Презентация «Подготовка к итоговому сочинению» Иншаковой Т.П., преподавателя русского языка и литературы высшей категории.
10.05M

Итоговое сочинение 2018 - 2019

1.

Итоговое сочинение по
литературе 2018 - 2019
Презентация подготовлена
Иншаковой Т.П., преподавателем
русского языка и литературы
высшей категории.

2.

Итоговое
сочинение
Пять направлений тем итогового
сочинения на 2018/19 учебный год
Итоговое сочинение
является допуском
выпускников к
государственной
итоговой аттестации.
• Отцы и дети
• Мечта и реальность
• Месть и великодушие
• Искусство и ремесло
• Доброта и жестокость

3.

Кто и когда пишет итоговое сочинение?
2018 - 2019
итоговое в декабре
56
6
8

4.

Каковы главные критерии
итогового сочинения?
1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания
сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную
тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает
на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над
предложенной проблемой.
2 «Аргументация. Привлечение литературного
материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения
использовать литературный материал для построения
рассуждения на предложенную тему и для
аргументации своей позиции. Выпускник привлекает
для аргументации не менее одного произведения
отечественной или мировой литературы.
Итоговое
сочинение
,

5.

Главные критерии итогового сочинения
3 «Композиция»
Выпускник аргументирует высказанные мысли,
стараясь выдерживать соотношение между тезисом
и доказательствами.
4 «Качество речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого
оформления текста сочинения. Выпускник точно
выражает мысли, используя разнообразную лексику
и различные грамматические конструкции, избегая
речевых штампов.
5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность
выпускника. («Незачет» ставится, если речевые,
грамматические, а также орфографические и
пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении,
затрудняют чтение и понимание текста (в сумме
более 5 ошибок на 100 слов).
Итоговое
сочинение

6.

Как готовиться к сочинению?
Итоговое
сочинение
Сочинение – это продуктивный вид речевой
деятельности, в ходе которого экзаменуемый
создаёт собственный текст, письменное изложение
автором своих мыслей на заданную тему. Текст
должен обладать смысловой цельностью, речевой
связностью, последовательностью изложения.
Задачи подготовки к сочинению.
1. Овладеть основными принципами анализа литературного
произведения: проводить параллели между разными историческими
и социокультурными ситуациями.
2. Важнейшая из задач – иметь собственное мнение, не бояться его
высказывать при условии знания текста художественного
произведения, основных положений классической критики.
Одно из главных требований к сочинению – логическая стройность
изложения. Тему необходимо раскрывать четко, аргументированно, глубоко,
отдельные части сочинения должны быть связаны между собой, переходы
от одной мысли к другой последовательны и убедительны, суждения
разумны и доказательны.

7.

Тема ставит проблему, анализ которой и должен составить
содержание работы. Тему надо раскрывать четко, идею
проследить через всю работу. Не нужно записывать всё,
что знаете о произведении, только концентрированный
ответ на вопрос
Как раскрыть
тему сочинения?
Вступление необходимо сделать развёрнутым,
содержательным. В нем вы формулируете вопрос,
на котором собираетесь остановиться. Вступление
задаёт тон всей работе, готовит читателя к
восприятию основной части.
Сочинение должно
быть логичным по
форме и
доказательным по
содержанию.
Каждый абзац должен
работать на
доказательство
главного тезиса.
Отдельные части
сочинения должны
быть связаны между
собой, переходы от
одной мысли к другой
последовательны и
убедительны.
Основная часть сочинения представляет собой
развернутое, логичное рассуждение на поставленную тему.
Рассуждения должны представлять доказательства главной
мысли, подкрепляться фактическим материалом. Тему
необходимо раскрыть всесторонне, полно, исчерпывающе.
Излагая свою позицию, подкрепляйте её аргументами из
литературы и жизни.
Заключение – это окончательный результат рассуждений.
Это то, что должно остаться в памяти. Его необходимо
сделать кратким и очень выразительным, чтобы звучало
как завершающий аккорд. Финал можно оставить открытым,
закончив сочинение риторическим вопросом.

8.

Какие шаги предпринять на экзамене?
1. Определите, какая из тем кажется наиболее конкретной и понятной.
2. Подумайте, какие художественные произведения вы
знаешь лучше всего, без знания текста тему раскрыть нелегко.
3. Выбрав ОДНУ из предложенных тем сочинений,
начните писать сначала на черновике, определитесь с объемом.
4. Продумайте композицию сочинения. Желательно, чтобы текст
состоял из 3 –х частей: вступления, основной части и заключения.
5. Попробуйте сформулировать свою точку зрения,
аргументировать свою позицию.
6. Раскрывая тему, опирайтесь на литературный материал (не так важно
количество привлеченных произведений, важна глубина раскрытия темы)
7. Внесите в текст необходимые исправления,
напиши заключение
Finish
8. Сочинение пишите чётко и разборчиво (рекомендуемый
объём не менее не менее 350 слов (2,5 листа формата А4).
5
тем

9.

