ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Что такое нарратив?
Нарратив в психологии
Метафоры нарратива
Метафоры нарратива
Нарратив и отечественная психология
Теория личности Михаила Михайловича Бахтина
Основные идеи
Теория развития личности Эрика Эриксона
Структура идентичности включает в себя три части:
В развитии человека восемь стадий
четыре основных аспекта идентичности
Теория идентичности Д. МакАдамса
Проанализировав более двухсот интервью, Макадамс предложил следующие показатели для анализа структуры и содержания жизненных
Клиника и нарративная психология
Цели работы нарративного практика
1.18M
Категория: ПсихологияПсихология

Нарратив. Нарративная психология. Нарративная идентичность. Нарративная психотерапия

1. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Тема 4. Нарратив. Нарративная
психология. Нарративная идентичность.
Нарративная психотерапия.

2. Что такое нарратив?

• Нарратив (англ. Narrative — рассказывать, повествовать) —
изложение
взаимосвязанных
событий,
представленных
читателю или слушателю в виде последовательности слов или
образов.
• Нарратив
понятие
философии
постмодернизма,
фиксирующее процессуальность самоосуществления как
способ бытия повествовательного (по мнению Ролана Барта,
«сообщающего») текста.
В литературоведение термин пришел из историографии,
где появляется при разработке концепции «нарративной
истории»,
рассматривающей
исторические
события
как
возникшие не в результате закономерных исторических
процессов, а в контексте рассказа об этих событиях и
неразрывно связанные с их интерпретацией. Так же как событие
в рамках нарративной истории не возводится к некой
изначальной первопричине, для текстов не важно наличие в них
исходного смысла (постмодернизм).

3.

По определению психологов и философов Рома Харре
и Йенса Брокмейера, нарратив — это ансамбль
«лингвистических и психологических структур,
передаваемых культурно-исторически, ограниченных
уровнем мастерства каждого индивида и смесью его
или ее социально-коммуникативных способностей
с лингвистическим мастерством».
Йенс Брокмейер
(Jens Brockmeier, 1951 – наст.вр)
Ром Харре
(Horace Romano Harre
1927 – наст.вр.)
Сообщение о любом жизненном событии обычно
принимает
форму
истории,
рассказанной
в соответствии с «определенными соглашениями».
С помощью этой истории человек пытается
упорядочить собственный опыт, исходя из своих
представлений о мире. Так или иначе, нарратив
переносит основное содержание истории из фабулы
в сам процесс и способ повествования.

4. Нарратив в психологии

В 1980-е гг. с работами Дж. Брунера, Т. Сарбина,
Д. Полкингхорна, К. Гергена, Д. Макадамса и других
авторов психология открыла для себя роль историй в
человеческой жизни, и в особенности в формировании
Я и идентичности. Вслед за Э. Гидденсом нарративные
психологи
утверждают:
«Идентичность
человека
обнаруживается не в его поведении и не в реакциях
других людей (какими бы важными они ни были), но в
способности поддерживать определенный нарратив».

5. Метафоры нарратива

Нарратив как общая
метатеоретическая парадигма
Теодор Сарбин
Theodore R. Sarbin (1911–2005)
Нарратив как одна из форм дискурса,
образующая особый «нарративный»
(контекстуализированный) тип
мышления
Джером Брунер
Jerome Seymour Bruner (1915— 2016)

6. Метафоры нарратива

Нарратив как
метафора для
практической работы
Майкл Уайт
(Michael White 1949 —2008)
Дэвид Эпстон
(David Epston 1944 –
наст.вр.)

7.

В 1986-м году Дж. Брунером был выдвинут тезис
о
существовании двух принципиально различающихся модусов
мышления:
«Существует два модуса когнитивного функционирования, два
вида мышления, каждый из которых обеспечивает особый способ
упорядочивания опыта, конструирования реальности. Оба они
несводимы друг к другу, хотя и комплиментарны. Попытки свести
один модус к другому или игнорировать один из них неизбежно
приведут к упущению богатства разнообразия мышления» (Bruner,
1986)».
1. Парадигматический – или же логико-научный модус имеет
дело с всеобщими причинами и их установлением и
прибегает к использованию процедур для проверки верности
утверждений и установления эмпирической истинности
2. Нарративный модус мышления приводит к созданию хороших
историй, правдоподобных (хотя и не обязательно «истинных»)
исторических рассказов. Он имеет дело с человеческими или
подобным человеческим намерениями и действиями, а также
с превратностями и последствиями, которые сопровождают их
путь

8.

