Похожие презентации:
Символизм. Первое течение модернизма, возникшее на русской почве
1. СИМВОЛИЗМ
Первое течение модернизма, возникшеена русской почве
2. Русские символисты
Петербург 1890-еД. Мережковский
З. Гиппиус
Ф. Сологуб
«Символизм как миропонимание.»
Петербург 1900-е Младосимволисты
Вяч. ИвАнов
А. Блок
Серьёзное влияние философских идей
Владимира Соловьёва
Москва
1890-е
В. Брюсов
К. Бальмонт
Ограничение задач нового
направления литературными рамками.
Эксперименты с формой.
Москва 1900-е
Младосимволисты
А. Белый
Серьёзное влияние философских идей
Владимира Соловьёва
3.
4.
5.
«Символ – окнов бесконечность.»
Ф. Сологуб
6.
7.
Символизм резко противопоставил себянатурализму и реализму. Есть душа, которую
не пощупаешь руками и не исследуешь
рациональным путём.
Душа важнее, чем внешнее.
Душа есть не только у человека, но и у Мира –
Мировая Душа.
Она неизмеримо важнее, чем то, что явлено
нам внешне.
ДВОЕМИРИЕ
8.
9.
Ещё в V – IV веках до н.э. Платон:Есть мир явленный, внешний, быт, МИР ВЕЩЕЙ.
И есть мир скрытый, МИР ИДЕЙ. Оба этих мира
объективно существуют, но только второй,
который гораздо важнее, как правило, скрыт от
человеческих глаз.
Мир внешний познаётся рассудочным путём, но
он на самом деле лишь мир видимостей,
фантомов.
10.
Высшая сфера жизни – область Мировой Души втерминологии Владимира Соловьёва – это
сферы, неподвластные рациональному
сознанию. Чтобы приобщиться к ним нужны
иные, не рассудочные пути.
Для символистов это – ИСКУССТВО.
В.Я. Брюсов: Искусство – это постижение мира
«иными, не рассудочными путями».
11.
12.
Творчество в понимании символистов –подсознательно-интуитивное созерцание
тайных смыслов.
В момент вдохновения художник-творец
может «дотянуться» до высших сфер.
Задача художника – показать связь двух
миров, намекнуть людям, что за окружающей
их реальностью есть нечто реальнейшее и
значительное. И всё, что окружает нас в этом
мире, - лишь намёк на мир высший.
13.
14.
Милый друг, иль ты не видишь,все видимое нами —
отблеск, только тени
незримого очами?
Милый друг, иль ты не слышишь,
житейский шум трескучий —
отклик искаженный
созвучий?
Милый друг, иль ты не чуешь,
одно на целом свете —
что сердце сердцу
привете?
1895
Что
Только
От
Что
Только
Торжествующих
Что
Только то,
Говорит в немом
15.
16.
Пессимизм символистовВ мире отсутствует гармония. Для её
достижения, без которого этот мир не
удержится на краю бездны, совершенно
необходимо соединение двух миров –
«неба» и «земли». А оно достигается лишь на
краткий миг – в творчестве. Человек же живёт
в «мире вещей» и достигнуть гармонии не
может.
Поэтому все символисты были декадентами.
17.
18. Зинаида Гиппиус
КРИКИзнемогаю от усталости,
Душа изранена, в крови...
Ужели нет над нами жалости,
Ужель над нами нет любви?
И ноша жизни, ноша крестная,
Чем далее, тем тяжелей...
И ждет кончина неизвестная
У вечно запертых дверей.
Мы исполняем волю строгую,
Как тени, тихо, без следа,
Неумолимою дорогою
Идем — неведомо куда.
Без ропота, без удивления
Мы делаем, что хочет Бог.
Он создал нас без вдохновения
И полюбить, создав, не мог.
Мы падаем, толпа бессильная,
Бессильно веря в чудеса,
А сверху, как плита могильная,
Слепые давят небеса.
1896
19.
Несмотря на пессимизм, символисты,безусловно, ощущали себя избранными, теми
немногими, кто ощущает связь с неким
Высшим началом. Поэтому склонны были
всё, что происходило с ними, воспринимать
как знак высших сил.
