Похожие презентации:
Декоративно-прикладное искусство Древней Руси (IX-XVII века)
1. Искусство Древней Руси (IX-XVIIв.)
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ
(IX-XVIIв.)
2. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ (IX-XVIIв.)
Высокий уровень материальной и духовной культуры, достигнутый вДревнерусском государстве, опирался на длительный предшествующий
процесс развития культуры восточных славян.
В X-XII веке роль Декоративно-прикладного искусства велика, развивается в
тесном соприкосновении с архитектурой, живописью.
Декоративно-прикладное искусств не только испытывает на себе влияние,
но так же питала эти искусства художественными идеями, образами,
мастерством.
Художественные образы вышивок помогали узнать традиции др. Руси, о их
символике.
Памятники прикладного искусства знакомят нас с различными видами
ремесленной техники, которая существует с древних времен.
3. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ (IX-XVIIв.)
Развитие прикладного искусства былообусловлено в целом теми же общими, что
и живопись.
4. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ (IX-XVIIв.)
Декоративно-прикладное искусство:1. ювелирное искусство;
2. гончарное производство;
3. литейное производство;
4. умельцы по обработке дерева,
камня, кожи, кости, изготовление
тканей, одежды, стеклянных
изделий и др.;
5. Книжная миниатюра (большого
расцвета в XVI - красочность,
яркость);
6. Книжная гравюра;
7. Художественное шитье.
Прикладное искусство по характеру:
Городское (делали украшения из
золота и серебра, выполняли
сложные и тонкие приёмы техник,
отделывали своё узорочье то
скрученной проволокой, тысячами
крохотных капель металла (зернь) +
многоцветная эмаль);
Деревенское (делали украшения из
дешевых сплавов и серебра).
Материал:
Медь, золото, серебро, кость,
драгоценные и полудрагоценные
камни и т.д.
5. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ (IX-XVIIв.)
ДЕКОРАТИВНОПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВОДРЕВНЕЙ РУСИ (IX-XVIIв.)
Техника Декоративно-прикладного искусства:
1. Деревянная резьба (весь быт был пронизан любовью к
красоте, стремлением украсить жизнь художественной
выдумкой бревенчатая серость построек скрашивалась
резьбой) с XI века;
2. Чернь (сложный по составу черный порошок, который
разводят в воде им наносят на поверхность металлического
изделия. После обжига он прочно сплавляется с металлом,
сохраняя глубокий красивый цвет) с XI века;
3. Эмалевая техника (рисунок на золоте создавался
впаиванием на ребро тонких золотых перегородок, между
которыми заливалась многоцветная плавленая стекловидная
масса разных цветов. После обжига масса сплавляется с
металлом в одно единое целое: «Перегородчатая эмаль»,
«Выемчатая») с XII века;
4. Вышивка, художественное шитье (одежда украшали
причудливыми узорами – орнаментом, яркий колорит) с XV
века;
5. Чеканка;
6. Литье;
7. Ковка и др.
Сергий на кресте. Деревянная резьба древней Руси
6. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ (IX-XVIIв.)
ДЕКОРАТИВНОПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВОДРЕВНЕЙ РУСИ (IX-XVIIв.)
Техника ДПИ:
1. Позолота;
2. Узорочье;
3. Зернь;
4. Скань (изделия из крученной, свитой серебряной
или золотой проволоки. «Скати» что означало
скручивать. Изделия из скани были двух видов: в
одном случае скрученная проволока служила
основой для создания объемных, ажурных узоров, в
другом- накладывалась на пластины);
5. Золочение, инкрустация золотом железу и меди
с применением черни (на металлические пластины
предварительно наносили рисунок резцом. Затем в
углубления разогретых пластин молоточком
выбивали тонкие серебряные или золотые нити.
Пространство между нитями иногда покрывалось
чернью)№
6. Керамика (майолика, с XVIIв.).
Домовая резьба древней Руси.
7. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ (IX-XVIIв.)
ДЕКОРАТИВНОПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВОДРЕВНЕЙ РУСИ (IX-XVIIв.)
Виды орнамента:
1. Растительный орнамент;
2. Языческая символика (женские
украшения заполнены символическими
знаками, связанные с культом луны, воды,
изображения животных, например: богиня
Луны Селена- покровительница девушек);
3. Геометрический орнамент - (кружевные
узоры, плетенка, волнистые линии,
струйное переплетение проволок);
4. Звериный орнамент- змеиные головы.
8. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ (IX-XVIIв.)
ДЕКОРАТИВНОПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВОДРЕВНЕЙ РУСИ (IX-XVIIв.)
