Похожие презентации:
Аристотель о двух видах хозяйственной деятельности и двух путях развития хозяйства: ойкономикосе – домострое и хрематистике
1. Аристотель о двух видах хозяйственной деятельности и двух путях развития хозяйства: ойкономикосе – домострое и хрематистике
Волкова ЕкатеринаКоптев Андрей
Тимофеев Владислав
2. Факты о жизни Аристотеля
АристотельОйкономикос домострой
Хрематистика
Обмен
Деньги
Выводы
Факты о жизни Аристотеля
• Древнегреческий философ
• Ученик Платона
• С 343 г. до н. э. Воспитатель Александра
Македонского
• В 335 г. до н. э. основал ликей (философскую
школу)
• Наиболее влиятельный из философов древности
• Основоположник формальной логики
• Создал понятийный аппарат, который до сих пор
пронизывает философский лексикон и стиль
научного мышления
• Аристотель был первым мыслителем, создавшим
всестороннюю систему философии, охватившую
все сферы человеческого развития: социологию,
философию, политику, логику, физику
2
3. Ойкономикос
АристотельОйкономикос домострой
Хрематистика
Обмен
Деньги
Выводы
Ойкономикос
• Ойкономикос – домострой - это общественно
полезное хозяйство, гармоничное, справедливое,
самодостаточное, не разрушающее природу на уровне
семьи, что мы сегодня называем микроэкономикой, а
также - города-государства, т.е. Макроэкономики
(Аристотель, в работе «Политика IV в. до н.э.)
• Автором идеи о домостроительстве является
Ксенофонт Афинский. Он делал акцент не на
исследование внутренней̆ сущности хозяйственного
быта, а на конкретные рекомендации по его
рациональному упорядочению
• Для экономики есть серьезная угроза – «маммонизм»
– умножения богатсва ростовщическим путем.
Проценты которые произведены от денег являются
денежными знаками противными природе
3
4. Хрематистика или «ложная экономика»
АристотельОйкономикос домострой
Хрематистика
Обмен
Деньги
Выводы
Хрематистика или «ложная экономика»
Хрематистика- искусство «делать деньги»,
наживаться путем перепродажи и
ростовщичества и создавать богатство, не
имеющее границ.
Однако Аристотель в то же время
подчеркивал невозможность выделения
«чистой экономики» и освобождения ее
от хрематистики.
Возникновение торговли как
профессионального занятия привело к
утрате естественной цели
удовлетворения потребностей, и
накопление денег само по себе стало
целью торговли.
4
5. Обмен и меновая стоимость
АристительОйкономикос домострой
Хрематистика
Обмен
Деньги
Выводы
Обмен и меновая стоимость
Аристотель разграничил два свойства товара:
потребительная ценность и меновая стоимость.
Потребительная ценность не является внутренним
качеством товара, а отражает его способность
удовлетворять потребности человека.
Меновая ценность- это ценность товара с точки зрения
его способности к обмену на другие товары.
Обмен не может иметь места без равенства, а
равенство — без соизмеримости.
Аристотель одним из первых поставил вопрос о
существовании некоего правила, позволяющего
приравнивать качественно разнородные вещи при
обмене.
5
6. Деньги как средство обмена и накопления капитала
АристотельОйкономикос –
домострой
Хрематистика
Обмен
Деньги
Выводы
Деньги как средство обмена и накопления капитала
Возникновения денег - необходимость, обусловленная
развитием торговли. Деньги существуют для удобства
обмена. «…Монета, словно мера, делает вещи
соизмеримыми..».
Экономика
Прямой товарообмен и
товарообмен через деньги
Хрематистика
Движение торгового капитала,
торговые операции с целью
увеличения денег
Деньги как результат общественного договора созданы как средство обмена, а не обогащения и деньги
не должны приносить доход.
6
7. Выводы
АристотельОйкономикос –
домострой
Хрематистика
Обмен
Деньги
Выводы
Выводы
Наши выводы из аристотелевского учения об экономике для создания новой̆
экономической̆ теории следующие:
По Аристотелю ойкономикос – домострой – это естественный̆ экономический̆
порядок
Домострой – экономика не приемлет ростовщичества, спекуляций, паразитизма
и праздности
Развитие естественной экономики в результате приводит к развитию
хрематистики, поэтому очистить экономику от хрематистики невозможно
Аристотель легитимизирует использование денег только как средства обмена и
осуждает использование денег не по их «истинному назначению»
7