Особенно это касалось москвичей или
петербуржцев?
20.
21.
Истоки символизма:Французские символисты Верлен, Бодлер и
РэмбО.
Немецкие романтики
Оскар Уайльд
Гёте и Шиллер
И даже Пушкин!
22.
• Жил на свете рыцарьбедный,
Молчаливый и простой,
С виду сумрачный и
бледный,
Духом смелый и прямой.
• Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
• Путешествуя в Женеву,
На дороге у креста
Видел он Марию деву,
Матерь господа Христа.
• С той поры, сгорев душою,
Он на женщин не смотрел,
И до гроба ни с одною
Молвить слова не хотел.
• С той поры стальной
решетки
Он с лица не подымал
И себе на шею четки
Вместо шарфа привязал.
• Несть мольбы Отцу, ни Сыну,
Ни святому Духу ввек
Не случилось паладину,
Странный был он человек.
23.
• Проводил он целы ночиПеред ликом пресвятой,
Устремив к ней скорбны очи,
Тихо слезы лья рекой.
• Полон верой и любовью,
Верен набожной мечте,
Ave, Mater Dei кровью
Написал он на щите.
• Между тем как паладины
В встречу трепетным врагам
По равнинам Палестины
Мчались, именуя дам,
• Lumen coelum, sancta rosa!*
Восклицал всех громче он,
И гнала его угроза
Мусульман со всех сторон.
• Возвратясь в свой замок дальный,
Жил он строго заключен,
Всё влюбленный, всё печальный,
Без причастья умер он;
• Между тем как он кончался,
Дух лукавый подоспел,
Душу рыцаря сбирался
Бес тащить уж в свой предел:
• * Свет небес, святая роза! (лат.)
24.
• Он-де богу не молился,Он не ведал-де поста,
Не путем-де волочился
Он за матушкой Христа.
• Но пречистая сердечно
Заступилась за него
И впустила в царство вечно
Паладина своего.
25.
Итак, свою задачу символисты видели вустановлении связи двух миров. Но
рационально передавать созерцаемые в
момент вдохновения тайные смыслы
невозможно, на них можно только
НАМЕКНУТЬ. Вячеслав ИвАнов: «Поэзия есть
тайнопись неизречённого».
Поэтому многие стихотворения символистов
весьма туманны.
26.
27.
Жизнь медленная шла, как старая гадалка,Таинственно шепча забытые слова.
Вздыхал о чем-то я, чего-то было жалко.
Какою-то мечтой горела голова.
А.А. Блок
28. СИМВОЛ
Главное средство передать Символ – это поэтическийсозерцаемый тайный
образ, выражающий суть
смысл.
какого-либо явления.
В поэзии символистов
передаёт
индивидуальные, часто
сиюминутные
представления автора.
29. СИМВОЛ
• Связующее звено междумирами.
Знак того, что в
реальном мире явлено
сущностное и
идеальное. («Это
отблеск, это тени от
незримого очами»)
«Символ – это окно в
бесконечность.»
Ф. Сологуб
30.
31. СИМВОЛ
• «Символ только тогданастоящий символ,
когда он неисчерпаем
и бесконечен в своём
значении.»
• Вяч. Иванов
• Символ не
предназначен для
рациональной
расшифровки.
• Символ
КОНТЕКСТУАЛЕН.
• Символ имеет
полноценную
предметную
значимость.
32.
33.
Стихотворения поэта-символиста можетчитать и тот, кто не имеет ни малейшего
понятия о философии В. Соловьёва и о
взглядах символистов. Просто он прочитает
только о предметном мире и не уловит
намёка на нечто более существенное.
От этого стихотворения не становятся хуже.)
34. А.А. Блок
Девушка пела в церковном хореО всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.
И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.
И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный Тайнам,- плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.
35.
36.
Символ можно сравнить с полупрозрачнымсосудом, внутри которого горит огонь.