В орнаменте Древней Руси, очень часто
можно встретить различные древние
языческие сюжеты. Например, женская
фигура олицетворяла богиню земли,
плодородия; водоплавающие птицы —
водную стихию.
9. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ (IX-XVIIв.)
ДЕКОРАТИВНОПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВОДРЕВНЕЙ РУСИ (IX-XVIIв.)
Древнерусские мастера также
использовали для создания
орнаментов пришедшие в Византию и
восточные страны античные мотивы. В
древнерусском орнаментальном
искусстве прижилось переработанное
изображение сказочной птицы Сирин и
получеловека – полуконя Кентавра.
Также можно встретить орнамент из
пышных листьев, цветов, пальметок,
расположенных по сторонам прямого
штамба, узоры трав, пропущенных
через корону, гвоздику, опахало,
кипарис, гранатовое яблоко.
Орнамент в древней Руси
использовался как украшение одежды,
дома, предметов быта, интерьера, и
других всевозможных предметов.
Орнамент древней Руси
10. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ (IX-XVIIв.)
ДЕКОРАТИВНОПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВОДРЕВНЕЙ РУСИ (IX-XVIIв.)
Множество произведений ДПИ хранилось
в церковных зданиях, мастера-декораторы
украшали порталы и стены соборов
белокаменной резьбой, кружевом из
позолоченной меди обрамляли купола и
закомары, тончайшим золотым письмом
расписывали церковные врата, портал был
обшит листами позолоченной меди, в
других зданиях есть медные двери, сосуды
для причастия из меди.
Белокаменная резьба. Храм св. Георгия
в Юрьеве-Польском (XII век)
11. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КИЕВСКОЙ РУСИ
В Киевской Руси XI-XII веков развивалосьприкладное искусство, в памятниках
которого нашли яркое отражение
традиции древней народной
художественной культуры.
Киевские мастера славились далеко за
пределами родины, об их
произведениях сохранились
восторженные отзывы в сочинения
западных и византийских писателей.
XIII в. Черниговская гривна или гривна Владимира Мономаха. XIII в.
12. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КИЕВСКОЙ РУСИ
Наряду с резьбой по дерев и костиразвивалось ювелирное искусство.
Изделия этого периода выполнены в
технике «чернь», отличаются не
только богатством материала, но и
более сложной и искусной техникой.
Изделия изящны по форме, используя
сочетание бархатистой «черни» фона
или контура со светлым серебром
(браслеты, котлы, подвески).
Для оформления используется
орнамент: растительный мотив,
изображения людей и фантастических
существ (птицы с женскими
головами).
13. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КИЕВСКОЙ РУСИ
Ювелирное искусство:В Древней Руси техника «скани» стала
использоваться с IX—X веков. Тогда
витую проволоку для производства ещё
не использовали, а применялись зерни.
Сережка-подвеска , ХІ-ХІІІвв.
Золото. Скань, зернистость.
находка в составе клада, г. Киев
14.
Привеска в виде мужской фигурки. Вероятно,изображение языческого бога Перуна. Бронза, литье.
Высота 6,8 см. Середина XII в.
15. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КИЕВСКОЙ РУСИ
Пластины выполнены втехнике перегородчатой
эмали. Это фрагменты
диадем, являвшихся
одним из элементов
великокняжеского
головного убора.
Подобные диадемы
состояли из нескольких
соединенных друг с другом
золотых пластин в виде
киотцев, заполненных
разного рода
традиционными
композициями деисуса
(канонически
обусловленного ряда
святых, обращенных в позе
моления к центральной
фигуре Христа),
отдельными фигурами
святых, орнаментами.
Пластина с изображением Богоматери
Пластина с изображением апостола Марка
XII в.
Золото; перегородчатая эмаль
16. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КИЕВСКОЙ РУСИ
Ювелирное искусствоДля Киева XI-XII веков особенно
характерны изделия с перегородчатой
эмалью, для Новгорода XI-XII веков серебряные литургические сосуды и
чеканные оклады икон.
Оклад с иконы Троица письма Андрея Рублева
Москва. XVI-XVIII вв. Золото, серебро, драгоценные камни,
жемчуг
Чеканка, гравировка, чернь, эмаль, золочение 140 X 115 см
17.
Чеканные оклады икон Древней Руси18.
Оклад Иконы.Золото; эмаль, скань
Государственная Оружейная палата
Москва, Россия
19.
Шапка Мономаха.Золото, серебро, драгоценные камни, мех; литье,
чеканка, эмаль
Высота 28,3 см. окружность 65 см
Государственный историко-культурный музейзаповедник «Московский Кремль». Оружейная палата
20. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ПЕРИОДА ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ (XII-сер. XIII)
Прикладное искусство этого периода известноглавным образом по ювелирным изделиям.
