Проблемы построении модели регуляции движений
Проблемы построении модели регуляции движений
Принцип сенсорных коррекций (рефлекторное кольцо)
Сенсорные регуляции обеспечиваются эффекторными системами обработки. «Обрастание» в филогенезе.
Идея многоуровневой организации движений
Рецепторы
Уровень А руброспинальный уровень (субкортикальные структуры, средний мозг, красное ядро) Сочетание 2-х процессов
Уровень А руброспинальный уровень
Уровень B (синергий) таламо-паллидарный уровень (субкортикальные структуры, таламус-афферентационный центр,
Уровень B (синергий) таламо-паллидарный уровень
Уровень B (синергий) таламо-паллидарный уровень
Уровень С (пространственного поля) пирамидно-стриальный уровень (включает кортикальные и субкортикальные структуры, striatum,
Уровень С (пространственного поля) пирамидно-стриальный уровень
Уровень С (пространственного поля) пирамидно-стриальный уровень
Уровень С (пространственного поля) пирамидно-стриальный уровень
Сохранение геометрического подобия при различных способах письма (регуляция С2)
Уровень D (действий) теменно-премоторный (кортикальный) уровень (нижняя теменная доля - афферентная часть премоторная зона –
Уровень D (действий) теменно-премоторный (кортикальный) уровень
Уровень D (действий) теменно-премоторный (кортикальный) уровень
Группа уровней Е (идеаторные) (интегративные возможности коры больших полушарий)
Многоуровневая регуляция движения при написании слова «козёл» под диктовку
Схема построения координации смычковой руки скрипача
Примерная схема движения руки пианиста
1.10M
Категория: БиологияБиология

Проблемы построении модели регуляции движений

1. Проблемы построении модели регуляции движений

1. Точный расчет движений невозможен
для такого сложного многозвенного
механизма как человек

2. Проблемы построении модели регуляции движений

2. Сложность описания движений,
использующих:
Внешние силы
Инерционные силы

3. Принцип сенсорных коррекций (рефлекторное кольцо)

Позволяет
использовать:
•внешние силы;
•инерционные силы.

4. Сенсорные регуляции обеспечиваются эффекторными системами обработки. «Обрастание» в филогенезе.

КП
ЗБ
П

5. Идея многоуровневой организации движений

•Управление движением осуществляется с помощью
надстраивающихся друг над другом контуров управления
(эфферентные системы)
•Обратную связь на каждом уровне обеспечивает ведущая
афферентация уровня.

6. Рецепторы

1) экстерорецепторы,
воспринимают раздражения внешней среды, расположены в коже,
слизистых оболочках и органах чувств;
2) интерорецепторы,
получают раздражение, главным образом, при изменениях
химического состава внутренней среды и давления расположены в
сосудах, тканях и органах;
3)проприорецепторы
в мышцах, сухожилиях, связках, фасциях, надкостнице, суставных
капсулах; передают информацию о параметрах структур опорнодвигательной системы.

7. Уровень А руброспинальный уровень (субкортикальные структуры, средний мозг, красное ядро) Сочетание 2-х процессов

Интрафузальные волокна
тоническая поддержка
Координация связана с альфа-ритмами ЭЭГ
Экстрафузальные волокна

8. Уровень А руброспинальный уровень

Движения:
• Спинальные безусловные рефлексы.
• Дрожь от холода.
• Тремор (как результат нарушения
реципрокного торможения – гиперфунция
эффекторов).

9. Уровень B (синергий) таламо-паллидарный уровень (субкортикальные структуры, таламус-афферентационный центр,

паллидум-эффекторный)
Основная задача - координация работы комплекса мышц для
локомоций (перемещения в пространстве).
Ведущая афферентация – собственного тела (а не внешних
объектов):
•суставно-угловая;
•геометрическая проприорецепторика скоростей и положений

10. Уровень B (синергий) таламо-паллидарный уровень

Три координационных качества
1)способность вести высокослаженную согласованную работу всего
тела (многие десятки мышц) – мышечные синергии; согласует и
использует реактивные, инерционные силы, экономия энергии
2)задает ритм работы всех звеньев механической цепи: ритмические,
качательные, повторные движения имманентная цикличность,
склонность к повторам; берет на себя ритмические последования более
высоких уровней;
3)склонность к штампам (чрезвычайная похожесть движений), но
афферентация может быть гибкой и разнообразной;

11. Уровень B (синергий) таламо-паллидарный уровень

Движения:
•Вырабатываются, закрепляются в виде определенного устройства
кинематических цепей.
•Образуются динамически устойчивые стили движения.
Примеры движений (с ведущим уровнем В):
•мимика, пантомима, пластика (эмоциональные движения лица);
•восточный (пластический) танец;
•бесснарядовая гимнастика;
•полунепроизвольные движения (потягивания, объятия)
Слабость уровня синергий - не в недостаточности афферентаций, а в
одностороннести (интровертированности).

