Похожие презентации:
Идентичность в межкультурной коммуникации. Этноцентризм
1. Идентичность в межкультурной коммуникации. Этноцентризм.
ИДЕНТИЧНОСТЬВ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ.
ЭТНОЦЕНТРИЗМ.
2. план
ПЛАН1. Идентичность в межкультурной
коммуникации. Ментальность. Национальный
характер.
2.
Стереотипы и предрассудки. Функции.
Источники формирования.
3. Этноцентризм. Виды. Характерные
особенности.
4. Межкультурные конфликты.
5.
Культурный шок при освоении чужой
культуры.
6. Принцип диалога. Цели межкультурной
коммуникации.
3. Литература:
ЛИТЕРАТУРА:1.
2.
3.
4.
5.
Андреева, И. В. Межкультурная коммуникация: учебное
пособие / И. В. Андреева, Л. А. Балобанова. – Владивосток:
Изд-во ВГУЭС, 2011. – 96 с.
Словарь терминов межкультурной коммуникации / И. Н.
Жукова [и др.] ; ред. М. Г. Лебедько. – Москва: Флинта:
Наука, 2013. – 632 с.
Фрик Т.Б. Основы теории межкультурной коммуникации.
Томск: Изд-во Томского полит. университета, 2013. – 100 с.
Грушевицкая Т.Г. Основы межкультурной коммуникации =
Basics of intercultural communication: учебник / Т. Г.
Грушевицкая, В. Д. Попков, А. П. Садохин; Ред. А. П.
Садохин. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 352 с.
Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной
коммуникации: учебное пособие / А.П. Садохин. — М.:
КИОРУС, 2014. — 254 с.
4. 1. Идентичность в межкультурной коммуникации. Ментальность. Национальный характер.
1. ИДЕНТИЧНОСТЬ ВМЕЖКУЛЬТУРНОЙ
КОММУНИКАЦИИ.
МЕНТАЛЬНОСТЬ.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ХАРАКТЕР.
5.
Феномен идентичности в современном гуманитарном знании: к70-летию академика В.А. Тишкова / [сост. М.Н. Губогло, Н.А.
Дубова]; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. МиклухоМаклая РАН. – М.: Наука, 2011. – 670 с. – http://lib.sale/istoriyaantropologiya/fenomen-identichnosti-sovremennomgumanitarnom.html
Аринин А.Н. Модернизация России как условие межэтнической
стабильности. – С. 138-151.
Арутюнян Ю.В. Русский этнос: демографические изменения и
востребованность межэтнической интеграции. – С.216-224.
Дробижева Л.М. Мифы и реальность современного
полиэтнического общества. – С. 224-233.
Жигунова М.А. Этнокультурная идентичность русских:
современные проблемы изучения и сохранения. – С. 337-351.
Иванова Н.В. Этническая идентичность и особенности ее
формирования в полиэтнической городской среде. – С. 454-469.
Карлов В.В. Этническая идентификация в системе
идентичностей глобального мира: тенденции изменений. –
С.469-474.
Михайлов В.М. К вопросу об эволюции государственногражданской идентичности россиян. – С. 115-124.
Трепавлов В.В. Категория «российская цивилизация» и феномен
полиэтничности. – С.124-138.
6.
Фундаментальные проблемы культурологии: в 4 т.Т. 4 : Культурная политика / [т. подгот.: Д. Л.
Спивак (отв. ред.) и др.]. / С.-Петерб. отд-ние Рос.
ин-та культурологии, Каф. ЮНЕСКО по
компаратив. исслед. духов. традиций, специфики их
культур и межрелигиоз. диалога. - СПб. : Алетейя,
2008 - 423 с.
Малыгина И.В. Этнокультурная идентичность:
структура и историческая динамика. – С.131-146.
Назаров В.К. Общее, особенное, единичное в развитии
мировой культуры: глобализационный аспект. –
С.388-392.
Торин А.И. Проблема мультикультурализма в
условиях межэтнических и межконфессиональных
конфликтов. – С. 392-398.
7.
Культура на рубеже XX–XXI веков: глобализационныепроцессы. СПб.: Нестор-История, 2009. – 632 с.
Костина А.В. Этнокультурный ренессанс начала XXI века:
особенности, противоречия, суждения. – С. 131-158.
Силичев Д.А. Мультикультурализм и проблема
этнокультурной идентичности. – С.359-371.
Скородумова О.Б. Влияние национальной идентичности
на формирование типа информационного общества. – С.
330-347.
Идентичность как предмет политического анализа.
Сборник статей по итогам Всероссийской научнотеоретической конференции (ИМЭМО РАН, 21-22
октября 2010 г.). Редколлегия сборника: И.С. Семененко
(отв. редактор), Л.А. Фадеева (отв. редактор), В.В.
Лапкин, П.В. Панов. М., ИМЭМО РАН, 2011. – 299 с. //
Режим доступа:
http://old.imemo.ru/ru/publ/2011/11002.pdf
8. Идентичность 1
ИДЕНТИЧНОСТЬ 1Идентичность личностная
Идентичность локальная
Идентичность
национальная
Идентичность культурная
9.