В этот период получают распространение
изображения святых.
Основная особенность памятников: высокое
мастерство выполнения, разнообразие и красота
форм, сложная техника.
Чеканный рельеф по серебру: шлем Ярослава
Всеволодовича с изображение Архангела
Михаила, начало XIII века
Серебряные сосуды - кратиры XII века.
Шлем Ярослава Всеволодовича с изображение
Архангела Михаила, начало XIII века
21.
Шлем Ярослава Всеволодовича с изображениеАрхангела Михаила, начало XIII века
22.
Бармы. XII в.23.
Браслеты. XII в.24.
Женские бусы. XII в.25. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ПЕРИОДА ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ (XII-сер. XIII)
Ювелирное искусство:Изделия XII—XIII веков в технике «скани»
отличаются высоким качеством, в то время
чаще стали использовать технологию
напайной.
а с XII века — ажурной и рельефной скани, в
производстве стали использоваться камни.
Нагрудная икона. Георгий (лицевая сторона)
Новгород. XIV в. Серебро, жемчуг, стекло
Литье, скань 9,6 X 6,9 X 1,1 см
26. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ПЕРИОДА ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ (XII-сер. XIII)
Ювелирное искусствоДля искусства владимиросуздальской школы XII-XIII
веков - различные изделия с
чередованием золотых и
серебряных частей.
Серебряный кратир для вина
Работа новгородских мастеров первой половины XII века
27. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ПЕРИОДА ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ (XII-сер. XIII)
После распада Киевского государства на рядфеодальных княжеств, развиваются ремесленные
производства.
XII- первая половина XIII века дают представление
замечательные белокаменные рельефы
Владимиро-суздальских храмов, связанные с
народной резьбой по дереву. Белокаменная
резьба
28.
29.
СКУЛЬПТУРАПЕРИОДА ФЕОДАЛЬНОЙ
РАЗДРОБЛЕННОСТИ
Дмитриевский собор стал не только
одной из вершин владимиросуздальского зодчества, он, видимо
отмечает завершение определённого
стилевого этапа - построенные позже
него храмы во многом отличаются от
памятников сер. - второй пол. XII в
Интересен состав рельефов, в основном
изображающих фантастических и
реальных животных, растения и
всадников. Среди них выделяются
изображения святых: часть из них поясные (в медальонах), часть - фигуры в
рост.
Белокаменная резьба Дмитриевского
собора во Владимире, 1194-97г.
30. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ И ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ
В XIV-XV веках постепенновозрождается прикладное
искусство.
На XV—XVI века приходится
расцвет московской скани.
Использовались разнообразные
материалы: драгоценные камни,
эмаль, дерево, резная кость.
Самыми известными сканщиками
в то время были Амвросий и Иван
Фомин.
Пелена «Явление Богоматери преп. Сергию Радонежскому». 1525г.
31. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ И ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ
Для Москвы и Суздаля XIV-XV веков - окладыикон и евангелий, складни и т. д. со сканью,
чеканкой, басмой (тиснением), эмалью и
литыми изображениями:
1. выполняются великолепные оклады из
серебра и золота для церковных книг
(евангелие Федора Кишки);
2. драгоценные чаши (чаша работы Ивана
Фомина из золота и яшмы 1449г.);
3. нагрудные украшения- панагии, покрытые
кружевным узором золотой «Скани»
(панагия 1456г. работы Амвросия).
Потир
Москва. 1449 г. Мастер Иван Фомин.
Золото, мрамор
Ковка, скань 25,5 X 18,8 X 19,5 см
32. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ И ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ
Большое распространение в Новгороде и вМоскве получает искусство художественного
шитья (с использование золота и серебра).
Образцом золотого и серебряного шитья
может служить известная плащаница 1452г.,
вклад Василия Темного в новгородский
софийский собор, шитая по глубокой камке
(шелковая ткань) Её ритмичная композиция и
тонкий рисунок лиц выполнены художником
школы Андрея Рублева.
Святитель Иона Московский. Лицевое шитье
33. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ПЕРИОДА ОБРАЗОВАНИЯ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА
В Прикладном искусстве XV- XVI векахгосподствует по-прежнему низкий
рельеф, объемные изображения
встречаются очень редко.
Плоский рельеф получает
распространение в орнаментальной
резьбе царских врат и иконостасов.
Высокого развития получает литье из
меди и бронзы (Царь-пушка, А.Чохов,
1586г.)- дуло пушки украшено
изображение царя Федора Ивановича на
коне (барельеф) и орнаментом.
Царь-пушка, А.Чохов, 1586г. Фрагмент
34.
