Diogenes Laertius. Vitae philosophorum I, 12
Herodotus. Historiae I, 30
СОЛОН (638 – 559 гг. до н.э.)
ПИТТАК (651 – 569 гг. до н.э.)
БИАНТ (642 – 577 гг. до н.э.)
ПЕРИАНДР (627 – 587 гг. до н.э.)
КЛЕОБУЛ (540 – 460 гг. до н.э.)
ФАЛЕС МИЛЕТСКИЙ (624 – 548 г. до н.э.)
Источники ранней греческой философии
Историографические жанры в античности
Фрагменты ранних греческих философов/ А.В. Лебедев. М.: Наука, 1989.
ФАЛЕС МИЛЕТСКИЙ (624 – 548 г.до н.э.)
Определение высоты пирамиды
Теорема о треугольнике, вписанном в полукруг
Фр. 12 DK. Стобей, Мнения философов I, 10.
Аристотель. Метафизика I, 983b.
Понятие «начала» ἀρχή (arche)
Аристотель. О небе II, 13, 294 a28
Анаксимандр (610 – 547 г. до н.э.)
Первая географическая карта мира
Модель Земли по Анаксимадру
Фр. А9 DK Симпликий. Комментарий к «Физике» 24, 13
Что такое apeiron Анаксимандра?
Фр. А9 DK. Симпликий, Комментарий к «Физике» 24, 13.
Фр. B1 DK. Симпликий. Комментарий к «Физике» 24, 17.
Космогония Анаксимандра
Выделение противоположностей из первоначала
Модель космоса по Анаксимандру
Размеры небесных сфер относительно Земли
АНАКСИМЕН (586–528 г. до н.э.)
Фр. В2 DK. Псевдо-Плутарх. Мнения философов I, 3, 4.
Космогония Анаксимена
Модель космоса по Анаксимену
3.44M
Категория: ФилософияФилософия

Начало философии в Древней Греции

1.

2.

3. Diogenes Laertius. Vitae philosophorum I, 12

μηδένα γὰρ εἶναι σοφὸν ἄνθρωπον ἀλλ' ἢ θεόν.
φιλόσοφος δὲ ὁ σοφίαν ἀσπαζόμενος

4. Herodotus. Historiae I, 30

«Ξεῖνε ᾿Αθηναῖε, παρ’ἡμέας γὰρ περὶ
σέο λόγος ἀπῖκται πολλὸς καὶ σοφίης
τῆς σῆς καὶ πλάνης, ὡς φιλοσοφέων
γῆν
πολλὴν
θεωρίης
εἵνεκεν
ἐπελήλυθας.»
Гость из Афин! Мы много наслышаны о твоей мудрости и
странствиях, а именно, что ты из любви к мудрости и чтобы
повидать свет, объездил много стран. Теперь я хочу спросить
тебя: встретил ли ты уже счастливейшего человека на
свете?»

5. СОЛОН (638 – 559 гг. до н.э.)

• Ничего слишком

6. ПИТТАК (651 – 569 гг. до н.э.)

• Трудно человеку быть хорошим.
• С неизбежностью и боги не
спорят.
• Дело умных - предвидеть беду,
пока она не пришла, дело
храбрых - управляться с бедой,
когда она пришла.
• Человека выказывает власть.
• Победы должны быть
бескровными

7. БИАНТ (642 – 577 гг. до н.э.)

- Что человеку сладко?
- Надежда.
- Что трудно?
- Благородно перенести
перемену к худшему.
Не спеши браться за дело, а
взявшись, будь тверд.
Большинство – зло.

8.

9. ПЕРИАНДР (627 – 587 гг. до н.э.)

В усердии – все.
Наслаждение бренно,
честь бессмертна.
Власть народа крепче
тирании.
Кто хочет править
спокойно, пусть окружает
себя не копьями, а общей
любовью.

10. КЛЕОБУЛ (540 – 460 гг. до н.э.)

Медная девушка я, на гробнице
Мидаса покоюсь.
Воды доколе текут и пышно древа
расцветают,
Я безотлучно пребуду на сей
многослезной могиле,
Мимо идущим вещая, что здесь
Мидас похоронен.

11. ФАЛЕС МИЛЕТСКИЙ (624 – 548 г. до н.э.)

- Что трудно?
Познать самого себя.
Что легко?
Советовать другому.
Что ты видел
небывалого?
Тирана в старости.

12. Источники ранней греческой философии

• Платон (IV в. до н.э. ) – отедльные цитаты, пересказы мнений,
реконструкция учений.
• Аристотель (IV в. до н.э.) – цитаты, реконструкция взглядов
предшествующих мыслителей из положений собственной
философии.
• Феофраст (IV в. до н.э.) – множество цитат, подробное
изложение учений и их критика.
• Псевдо-Плутарх ( II в. н.э.) – собрание мнений ранних
философов по отдельным вопросам.
• Диоген Лаэртий (ΙΙ – ΙΙΙ в. н.э.) «О жизни, учениях и
изречениях знаменитых философов» - биографии, цитаты,
высказывания, изложение учений.
• Иоанн Стобей (V в. н.э.) – компиляция мнений ранних
философов.
• Симпликий (VII в. н.э.) – множество цитат из произведений
ранних философов.

