Похожие презентации:
Заповедники и славянофилы
1. Заповедники и Славянофилы
2.
ВведениеЦель нашей работы: Изучение политических
воззрений славянофилов и западников, изучение
становления и развития их основных концепций.
Объектом исследования: политические концепции
славянофилов и западников.
Задачи: 1) рассмотреть позиции западников;
2) рассмотреть позиции славянофилов;
3) рассмотреть противоречия западников и
славянофилов.
Гипотеза: Мы предположили, что западничество и
славянофильство - две противоположные, но и вместе с
тем взаимосвязанные тенденции в развитии русской
политико - философской мысли.
3.
Каждая историческая эпоха нашей страны выдвигала теили иные общественные идеалы, но ХIХ век дал им
новое прочтение. В этой связи встает вопрос о
соотношении внутренних (традиционных) и внешних
(западных) источников и влияний для понимания
проблемы. Исследование общественного идеала в
данном направлении будет способствовать пониманию
истоков славянофильских и западнических воззрений,
даст возможность ее осмысления на новом
качественном уровне и обозначить оригинальный
вклад славянофильства и западничества в
политическую науку, поможет понять многие
общественно - политические процессы российского
общества середины XIX века. Русские должны по
примеру ведущих европейских стран выстраивать свою
государственность, развивать парламентаризм,
демократические традиции, повышать культуру.
4.
Исследование проблемы общественного идеалаРоссии в философии славянофилов и западников
связано с теоретическим анализом учений
представителей интересующих нас общественных
течений XIX века разными авторами. К тем или
иным проблемам славянофильства и
западничества обращались специалисты из
области философии и отечественной истории,
литературоведы и славяноведы, историки
религии, социологи. Философское осмысление
проблемы общественного идеала России
отразилось в работе «Западничество в России»,
Н.Я. Данилевского, в его обосновании славянского
единства и братства. C. Соловьев, изучая
славянофильские воззрения на идеальное
устройство русского общества, критиковал их за
идеализацию прошлого страны.
5.
1.Зарождение западничества в РоссииЗападничество, как и славянофильство, возникло
на рубеже 30-40-х годов XIX века. Оно было
представлено "обеими столицами" - Москвой и
Петербургом. Московский кружок западников
оформился в спорах со славянофилами в 1841-1842
гг. В Петербурге же находились немногие
представители западничества, и какого-либо
сложившегося кружка его единомышленников не
существовало.
6.
Как же "приручалась русская мысль к знанию научному,обиралась до него какими шагами?" - спрашивал
Ключевский и отвечал:
. Первое внимание возбуждалось житейскими плодами
знания: технические удобства, ремесла, мастерства.
Утилитарность понимания пользы знания.
. Изумление перед размерами,
количествами цивилизации. Первые путешественники:
их сходство с паломниками. Патология.
. Гастрономия цивилизации, вкус личного комфорта.
Ученики, посланные за границу отведать культуры.
. Знание, как средство гражданского воспитания для
служения государству и обществу".
7.
Западники являлись, по преимуществу, светскимилюдьми. В их представлениях зачастую вовсе не
было места религиозной вере и сакрализации, ибо
модель западной культуры, по образцу которой они
хотели построить свою собственную,
представлялась им вполне мирской. Религиозная
вера и сакрализация общественной жизни либо
отрицались полностью (В. Г. Белинский, А. И.
Герцен, Н. П. Огарев, В. П. Боткин), либо носили
неустойчивый характер (у так называемых
«умеренных» представителей данного течения Т.
Н. Грановского, П. Н. Кудрявцева, А. Д. Галахова, П.
В. Анненкова, К. Д. Кавелина и др.). Не соглашаясь
с официальным православием,«умеренные»
западники все же верили в Бога и в бессмертие
души
8.