Идентичность личностная - совокупностьопределенным образом организованных
характеристик, которые индивид приписывает себе и
которые выявляются в процессе социализации.
Человек обладает сразу несколькими
идентичностями, в которых отражаются его пол,
этничность, раса, религиозная принадлежность,
национальность и другие стороны его жизни.
идентичность локальная - соотнесение себя с со
обществом, проживающим на данной территории.
идентичность национальная – 1. соотнесение
себя с определенной нацией. 2. Т о же, что
ментальность.
Словарь терминов межкультурной коммуникации / И. Н. Жукова [и др.] ; ред.
М. Г. Лебедько. – Москва: Флинта: Наука, 2013. – 632 с.
10.
Этнос - ethnos, ethnic group < греч. ethnos ‘народ’. 1. исторически возникший вид устойчивой социальнойгруппировки людей, представленный племенем, народностью,
нацией.
2. Несколько народов, представляющих
этнолингвистическую группу. Например, русские, украинцы,
поляки и другие, составляющие славянскую этническую
общность (славянский этнос).
3. Обособленные части внутри народа - этнографические
группы.
Нация - nation, ethnicity, culture < лат. natio ‘род,
происхождение, народ’. - исторически сложившаяся
устойчивая общность людей, возникшая на основе общности
территории, экономической жизни и психического склада,
проявляющегося в общности культуры, языка и
самосознания; суверенное этнополитическое образование;
характеризуется государственным сплочением населения.
11.
Идентичность этническая - этническое осознание,восприятие себя как члена определенной этнической
общности с эмоциональными, ценностными
значениями, приписываемыми этому членству;
осознание тождества с одной этнической группой
(через общие этносоциальные представления, мнения,
убеждения, верования, модели поведения,
формируемые в процессе социализации) и
отделение от других этнических групп.
Этническая идентичность очень важна для
межкультурной коммуникации.
Словарь терминов межкультурной коммуникации / И. Н. Жукова [и др.] ; ред. М. Г.
Лебедько. – Москва: Флинта: Наука, 2013. – 632 с.
12.
Важнейшая функция этнической идентичности :человек определяет своё место в полиэтническом
обществе и усваивает способы поведения внутри и
вне своей группы;
человек впитывает идеалы и стандарты своего
этноса и разделяет другие народы на похожие и
непохожие на свой этнос.
человек одновременно является участником
разных социокультурных групп, то он обладает
сразу несколькими идентичностями (пол, возраст,
этничность, раса, религиозная принадлежность,
национальность);
это связывает человека с другими людьми, но
одновременно его сознание и уникальный опыт
отделяют данную личность от всех остальных.
13. Вопрос 1
ВОПРОС 1Прочитайте характеристики, данные одному и тому же
человеку.
Ответьте на вопросы: Почему этот человек получает
так много характеристик? Есть ли противоречие в этих
характеристиках? К какой культуре принадлежит этот
человек? Что для него будет своим и чужим?
Один и тот же человек может быть россиянином
(гражданин России), учителем (социальная роль),
представителем среднего класса (принадлежность
к страте / классу), мужчиной (гендерная
характеристика), буддистом (вероисповедание),
арабом (этническое происхождение), выходцем из
Африки (культурно-хозяйственный регион),
холостым (семейное положение) и считать своим
родным языком русский.
14. идентичность культурная
ИДЕНТИЧНОСТЬ КУЛЬТУРНАЯcultural identity.
1. Признание культурной специфики и национальной
самобытности.
Определяется посредством языка, лексикона.
Оказывает определяющее влияние на процесс
межкультурной коммуникации:
предполагает совокупность определенных устойчивых
качеств, благодаря которым те или иные культурные
явления или люди вызывают у нас чувство симпатии или
антипатии;
позволяет коммуникантам составить определенное
представление друг о друге, взаимно предугадывать
поведение и взгляды собеседников, т.е. облегчает
коммуникацию.
2. Символ самосознания, который включает
самовосприятие личности и ее отождествление с группами
других личностей в рамках конкретной лингвокультуры (О.А.
Леонтович, 2003).
Словарь терминов межкультурной коммуникации / И. Н. Жукова [и
др.] ; ред. М. Г. Лебедько. – Москва: Флинта: Наука, 2013. – 632 с.
15. 1_Пример
1_ПРИМЕР16.
Межкультурная коммуникация - взаимоотношениепротивостоящих идентичностей, при котором происходит
включение идентичностей собеседников друг в друга.
В результате неизвестное и незнакомое в идентичности
собеседника становится знакомым и понятным.
Культурная идентичность обладает двойственной
функцией:
позволяет коммуникантам составить определённое
представление друг о друге, взаимно предугадывать
поведение и взгляды собеседников, т. е. облегчает
коммуникацию;
может стать причиной конфликтов.
Причины:
неспособность адекватно выразить себя на чужом языке;
неумение выделить культурную информацию в процессе
общения;
неготовность правильно определить своё место в
инокультурной среде.