Как построить своё сочинение?
что из этого следует?
почему?
Тезис - тема
потому что
Обоснование
поэтому
Вывод
тезис №1- аргумент
тезис №2 - аргумент
тезис №3 - аргумент
Свою работу желательно построить
как сочинение – рассуждение.
Каждую часть следует начинать с красной строки.
Сочинение - вид письменной школьной работы - изложение
СВОИХ мыслей, знаний на заданную тему.
С. И. Ожегов

10.

Для чего нужны полярные понятия
в итоговом сочинении?
Каждое тематическое направление
включает два полярных понятия,
например, «отцы и дети». Такой подход
позволяет создавать разнообразные
формулировки конкретных тем сочинений
и расширяет возможности выпускников
в выборе литературного материала для
построения аргументации.
Итоговое
сочинение
Полярные понятия?

11.

Пять направлений итогового сочинения
2018 - 2019
• Отцы и дети
• Мечта и реальность
• Месть и великодушие
• Искусство и ремесло
• Доброта и жестокость
Итоговое сочинение как допуск к ЕГЭ.
Итоговое сочинение, с одной стороны, носит
надпредметный характер, то есть нацелено на
проверку общих речевых компетенций
обучающегося, выявление уровня его речевой
культуры, оценку умения выпускника рассуждать
по избранной теме, аргументировать свою
позицию. С другой стороны, оно является
литературоцентричным, так как содержит
требование построения аргументации с
обязательной опорой на литературный материал.
Итоговое сочинение есть условие допуска
к итоговой аттестации.
ФИПИ

12.

Первое направление:
«Отцы и дети»
Приезд Базарова. Кадр из х/ф "Отцы
и дети« Реж.: Адольф Бергункер. 1958
1. Отцы и дети. Данное направление
обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью
смены поколений, гармоничными и
дисгармоничными взаимоотношениями
«отцов» и «детей». Эта тема затронута во
многих произведениях литературы, где
рассматриваются различные типы
взаимодействия между представителями
разных поколений (от конфликтного
противостояния до взаимопонимания и
преемственности) и выявляются причины
противоборства между ними, а также пути
их духовного сближения.
ФИПИ
Годы детства - это прежде всего
воспитание сердца.
В.А. Сухомлинский
Нужно стремиться к тому, чтобы каждый видел и знал больше, чем
видел и знал его отец и дед.
А.П. Чехов

13.

Список произведений по направлению:
«Отцы и дети»
Д.И. Фонвизин «Недоросль»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»,
«Дворянское гнездо»
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
И.А. Гончаров «Обыкновенная история»,
«Обломов»
С.Т. Аксаков «Детские года Багрова – внука»
Л.Н. Толстой «Детство. Отрочество. Юность»,
«Война и мир»
А.Н. Островский «Свои люди – сочтемся»,
«Гроза»
Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»
А.П. Чехов «Вишневый сад»
М.А. Булгаков «Белая гвардия»
В.К. Железников «Чучело»
М.А. Шолохов «Судьба человека»
Проповедовать с амвона, увлекать с трибуны,
учить с кафедры гораздо легче, чем воспитывать
одного ребенка.
А. И. Герцен
Родители Базарова. Иллюстрация к роману
И.С. Тургенева «Отцы и дети» худ. Д.Боровского

14.

Примерные темы сочинений
по направлению «Отцы и дети»
1. Почему проблему «отцов и детей» называют «вечной»?
2. В чем причины конфликта отцов и детей?
3. Возможна ли гармония в отношениях отцов и детей?
4. К чему приводит отсутствие любви в семье?
5. Противостояние отцов и детей как борьба старого
и нового.
6. Какими бывают взаимоотношения отцов и детей?
7. На чем строятся взаимоотношения в семье?
8. Спор поколений - вечный или временный?
9. Всегда ли конфликт между отцами и детьми
приводит к вражде?
10. Есть ли победители и побежденные в споре
отцов и детей?
11. Какое влияние старшие могут оказать на своих детей?
12. В чем заключается конфликт между поколениями?
«Отцы
и дети»

15.