Для двух модусов характерно радикальное
различие в процедурах верификации. Логические
аргументы
апеллируют
к
процедурам
установления формального и эмпирического
доказательства, а истории – к установлению не
истинности,
но
правдоподобия»,
т.е.
непротиворечивости последующих и предыдущих
событий. В основе нарративного модуса (как и
нарративного принципа) лежит понимание
интенции, которое, как предположил Дж. Брунер,
в той же степени является естественным и
необходимым свойством человеческого мышления,
как и понимание каузальности.

9.

Источниками нарративного подхода являются
• теория личности и сознания У.Джеймса
• культурно-историческая психология
Л.С.Выготского,
• социальный интеракционизм (Дж. Мид)
• теория ролей (Т. Сарбин)
• культурная антропология (Г. Бэйтсон)
• драматургический подход в социологии (Э.
Гоффман)
• психосоциальная концепция Э. Эриксона,
• социальный конструкционизм (К. Герген, Р. Харе)
• а также литературоведение и постмодернистская
философия (М.М. Бахтин, В. Пропп, Л.
Витгенштейн).

10. Нарратив и отечественная психология

Нарративная психология – это активно развивающаяся на
данном
этапе
сфера
исследований
(часто
имеющих
практическую, «деятельную» направленность), объединенных в
своей
философской
основе
базовой
метафорой
«контекстуализма», родственная в некоторых аспектах
социальному конструкционизму и культурно-исторической
концепции Л.С.Выготского (на работах которого, в частности,
строятся некоторые идеи социального конструкционизма),
интересом
к
мощным
средствам
конструирования
индивидуального и социального опыта.

11. Теория личности Михаила Михайловича Бахтина

(1895 —1975)
Определение субъекта (личности) в межсубъектных отношениях: конкретность
(имя), целостность, ответственность и т. п., неисчерпаемость, незавершенность,
открытость.
Конкретность. Первейшая характеристика личности - ее конкретное,
персональное и незаменимое место в реальной жизни, ее «не-алиби-в бытии».
Личность - не абстрактная схема, не «понятие», а конкретное, реальное бытие
конкретного реального «действительного человека», со своим именем и
укорененностью в конкретном реальном бытии.
Конкретность личности - и в ее неповторимости, которая определяется прежде
всего содержательной наполненностью ее индивидуальной ценностносмысловой позиции, «познавательно-этической жизненной направленности».
Эта конкретная неповторимая позиция личности есть совершенно необходимое
условие ее существования, ибо личность - это живой, реально существующий
человек, а «жить - значит занимать ценностную позицию в каждом моменте
жизни, ценностно устанавливаться»

12.

Целостность. Личность - это не механическая сумма внешне
связанных элементов (свойств, качеств, факторов и т. п.); личность
- целое ее составляющие «проникнуты внутренним единством
смысла». Именно в личности заключено то «неслучайное в
человеке», его «единая эмоционально-волевая познавательноэтическая установка», которая и придает единство и
единственность всему человеческому в человеке, интегрируя и
персонифицируя все его «отдельные» свойства и проявления.
Ответственность. Что же гарантирует внутреннюю целостность
личности?- спрашивает Бахтин, и сам же отвечает: только
единство ответственности. С личностью мы имеем дело там и
тогда, где и когда человек принимает на себя ответственность за
себя, свое бытие и свои поступки (поступок у Бахтина имеет
широкое толкование: «Таким поступком должно быть все во мне,
каждое, движение, жест, переживание, мысль, чувство». И
наоборот-личная ответственность, долженствование «впервые
возможно там, где есть признание факта бытия единственной
личности изнутри ее»

13.

Неисчерпаемость и незавершимость. Эти две взаимодополняющие
характеристики личности по Бахтину тесно связаны с уже описанными.
Личность как я-для-себя, как свободный ответственный субъект и автор
своей жизни-поступления, как живой конкретный и неповторимый
человек,- такая личность принципиально не может получить полное,
однозначное и окончательное завершение.
Открытость. Личность для Бахтина - не замкнутая, самодостаточная и
изолированная «вещь в себе». Наоборот - личность открыта,
трансцендентна. И это не противоречит тому, что ядром личности
является я-для-себя: личность живет «изнутри», но ориентирована
«вовне», открыта миру и прежде всего - миру людей. Межличностное
взаимодействие, общение имеет для личности витальный смысл: вне
общения, вне напряженной «встречи» с другим личности не существует,
она «коммунальна» и по генезису, и по способу существования. Бытие
личности - всегда со-бытие, но, чтобы это со-бытие стало реально межличностным, оно должно выйти на особый уровень общения - уровень
диалога «диалогическое отношение» - это «единственная форма
отношения к человеку-личности, сохраняющая его свободу и
незавершимость»