Царь-пушка, А.Чохов, 1586г.35.
Царь-пушка, А.Чохов, 1586г.36. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО XVI века
Русское ювелирное искусство XVI векаславилось и в западной Европе. Изделия
выполненные в технике чеканки, скани,
эмали, черни, так же применяются
драгоценные и полудрагоценные камни.
В шитье все более значительное место
занимает золото, серебро и жемчуг
(монументальная плащаница 1560-хг.
Мастерской Ефросинии Старицкой, тетки
Ивана Грозного с изображением
трагической сцены оплакивания
умершего Христа.
Троица Ветхозаветная. Панагия наперсная. XVIв.
Псков, серебро, горный хрусталь, бирюза, жемчуг, скань, золочение, миниатюра
37. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО XVI века
В XVI веке особое распространениеполучили чернь и эмаль, в XVII веке эмаль (И. Попов), чеканка (Г.
Овдокимов), резьба по металлу (В.
Андреев, А. Трухменский), чернь (М.
Агеев, П. Иванов).
Потир и тарель входят в литургический
набор, который, как гласят надписи, был
заказан царем Федором Алексеевичем
для дворцовых церквей в Московском
Кремле.
1. Тарель
Мастерские Московского Кремля
Золото, изумруд, сапфир, шпинель, топаз; эмаль по резьбе, чеканка, гравировка,
чернение
Мастерские Московского Кремля
2. Потир
Золото, бриллианты, розы, рубины, изумруд, сапфиры, шпинели, аметисты, стекло;
эмаль по резьбе, эмаль расписная, эмаль по рельефу, эмаль прозрачная, литье,
чеканка, гравировка
38.
Братина и ковшМосква. XVI в. Серебро
Ковка, литье, гравировка, золочение 7Х 9,5 см; Их 3,5 см
39. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО XVII века
В XVII век получают дальнейшие развитие прикладноеискусство.
В резьбе большую роль играет высокий рельеф
(барельеф), растительный орнамент, широко
применяется позолота и цветные фоны.
Крест с чеканным изображением распятия с
предстоящими и бога Саваофа, принадлежал, по
преданию, патриарху Филарету, отцу русского царя
Михаила Федоровича.
Стилистические особенности креста, изготовленного в
мастерских Московского Кремля, восходят к традициям
XVI столетия: тонкие изящные линии скани образуют
четко выраженный рисунок растительного орнамента,
рельефно выступающего на мягко мерцающем золотом
фоне, который подчеркивает плавный ритм его
композиции. Сканый узор, напоминающий изысканное
плетеное кружево, заполнен эмалью характерной для
московских мастеров цветовой гаммы: сочетание
белого, голубого, зеленого и черного цветов.
Крест - мощехранительница
Москва XVII в.
Золото, серебро; эмаль по сканому орнаменту, чернь,
чеканка, гравировка
40. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО XVII века
Заздравную чашу, которую испокон векабыло заведено поднимать на пирах, в России
называли братиной. Наполненная вином, она
передавалась по кругу- от соседа к соседу,
как бы объединяя всех сидящих за столом в
единое братство. Отсюда вероятно, и
произошло её название.
Братины напоминают небольшие
шарообразные горшочки, эту форму они
унаследовали от древней керамической
посуды, применявшейся в обиходе и во
время ритуальных обрядов у славян.
Братина
Москва. Первая треть XVII в. Серебро
Ковка, чеканка, гравировка, литье, золочение 25,5 X
13,7 см
41.
БратинаМосква. Первая треть XVII в. Серебро, хрусталь
42.
БратинаМосква. Первая треть XVII в. Серебро
Ковка, чеканка, гравировка, литье, золочение
43. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО XVII века
Серебряный флакон-ароматник - прекрасныйобразец новгородского ювелирного искусства
XVII века, отличается изысканными формами,
мягкими линиями стилизованного
растительного орнамента, образованного
сканой нитью. Оживленный легким блеском
вкрапленной в эмаль мелкой зерни, эмалевый
узор рельефно выступает на шероховатом
канфаренном (особо прочеканенном) фоне.
Такой фон, не встречающийся в изделиях
московских мастерских, так же как большая
сдержанность рисунка и цветовой гаммы,
характерны для новородского ювелирного
искусства.
Флакон-ароматник
Новгород. Конец XVII в.
Серебро; эмаль по сканому орнаменту, чеканка,
канфарение, золочение, зернь
44. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО XVII века
От XVII века сохранилось многоювелирных изделий из золота и
серебра, отличающихся пышностью и
нарядностью узоров растительного
орнамента. Техника эмаль с
использованием жемчуга и
драгоценных камней. Техника эмали
становится все более разнообразной.