Всегда ли конфликт между отцами и детьми приводит к вражде?
Немало страниц в русской литературе воспевает дом, тепло материнских рук, отцовскую науку.
Вспомним «Тараса Бульбу» Н.В. Гоголя, «Капитанскую дочку» А.С.Пушкина, «Обломов» И.А.Гончарова,
«Вишневый сад» А.П.Чехова. Для русского человека семья – это любовь, тепло и поддержка, это
нравственная опора в любых испытаниях. Об свидетельствуют и народные пословицы, поговорки:
Мать праведна — ограда камена.
Каков отец, таков и молодец.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Всегда ли конфликт между отцами и детьми приводит к вражде? Есть немало примеров,
свидетельствующих о том, что семена, заложенные добрыми родителями, дают хорошие всходы.
В рассказе М.А. Шолохов «Судьба человека» главный герой Андрей Соколов так начинает рассказ о
своей жизни: «Поначалу жизнь моя была обыкновенная… Сам я уроженец Воронежской губернии,
с тысяча девятисотого года рождения». Выходит, что главный герой рассказа Андрей Соколов ровесник века, и с веком разделил свою судьбу. Автор намеренно не называет рассказ именем Андрея
Соколова, а употребляет слово «человек» в его истинном библейском значении. Судьба Андрея
Соколова — это судьба всего русского народа, прошедшего страшную войну, фашистские лагеря,
потерю самых близких людей,— но не сломавшегося окончательно. Откуда же берутся силы у Андрея
Соколова, чтобы выдержать страшные испытания, выпавшие на его долю? Ответ мы находим в
истории его семьи. Рассказывая о том, как женился, о своей жене Ирине, Соколов подчеркивает: «Со
стороны глядеть - не так уж она была из себя видная, но ведь я-то не со стороны на нее глядел, а в
упор». Ирина впитала в себя лучшие черты русской женщины: нравственную чистоту и природную
мудрость, сердечную чуткость и бескорыстную заботу о близких. По словам Андрея Соколова, «на
грубое слово она тебе не нагрубит в ответ», «бьется, чтобы и при малом достатке сладкий кусок тебе
сготовить». Как много зависит от женщины в семье, да и от мужчины тоже! Там, где в семье лад, и
«работа в руках кипит и спорится», и дети радуют своими успехами. Все трое в семье Соколовых
учились на «отлично», а старший, Анатолий, проявивший способности в математике, был особой
гордостью родителей.
Десять лет пролетели мгновенно, Соколовы построили дом с кладовкой и коридорчиком, купили
двух коз. «Чего еще больше надо? - спрашивает герой рассказа. - Дети кашу едят с молоком, крыша
над головою есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке».
1

16.

Если приглядеться внимательнее, то можно заметить, что в довоенной жизни Андрея нет каких-то
высоких свершений или подвигов; зато вся она пронизана чувством обычного человеческого счастья.
В основе семьи Соколовых - исконные представления русского народа о любви, семье, долге
человека. Жена, дети, любимая работа, дом - вот ценности, которые определили особый духовный мир
героя, воспитали в нем чувство ответственности за тех, кто рядом с ним. Получается, что жизнь была
обыкновенная и счастливая.
А тут – война… Сцена прощания Андрея, уходящего на фронт, с домом, с семьей — одна из самых
драматичных в рассказе. С первых дней войны Соколов оказался на фронте и, получив ранение,
попадает в фашистский плен. Здесь Соколов переживает все тяжести концлагеря, когда «били за то,
что ты — русский, за то, что на белый свет еще смотришь, за то, что на них, сволочей, работаешь».
Благодаря необычайному мужеству, он избегает расстрела и, наконец, бежит из концлагеря за линию
фронта – к своим. Пережить все эти страшные испытания ему помогают воспоминания о семье,
надежда увидеть, обнять жену и детей. Однако, находясь в коротком фронтовом отпуске, он узнаёт,
что его любимая жена Ирина и обе дочери погибли во время бомбёжки. Из родных у него остался
только молодой сын-офицер. Вернувшись на фронт, Андрей получает известие о том, что его сын
Анатолий погиб в последний день войны. Андрей отчаянно пытается найти свою вину в том, погибла
его семья, казнится, что не понял прощального плача жены, и даже в трагической гибели сына,
кажется, готов себя упрекнуть. Это свидетельство его нравственной чистоты, высочайшей
совестливости.
После войны, тяготясь воспоминаниями, Соколов решил не возвращаться на родину. Приехав в
Урюпинск, он повстречал 6 - летнего Ванюшку, мать которого умерла, а отец пропал без вести.
Соколов решил усыновить Ванюшку. Для Андрея Соколова и Ванюшки жизнь обретает смысл. Это
рассказ о русском человеке, прошедшем сквозь огонь войны, ужасы фашистского плена и рабства,
потерявшего всю семью, но сохранившего, несмотря на всё это, неистребимую волю к жизни.
Заканчивая рассказ, Шолохов с надеждой пишет: «И хотелось бы думать, что этот русский человек,
человек несгибаемой воли, выдюжит…»
Весной бредут к своему будущему Дому Отец и Сын, и каждый из этих образов говорит о вечности
жизни, о том, что пока жива в человеке способность любить, дарить свою любовь близким, народ
бессмертен.
22

17.

Второе направление: «Мечта и реальность»
Кадр из к/ф «Алые паруса»
Режиссёр Александр Птушко. 1961
Мечты придают миру
интерес и смысл.
Анатоль Франс
Сгустите все мечтания –
и вы получите действительность.
Виктор Гюго
2. Мечта и реальность.
Понятия «мечта» и «реальность» во
многом противопоставлены и
одновременно тесно связаны, они
нацеливают на осмысление различных
представлений о мире и смысле жизни,
на раздумье о том, как реальность
порождает мечту и как мечта человека
поднимает его над обыденностью.
В литературе немало героев, поразному относящихся к мечте: одни
воодушевлены благородными
устремлениями и готовы их воплотить
в жизнь, другие оказались в плену
прекраснодушных мечтаний, третьи
лишены высокой мечты и подчинены
низменным целям.
ФИПИ
Человек без мечты,
что птица без крыльев.
Пословица

18.

