Основные этапы становления и развития политической науки
Политическая мысль Древней Греции
Политические учения средневековья
Политическая мысль Древнего Востока
Политические учения Эпохи Возрождения
Политические идеи европейского Просвещения
Политические исследования в XX веке.
Глоссарий
Источник информации
85.97K
Категория: ПолитикаПолитика

Основные этапы становления и развития политической науки

1. Основные этапы становления и развития политической науки

Ассоц.проф.Джаныкулова С.К.

2.

• Оригинальное учение предложил Ибн-Халдун.
• Он полагал, что каждое государство существует в течение жизни трех
поколений и переживает пять этапов:
1) свержение прежней власти и появление новой;
2) сосредоточение власти в руках правителя, который
уничтожает прежних союзников, содействовавших ему в получении
власти;
3) расцвет государства
4) усиление оппозиционных течений
5) упадок и гибель государства
• В трудах Ибн-Халдуна предложена своеобразная классификация форм
правления. Она включает такие формы, как халифат, политическую и
естественную монархию.

3. Политическая мысль Древней Греции

Учение о государстве Платона
• Он считал, что государство появляется вследствие расширения
потребностей людей. Для их реализации необходимо содействие других
и объединение всех в сообщество. Это объединение подобно семье,
управляемой заведенным издревле обычаем, но расширение
сообщества требует создания регуляторов - законов.
• Возникает необходимость в системе управления и должностных
лицах(законодателях).
• Идеальное государство должно соединять в себе 4 свойства: оно должно
быть мудрым, мужественным, рассудительным и справедливым.
• Человек должен заниматься одним делом. На которое способен.
• По занятиям все граждане делятся на 3 сословия: правителей, воинов и
ремесленников.
• Главные принципы идеального устройства по Платону – социальная
дифференциация, равенство в потреблении и служение государству как
высшую цель каждого индивида.

4.

Политические взгляды Аристотеля
• . Государственная власть дана правителю над свободными и равными
ему людьми. Поэтому правитель должен прежде пройти школу
подчинения, дабы знать нужды людей, их психологию.
• Полноправным гражданином должен быть человек, участвующий в
работе суда и народного собрания. Рабы. Иностранцы,
несовершеннолетние дети и престарелые не являются гражданами, так
как не несут государственные повинности.
• По его мнению, существуют 3 вида справедливого устройства: царская
власть, аристократия, полития.
• Основой государства должны стать люди среднего достатка, которые
избавлены от крайностей нищеты и сверхбогатства

5. Политические учения средневековья

Отличительными чертами Средневековья являются высокое значение
церкви, становление сильной монархической власти и формирование
своеобразного культурного уклада.
Августин Блаженный
• По его мнению, мир состоит из 2 государств: земного и божьего.
• Поскольку любое государство является частью универсального
мироздания, то оно должно следовать христианским установлениям.
• Августин придерживался принципа приоритета церковной власти над
светской, на этом покоились все его теоретические выводы.

6.

Фома Аквинский
• Он полагал. Что сущность государственной власти определяется
Божественной волей и вследствие этого составляет позитивную
ценность.
• Отступление от установленного волей Всевышнего порядка ведет к
отступлению от законов мировой гармонии. Законы государства
перестают соответствовать всеобщим божественным законам, а это
оборачивается недовольством общественными порядками.
• Аквинский допускал право граждан не подчиняться требованиям власти,
если она. В свою очередь, отступает от божественных установлений.

7. Политическая мысль Древнего Востока

Аль-Фараби – «Трактат о взглядах жителей добродетельного города»
Фараби пытался связать на основе методологии и принципов философского
знания все области науки, в том числе общественные.
Еще одним фундаментальным основанием стали принципы этики.
Наилучшая форма общественного устройства – добродетельный город.
«Город, в котором объединение людей имеет своей целью взаимопомощь в
делах, коими обретается истинное счастье,- пишет мыслитель, - является
добродетельным городом, и общество, где люди помогают друг другу, в целях
достижения счастья, есть добродетельное общество»
Глава города должен обладать целым набором врожденных и приобретенных
качеств, позволяющих ему достойно осуществлять управление.
Идеальному государству Фараби противопоставил неправильные формы
устройства. Первой из них назван невежественный город, жители которого не
знали счастья и не стремятся к нему. Главное для них – богатство,
наслаждение, почести, страсти. Также Аль-Фараби говорит о безнравственном,
переменчивом и заблудшем городах. Все они в своих целях действуют
противоположно жителям добродетельного города, отличаются порочными
нравами и обычаями.

8.

• Оригинальное учение предложил Ибн-Халдун.
• Он полагал, что каждое государство существует в течение жизни трех
поколений и переживает пять этапов:
1) свержение прежней власти и появление новой;
2) сосредоточение власти в руках правителя, который
уничтожает прежних союзников, содействовавших ему в получении
власти;
3) расцвет государства
4) усиление оппозиционных течений
5) упадок и гибель государства
• В трудах Ибн-Халдуна предложена своеобразная классификация форм
правления. Она включает такие формы, как халифат, политическую и
естественную монархию.

9. Политические учения Эпохи Возрождения

Эпоха возрождения характеризуется переходом от теологических
концепций к реалистической трактовке проблем общественного
устройства.
Никколо Макиавелли
Он полагал, что в политике нужно опираться не столько на благие
принципы, сколько на силу и трезвый расчет.
Из работы «Государь»:
Надо знать, что с врагом можно бороться двумя способами: законами и
силой.
…О действиях всех людей, а особенно государей, с которых в суде не
спросишь, заключают по результату, поэтому пусть государи
стараются сохранить власть и одержать победу.

10. Политические идеи европейского Просвещения

Новое время с господством рационализма привнесло критическое отношение к
политической деятельности. Эта эпоха известна бурными революционными
преобразованиями в Европе. Общественное развитие требовало теоретического
осмысления новых форм государственного устройства. Новое время породило идеи
гражданского общества, прав человека, общественного договора.
Томас Гоббс
• В своей книге «Левиафан» он сформулировал теорию происхождения
государства на основе общественного договора.
• Верховный правитель не связан рамками общественного договора, он не
ограничен волей своих подданных.
Джон Локк
• Правитель должен подчиняться условиям общественного договора.
• Огромной заслугой Локка стало теоретическое обоснование идеи прав
человека. Особо выделяются неотъемлемые права личности на жизнь,
свободу и собственность.

11. Политические исследования в XX веке.

• Изменение представлений о роли и месте политики в жизни общества,
трансформация государства и его отдельных институтов привели к
пересмотру отношения к предмету политической науки.
• Наиболее часто рассматриваются следующие аспекты: политика как
система, политическое участие, политические институты, участие
индивидов в политике, политическая модернизация и др.
• Значительное место занимают психологические и биологические
аспекты.
• Деятельность многих школ имеет прикладной характер и
непосредственно используется в политической практике, например, при
разработке стратегии участия в выборной кампании.

12. Глоссарий

русский
казахский
английский
Аристократия
Ак, суйек
Aristocracy
Государство
Мемлекет
State
Гражданство
Азаматтык,
Citizenship
Демократия
Демократия
Democracy
закон
Зан,
law

13. Источник информации

• Е.М. Смагулов «Основы политологии»
English     Русский Правила