Живописная эмаль получает наиболее
распространение - роспись
разноцветной прозрачной эмалью по
белому фону (травы, цветы, люди,
звери, птицы).
Венец. Москва. XVII в. Эмаль
45.
БратинаМосква. Первая треть XVII в. Серебро
Ковка, чеканка, гравировка, литье, золочение 25,5 X 13,7 см
46.
Часть доспехов из кольчугиМосковские Оружейные мастерские (?)
Конец XVI - начало XVII веков
47. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО XVII века
в XVII веке развиваются и многие местныешколы древнерусского ювелирного
искусства - сольвычегодская (мастерские
Строгановых), ярославская и др.
Русское ювелирное искусство XVII века (с
центром в Петербурге) развивается в русле
общеевропейских художественных стилей,
но сохраняет национальные особенности и
местные черты отдельных центров.
Серьги. XVII-XVIII вв. Серьги. Север. XVII в. Серьги. Север.
XVII в. Пуговицы. XVII в
48.
Запоны. Конец XVII в.49. ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО
Скань (филигранный стиль)(от старославянского глагола
«съкати» - сучить, свивать в одну
нить несколько прядей).
ажурный или напаянный на
металлический фон узор из
тонкой золотой, серебряной или
медной проволоки, гладкой или
свитой в верёвочки.
Изделия из скани были двух
видов: в одном случае
скрученная проволока служила
основой для создания
объемных, ажурных узоров, в
другом- накладывалась на
пластины.
50. ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО
Рельефная чеканкатехнологический процесс
изготовления рисунка, надписи,
изображения, заключающийся в
выбивании на пластине
определённого рельефа.
Серебряная посуда и предметы сервировки. Рельефная чеканка
51. ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО
Виды художественных эмалей:1. Выемчатая;
2. Перегородчатая;
3. Сплошная.
1. Если эмаль введена в композицию изделия в
небольшом количестве— в виде отдельных цветовых
пятен (на общем металлическом фоне), получается
выемчатая эмаль.
2. В случае, когда эмали отводится преобладающая
роль, а металлические перегородки играют роль
контуров, разделяющих эмали различных цветов,
создаются перегородчатые эмали.
3. Эмалью покрывают изделие сплошь, а металл
служит только конструктивной основой,
обусловливающей форму изделия, образуются
сплошные эмали.
Перегородчатая эмаль.
52.
Блюдо. XVII векЗолото, эмаль и драгоценные камни
53.
Украшения. Миниатюрная живопись по эмали54.
Перегородчатая эмаль.55.
Колт золотой, двухсторонний, гладкий, украшен перегородчатой эмалью.Киевская Русь, XI-XII века.
56.
Серебряные золоченые дробницы русской работы XII-XIII веков57.
Колт золотой, двухсторонний, гладкий, украшен перегородчатой эмалью.Киевская Русь, XI-XII века.
58. ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО
Золочение, инкрустация золотомжелезу и меди с применением
черни
На металлические пластины
предварительно наносили рисунок
резцом. Затем в углубления
разогретых пластин молоточком
выбивали тонкие серебряные или
золотые нити. Пространство между
нитями иногда покрывалось чернью.
Сложный по составу черный
порошок, который разводят в воде и
наносят на поверхность
металлического предмета. После
обжига он прочно
Перстень-печать.
Серебро. XVII век
Перстень. Серебро, эмаль,
изумруд. XVII век
59.
Серьги. Серебро, эмаль, жемчуг. Вторая половина XVII века. Великий Устюг60.
Серьги. Серебро, эмаль, жемчуг, перламутр. Вторая половина XVII века.Сольвычегодск
61.
Серьги-двойчатки.Серебро, жемчуг, янтарь. XVII век
62.
Цепь. Серебро.XVII в. Новгород
63.
Цепь. Серебро. Конец XVII в/64. ГОНЧАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО (КЕРАМИКА)
Глина - основа для гончарногопроизводства (посуда: черпаки, миски,
светильники, амфоры, глиняные
игрушки, кувшины…)
В Древней Руси уже в X веке с
помощью гончарного круга
изготовлялись различные чаши, ковши,
корчаги, украшенные геометрическим
узором.
В XI веке стала применяться роспись с
применением глазури и эмали. После
татаро-монгольского нашествия русская
керамика возродилась уже в 14-15
веках.
В керамике XVI века стало применяться
«морение» и лощение.
С XVII века появились
плоскорельефные изображения.
Чернолощеная керамика. Лощение
65. РУССКИЙ ФАРФОР
Русский фарфор появился послеоснования Императорского
фарфорового завода, где сразу
развернулось производство
парадных сервизов. Русский фарфор
неизменно был высокого качества,
менялся только императорский
вензель: каждый император должен
был видеть свой вензель на дне
тарелки.