Список произведений по направлению
«Мечта и реальность»
Д.И. Фонвизин «Недоросль»
М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
А.Н. Островский «Гроза»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
И.А. Гончаров «Обломов»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
А. П. Чехов «Вишневый сад»
А.П. Чехов «Крыжовник», «Ионыч»,
«Человек в футляре»
И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
М.А. Шолохов «Тихий Дон»
А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
А.Грин «Алые паруса»
«Мечта и
реальность»
Мечта

19.

Темы сочинений по направлению
«Мечта и реальность»
«Мечта и
реальность»
1. Что такое мечта?
2. Почему между мечтой и реальность пролегает
пропасть?
3. Что общего между мечтой и реальностью?
4. Чем отличается желание от мечты?
5. Почему люди убегают от реальности?
6. Чем отличается мечта от цели?
7. Почему люди предают мечту?
8. Чем слово «хочу» отличается от «мечтаю»?
9. Может ли целеустремленный человек мечтать?
10. Почему часто говорят: «бойся своих
желаний»?
11. Согласны ли вы с тем, что мечтать нужно о
великом?
12. Когда возникает конфликт между мечтой и
реальностью?
Кадр из к/ф «Алые паруса»
Режиссёр А Птушко. 1961

20.

Почему люди убегают от реальности?
Почему люди убегают от реальности? Какими путями человек идёт к своей
мечте? Какими качествами должен обладать человек, чтобы осуществить свою мечту?
Почему люди предают мечту? Рано или поздно перед каждым из нас встают эти вопросы.
Какие ответы нам на них дает жизнь, литература?
О чем мечтают в романе И.А. Гончарова «Обломов» активный и целеустремленный
Штольц и апатичный, бездеятельный Обломов? Как каждый из них осуществляет
задуманное? Ведь вначале Гончаров хотел изобразить Штольца как антипод Обломову,
совмещавшему в себе энергию и деловитость, мечтательность и поэтичность. Но триумфа
не получилось. Сын управляющего соседним имением Штольц унаследовал от отца –
немца активность и прагматичность, а от русской матери – душевность и потребность в
человеческом тепле. Обломов же вырос в атмосфере не только лени, праздности,
безделья, но и любви и душевности.
Гармония жизни для Штольца заключена в постоянном движении. Он весь направлен на
конкретную деятельность, которая и является целью. Для Обломова жизнь состоит из покоя
и мирного веселья. Обломовский идеал жизни - гармония «ума» и «сердца», соединение
эмоционального и рационального.
Для Обломова, который отличается мечтательностью, мягкостью, честностью,
присутствие такого человека, как Андрей Штольц, необходимо. В отличие от Обломова
Штольц решителен, уверен в своих чувствах, делах и поступках. Взгляды Обломова
уравновешивали особенности личности Штольца: его практичность, целеустремленность,
одержимость идеей труда – и тонкие стремления духа. В Обломове Штольц видит доброту,
«золотое сердце», «чистую, как хрусталь, душу», благородство и «голубиную нежность».
Штольцу тоже нужен Обломов, потому что без него он погибнет. Утратит то внутреннее
богатство, те духовные ценности, которые трезвый и прямолинейный Штольц ни сохранить,
ни возродить не может.

21.

Потому – то он терпеливо возится с Обломовым, ведь только так он может обрести
жизненную гармонию, потому – то усыновил ребенка Обломова, которого тот назвал в честь
Штольца Андреем. Мечтали ли герои романа И.А. Гончарова «Обломов»? Мечтали, но
мечта каждого из них так или иначе предана. Прагматичный Штольц как за соломинку
держится за Обломова. Обломов же так и не смог вырваться из своей жизни, то ли полуяви,
то полусна. «Началось с неумения одевать чулки, а кончилось неумением жить», - горько
заметил Штольц, характеризуя своего друга.
Каковы мечты героя поэмы Н.В.Гоголя Чичикова? Они были поставлены еще в детстве
его отцом : «больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете…». Шаг
за шагом идёт герой к своим самым важным целям: богатство, знатность, положение в
обществе. Уже в школьные годы он продаёт товарищам угощенье, снегиря, которого слепил
из воска, бережно зашивает в мешочки по 5 копеек. Вспомним, как ловко он обманул
начальника, пообещав жениться на его дочери. Но после получения очередного чина забыл
об этом («…надул, надул, чертов сын!») Чичиков в своем желании угодить, всегда
«безошибочно угадывает и подхватывает голос и интонацию собеседника» Не брезгуя
ничем, он продаёт мертвые души, ведь это может принести ему значительный доход. Входя
в доверие к помещикам, он совершает противозаконные сделки. И всё бы хорошо, если бы
не Коробочка, решившая в городе узнать, не продешевила ли она при продаже мёртвых
душ, если бы не Ноздрёв с его прямотой, прилюдно поинтересовавшийся, как идут дела с
покупкой этих душ. На этот раз афера не удалась. Но впереди у героя ещё столько
возможностей, и, кто знает, может, очередное сомнительное предприятие ему и удастся.
Какими качествами должен обладать человек, чтобы достичь своей мечты? Можно ли
назвать эту мечту великой? Всегда ли человек использует достойные средства? Об этом
должен думать каждый, определяя свою мечту и средства её достижения. Чтобы идти к
своей мечте, нужно уважать самого себя, достойно представлять себя в обществе,
совершенствовать себя как личность.
Мечты должны подкрепляться действиями!
2

22.

