Развитие врачевания Древней Руси (конец IX — середина XIII вв.)
Развитие врачевания
1. Народное врачевание
Санитарное дело.
2.Монастырская медицина
2.Древние-русские монастырские больницы
3.Светская медицина
Выводы
Список использованной литературы:
Спасибо за внимание !
226.74K
Категория: ИсторияИстория

Развитие врачевания Древней Руси (конец IX — середина XIII вв.)

1. Развитие врачевания Древней Руси (конец IX — середина XIII вв.)

РАЗВИТИЕ ВРАЧЕВАНИЯ
ДРЕВНЕЙ РУСИ
(КОНЕЦ IX — СЕРЕДИНА XIII ВВ.)

2.

Медицина на Руси
с глубокой древности была
частью языческой культуры.
До нашего времени дошли
передаваемые в устной форме
заговоры,
обращенные
к
языческим
божествам,
способным прогнать болезнь.
Но сохранилось не так уж и
много сведений о том, как
обстояло дело с врачеванием
в средневековой Руси и каким
образом население решало
свои медицинские проблемы
до того, как в стране было
организовано
профессиональное
медицинское обучение.
В основном эти сведения историки
медицины собирают по крупицам из
дошедших до нас летописей, сводов
законов,
переписки
исторических
деятелей, травников и лечебников.
Значимым для развития отечественного
медицинского дела было принятие
христианства — которое принесло с
собой многие достижения византийской,
а через неё и античной культуры, в том
числе и медицины.

3. Развитие врачевания

1) В народе сохранялось народное врачевание—
языческое кудесничество и знахарство;
2) после принятия христианства под сенью
монастырей активно
развивалась монастырская медицина;
3) со времени княжения Ярослава Мудрого на
Руси появилась и светская(или
мирская) медицина.

4. 1. Народное врачевание

Врачеватели-знахари
назывались
волхвами,
ведунами,
кудесниками,
ведьмами. Они считались в народе
посредниками между человеком и
таинственными силами природы.
Народные
лекари
умели
делать
кровопускания, трепанации черепа, а
также лечить травмы (накладывать
лубки), раны с помощью различных
мазей,
прижиганием.
Во врачебной практике использовались
растения (полынь, крапива, подорожник,
листья березы, кора ясеня, лук, чеснок,
хрен, березовый сок и т.д.), продукты
животного происхождения (например,
мед, кобылье молоко, сырая печень
трески) и минералы.

5. Санитарное дело.

Издавна неотъемлемой составной частью медико-санитарного быта Древней
Руси была русская паровая баня. Народные врачеватели высоко ценили
целебную силу бани, ее благотворное влияние на человека, связанное с
обильным потоотделением, способствующим удалению через кожу различных
вредных веществ. К тому же баня была самым чистым помещением в усадьбе.
Вот почему наряду с прямым назначением баня использовалась и как место,
где принимали роды, осуществляли первый уход за новорожденным,
вправляли вывихи и делали кровопускания, проводили массаж и
«накладывали горшки», лечили простуду и болезни суставов, растирали
лекарственными мазями при заболеваниях кожи.

6. 2.Монастырская медицина

Значимым для развития отечественного
медицинского
дела
было
принятие
христианства. Именно тогда появились во
всём подчинявшиеся церкви монастыри, и
в них действовали первые в Древнерусском
государстве (носили название «лечебницы»
и «странноприемницы») общедоступные
больницы. Монахи, которые занимались
врачебной практикой, использовали знания,
почерпнутые из рукописей медицинского и
естественно-научного
содержания.
Монастырскому
врачевателю
предписывалось
самопожертвование,
добросердечие и гуманность. Медицинская
помощь, которую оказывали в них, была
бесплатной.

7. 2.Древние-русские монастырские больницы

Монастырские больницы были также очагами просвещения: в них
собирали греческие и византийские рукописи и обучали медицине,
монахи дополняли их своими знаниями, основанными на опыте русского
народного врачевания. В них собирали греческие и византийские
рукописи и обучали медицине, монахи дополняли их своими знаниями,
основанными на опыте русского народного врачевания. Широкой
известностью в древней руси пользовались: «шестоднев» Иоана Экзарха
болгарского «христианская топография» Косьмы Индикоплова
«физиолог» «изборник»

8. 3.Светская медицина

Светская (частная) медицина В отличие от "безмездной"
монастырской медицины, частная медицина была "возмездной",
то есть платной. В городах при дворах князей и бояр служили
светские лечцы. Светские врачи всячески подчеркивали свою
обособленность от языческого знахарства и от монастырской
медицины, хотя использовали лучшие достижения и опыт как
первых, так и вторых.

9. Выводы

«Русская народная медицина так же стара, как стара и историческая
жизнь русского народа; корни ее уходят в глубину доисторической,
языческой поры жизни нашего народа. Она пережила затем
тысячелетний период уже исторической жизни его — и до наших
дней сохраняет за собою огромную силу, существуя наряду с научною
медициною и даже вступая с нею подчас в борьбу», — так более ста
лет тому назад писал о русской народной медицине ординарный
профессор Казанского Императорского Университета Н.П.Загоскин.
Но при этом велось активное преследование мудрецов, ведунов и т.
д., пойманных даже сжигали на кострах. Действия эти были сродни
европейской инквизиции. Однако, несмотря на упорную борьбу,
врачевание на Руси так и не стало чисто церковной привилегией. Это
видно из источников, относящихся к периоду классического
Средневековья, в которых продолжает упоминаться и народное
врачевание, и мирская медицина
Продолжала набирать силу и распространяла свое влияние
монастырская медицина.
Со временем различия между этими тремя направлениями
врачевания становились все более выраженными.

10. Список использованной литературы:

http://www.studfiles.ru/preview/2142717/page:1
2/
http://xreferat.com/55/1156-1-medicina-ivrachevanie-v-kievskoiy-rusi.html
Открытый источник yandex.ru. Раздел
"Картинки".

11. Спасибо за внимание !

English     Русский Правила