Сосуд реален, имеет форму и цвет. Его можно
потрогать. Но, видя его, мы понимаем, что
главное – это то, что едва просвечивает внутри.
Хотя обсудить качество сосуда мы можем.))
37.
38. Основные принципы символизма
1. Искусство – постижение мира не рассудочными путями.2. Посредством символа устанавливается связь с Высшим
началом.
3. Поэзия символистов элитарна, рассчитана на читателясоавтора. Это поэзия не для всех.
4. Стихотворение не столько должно передать читателю
мысли и чувства автора, сколько пробудить его
собственные, помочь ему в восхождении от «реального»
к «реальнейшему».
39. Попытайтесь понять ОБА плана стихотворения:
Константин БальмонтЯ мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
И чем выше я шел, тем ясней рисовалисль,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вокруг раздавались,
Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.
Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
И сияньем прощальным как будто ласкали,
Словно нежно ласкали отуманенный взор.
40.
И внизу подо мною уж ночь наступила,Уже ночь наступила для уснувшей Земли,
Для меня же блистало дневное светило,
Огневое светило догорало вдали.
Я узнал, как ловить уходящие тени,
Уходящие тени потускневшего дня,
И все выше я шел, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
1894
О ЧЕМ СТИХОТВОРЕНИЕ? Ответьте одним словом.
41.
42.
О ТВОРЧЕСТВЕ43.
В.Я. БрюсовТень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине.
И прозрачные киоски,
В звонко-звучной тишине,
Вырастают, словно блестки,
При лазоревой луне.
Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне... Звуке
реют полусонно, Звуки
ластятся ко мне.
Тайны созданных созданий С
лаской ластятся ко мне, И
трепещет тень латаний На
эмалевой стене.
44.
«Творчество»45.
46. История русского символизма
Теоретик - Д. Мережковский.1889 год – лекция Д. Мережковского «О
причинах упадка и о новых течениях
современной русской литературы» – толчок к
теоретическому самоопределению новых
течений.
47.
48.
Практик – В. БрюсовЗа 1894-1895 годы выпустил три сборника
«Русские символисты».
Желая создать видимость многочисленного
течения, Брюсов сам написал большую часть
стихотворений, опубликовав их под различными
псевдонимами.
49.
50.
В стихах был вызов, ЭПАТАЖ - стихизаметили.
Стихотворение-однострок:
О, закрой твои бледные ноги!
51. Владимир Соловьёв был возмущён и написал насколько пародий на стихи Брюсова.
На небесах горят паникадила,А снизу - тьма.
ты к нему иль не ходила?
сама!
дразни гиену подозрения,
тоски!
смотри, как леопарды мщенья
Острят клыки!
Ходила
Скажи
Но не
Мышей
Не то
52.
И не зови сову благоразумьяТы в эту ночь!
Ослы
терпенья и слоны раздумья Бежали прочь.
Своей судьбы родила крокодила
Ты здесь сама.
Пусть в небесах горят паникадила,
В могиле - тьма.
1895
53.
54.
55.
Шум вокруг странных стихов и злыенасмешки над ними не прошли даром. Глава
символистов добился своего: новое
направление заметили.
Помним, что Брюсов – москвич. В Москве
символизм ограничивался чисто
литературными рамками, опытами над
формой. Петербуржцы жили в соответствии
со своими теоретическими взглядами и
воспринимали символизм очень серьёзно.
56.
57. Экспресс-опрос по символизму
1.2.
Кто из философов древности наиболее близок символистам?
Каким словом можно определить представление символистов о
мироустройстве?
3. Как символисты называли то, что Платон определил как «область
абсолютных идей»?
4. Назовите годы существования символизма как течения.
5. Назовите основных поэтов-символистов.
6. Кто из русских философов оказал наибольшее влияние на символистов,
особенно на символистов младшего поколения?
7. Кто заложил теоретическую базу символизма?
8. Кто в 1890-е годы стал главным «практиком» течения?
9. Что такое символ?
10. В чём, по мнению символистов, заключается задача искусства?
11. Каковы основные черты символа?
12. Каковы взаимоотношения поэта-символиста и читателя?