Третье направление: «Месть и великодушие»
Самый обидный род мести признать обидчика
недостойным нашей мести.
Сенека
3. Месть и великодушие
В рамках данного направления можно
рассуждать о диаметрально противоположных
проявлениях человеческой натуры, связанных с
представлениями о добре и зле, милосердии и
жестокости, миролюбии и агрессии.
Понятия «месть» и «великодушие» часто
оказываются в центре внимания писателей,
которые исследуют реакции человека на
жизненные вызовы, на поступки других людей,
анализируют поведение героев в ситуации
нравственного выбора как в личностном, так и в
социально-историческом плане.
ФИПИ
Если гениальность — величие ума,
то великодушие — гениальность души.
Э.А. Севрус
Хочешь порадоваться мгновение — отомсти,
хочешь радоваться всю жизнь — прости.
Франц Шуберт

23.

Список произведений по направлению
«Месть и великодушие»
А.С. Пушкин «Дубровский», «Капитанская дочка»
Н.В. Гоголь «Мертвые души», «Тарас Бульба»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,
«Песня про купца Калашникова»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Л.Н.Толстой «Война и мир»
А.И. Куприн «Поединок»
М. Горький «Макар Чудра»
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
«Белая гвардия»
В. Быков «Сотников»
В. Каверин «Два капитана»
В.В. Быков «Сотников» «Журавлиный крик»
Б.Л. Васильев «А зори здесь тихие…»
М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»
В.М. Гаршин «Трус»
А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»
Прощать более мужественно, чем
наказывать. Слабый не может прощать.
Прощение есть свойство сильного.
М. Ганди
Кадры из фильма «Табор уходит в небо».
Режиссер: Эмиль Лотяну. 1976
Радда - С. Тома, Лойко Зобар - Григориу.

24.

Примерные темы сочинений к итоговому
сочинению по теме «Месть и великодушие»
1. Что такое великодушие?
2. Что общего между великодушием и
состраданием?
3. Можно ли оправдать месть?
4. Чем великодушие отличается от благородства?
5. Что значит достойно пережить поражение?
6. Как вы понимаете цитату из стихотворения
А.С. Пушкина «Памятник» — «милость к падшим
призывал»?
7. Почему человеку иногда приходится делать
выбор между местью и великодушием?
8. Может ли мстительный человек быть
счастливым?
9. Согласны ли вы с мнением И. Фридмана:
«Сладчайшая месть – это прощение»?
10. Великодушие – это сила или слабость?
11. А нужно ли быть великодушным?
12. Как, по-вашему, месть – это проявление
трусости или мужества?
Кадр из к/ф «Тарас Бульба»
Реж. Вл. Бортко, 2009г.,

25.

Великодушие – это сила или слабость?
Как сосуществуют в жизни человека месть и прощение? Почему месть и прощение – это всегда
тяжелый нравственный выбор. Какие отношения существуют между нами? Великодушие – это сила
или слабость? Думается, ответы на все эти вопросы мы можем найти в русской литературе, в
отстоявшемся слове, «образе, явленном в строке».
«Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый» - это строки из знаменитого рассказа
А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича». О каком дне идет речь? Смог ли писатель,
рассказать о человеке, который, несмотря на то, что его перепахала война, сумел сохранить честь,
великодушие, через сострадание прийти к прощению? Как ему это удалось?
Как же сложилась судьба крестьянина - фронтовика Ивана Денисовича Шухова?
Уже 23 июня 1941 г., на второй день после начала войны с гитлеровской Германией, он оказался на
фронте. В феврале сорок второго года на Северо-Западном фронте попал в окружение. Вместе с
другими красноармейцами долго пробирался к своим. Начался голод, «дошли до того, что строгали
копыта с лошадей околевших, размачивали ту роговицу в воде». Командование бросило своих солдат
погибать в окружении. Шухов вместе с группой бойцов оказался в немецком плену, бежал от немцев и
чудом пробрался к своим. Неосторожный рассказ о том, что он побывал в плену, привёл его уже в
советский концлагерь. «Считается по делу, что Шухов за измену родине сел». В своих показаниях,
после жестоких побоев, он написал, что сдался в плен, желая изменить родине, что из плена
вернулся для выполнения задания немецкой разведки. «Какое ж задание — ни Шухов сам не мог
придумать, ни следователь. Так и оставили просто — задание». Так он стал «государственным
преступником», «шпионом», подобно миллионам советских людей, без вины осуждённых во времена
«культа личности».
Действие рассказа происходит в одном из Особых лагерей (Особлаге) для политзаключенных.
Автор передает события одного январского дня 1951 года. «Начался год новый, пятьдесят первый, и
имел в нем Шухов право на два письма», неторопливым, библейским слогом ведет рассказ
А.И. Солженицын.
1

26.