14. Основные идеи

• Психологическая
реальность
конвенциональна,
«разделена»
между
людьми
и
не
может
рассматриваться вне культурного и языкового
контекста (что так же верно и для культурноисторической концепции Л.С.Выготского).
• Одновременно
с
этим,
люди
признаются
самостоятельными индивидами, обладающими
способностью к целенаправленному действию,
характерными
индивидуально-психологическими
особенностями, включающими в себя на различных
уровнях, в частности, черты темперамента, личные
цели, компетенции и, в конце концов, «я» или
«идентичность»,
которая
понимается
как
интегрирующая жизненная история (life-story) или «янарратив».

15. Теория развития личности Эрика Эриксона

Для Эриксона важна роль среды, цельности
личности и о необходимости постоянного развития и
творчества личности в процессе ее жизни.
Он считал, что развитие личности продолжается
всю жизнь, фактически до самой смерти человека, а
не только в первые годы жизни, как считал Фрейд.
Влияют на этот процесс не только родители и
близкие к ребенку люди, т.е. не только узкий круг людей,
как принято в традиционном психоанализе, но и друзья,
работа, общество в целом.
Сам этот процесс Эриксон называл процессом
формирования идентичности, подчеркивая важность
сохранения и поддержания цельности личности,
цельности Эго, которое является главным фактором
устойчивости к неврозам.

16. Структура идентичности включает в себя три части:

1. соматическую идентичность - организм стремится
сохранить свою целостность при взаимодействии с
внешним миром,
2. личностную идентичность - интегрирует внешний и
внутренний опыт человека
3. социальную идентичность - заключается в
совместном создании и поддержании людьми
определенного порядка, стабильности.
Обостренно переживаемый кризис идентичности
подталкивает человека к решению не только своих
собственных, но и социально-исторических проблем.

17.

Теория Эрика Эриксона — это эпигенетическая
теория. Эпигенез - наличие целостного врожденного плана, определяющего основные стадии
развития.
Согласно Эрику Эриксону, в развитии личности
есть некоторые обязательные и следующие друг за
другом ступени, которые должен пройти каждый в
своем развитии. Как парадигма развития, это лестница.

18. В развитии человека восемь стадий

По мнению Эриксона развитие продолжается всю
жизнь, причём каждая из стадий развития отмечается
специфичным для неё конфликтом, благоприятное
разрешение которого приводит к переходу на новый
этап.
1. Первый этап — от рождения до года, конфликт
между доверием и недоверием;
2. Второй этап — от года до двух, конфликт
между автономией и сомнением;
3. Третий этап — от трёх до шести лет, конфликт
между предприимчивостью и неадекватностью;

19.

4. Четвёртый этап — соответствует
фрейдовскому «латентному периоду»,
конфликт между творчеством и комплексом
неполноценности;
5. Пятый этап — юность, идентификация
личности и путаница ролей;
6. Шестой этап — ранний взрослый период,
конфликт между близостью и одиночеством;
7. Седьмой этап — поздний взрослый период,
конфликт производительности и застоя;
8. Восьмой этап — конфликт цельности и
безнадежности.

20.

21.

• Переход от стадии к следующей стадии является
личностным кризисом
• Позитивное
разрешение
кризиса
способствует
формированию позитивного новообразования или
сильного
свойства
личности;
негативное

деструктивного новообразования, препятствующего
формированию эго-идентичности
• В
кризисе
теряется
эго-идентичность,
задача
психотерапевта - ее вернуть
• Для Эриксона, главное в жизни человека - быть в
согласии с самим собой, но одновременно
развиваться. Эго-идентичность обозначает целостность
развивающейся
личности;
тождественность
и
непрерывность нашего Я, несмотря на те изменения,
которые происходят с нами в процессе роста и
развития. "Я развиваюсь, но я— тот же самый"

22.