12. Уровень С (пространственного поля) пирамидно-стриальный уровень (включает кортикальные и субкортикальные структуры, striatum,

пирамидные и экстрапирамидные эффекторные пути)
Основная задача:
построение движений, приспособленных к свойствам
объектов окружающего пространства — к их форме,
положению, весу и другим особенностям.
Ведущая афферентация
-синтетическое пространственное поле.

13. Уровень С (пространственного поля) пирамидно-стриальный уровень

Пространственное поле уровня С не есть ни ощущение, ни их сумма.
При формировании в нем участвуют:
•зрительные ощущения,
•глазодвигательные ощущения,
•осязательные ощущения,
•проприоцепторика всего тела, возглавленная вестибулярными
ощущениями тяготения и ускорений и т.д.
В нем возможны многочисленные компенсации и викарные
взаимозамены,
Основное отличие от афферентации предыдущего уровня объективированность.

14. Уровень С (пространственного поля) пирамидно-стриальный уровень

Поле «конструируется» с помощью органов
чувств (рецепторных систем)
Пространственное поле уровня С
•обширно, (телерецепторы)
•несдвигаемо (когда идем-передвигаем себя, а не
все едет назад)
•гомогенно и апериодично (нет привязок к
периодичности тела)
•метрично и геометрично

15. Уровень С (пространственного поля) пирамидно-стриальный уровень

Подуровни:
С1. приспосабливаемость по ходу процесса (способ выполнения)
С2. финальный характер – установка на точность, меткость
(пирамидальная эффекторная система)

16. Сохранение геометрического подобия при различных способах письма (регуляция С2)

17. Уровень D (действий) теменно-премоторный (кортикальный) уровень (нижняя теменная доля - афферентная часть премоторная зона –

эфферентная)
Основная задача:
обеспечение организации действий с предметами.
Ведущая афферентация:
- предмет.
Основное отличие от афферентации предыдущего уровня –
неметричность
Движения неметричны.

18. Уровень D (действий) теменно-премоторный (кортикальный) уровень

Ведущая сторона действия:
- мотив – смысл предмета для организма, функциональность:
1)что нужно делать с предметом;
2)в в каком цепном порядке это делать;
Предмет может выступать как:
1)объект манипулирования;
2)орудие
3)символ, конкретизирующий отвлеченное действие (материализованный
объект)
В высокоавтоматизированной работе предмет переживается как часть
собственного тела (тело как бы достраивается)

19. Уровень D (действий) теменно-премоторный (кортикальный) уровень

Строится не геометрическое, а топологическое пространство:
Символ, буква топологические
классы
Категориальная организация топологического
пространства: вместо геометрии или метрики такие
категории, как «над», «под», «внутри»,... Категории
времени «сейчас», «потом»…

20. Группа уровней Е (идеаторные) (интегративные возможности коры больших полушарий)

Основная задача:
организация действий, которые не могут быть организованы на
предыдущих уровнях, в том числе: символические, условные,
объединенные замыслом, идеей.
Характерна многоуровневая, многократная перешифровка
сенсорной информации, информации о предметах.

21. Многоуровневая регуляция движения при написании слова «козёл» под диктовку

• В - колебательная синергия скорописи
• С - адаптация движений к условиям
написания (в частности - к бумаге)
• D - топологические особенности почерка
• Е - фонетическая перешифровка «казел»
• Е - грамматическая перешифровка «козел»
• Е - смысловая интерпретация («про
животное»)

22. Схема построения координации смычковой руки скрипача

Е — ведущий уровень, создающий мотив для двигательного акта и
осуществляющий его основную смысловую коррекцию—приведение
звукового результата в соответствие с намерением.
D — манипулирование с предметом—„сверхвысший"
автоматизированный навык.
С —не участвует.
В — основные синергии (вторичные фоны), реализующие
„сверхвысший'' автоматизм уровня D.
А — специфическая хватка.

23. Примерная схема движения руки пианиста

Е — ведущий уровень , создающий мотив для двигательного акта
и осуществляющий его основную смысловую коррекцию—
приведение звукового результата в соответствие с намерением
D — видимо не участвует,
С— пространственные целевые, силовые и меткие движения в
пространственном поле.
В —фоновые синергии: а) туше, связанного с позой тела и
постановкой рук; б) фоновых компонент для уровня С.
English     Русский Правила