2.Становление и развитие воззрений славянофилов врусской политической мысли
Славянофильство как направление философской и
политической мысли занимало видное место в
идейной борьбе середины XIX в. Пронизанное
противоречиями, оно имело как прогрессивные, так и
реакционные черты. России предстоит миссия
заложить основы нового общеевропейского
просвещения, опирающееся на подлинно христианские
начала, сохранившиеся в лоне православия. Только
православию, по их мнению, присуща свободная
стихия духа, устремленность к творчеству, оно лишено
той покорности необходимости, которая свойственна
западноевропейскому обществу с его рационализмом и
господство материальных интересов над духовными,
что привело в конечном итоге к разобщенности,
индивидуализму, разорванности духа на составляющие
его элементы
9.
3.Взгляды на судьбу России3.1. Славянофилы
СЛАВЯНОФИЛЬСТВО - направление русской
общественной мысли, противостоявшее западничеству.
Славянофилы стояли на позициях консерватизма,
выступая за сохранение самодержавия и крестьянской
общины. И западники, и славянофилы были горячими
патриотами, твердо верили в великое будущее своей
Родины, резко критиковали николаевскую Россию.
Особенно резко славянофилы и западники выступали
против крепостного права. Причем западники - Герцен,
Грановский и др. подчеркивали, что крепостное право лишь одно из проявлений того произвола, который
пронизывал всю жизнь России. Ведь и «образованное
меньшинство» страдало от беспредельного деспотизма,
тоже было в«крепости» у власти, у самодержавнобюрократического строя.
10.
3.2. ЗападникиБудущее России - в примере Европы, в заимствовании ее
государственного, общественного, технологического опыта.
Русские должны по примеру ведущих европейских стран
выстраивать свою государственность, развивать
парламентаризм, демократические традиции, повышать
культуру. Важное место западники отводили вопросу о том,
что россиянин, наконец, должен осознать себя как
независимую творческую личность, знающую и уважающую
свои права «Западники» - первоначальное прозвище
оппонентов славянофилов в спорах о судьбах России.
Яркими представителями западников являются: А.И.
Герцен, В.Г. Белинский, Т.Н. Грановский, Н.Г.
Чернышевский. Они активно выступали за европеизацию
страны, т.е. ликвидацию феодально-крепостнических
отношений и развитие общесва по буржуазному пути.
Российское западничество XIX в. никогда не было
однородным идейным течением.
11.
Как и славянофилы, западникивыступали за отменукрепостного права сверху, отрицательно относились к
самодержавно-бюрократической системе
николаевского царствования, но противоположность
славянофилам, решающее значение отводили разуму.
Они выступали за самоценность человеческой
личности как носителя разума, противопоставляли
свою идею свободной личности славянофильской идее
корпоративности (или "соборности"). Главную заслугу
Петра I они видели в том, что он ускорил процесс
перехода от отсталости к цивилизации. Реформы Петра
для западников - начало вхождения России во
всемирную историю. В то же время они понимали, что
реформы Петра сопряжены со многими издержками.
Истоки большинства самых отвратительных черт
современного ему деспотизма Герцен видел в том
кровавом насилии, которым сопровождались
петровские реформы.
12.
Западники подчеркивали, что Россия и ЗападнаяЕвропа идут одинаковым историческим путем.
Поэтому Россия должна заимствовать опыт
Европы. Важнейшую задачу они видели в том,
чтобы добиться освобождения личности и
создавать государство и общество,
обеспечивающие эту свободу. Силой, способности
стать двигателем прогресса, западники считали
«образованное меньшинство». Преимущественно в
русле западничества формировалась и традиция
российского либерализма.
13.
. Однако все они выступали против официальнойнародности и славянофильского учения. Таким
образом, дискуссия между славянофильством и
западничеством велась в общем плане, ее
участники придерживались скорее философии,
чем конкретной социологии и политики.
Независимо от многих расхождений во взглядах на
судьбу России и выборе пути её дальнейшего
развития, у западников и славянофилов имеются
общие, схожие взгляды. Славянофилы и западники
тесно взаимодействовали между собой и их трудно
представить в отрыве друг от друга.
