Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова Становление и развитие гонзо-журналистики
Актуальность исследования заключается в необходимости теоретического осмысления возникновения и особенностей
342.50K
Категория: Русский языкРусский язык

Становление и развитие гонзожурналистики

1. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова Становление и развитие гонзо-журналистики

Московский государственный университет
имени М. В. Ломоносова
Становление и
развитие гонзожурналистики
Исполнитель:
Научный руководитель:
Профессор, член-корреспондент РАО
Е.Л. Вартанова

2. Актуальность исследования заключается в необходимости теоретического осмысления возникновения и особенностей

гонзожурналискики.
Направление гонзо-журналистика возникло в 60-х годах, ему
свойственен «глубоко субъективный стиль повествования от
первого лица». Репортёр выступает непосредственным
участником описываемых событий, открыто выражает
собственные эмоции, использует личный опыт. Стремительное
развитие, популярность сети интернет и онлайн СМИ, на
сегодняшний день, составляют конкуренцию печатной
журналистике. Практика отечественных глянцевых журналов
наглядно демонстрирует явление «гонзо-журналистики»,
получившее своё название на Западе. Сегодня, благодаря
социальным сетям, любой человек, выложивший пост, анализ или
оценку о произошедшем событии, может стать неофициальным
репортером или журналистом. Однако многие журналистыновички и профессиональные репортёры считают русскоязычное
гонзо стилем, которые не соответствует каноничным жанрам и
не всегда адекватно оценивают эффективность его особенностей.

3.

Цель исследования – определении содержательной
сущности, границ функционирования и социального
предназначения в системе массовых коммуникаций
гонзо-журналистики.
Объект исследования
– репортажи
журналиста
Хантера
Томпсона
.
Предмет исследования
-стилистические средства
и приемы создания
авторского стиля
в гонзо-журналистике

4.

1 . Дать определение понятия журналистского
текста и общую характеристику журнальной
периодики;
2. Дать определение понятию «гонзо-
журналистика», проследить особенности её
возникновения и развития;
Задачи
исследования
3. Сформулировать характерные жанровые и
стилистические особенности гонзожурналистики;
4. Провести структурно-стилистический анализ
репортажей Х.С. Томсона с целью определения
стилистических средств и приёмов создания
«фирменного стиля» автора.

5.

Теоретическая база
исследования
Над вопросами трансформации гонзо-стиля
в российском СМИ работали исследователи
Саттаров А., Соколов-Митрич Д., Свинцицкая К.
Специфику гонзо-журналистики в России исследовали
Базикян С.А. и Фильченкова А.А.;
в своих работах Астапенко А. изучал гонзо-журналистику
в русскоязычных глянцевых журналах.
Над вопросами истории
российской журналистики начала XX века
работал Ахмадулин Е.Б.
На современном этапе гонзо-журналистику изучал Захаров Ю.

6.

Метод
сопоставления
Методы и методики
эмпирического
исследования
Теоретический
анализ

7.

Гонзо-журналистика – это направление
журналистики,
которое отражает глубоко субъективный взгляд
репортера на происходящие события. К
характерным приёмам гонзо-журналистики
относят следующие: свободное использование
лексики, крайняя эмоциональность, создание
эффекта присутствия, субъективный взгляд на
событие. Активному распространение «гонзо»
стиля способствовало развитие сети Интернет,
которое исключает цензуру и тем самым позволяет
использовать разнообразные словесные формы
высказывания. В гонзо-журналистике журналист
занимает центральное положение, а происходящие
события являются фоном.

8.

«Новый журнализм», возникший на стыке журналистики и
литературы 60-х годов, стал предпосылкой зарождения гонзожурналистики. Конец 60-х годов – это период возникновения
явление контркультуры, поэтому появление стиля «гонзо»
явилось закономерным ответом на вызов времени. К
основным приёмам нового журнализма относились приёмы:
изменение формы современной журналистики путем
обогащения ее художественной литературой; применение
стилистики и приёмов литературы относительно
журналистских текстов. Медиа пространство американской
культуры для многих европейских стран выступает
прообразом, поэтому российские СМИ не стали исключением.
Предпосылкам развития российской гонзо-журналистики
также послужил глубокий кризис мировой журналистики
начала XXI века. В отличие от американского гонзо, в России
данный стиль в полной мере не может найти своего
применения. Структура традиционной российской прессы
предполагает склонность к консерватизму, поэтому не может
трансформировать стиль «гонзо» на страницы изданий.
Российские авторы также негативно относятся к данному
направлению, отмечая, что так называемые гонзожурналисты не осознают его принципы. Таким образом,
доверие аудитории к традиционным СМИ имеет тенденцию
снижаться.

9.

Репортаж является самым эффективным жанром публицистики,
генетическими предшественниками которого выступают
западные очерки. Репортаж – это журналистский материал о
происходящем событии, главное качество которого заключается в
создании «эффекта присутствия». В репортаже происходит
сочетание документальности и эмоциональности отражения.
Стиль репортажа отличается многоплановостью двух словесных
тенденций, а именно: документальность позволяет достоверно
переждать происходящее событие, а эмоциональное изображение
передаёт отношение автора к действительности. В репортаже
авторское «я» характеризируется следующими признаками: «я»
репортера-журналиста выступает не способом стилизации и не
образ рассказчика, а синтезом пишущего и рассказывающего
автора, что придает публицистичности и очевидности
повествованию происходящего. Репортаж в стиле «гонзо»
нарушает композиционное построение текста, при использовании
творческого приёма предметного предъявления, при помощи
которого журналист может выразить иногда в абсурдных
коллизиях собственную оценку или духовные ценности.

10.

Анализируя произведения Х.С. Томпсона, мы
подтвердили суждение, что журналистский
материал, интегрируя с сегментом общего
дискурса, находится в тесной связи именно с
политическим дискурсом, который несёт в себе
идеологическое содержание. Работы писателя
заключают в себе основную функцию
журналистики: донести до читателя важную
информацию. Мы наглядно проследили, что
произведения сочетают в себе черты
художественного рассказа и репортажа. Рассказы
эмоциональны, наполнены образностью речи, и
документально иллюстрированы, так как автор
поэтапно описывает происходящие события.
Практически в каждом произведении наблюдаем
непосредственное обращение автора к читателю,
что создаёт диалогичность высказывания.

11.

Благодарю
за внимание!
English     Русский Правила