17. Идентичность 2
ИДЕНТИЧНОСТЬ 2Менталитет /ментальность
Национальная гордость
Национальная
самобытность
Национальное
самосознание
Характер национальный
18. менталитет
МЕНТАЛИТЕТлат. mens, mentis ‘ум, мышление, образ мыслей, душевный склад’;
1. Традиционное сознание (термин отечественного этнопсихолога
С.В. Лурье, 1997, 1998).То же, что ментальность.
2.. Устойчивые интеллектуальные и эмоциональные особенности,
присущие тому или иному индивиду как представителю некоторой
социальной группы; склад ума. В настоящее время термин чаще
употребляется в контексте именно социальной общности (нация,
народ, этнос). Индивидуалистский лексический оттенок слова
постепенно устаревает.
Некоторые ученые (Л.Н. Пушкарев, 1995), разделяющие понятия
«ментальность» и «менталитет», считают, что последний имеет
более общее, общечеловеческое значение («менталитет
Средневековья»), а термин «ментальность» соотносим с понятиями
«мышление» или «чувство» (например, французская или русская
ментальность, ментальность дворянина, ментальность личности
и т.д.).
Словарь терминов межкультурной коммуникации / И. Н. Жукова [и др.] ;
ред. М. Г. Лебедько. – Москва: Флинта: Наука, 2013. – 632 с.
19. ментальность
МЕНТАЛЬНОСТЬmentality < лат. mens, mentis ‘разум, ум, интеллект’ - термин
американского философа Р. Эмерсона (1856); в научный оборот
введен французским этнологом и социоантропологом Л. ЛевиБрюлем (1922).
1. Мироощущение, мировосприятие, формирующееся на глубоком
психическом уровне индивидуального или коллективного
сознания;
совокупность
психологических,
поведенческих
установок в недрах определенной культуры под воздействием
традиций, социальных институтов, среды обитания.
2. Общая духовная настроенность сообщества, относительно
целостная совокупность мыслей, верований, которая создает
картину мира и скрепляет единство культурной традиции.
Ментальность
представлена
оппозициями
природного
и
культурного, эмоционального и рассудочного, иррационального и
рационального, индивидуального и общественного. Ментальность
имеет три составные: 1) эмоциональную (эмоциональные состояния
и переживания); 2) когнитивно-вербальную (выраженные в языке
знания об объектах и ситуациях жизнедеятельности); 3)
поведенческую (актуализация установок, ценностных ориентаций и
этнических ценностей).
20.
21. 2_Быть англичанином. Что это?
2_БЫТЬ АНГЛИЧАНИНОМ. ЧТО ЭТО?22.
Национальная гордость - социальнопсихологическое патриотическое чувство, в которомаккумулируются такие черты, как национальное
достоинство, осознание исторической роли своей
нации, высокая оценка своих национальнокультурных ценностей.
Национальная самобытность - особенности
национальных культурных традиций, обычаев,
интересов, возможностей, проблем.
Национальное самосознание - осознание членами
нации своих особенностей, отличающих их от других
народов и наций;
неотъемлемый духовный (идеологический) атрибут
национальной жизни и его наиболее характерное
выражение;
продукт социализации и результат освоения
индивидом культуры, традиций и обычаев своего
народа.
23. 3_Фрагмент из фильма «Михайло Ломоносов», 1984-1986 гг._ Ломоносов и история России
«МИХАЙЛО ЛОМОНОСОВ», 1984-1986ГГ._
ЛОМОНОСОВ И ИСТОРИЯ РОССИИ
24. 4_Фрагмент из фильма «Троя»
4_ФРАГМЕНТ ИЗ ФИЛЬМА «ТРОЯ»25. характер национальный
ХАРАКТЕР НАЦИОНАЛЬНЫЙnational character. - совокупность специфических
психологических черт национальной общности, ставших
свойственными для людей данной национальности;
проявляется в паттернах (англ. pattern - образец, шаблон, система)
поведения, в складе ума, образе мыслей, в реакциях,
темпераменте, обычаях, традициях, вкусах и т.п. индивидов
и групп людей.
В настоящее время считается не совсем удачным термином,
поскольку подчеркивает индивидуальные аспекты за счет
социальной системы. Многие авторы предпочитают говорить о
национальной культуре.
Изучение национального характера должно быть
комплексным и включать:
взгляд со стороны (наблюдения путешественников,
исследования ученых, письма обывателей, популярные
стереотипы и т.д.);
взгляд изнутри (самооценка народа в языке, фольклоре,
литературе, кино и т.д.), а также исследование историкокультурного контекста (А.В. Павловская, 2007).
26. 5_Никулин Ю.В. О русском национальном характере
5_НИКУЛИН Ю.В.О РУССКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ ХАРАКТЕРЕ
27. русский национальный характер
РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕРСогласно российскому языковеду и специалисту в
области межкультурной коммуникации И.А. Стернину
(1994), русский национальный характер включает
следующие особенности:
соборность,
этническую терпимость,
любовь к природе,
гостеприимство,
непунктуальность,
«закононебрежение»,
готовность помогать другим,
склонность к устойчивым дружеским связям,
общительность.