Мы застаем Шухова уже сорокалетним, не имеющим половины зубов, отсидевшим восемь лет в
сталинских лагерях. Ужасающи подробности суровой обстановки лагерной жизни: «стёкла, намерзшие
в два пальца», «и на стенах вдоль стыка с потолком по всему бараку - здоровый барак! - паутинка
белая». В любой ситуации Шухов стремится сохранить человеческое достоинство, видя в том залог
своего выживания. Он «никогда не просыпал подъема», потому что всегда можно подработать:
«шить кому-нибудь из старой подкладки чехол, на рукавички», то есть, не унижая своего
достоинства, подработать себе на жизнь. Шухову крепко запомнились слова первого его бригадира,
старого лагерного волка Кузёмина: «В лагере вот кто погибает: кто миски лижет, кто на санчасть
надеется, да кто к куму ходит стучать».
Шухов сам в письме к жене отказался от продуктовых посылок, понимая, что в деревне голодают не
меньше, чем в лагере. Жена пишет Шухову, что колхозники зарабатывают на жизнь раскрашиванием
фальшивых ковров и продажей их горожанам. Шухов скорбит о том, что крестьяне не занимаются
своими прямыми обязанностями, что «прямую дорогу людям загородили, но люди не теряются: в обход
идут и тем живы».
День - та «узловая» точка, через которую в рассказе Солженицына проходит вся человеческая
жизнь. В этом коротком временном отрезке перед нами развёртывается панорама лагерной жизни,
своего рода «энциклопедия» жизни в лагере. Мы узнаем о столичном интеллигенте Цезаре,
репрессированном морском офицере Кавторанге; баптисте Алёше, шестнадцатилетнем подростке
Гопчике, чья судьба подчеркивает, что репрессии касались и детей.
Об истории создания рассказа «Один день Ивана Денисовича» А.И.Солженицын написал
следующее: «…как описать всю нашу лагерную жизнь? По сути, достаточно описать один всего день в
подробностях, в мельчайших подробностях, притом день самого простого работяги, и тут отразится вся
наша жизнь». Так и случилось: по сути, «день» и «жизнь» становятся символами добра и зла, жизни
и смерти.
Великодушие героя, умение не копить обиды, а прощать, стало той великой силой, которая сумела
преодолеть все преграды, сохранить честь и достоинство, остаться человеком.
Великодушие – категория сильного человека. Таким был и сам А.И. Солженицын.
«Один человек бросил вызов огромной системе - и победил», - написал о его творчестве другой
радетель земли русской писатель В. Г. Распутин. «Жить не по лжи», не изменять своему времени,
своему долгу, своей совести - вот главные уроки, которые преподал нам наш великий современник
А.И.Солженицын. А главное – сохранить великодушие, от слова «великий», большой, громадный!
2

27.

Четвертое направление: "Искусство и ремесло"
Талант — это вера в себя,
в свою силу…
М. Горький
4. Искусство и ремесло
Темы данного направления актуализируют
представления выпускников о предназначении
произведений искусства и мере таланта их
создателей, дают возможность поразмышлять
о миссии художника и его роли в обществе, о
том, где заканчивается ремесло и начинается
искусство.
Литература постоянно обращается к
осмыслению феномена творчества,
изображению созидательного труда, помогает
раскрыть внутренний мир персонажа через его
отношение к искусству и ремеслу.
ФИПИ
Не боги горшки обжигают.
Пословица
Едва ли есть высшее из наслаждений, как
наслаждение творить.
Н.В. Гоголь

28.

Список произведений по направлению
"Искусство и ремесло"
А. П. Чехов «Чайка»,
«Дом с мезонином»
Н. В. Гоголь «Портрет»,
«Невский проспект»
М. Горький «На дне»
А. Островский «Лес», «Бесприданница»
Л. Н. Толстой «Война и мир»
М.Е. Салтыков-Щедрин «Как один
мужик двух генералов прокормил»
Н.С. Лесков «Левша»
А. Куприн «Гранатовый браслет»
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Н.С. Лесков «Левша»
П.П. Бажов «Каменный цветок»
А.А. Ахматова «Тайны ремесла»
Н.С. Лесков «Тупейный художник»
Иллюстрация к сказке
П.П. Бажова «Каменный цветок»

29.

Примерные темы сочинений по направлению «Искусство и ремесло»
1. Как отличить настоящее искусство от ремесла?
2. Почему люди путают искусство и ремесло?
3. В чём ценность искусства?
4. Можно ли без любви к своему делу стать
профессионалом?
5. Над каким искусством время не властно?
6. Какими качествами должен обладать человек,
чтобы овладеть искусством?
7. Кого можно назвать ремесленником в искусстве?
8. Что такое талант?
9. Чем отличается истинное искусство от
фальшивого?
10. Почему искусство называют вечным?
11. Можно ли научиться искусству?
12. Кого можно назвать истинным творцом?
Искусство , -а, ср. р. - творческое отражение,
воспроизведение действительности в
художественных образах.
Толковый словарь С.И.Ожегова
Мона Лиза.
Художник Леонардо да Винчи

30.

«Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить», - написал
Н.В. Гоголь. Что такое творчество, и чем оно отличается от ремесла? Какова роль
творца в нашей жизни? Зачем человеку нужно творчество и нужно ли вообще? Эти и
многие другие вопросы всегда волновали человека. Многие художники, поэты,
музыканты пытались ответить на этот вопрос.
А.А. Ахматова создала удивительный цикл стихотворений «Тайны ремесла», где поэт
размышляет о сущности, природе поэзии, о том, как рождаются поэтические
произведения, о музе и читателе. В стихотворении этого цикла «Мне ни к чему одические
рати» (1940), уже в первой же строфе звучит мысль о том, что стихи не нужно
втискивать в жесткие рамки, важно идти своим путем, «не так, как у людей», прелесть
стихов — в их естественности и свежести:
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.
Следующие строки этого стихотворения стали хрестоматийными, они общеизвестны:
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда.
«Сор» – это метафора, это те мысли, впечатления, мгновения счастья и печали, взлета
и падений, которые были в жизни автора, которые рвутся наружу. Они должны
выплеснуться, чтобы и другие увидели «желтый одуванчик у забора», вдохнули «дегтя
запах свежий», услышали, как:
И стих уже звучит, задорен, нежен,
Не радость вам и мне.
Главное назначение поэзии, по мысли автора, - способность дарить людям радость,
радость сопереживания, соприкосновения, радость сотворчества.
1

31.

Нужна ли смелость в творчестве?
Во многом с творчеством А.А. Ахматовой перекликаются и мысли её современника
Б. Пастернака. Поэтическое вдохновение в его стихотворении “Февраль. Достать чернил и
плакать!” уподобляется весеннему ливню, а само творчество похоже на сокрушительный
приход весны:
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Весеннее пробуждение, красоту, торжественность этого события нам помогает ощутить
слово «благовест». Лирический герой распахнут навстречу природе, её стихии. Слово
«навзрыд» повторяется дважды, оно передает силу чувств, переполняющих героя.
Богат поэтический язык Пастернака: его сравнение «грачи, как обугленные груши»;
метафоры: «клик колес», «сухая грусть на дно очей» создают неповторимый звучащий и
предметный мир Пастернака. Этот язык позволяет нам, читателям, по – новому ощутить и
краски, звуки окружающего мира.
«Грачи прилетели», пожалуй, самый известный пейзаж русского художника
Алексея Саврасова. Мы видим на ней привычный русскому глазу картину: старую церковь,
грачей, облепивших ветки березы. Они вернулись в свои старые гнезда, которые покинули
осенью. Они вернулись, и значит, весна наступила, наступила бесповоротно! А главное –
снег, в представлении художника, он синий. Художник добавил новую краску в картину
весны. С тех пор на снег мы смотрим глазами Саврасова.
Эта картина – тихий гимн русской природе, весне, которая еще только начинается,
весеннему настроению, которое пробуждается и в нас. Она наполнена воздухом –
весенним, свежим, теплым. Она научила нас зорче смотреть вокруг, ценить красоту
мгновения. Вот что такое истинный художник, творец!
2

32.

Пятое направление: «Доброта и жестокость»
Всякая жестокость происходит от немощи.
Сенека
5. «Доброта и жестокость»
Данное направление нацеливает выпускников
на раздумье о нравственных основах отношения к
человеку и всему живому, позволяет размышлять,
с одной стороны, о гуманистическом стремлении
ценить и беречь жизнь, с другой – об
антигуманном желании причинять страдание и
боль другим и даже самому себе.
Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат
к «вечным» категориям, во многих произведениях
литературы показаны персонажи, тяготеющие к
одному из этих полюсов или проходящие путь
нравственного перерождения
ФИПИ
В.Г.Перов. Странник. 1870
Доброта для души то же, что здоровье для тела:
она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех
во всяком деле.
Л. Н. Толстой

33.

Список произведений по направлению
«Доброта и жестокость»
Макар Чудра. Художник П.Пинкисевич
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
А.Н. Карамзин «Бедная Лиза»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
И. А. Гончаров «Обломов»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
А.П. Чехов. «Ионыч», «Крыжовник»
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
М.А.Булгаков. «Мастер и Маргарита»
«Белая гвардия»
М.А. Шолохов. «Тихий Дон»
А. И. Куприн «Поединок»
В.Д. Дудинцев «Белые одежды»
А.И. Солженицын «Матрёнин двор»
В.М. Шукшин «Чудик»
К.Г. Паустовский «Телеграмма»
М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне»,
«Макар Чудра»
Есть только один способ положить
конец злу — делать добро злым людям.
Л. Н.Толстой

34.

Примерные темы сочинений к итоговому
сочинению по теме «Доброта и жестокость»
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
1.
2.
3.
Что такое доброта?
Что такое жестокость?
Почему люди бывают жестоки друг к другу?
Чем доброта отличается от милосердия?
Почему человек должен быть добрым?
Согласны ли вы с тем, что равнодушие –
наивысшая жестокость?
Уместна ли жестокость на войне?
Нужно ли быть добрым к тому, кто тебя обидел?
Какими качествами обладает добрый человек?
Можно ли оправдать жестокость?
Доброта – это проявление силы или слабости?
Что может сделать человека добрее?
Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы
мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное,
как стремление к добру.
Л.Н. Толстой
Большая душа, как большой костер, - издалека видна.
Пословица
Актер в исполнении
Н. Г. Александрова по пьесе
М. Горького «На. дне». 1924 г
Пропил я душу, старик... я, брат,
погиб... Нет у меня здесь имени...
это обидно - потерять имя!
М. Горький «На дне»

35.