13. Историографические жанры в античности

• Доксография (doxographia)
- Феофраст «Мнения физиков»
- Аэтий, Псевдо-Плутарх, Стобей.
• Преемства философов (diadochai)
- Сотион из Александрии (II в. до н.э.)
• Литература о философских толках (hairesis).
- Гиппобот (ΙΙ в. до н.э.)
• Философская биография
- Аристоксен, Дикеарх (IV – III в. до н.э.) и др.
перипатетики

14.

Hermann Diels
(1848 – 1922)
• Греческие доксографы
(Doxographi Graeci), 1879.
• Фрагменты досократиков
(Fragmente der
Vorsokratiker), 1903
• Фрагменты досократиков
/ Греч. и немецкий
подготовлен Г. Дильсом,
издание В. Кранца, 19511952.

15.

16. Фрагменты ранних греческих философов/ А.В. Лебедев. М.: Наука, 1989.

А – СВИДЕТЕЛЬСТВА
античных авторов о
жизни и учении
философа.
В – ФРАГМЕНТЫ
дословные цитаты из
сочинений философа.
С – сомнительные
фрагменты и
свидетельства.

17.

г. до н.э.
600
500
400
ДОСОКРАТИКИ
1. Милетская школа
2. Пифагорейская школа
3. Элейская школа
4. Атомисты
5. Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор
Сократ (†399 г.)
КЛАССИЧЕСКАЯ
ФИЛОСОФИЯ
1. Софисты
2. Платон и Академия
3. Аристотель
300
200
ЭЛЛИНИЗМ
1. Стоики
2. Скептики
3. Эпикурейцы
4. Перипатетики
100

18.

100 г.
до н.э.
100 г.
н.э.
1. Средний платонизм
ЭКЛЕКТИЧЕСКАЯ
ФИЛОСОФИЯ
2. Аристотелизм
3. Неопифагореизм
4. Римская философия
200
300
НЕОПЛАТОНИЗМ
1. Римская школа
2. Сирийская школа
3. Афинская школа
400
4. Александрийская школа
529
Указ императора
Юстиниана о закрытии
Афинской Академии

19. ФАЛЕС МИЛЕТСКИЙ (624 – 548 г.до н.э.)

• Урожденный финикиец,
почетный гражданин Милета.
• Государственный советник у
граждан Милета и лидийского
царя Креза.
• Путешествовал по Востоку:
посетил Финикию и Египет.
• Изобрел способ определения
высоты пирамид.
• Совершил много
математических и
астрономических открытий.
• Предсказал солнечное затмение
28 мая 585 г. до н.э.

20. Определение высоты пирамиды

21. Теорема о треугольнике, вписанном в полукруг

22. Фр. 12 DK. Стобей, Мнения философов I, 10.

Фалес Милетский утверждал, что начало сущих вещей
– вода. (Сей муж считается зачинателем философии, и по
нему была названа ионийская школа: ведь философских
преемств было множество. Изучив философию в Египте,
он потом опять вернулся в Милет.) Все из воды,
говорит он, и в воду все разлагается. Заключает он об
этом, во-первых, из того, что начало всех животных –
сперма, а она влажная; так и все вещи, вероятно, берут
свое начало из влаги. Во-вторых, из того, что все
растения влагой питаются и от влаги плодоносят, а
лишенные ее засыхают. В-третьих, из того, что сам огонь
Солнца и звезд питается водными испарениями, равно
как и сам космос. По этой же причине и Гомер
высказывает о воде такое суждение: «Океан, который
всем прародитель».

23. Аристотель. Метафизика I, 983b.

Большинство первых философов полагали начала, относящиеся
к разряду материи, единственными началами всех вещей: из чего
все сущие вещи состоят, из чего, как из первого, они возникают и во
что, как в последнее, уничтожаются, .... это они полагают элементом
и это – началом сущих вещей.
Однако количество и вид такого начала не все определяют
одинаково. Так, Фалес, родоначальник такого рода философии,
считает материальное начало водой (поэтому он и утверждал,
что земля – на воде). Вероятно, он вывел это воззрение из
наблюдения, что пища всех существ влажная и что тепло как
таковое рождается из воды и живет за счет нее, а то, из чего все
возникает, это и есть начало всех вещей. Вот почему он принял это
воззрение, а также потому, что семя всех живых существ имеет
влажную природу, а начало природы всех влажных вещей – вода.
Некоторые полагают, что уже первые богословы, жившие в
глубокой древности и задолго до нынешнего поколения, держались
того же воззрения на природу: дескать, в своей поэзии они
изобразили праотцами всего возникшего Океана и Тефию».

24.