К работе над сервизами
привлекались лучшие живописцы и
скульпторы Академии Художеств.
Столовый сервиз. Русский фарфор
66. РУССКОЕ СТЕКЛО
Возникновение промысла.К художественным стеклянным изделиям
относятся уникальные и массовые
художественные изделия из
высококачественного известкового,
калиевого и свинцового (хрустального)
стекла.
Древнейшее искусство стеклоделия
зародилось в III—IV тысячелетиях до н. э.
В нашей стране стеклоделие стало
развиваться в X—XI вв. в Киевском
государстве, хотя возникновение его
относится к более раннему периоду.
Уже в XII—XIII вв. многие стеклянные
изделия киевских мастеров по качеству
превосходили лучшие заграничные
образцы. Монголо-татарское иго надолго
задержало развитие этого ремесла. В XIV—
XVI вв. на Руси существовало
незначительное число кустарных
производств стекла.
Цветное стекло. Художественные изделия из стекла.
Стеклянные композиции.
67. РУССКОЕ СТЕКЛО
Подмосковные стекольные заводы XVII века:1. Измайловский стекольный завод. В 1668 году было
начато строительство второго казенного завода под
Москвой в селе Измайлово. Продукция Измайловского
завода была весьма разнообразна. Она изготовлялась
из зеленого, по-видимому, окрашенного примесями
железа, и бесцветного стекла.
2. Стекольный завод в Воскресенском. Кроме
Духанинского и Измайловского заводов под Москвой в
селе Воскресенском Черноголовской волости был
построен еще один казенный стекольный завод.
68. РУССКОЕ СТЕКЛО
ГранениеОбработка поверхности природных и
синтетических минералов-самоцветов и
стекла для ювелирных и технических
целей для образования плоскостей и
гребней путем резки, обдирки и
полировки. Известна с 3-его тыс. до н.э.
Графин. Гранение, хрусталь
69. ЛИТЕЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Высокого развития достигла в XVIв. литьецветных металлов.
Андрей Чохов (много лет проработал на
московском Пушечном дворе), в 1586г. —
отлита им Царь Пушка Московского кремля,
дуло пушки украшено барельефом (Федор
Иванович на коне) +орнамент.
Колокол «Реут». 1622 год. Мастер Андрей Чохов
Успенская звонница Московского Кремля
70. КОСТЮМ КИЕВСКОЙ РУСИ И СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ X-XIV веков
Характерные особенности для костюма этого историческогопериода, можно отнести следующие:
1.
статичный, прямой, расширенный книзу силуэт изделия
и рукавов;
2.
преобладание симметричных композиций с ритмом
округлых линий в деталях, отделке, дополнениях; даже
при наличии асимметрии в форме костюма или способе
ношения (корзно, косоворотка, ферязь) композиция его
уравновешена, устойчива;
3.
использование декоративных узорных тканей с
эффектом золота и серебра, крупным сложным
орнаментом; отделка вышивкой, мехом, тканью другого
цвета; создание динамической формы за счет
контрастных цветов;
4.
большое значение головного убора в решении
композиции костюма.
Костюм мужской, Русь, XIV-XVI вв.
71. КОСТЮМ КИЕВСКОЙ РУСИ И СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ X-XIV веков
Наиболее распространенными тканями были лени шерсть, которые могли быть и высокого
качества (полотно, тонкое сукно), и в виде
грубого холста, сермяги, армячины.
Орнаментация осуществлялась раскраской,
вышивкой, в более поздние периоды —
набивкой и пестрядью (тканый узор из
разноцветной пряжи). И набивка, и пестрядь
были обычно сурового цвета с сине-зеленым,
синим или киноварным рисунком. Наиболее
характерный рисунок геометрический:
ромбовидные решетки с кругами в центре;
розетки, звезды на фоне треугольников,
квадратов, извилистых полос.
Распространена была также вышивка ткани
жемчугом. Жемчужины нашивали на ткань в
определенном ритме узора или по его контурам.
Костюм мужской, Русь, XIV-XVI вв.
72. МУЖСКОЙ КОСТЮМ КИЕВСКОЙ РУСИ X- XIVв.
Красочный рисунок из рукописи«Изборник Святослава» (1073 г.)
изображает семью князя Святослава
Ярославича. На князе кафтан киевский,
или свита, зеленого цвета с красной
каймой по низу и золотыми
зарукавьями, синий плащ-корзно,
отороченный золотой каймой, на
красной подкладке. На голове —
круглая шапка с меховым околышем и
наушниками, на ногах — зеленые
сафьяновые сапоги.