Идентичность
по
Э.
Эриксону

это
психосоциальное качество Я, своеобразный ответ на
вопросы,
которые
сообщества
ставят
перед
человеком в течение его/ее развития.
Определение
идентичности
по
Эриксону
включало и внутренние, и социально-контекстуальные
измерения: «“эго-идентичность”… – это сознание
(awareness) непрерывности и тождественности Я (selfsameness) и стиль индивидуальности, [который]
согласуется с тождественностью и непрерывностью
того, что человек значит для других людей в его
сообществе (immediate community)».
Для Э. Эриксона идентичность представлялась в
виде биполярного континуума, на одном из полюсов
которого находился «синтез», а на другом –
«спутанность».

23. четыре основных аспекта идентичности

«…[идентичность]
одновременно
обозначает
сознательное
ощущение
индивидуальной
идентичности; также неосознаваемое стремление к
непрерывности личного характера; в-третьих,
критерий работы эго-синтеза; и, наконец,
поддержание
внутренней
солидарности
с
групповыми идеалами и идентичностью»

24. Теория идентичности Д. МакАдамса

Модель
идентичности
как
«жизненной истории» (life story)
Д.Макадамса является одной из
наиболее
разработанных
и
популярных нарративных концепций
личности за последние годы.
В рамках этой концепции считается,
что
человек
организует
свою
идентичность
посредством
вербального
нарратива,
представляющего
собой
«личный
миф»,
который
складывается
в
позднем подростковом возрасте, а
также
ранней
молодости
и
пересматривается всю последующую
Д. МакАдамс
жизнь.
(Dan P. McAdams 1954 – наст.вр.)

25.


Именно согласованная жизненная история придает человеку
ощущение целостности и направленности существования,
лежащее в основе того, что Э. Эриксон назвал «ощущением
идентичности», и помогает собрать воедино разрозненный
жизненный опыт и превратить его в осмысленную структуру.
Эмпирическая работа Д. Макадамса посвящена тому, каким
образом человек интегрирует множественные аспекты своего
Я (например, персонажи) в единую жизненную историю.
В нарративном подходе акцентируется роль человека как
сознательного субъекта, со-конструирующего свою жизненную
историю в соответствии (и в диалоге) с ценностями,
стереотипами и нормами культур и сообществ, участником
которых он/она является.
Эти нормы, ценности и стереотипы в свою очередь
представлены
в
культурных
текстах
и
повседневном
взаимодействии людей в форме вербальных и невербальных
нарративных конструкций. Они в определенном смысле, а
именно в том, о котором говорил Б.Д. Эльконин в своем
описании «неклассической психологии» Л.С. Выготского,
«объективны»

26.

Жизненная история, по Макадамсу, - это интернализованный и
развивающийся
я-нарратив,
который
включает
в
себя
реконструированное
прошлое,
постигаемое
настоящее
и
предвосхищаемое будущее.
Для отдельно взятого человека, жизненная история –
нарративный продукт особой работы я-субъектного по организации
элементов я-объектного (me) во временную последовательность,
включающую в себя обстановку (setting), разнообразные места
действий (scenes), персонажей (characters), сюжеты (plots) и
различные тематические линии (themes).
Макадамс придерживается мнения, что человек «обладает»
жизненной историей в том же смысле, в каком он обладает чертами,
целями, планами, ценностями и т.д. Все это может стать частью яобъектного (me) в результате процесса порождения «я» (selfing
process).
Человек может иметь более одной истории, или, по
предположению К. Гергена, общая жизненная история может состоять
из целой коллекции довольно разрозненных историй о «я».

27. Проанализировав более двухсот интервью, Макадамс предложил следующие показатели для анализа структуры и содержания жизненных

историй взрослых людей
• Тон нарратива. В жизненных историях обычно
проявляется общий эмоциональный тон, который
может варьировать от безнадежного пессимизма до
безграничного оптимизма.
• Образность. Процесс обретения индивидуальности
неразрывно связан с выбором тех образных средств
языка, которые смогут передать уникальное качество
индивидуального опыта, поэтому используемые
человеком метафоры и символы в некотором смысле
являются отражением его идентичности.

28.

• Тематические линии (мотивационные темы). Темы – это направляемые
целями последовательности событий, отражающие мотивацию персонажа
истории. В европейской литературной традиции, персонажи историй обычно
стремятся к достижению власти и/или любви, или же, в более широком
смысле, того, что Бакан называет личной активностью (agency) и общностью
(communion). Личная активность относится к отделению (separation) индивида
от внешней среды и овладению ей, она подразумевает такие
взаимопересекающиеся мотивы (мотив как напев или основная идея), как
могущество, автономия, достижение, контроль и изоляция. Личная активность
раскрывается в таких проявлениях персонажа истории как самоутверждение,
саморасширение, автономия и активность. Общность относится к единению с
окружением, подчинению индивидуальности более широкому целому, и
отражает такие мотивы, как интимность, любовь, примирение, забота,
слияние. Жизненные истории, таким образом, можно сравнивать с точки
зрения преобладания в них тематических линий субъектности и общности.
• Идеологическая обстановка. Формирование идентичности посредством
жизненного нарратива обычно включает в себя выбор определенной
моральной позиции, исходя их которой индивид будет оценивать качество
своей собственной жизни и жизни других людей. Идеологическая обстановка
– это система религиозных, политических и этических взглядов и ценностей
человека, включенная им в свой жизненный нарратив.