• И Стобей, и Аристотель называют
воду«началом» (arche) всего сущего.
• Оба говорят, что все вещи и возникают из
воды, и в воду разлагаются (уничтожаются).
• Оба приводят одинаковые доказательства в
пользу того, что вода – начало вещей
▫ (1) влажная пища растений и животных;
▫ (2) у всех живых существ влажное семя;
▫ (3) тепло возникает из влаги и живет за счет
нее.
• Оба заканчивают изложение взглядов Фалеса
ссылкой на мнение древних поэтов, в
частности на Гомера, считавшего Океан
прародителем всего сущего.

25. Понятие «начала» ἀρχή (arche)

• Всеобщая первооснова: то, что дает существование
другому, само оставаясь неизменным.
• То, из чего все возникает, и во что все уничтожается.
Если вода – начало, то:
• Каждая вещь не есть нечто самостоятельное, но
представляет собой случайное видоизменение
всеобщей первоосновы.
• Мир в своей основе неизменен и есть нечто единое.
• Изменение вещей невозможно объяснить, не
допустив существования единой неизменной основы,
поскольку в противном случае вещи возникали бы из
ничего и уничтожались в ничто.

26. Аристотель. О небе II, 13, 294 a28

Древнейшую теорию неподвижности Земли, по
преданию, высказал Фалес Милетский. Она гласит,
что Земля остается неподвижной потому, что
плавает как дерево или какое-нибудь другое
подобное вещество.
Сенека. Естественнонаучные вопросы
III, 13
Вот мнение Фалеса: он говорит, что земной круг
поддерживается водой и плавает наподобие
корабля, а когда говорят, что земля трясется, то
она на самом деле качается на волнах по причине
подвижности воды.

27. Анаксимандр (610 – 547 г. до н.э.)

• Соотечественник Фалеса и,
возможно, его ученик.
• Некоторое время жил на о.
Самос у тирана Поликрата.
• Возглавил колонизацию из
Милета на побережье
Черного моря, основал г.
Аполонию.
• Первый гномон.
• Первая географическая
карта мира.
• Первая карта небесной
сферы.
• Первое сочинение в прозе.

28.

Древнейший гномон.
Египет, XIII в. до н.э.
Гробница Нехмес-Бастет
Вавилонские солнечные
часы – «скафис»,
усовершенствованные
Анаксимандром

29. Первая географическая карта мира

30. Модель Земли по Анаксимадру

31.

Небесный глобус.
Рим III-I вв. до н.э.

32. Фр. А9 DK Симпликий. Комментарий к «Физике» 24, 13

Анаксимандр, сын Праксиада, милетец, преемник и
ученик Фалеса, началом (arche) и элементом сущих
вещей полагал бесконечное (apeiron), первым введя это
имя начала. Этим началом он считает не воду и ни
какой-нибудь другой из так называемых элементов, но
некую иную бесконечную природу, из которой
рождаются миры и находящиеся в них космосы. А из
каких [вещей] вещам рождение, в те же самые и гибель
совершается по роковой задолженности (kata to
chreon), ибо они выплачивают друг другу
правозаконное возмещение неправды в назначенный
срок времени, как он сам говорит об этом довольно
поэтическими словами.»

33. Что такое apeiron Анаксимандра?


Бесконечное по количеству - неисчислимое?
Бесконечное по величине - безграничное?
Бесконечное по времени – вечное?
Бесконечное по содержанию – неисчерпаемое?
Не имеющее предела – неопределенное?
• Неопределенное тело, лежащее в основе огня,
воздуха, воды и земли?
• Смесь всех четырех элементов?
• Промежуточный элемент между огнем и
воздухом?

34. Фр. А9 DK. Симпликий, Комментарий к «Физике» 24, 13.

«Возникновение он объясняет не
качественным превращением первоэлемента,
но выделением противоположностей
вследствие вечного движения. …
Противоположности наличествуют в одном и
выделяются из него.»

35. Фр. B1 DK. Симпликий. Комментарий к «Физике» 24, 17.

«А из каких [вещей] вещам рождение, в те же
самые и гибель совершается по роковой
задолженности (kata to chreon), ибо они
выплачивают друг другу правозаконное
возмещение неправды (adikia) в назначенный
срок времени.»

36. Космогония Анаксимандра

37. Выделение противоположностей из первоначала

38.

39. Модель космоса по Анаксимандру

40. Размеры небесных сфер относительно Земли

41. АНАКСИМЕН (586–528 г. до н.э.)

• Сын Евристрата,
родился и жил в
Милете.
• Современник или
ученик Анаксимандра.
• Написал сочинение «О
природе», которое не
сохранилось.
• Начало (arche) –
бесконечный воздух
(apeiron aer)

42. Фр. В2 DK. Псевдо-Плутарх. Мнения философов I, 3, 4.

«Анаксимен, сын Евристрата, милетец,
утверждал, что начало сущих – воздух, боо из
него все рождается и в него все разлагается.
Как душа наша (psyche), - говорит он, которая представляет собой воздух, скрепляет
нас воедино, так дыхание и воздух объемлют
весь космос»
Ψυχη (psyche)
ψυχω (psycho), дышать, дуть

43. Космогония Анаксимена

разряжение
Апейрон
аэр
сжатие
горячее
холодное
огонь
вода
земля

44. Модель космоса по Анаксимену

English     Русский Правила