
Начался литературный расстрел. Начался литературный расстрел.
Союзы, подобные союзу писателей, были созданы и в других видах
искусства.
8.
Была выработана концепция социалистического реализма вдухе правдивости, конкретности, с задачей идейной
переделки и воспитания трудящихся в духе социализма.
Метод реализма трактовался упрощенно, критики считали,
что в центре внимания должен быть обязательно
положительный герой, активный преобразователь жизни.
Многие жанры и темы фактически исчезли из
художественной жизни. Многие выдающиеся произведения
тех лет дошли до зрителя и читателя только в период
“оттепели” и с конца 80-х годов (“перестройка”). Это
творчество А. Лентулова, Д. Штеренберга, М. Булгакова, А.
Платонова, А. Ахматовой, П. Филонова, К. Малевича, П.
Корина, О. Мандельштама, И. Машкова, Р. Фалька; включая
русское зарубежье - Ф. Шаляпин, С. Рахманинов, И. Бунин,
К. Коровин и др.
9.
Ведущей темой в искусстве и литературе становится революцияи социалистическое строительство. Этому посвятили свой
талант: М. Горький, М. Шолохов, Н. Островский, Л. Леонов, М.
Шагинян, В. Катаев, И. Эренбург, А. Толстой, М. Зощенко, И.
Ильф и Е. Петров, С. Маршак, А. Гайдар, Б. Житков, Вс.
Вишневский, В.И. Немирович-Данченко, К. Станиславский, В.И.
Качалов, И.М. Москвин, А.В. Нежданова, Г. Козинцев, С.
Герасимов, И. Хейфиц, А. Зархи, Г. Александров.
Музыкальная жизнь страны в те годы была связана с именами С.
Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Т. Хренникова, Д.
Кабалевского, И. Дунаевского, Е. Мравинского, Б. Хайкина.
Были созданы музыкальные ансамбли: квартет им. Бородина,
Большой государственный симфонический оркестр, оркестры
государственной филармонии. В 1932 г. был образован Союз
композиторов СССР.
Процесс объединения творческих сил шел и в изобразительном
искусстве. Начали создаваться союзы художников. В 1932 г.
возник Союз советских архитекторов.
10. Послевоенное развитие советской культуры
Война сформировала поколение людей, закаленных войной.У людей возникло чувство собственного достоинства, люди
стали задумываться. Центральное место в работе партии
заняли идеологические вопросы. Началось переиздание
произведений Ленина, Сталина, Маркса, Энгельса,
документов партии. В 1946 г. была создана Академия
общественных наука при ЦК партии, местные партийные
школы. Важной формой стала лекционная работа в массах. В
1947 г. было создано Всесоюзное общество по
распространению политических и научных знаний (общество
“Знание”). Идеологическая и воспитательная работа была
подчинена сохранению и развитию социалистических идей и
дальнейшему построению социализма.
11.
В стране получили распространение резкая критика, догматизм,начетничество, пренебрежительное отношение к мировой культуре.
Началось вмешательство в судьбу ряда ученых, писателей, деятелей
искусства, преподавателей, отрыв теории от жизни. Сталин
вмешивался в философию, языкознание, литературу, экономическую
науку и формулировал нужные ему "законы" или организовывал тех
людей, которые это могли сделать. Классическая биология (и
генетика) были полностью вырублены и заменены доморощенной. По
приказу министра Кафтанова и "ученых" Лысенко и Рядно в академию
сельскохозяйственных наук вводили новых членов. А. А. Жданов в
1946 г. своим уничтожающим докладом о журналах "Звезда" и
"Ленинград" ликвидировал М. М. Зощенко и А. А. Ахматову. Зощенко
был обвинен в злостном хулиганстве (М. И. Калинин незадолго до
войны вручил Зощенко орден). Ахматова была объявлена
представительницей безыдейной буржуазно-аристократической
поэзии. ( Ахматовой в 1965 г. было присуждено международное
звание почетного доктора литературы). В 1947 г. Жданов выступает
на так называемой "дискуссии" по книге Г. Ф. Александрова "История
западноевропейской философии" и "вскрывает серьезные ошибки и
пороки". Философский словарь 1955 г., исполняя директивы,
заявляет, что история философии как наука создана (?!) марксизмом.
То есть историю мысли поделили на ненаучную и научную.
12.
В кино и театре произошло резкое сокращение числановых фильмов и спектаклей. Продолжилась борьба с
“формализмом” в литературе, музыке, искусстве.
Были обвинены выдающиеся композиторы - Д.
Шостакович, С. Прокофьев, Н. Мясковский, В.
Шебалин, А. Хачатурян. Созданная в 1947 г.
Академия художеств (президент А. Герасимов)
активно включилась в борьбу с “формализмом”.
13. “Оттепель” в культурной жизни страны (XX съезд партии)
С середины 50-х годов в стране началась некоторая демократизация,создавшая условия для развития культуры. Более лояльным стало
руководство учреждениями культуры, были расширены права
государственных организаций культуры на местах. Регулярно стали
собираться съезды художественной интеллигенции . Была осуждена
практика некомпетентного вмешательства в процесс творчества. С 1956
г. лучшие работы в области науки, литературы и искусства стали
награждаться Ленинским премиями (1958 г.).