Мужской костюм Киевской Руси и северо-восточной Руси
X - XIV в.
73. МУЖСКОЙ КОСТЮМ КИЕВСКОЙ РУСИ X - XIV в.
Плащ-корзно был драпирующейся одеждойвизантийского типа, который носила только
феодальная княжеская верхушка. Парадной
княжеской одеждой были и туники из дорогих
византийских паволок с длинными рукавами и
боковыми разрезами внизу.
Шапки, начиная с XI в., были неотъемлемой частью
русского мужского костюма и у знати, и у бедноты.
Крестьяне носили круглые колпаки из войлока,
грубого сукна с узкой меховой опушкой, люди
состоятельные — из тонкого сукна или бархата,
знать — бархатные или парчовые с украшениями из
серебра, золота, драгоценных камней и с меховым
околышем.
Мужской костюм Киевской Руси и северовосточной Руси X - XIV в.
74. МУЖСКОЙ КОСТЮМ КИЕВСКОЙ РУСИ X - XIV в.
Нижней одеждой знати и основной укрестьян с древнейших времен были
рубахи и порты.
Рубаху носили навыпуск и подпоясывали
узким поясом или цветным шнуром.
Цвет основной ткани был разнообразный,
но всегда яркий. Порты, или штаны, из
холщовой ткани; неширокие, суженные
книзу, до щиколотки, завязывались на
талии шнурком — гашником.
Поверх них состоятельные люди носили
еще верхние шелковые или суконные
штаны, иногда на подкладке. Внизу штаны
заправляли в сапоги из цветной кожи.
Мужской костюм Киевской Руси и северо-восточной Руси
X - XIV в.
75. ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ КИЕВСКОЙ РУСИ X - XIV в.
1. Женская рубаха была длинной, доступней, с длинными, собранными в
низках рукавами и разрезом, из
горловины застегивающимся на
пуговицу. По горловине, разрезу,
низкам рукавов ее украшали
вышивкой или обшивали полосой
отделочной ткани. Рубашку шили из
белого полотна или цветного шелка
и носили с поясом.
2. Поверх рубахи надевали
поневу — юбку, состоящую из трех
несшитых прямоугольных
полотнищ, укрепленных на поясном
ремешке, который образовывал
напуск рубашки. Понева была
короче рубашки, и спереди ее полы
расходились. Тканью для понев
чаще всего была пестрядь с
клетчатым, ромбовидным узором.
3. Верхней одеждой была запона —
накладная одежда типа нарамника
из полотна, не сшитая по бокам.
Женский костюм Киевской Руси и северо-восточной Руси X - XIV в.
76. ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ КИЕВСКОЙ РУСИ X - XIV в.
В женском костюме феодальной знати, кромерубашки, были византийские формы одежды:
туники, далматики, драпирующиеся плащи.
Верхней женской одеждой были свиты с более
широкими, чем в мужских, рукавами, из которых
виднелись украшенные зарукавья сорочки.
Головные уборы играли в женском костюме, как и в
мужском, большую роль.
Девушки носили распущенные длинные волосы
или косу, заплетенную плоско, низко на затылке.
Прическа была украшена шелковой вышитой
лентой, деревянным или кожаным обручем с
высокой зубчатой передней частью. Повязка
называлась чело кичное, обруч — венец.
К ним прикрепляли височные кольца и налобные
металлические украшения.
Замужние женщины закрывали волосы
повойником из тонкой ткани или шелковой сетки.
Женский костюм Киевской Руси и северо-восточной Руси X - XIV в.
77. КОСТЮМ МОСКОВСКОЙ РУСИ XV-XVII в.
Костюм Московской Руси XV-XVII вв. сохраняетосновные части костюма Киевской Руси
(рубахи, порты); большую длину одежды,
неотрезной крой; манеру ношения и отделку.
В рубахе разрез горловины переместился с
середины влево, появляется рубашкакосоворотка. Длина ее стала меньше.
Появились различные по назначению рубахи,
например горничные, которые носили в
горнице.
Поверх рубахи надевали зипун — распашную
одежду полуприлегающего, расширенного
книзу силуэта с застежкой встык.
Кафтан, надевавшийся поверх зипуна,
различался не только отделкой, но и
конструктивным решением. Некоторые
кафтаны (обычный, домашний, выходной)
были прямого, расширенного книзу силуэта и
неотрезные по линии талии
Мужской костюм XV-XVII в.
78. КОСТЮМ МОСКОВСКОЙ РУСИ XV-XVII в.