Доброта – это проявление силы или слабости?
Каждому из нас рано или поздно приходится задумываться над вопросом как жить, что
выбрать в отношениях с людьми - доброту или жестокость? Как часто в жизни мы
сталкиваемся с ситуацией, когда нашу доброту, желание прийти на помощь люди
воспринимают как слабость, в ответ они стремятся перевалить свои трудности на
вас. Так что же выбрать - доброту или жестокость?
Матрена, героиня рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор», всю жизнь жила как бы
не для себя. Она постоянно работала на кого-то: на колхоз, на соседей, выполняя при этом
«мужицкую» работу, и никогда не просила за неё денег. Вот и в тот год, когда «надоумили
ее соседки добиваться пенсии», когда бездушные чиновники два месяца гоняли её из
канцелярии в канцелярию за многие десятки километров, она спасается работой.
А, наработавшись, «наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрена уже
просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой». Жестокий «черный старик»
Фаддей, не простивший Матрене, что не дождалась она его с 1-ой мировой войны, требует,
чтобы Матрена отдала горницу, обещанную воспитаннице Кире, теперь же, при жизни. Две
ночи не спала Матрены, жалко ей было ломать крышу, под которой прожила почти сорок
лет, и все – таки соглашается. И вот посреди зимы, в феврале, пришел Фаддей с сыновьями
и зятьями, и застучали они в пять топоров. Топоры их «деловито поблескивали», замечает
автор. Наше искреннее возмущение вызывает картина, когда Фаддей наслаждается
зрелищем, как старуха из последних сил помогает ему перетаскивать тяжелые доски.
При перевозке груза Матрена погибает на переезде, под колесами поезда.
Так кто же она, Матрена? Пример истинной доброты или слабый человек, не умеющий
постоять за себя, оградиться от жестокости людской? По мнению автора, Матрёна,
отдающая себя другим без остатка, «…есть тот самый праведник, без которого … не стоит
село. Ни город. Ни вся земля наша». Простодушная, бескорыстная Матрена действительно
просветляла, делала тех, кто рядом с ней, лучше. Доброта её святая, целебная,
очищающая.
1

36.

Добр ли странник Лука из пьесы М. Горького «На дне»? Вроде бы Лука к каждому
ночлежнику нашел подход: умирающей Анне, которая никогда сыта не была и всю жизнь
над куском хлеба тряслась, он обещает райскую жизнь после смерти: «Ничего, отдохнешь
там». Спившемуся Актеру обещает бесплатную лечебницу с мраморными полами:
«Ты только вот чего: ты пока готовься!»
Вору Ваське Пеплу, удерживая его от убийства Костылева по наущению Василисы,
он обещает честную жизнь в Сибири, «которая для хорошего человека, как парник для
огурца…» Настю, грезившую о чистой любви, о своем Гастоне или Рауле, он заверяет,
что, коль она сама верит в настоящую любовь, значит она была. Поверил Луке и
спившийся Актер, которому Лука посоветовал искать город с бесплатной лечебницей.
А что же произошло в реальной жизни? Анна умирает в муках, над Настей все
смеются, издеваются. Васька Пепел действительно пойдет в Сибирь, но только как
каторжник. Актер, потерявший веру в свои силы, повторит судьбу героя притчи,
рассказанной Лукой, и поплатится тяжелее всех – он повесится на пустыре. Выходит,
что Лука, утверждавший, что «не всегда правдой душу вылечишь», многим навредил?
Так, какая же она, истинная доброта? Доброта есть нравственное качество. Она
проявляется в бескорыстных поступках, любви к людям, желании принести им пользу.
сделать кого-то хоть немного счастливей. «Доброта для души то же, что здоровье для
тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле, написал
Л. Н. Толстой. Трудно не согласиться с классиком, чьи произведения во многом
2
направляют на путь добра, чести и справедливости.

37. Презентация «Подготовка к итоговому сочинению» Иншаковой Т.П., преподавателя русского языка и литературы высшей категории.

Литература
Русская литература: ХХ век. Справочные материалы. М., Просвещение, 1995.
Гаспаров М. Поэтика серебряного века – В кн: Русская поэзия
серебряного века. 1890 - 1917. Антология, М., «Наука», 1993.
Словарь литературоведческих терминов под редакцией Л.И. Тимофеева
и С.В. Тураева. М., Просвещение, 1974
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.:
«Локид-Пресс». Вадим Серов. 2003
Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. Под ред.
П. А. Николаева, М. В. Строганова, 1990
Энциклопедия «Русская литература», Т.9 Аванта +, М., Астрель, 2008
Интернет – ресурсы
Итоговое сочинение ФИПИ
Сайт по подготовке к сочинению
Незнайка
Сочинение11.РФ
Стань грамотным
English     Русский Правила