Постепенно преодолевался страх, шло оздоровление нравственного
климата. Были восстановлены добрые имена ранее репрессированных
ученых, писателей и деятелей искусства (реабилитация). Стали
публиковаться и исполняться почти забытые произведения русских и
западноевропейских писателей, композиторов. Оживлению культурной
жизни способствовали публикации новых и возобновление издания
некоторых старых литературно-художественных журналов - “толстые
журналы” - (“Нева”, “Иностранная литература”, “Наш современник”,
“Молодая гвардия”, “Москва”, “Дон”, Вопросы литературы”, “Творчество”,
“Советский экран”, “Музыкальная жизнь”). Особую роль сыграл на
посту главного редактора “Нового мира” поэт А. Твардовский. В 60-70-е
гг. между официозным искусством (сафроновский "Огонек",
кочетовский "Октябрь" и т.п.) и оппозиционной (диссидентской)
культурой возникает промежуточная культура - внеклассовая,
общечеловеческая. Этот пласт культуры был принят всем народом
страны.
14.
После XX съезда партии (1956 г.), попытавшегося освободитьстрану от культа личности, параллельно, особенно в 60-70-е
годы (попытка реабилитации Сталина, вступление страны в
“застой”), продолжалась операция по освобождению народа от
остатков культуры и культурной традиции: погром
произведений Владимира Дудинцева, Бориса Пастернака,
обвинение в тунеядстве Бродского; арестовывается рукопись
Василия Гроссмана "Жизнь и судьба".. Идет
упорное преследование Булата Окуджавы, Владимира
Высоцкого, Б. Ахмадуллиной, Евгения Евтушенко,
Вознесенского. Подвергается преследованиям академик А. Д.
Сахаров. Данные идеологические мероприятия партии были
связаны с Программой построения коммунистического
общества, выводом о полной и окончательной победе
социализма в СССР, формулировании новых идеологических
установок.
15. Художественная культура 70-80-х годов
“Оттепель” дала импульс творческим поискам. Советскаякультура стала более открытой по отношению к мировой и
отечественной культуре. В литературе и искусстве продолжали
жить идеалы гуманизма и демократии. Официально
провозглашенные идеалы и цели не вдохновляли население
страны и люди искали истинные ценности. Ярко заявили о себе:
Ю. Трифонов, В. Распутин, В. Астафьев, Ч. Айтматов, Б. Можаев,
В. Белов, Е. Носов, А. Тарковский, Э. Неизвестный, К. Муратова,
А. Битов, Ф. Искандер, В. Ерофеев, О. Целков, В. Некрасов, Н.
Коржавин, В.Высоцкий.
16.
Духовные поиски 70-х годов привели к осмыслениюкультурного наследия прошлого. Постепенно
начала восстанавливаться преемственность в культуре.
Вырос интерес к классике, как отечественной, так и
зарубежной. Многие произведения были экранизированы.
Возрос поток посетителей картинных галерей, выставок
старых мастеров. Громадными тиражами
вышли Библиотека иностранной литературы и Библиотека
литературы для детей. Все это калечило людей, терялась
вера в свои силы, способствовало росту серых
произведений, фильмов. В этих условиях ряд художников
возродили “самиздат”,наладили выпуск литературнохудожественного альманаха “Метрополь” (1978 г.). В нем
приняли участие В. Аксенов, А. Битов, Ф. Искандер, В.
Ерофеев и другие авторы. За эту самодеятельность авторы
стали преследоваться, их перестали печатать, исключали
из творческих союзов. После начала преследования
некоторые художники уехали из СССР.
17.
В 70-е годы четко обозначились два пласта культуры официальный и неофициальный. Развитие научно-техническойреволюции способствовало сохранению и тиражированию многих
непризнанных официальными властями идей, тем и форм
искусства, многообразию творчества. Неофициальная
культура очень сильно распространялась (пример В. Высоцкого).
С началом “перестройки” резко возрос интерес к публицистике,
возрождается плакат, кинодокументалистика, студийное
движение. Другой важной особенностью
было возвращение произведений “забытых” писателей: Н.
Гумилева, В. Ходасевича, Г. Иванова, В. Набокова, М. Цветаевой,
М. Булгакова, А. Ахматовой, А. Платонова, А. Солженицына.
В культуру были возвращены произведения композиторов А.
Шнитке, М. Ростроповича и других композиторов и музыкантов
современности.
В целом отношение к культуре со стороны властей стало
меняться. Об этом свидетельствовали уважение к инакомыслию,
плюрализм мнений и взглядов, широкое празднование 1000-летия
принятия Христианства на Руси. Перестройка способствовала
отмене ограничений на информацию из-за рубежа, расширению
личных контактов, восстановлению связей с русским зарубежьем,
интенсификации культурного обмена.