14. Заключение
Итак, западничество и славянофильство - двепротивоположные, но и вместе с тем взаимосвязанные
тенденции в развитии русской политико философской мысли, наглядно показавшие
самобытность и большой творческий потенциал
русской политической мысли XIX века. Споры
западников и славянофилов стали частью истории, но
актуальность их просвечивает сквозь века. Можно
отыскать множество источников противоречий между
этими двумя философскими направлениями:
возможность политического обустройства, и ход
исторического развития, и положение религии в
государстве, образование, ценность народного
наследия и т.д.
15.
Однако все они выступали против официальнойнародности и славянофильского учения. Дискуссия
между славянофильством и западничеством велась
в общем плане, ее участники придерживались
скорее философии, чем конкретной социологии и
политики. Славянофилы и западники тесно
взаимодействовали между собой и их трудно
представить в отрыве друг от друга.
16.
Список изпользуемой литературы1. Аверинцев С. С. Философский энциклопедический словарь / С.
С. Аверинцев - 2-е изд. - М.: Сов. Энциклопедия, 1989. - 814с.
2. Аксаков К.С. Краткий исторический очерк земских соборов /
Аксаков К.С. Поли. собр. соч., М, 1989. Т. 1. / К.С. Аксаков. - М.:
Художественная литература, 1986. - 512с.
3. Астаурова Г.А. Славянофилы и западники: разные пути развития
общества / Г. А. Астаурова, Н.В. Кузнецова./ - М.: АСТ, 2001. - 848с.
4. Володин А. В. Проблема «Западничества». Как она видится нам
сегодня? / А. В. Володин // - М.: Свободная мысль, № 7-8, 1994. 48с.
5. Герцен А. И. Собрание сочинений: в 8 т / А. И. Герцен Былое и
думы / А. И. Герцен; сост. С.И. Машинский. / - М.: Правда, 1975.
Т.7.- 607с.
6. Данилевский Н. Я. «Западничество в России»/ Н. Я.
Данилевский -М.: Книга, 1991.- 368с.
7. Замалеев А. Ф. Курс истории русской философии. Учебное
пособие для гуманитарных вузов / А. Ф. Замалеев - М.: Наука, 1995
- 191с.
17.
8. Кавелин К. Д. Наш умственный строй./ К. Д. Кавелин Статьи по философии русской историии культуры. - М.: Правда, 1989. - 654с.
9. Киреевский И. В. Девятнадцатый век / И. В. Киреевский Полит. собр. соч. в 8 т. - М., 1861. Т.
1.- 675с.
10. Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России
/ И. В. Киреевский М., 1861. Т. 2 - 675с.
11. Кулешов В. И. История русской критики / В. И. Кулешов. - М. : Просвещение, 1978. - 526с.
12. Лосский Н. О. История русской философии. / Н. О. Лосский Пер. с англ. - М.: Советский
писатель, 1991. - 480с.
13. Писарев Д. И. Собрание сочинений В 4 Т / Д. И. Писарев - М.: Госиздат художественной
литературы, 1955. Т. 2 - 360с.
14. Самарин Ю.Ф. Предисловие к первому изданию богословских сочинений А.С. Хомякова / Ю.
Ф. Самарин Полн. собр. соч. в 4 т. / - М., 1867. Т. 1 - 475c.
15. Соловьев В. С. Западники, западничество. / В. С. Соловьев, Энциклопедический словарь
Брокгауза и Ефрона. Т. 12 - СПб., 1894. - 480с.
16. Устрялов Н. В. Национальная проблема у первых славянофилов / Н. В. Устрялов - М.:
Русская мысль, 1916. - 22с.
17. Устрялов Н. В. Политическая доктрина славянофильства / Н. В. Устрялов - Харбин, 1925. 31с.
18. Чернышевский Н. Г. Избранные философские сочинения: Сборник / Н. Г. Чернышевский;
под ред. М.Б. Григорьяна. - М.: ОГИЗ: Государственное социально-экономическое
издательство, 1938. - 588с.
19. Элбакян Е. С. Славянофилы и религия: век минувший и век нынешний./ Е. С. Элбакян // М.: Кентавр, №3 , 1997. 320с.
18.
Спасибоза внимание