29.

• Ядерные эпизоды. Так Макадамс называет отдельные сцены, которые
выделяются на фоне всей жизненной истории. К числу наиболее важных сцен
относятся «высшие» и «низшие» точки жизненной истории (наиболее яркие
события, связанные с позитивными и негативными переживаниями), описание
жизненных вызовов и поворотных точек. Реконструкция такого рода эпизодов
отражает переживаемое человеком ощущение непрерывности и изменчивости
своего я-объектного (me). В качестве подтверждения собственной
непрерывности, человек может выделить в качестве наиболее значимого такое
событие из прошлого, которое как бы заключает в нарративную скорлупу
существенную и неизменную «правду» о его я-объектном (me). Для
подтверждения собственного изменения, человек может избрать эпизод, в
котором его я-объектное (me) претерпевает неожиданную или намеренную
трансформацию. Наиболее важным в ядерном эпизоде является не то, что
именно случилось в прошлом, а то, что данное воспоминание символизирует
сегодня в контексте целостного жизненного нарратива.
• Персонаж («imago»). В структуре каждой истории можно выделить одного
или нескольких персонажей. В жизненной истории главным персонажем
является тот человек, о чьей жизни идет повествование. Тем не менее,
выступать он может под разными обличьями, каждое из которых олицетворяет
собой определенный аспект его я-объектного (me) Таким образом, персонаж –
это идеализированное олицетворение “я”, которое функционирует в качестве
одного из действующих лиц в нарративе. «Имаго» часто представляет собой
родовое понятие для нескольких персонажей («запасных» персонажей
истории), которые интегрируют в себе множество различных характеристик,
ролей и разнообразного опыта. Персонажи современных жизненных историй
отражают современную культуру, содержащую в себе те образцы «хорошей» и
«надлежащей» жизни, которое предлагает общество.

30.

Первостепенной функцией жизненной истории является
интеграция я-объектного во времени, жизненная история выполняет и
другие функции. Но как и любая другая история, жизненная история
может выполнять рекреативную функцию. Люди рассказывают, читают,
смотрят и слушают истории, главным образом, преследуя этим
развлекательные цели. Истории, которые не удерживают внимание
аудитории, считаются историями неудачными. То же самое, по убеждению
Макадамса, справедливо и в отношении жизненных историй.
Важная функция жизненной истории, которую также выделяет
Макадамс, - обучение. В последние годы, потенциал для обучения и
социализации людей, заключенный в истории, попал в фокус внимания
все возрастающего числа исследований и научных дискуссий. Автор
убежден, что люди образовывают и социализируют друг друга, в том
числе и посредством я-нарративов.

31. Клиника и нарративная психология

• В исследовании Raffard, S., et al. «Narrative identity in
schizophrenia» (Consciousness and Cognition (2009)),
изучалась нарративная идентичность в группах из 81
пациента с шизофренией и 50ти здоровых испытуемых с
помощью воспоминаний самоопределяющих событий.
• Результаты показали, что нарративы пациентов были
менее согласованными и сложными, чем контрольные.
Пациенты с шизофренией гораздо хуже могли
устанавливать связи с самим собой и извлекать смысл из
своих воспоминаний, что значительно коррелирует с
продолжительностью болезни.
• Отрицательная корреляция была обнаружена между
негативными симптомами, количеством связей между
событиями и спецификой повествования.
• Результаты показали, что у пациентов с шизофренией
возникают трудности с
организацией и извлечением
смысла
из
их
прошлого
опыта,
для
создания
согласованных личных рассказов в настоящем.

32. Цели работы нарративного практика

Критерии «хорошей» истории
• Согласованность
• Правдоподобие
• Эстетичность
• Прагматичность
Работа с историей в терапии
• Поиск ограничений и исключений в доминирующей
истории
• Создание альтернативной предпочитаемой истории
English     Русский Правила