Характерной мужской одеждой этого периодабыла также шуба — распашное изделие
объемного, расширенного книзу силуэта с
длинными широкими рукавами и отложным
меховым воротником. Верх шубы обычно
покрывали тканью (атласом, парчой, бархатом,
сукном), подкладкой служил мех соболя,
горностая, куницы, лисицы, песца, зайца, белки, а
также овчины. Шубу застегивали на шнуры.
Иногда рукава на уровне локтя имели прорез для
продевания рук, при этом оставшаяся нижняя
часть рукавов свободно свисала.
В суровых климатических условиях северных
областей Руси шубу носили все. Однако бояре и
дворяне в некоторых случаях надевали шубу и
летом и не снимали ее даже в помещении как
признак своего достоинства.
Шуба. Мужской костюм XV-XVII в.
79. КОСТЮМ МОСКОВСКОЙ РУСИ XV-XVII в.
Охабень из атласа, бархата, парчиимел четырехугольный откидной
воротник, который доходил до
половины спины, и длинные узкие
рукава, которые завязывались
сзади.
Мужской костюм XV-XVII в.
80. КОСТЮМ МОСКОВСКОЙ РУСИ XV-XVII в.
Исключительно красочным и живописным былженский костюм Московской Руси. В конструктивном
его решении было много общих черт с мужским
костюмом, хотя предпочтение отдавалось глухому
накладному типу одежды.
Верхней накладной одеждой, которую носили в
основном состоятельные женщины, был летник —
глухая одежда прямого покроя, расширенная за счет
боковых клиньев до 4 м внизу. Особенностью
летника были широкие колоколообразные рукава,
сшитые от проймы только до локтя. Далее они
свободно свисали до пола остроугольными
полотнищами ткани. Внизу их украшали вошвами —
треугольными кусками атласа или бархата,
расшитыми золотом, жемчугом, металлическими
бляхами, шелком.
Чело кичное и венец украшают жемчужные пряди с
подвесками — рясы вдоль щек, поднизь — на лоб.
Самым нарядным головным убором был кокошник,
цельный, украшенный жемчугом, с очень высокой
передней частью.
81.
М.Шибанов. Празднества свадебного договора82. КОСТЮМ МОСКОВСКОЙ РУСИ XV-XVII в.
Костюм царя и царицы отличался от одежды знатитолько в особо торжественных случаях. Тогда он
состоял из царского платна — распашной длинной
одежды, очень расширенной книзу, с широкими
короткими рукавами. Линия застежки встык, борта,
низ платна и низ рукавов обшивались декоративной
полосой. Сверху надевался круглый широкий
воротник — барма и головной убор — тулья
конусообразной формы с меховым околыше
Царь Иван Грозный. В.М.Васнецов. 1897г.
83. РУССКИЙ ИНТЕРЬЕР, МЕБЕЛЬ XVII века
Боярские хоромы в отличии от апартаментовпетровского времени – место домашнее, интимное,
закрытое от посторонних глаз и не предназначенное
для официальных визитов и приемов.
Интерьер дома, будь это палаты знатного боярина
или простая крестьянская изба, в основе своей был
прост и функционален. Центром любого помещения
являлась большая русская печь. Вдоль стен
располагались широкие лавки, плотно
прикрепленные к стене. Простые полки, открытые
посудные шкафы, длинный обеденный стол,
поставец (стол для приготовления пищи). скамьи
(переносные лавки), стольцы (табуреты). Кресла и
стулья могли позволить себе только при дворе и в
состоятельных домах, но даже там оставались
редкостью. Стулья в крестьянском жилище стали
появляться только в XIX веке.
Шкаф-киот. Конец XVI- нач. XVII в.
84.
Стул.XVI в.85.
Скамья с переметом. XVI в.86.
Русский интерьер XVII века. Теремной дворец. Престольная87.
Стол. Архангельск. Нач. XVIII в.88. РУССКИЙ ИНТЕРЬЕР, МЕБЕЛЬ XVII века
Обязательным атрибутом любогорусского дома были скрыны, сундуки
различных размеров и конфигураций,
погребцы. В больших сундуках хранили
одежду, холсты, домашнюю утварь. В
сундуках поменьше (укладках и ларцах)
– ценные вещи.
Сундук. XVII в.
89. РУССКИЙ ИНТЕРЬЕР, МЕБЕЛЬ XVII века
В XVII веке при Оружейной палатебыли учреждены специальные
мебельные мастерские, где по
привозным заграничным образцам по
заказу Двора изготавливали копии и
вариации на тему европейской
мебели. Вариации эти представляют
своеобразный симбиоз барочных
европейских форм и традиционного
древнерусского искусства
Стол. Россия. Нач. XVIII в.