Похожие презентации:
Борис Леонидович Пастернак
1. Борис Леонидович Пастернак (1890 - 1960)
Поэзия валяетсяв траве, под ногами,
так что надо только
нагнуться, чтобы ее
увидеть и поднять
с земли.
2.
Борис ПастернакНикого не будет в доме…
3.
Никого не будет в доме,Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проёме
Незадернутых гардин.
Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк маховой.
Только крыши, снег и, кроме
Крыш и снега, — никого.
И опять зачертит иней,
И опять завертит мной
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной,
И опять кольнут доныне
Неотпущенной виной,
И окно по крестовине
Сдавит голод дровяной.
Но нежданно по портьере
Пробежит вторженья дрожь.
Тишину шагами меря,
Ты, как будущность, войдешь.
Ты появишься у двери
В чем-то белом, без причуд,
В чем-то впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.
4.
Стихотворение «Никого не будет вдоме…» поэт посвятил своей
второй супруге Зинаиде Нейгауз.
Роман Пастернака и Нейгауз был
окутан сплетнями и домыслами.
Однако ни для кого не было
секретом, что поэт фактически
увел свою будущую супругу у
лучшего друга. К тому моменту у
Пастернака уже была семья, да и
сама Зинаида Нейгауз без малого
10 лет состояла в законном браке.
Однако это не помешало
разорвать отношения со своими
«половинками». О самом начале
этого необычного романа и
повествует стихотворение
«Никого не будет в доме…»,
созданное в 1931 году.
5.
Начинается оно с того, чтоавтор, любуясь зимним вечером
«в сквозном проеме незадернутых
гардин», вспоминает о том, как
разрушил свою первую
семью. Автор испытывает
острое чувство вины, и на него
находит «прошлогоднее унынье и
дела зимы иной», когда он
расстался с первой супругой
Евгенией Лурье. Пастернак
сомневается, что поступил
правильно и благоразумно. Ведь
на одной чаше весов оказалась
семья и ребенок, а на другой –
чувства, которые далеко не
всегда являются залогом личного
счастья.
6. Анализ стихотворения «Никого не будет в доме» (1931г.)
С первой же строкизвучит тема
одиночества.
Душевное состояние
лирического героя
подчеркивается
изображением
внешнего мира:
сумерки, снег, иней
7.
Третья и четвертая —
центральные строфы
стихотворения — вводят
мотивы воспоминания и вины:
И опять кольнут доныне
Неотпущенной виной,
И
окно по крестовине Сдавит
голод дровяной.
Финальные строфы (5 и 6)
противопоставлены первой и
второй: если в начале
стихотворения сквозным
мотивом является мотив
одиночества, то в конце
появляется Она
8.
Сомнения развеивает та, которой
он отдал свое сердце. «Тишину
шагами меря, ты, как
будущность, войдешь», — именно
так описывает поэт появление
Зинаиды Нейгауз не только в
квартире с покрытыми инеем
окнами, но и в его жизни.
Рассказывая о наряде избранницы,
Пастернак отмечает, что он такой же белый, как и
хлопья снега за окном, тем самым
подчеркивая чистоту чувств этой
женщины и бескорыстность ее поступков. Образ Зинаиды
Нейгауз окутан романтическим ореолом, но вместе с тем
поэт изображает ее обычным земным человеком, который
умеет любить и дарить счастье тому, кто предначертан
ей судьбой.
9. Средства выразительности
Метафоры:завертит мной,
кольнут виной
Анафора
И опять…-3 раза
Метафорический
образ
И окно по крестовине
Сдавит голод
дровяной
10.
АллитерацияНо неЖданно По
ПоРтьеРе
ПРобеЖит
втоРЖенья дРоЖь
ТиШину Шагами
меря,
Ты, как будуЩность,
войдеШь
11.
12.
Ïàñòåðíàê Èþëü.mp413. ИЮЛЬ
По дому бродит привиденье.
Весь день шаги
над головой.
На
чердаке мелькают тени.
По дому бродит
домовой.
Везде
болтается некстати,
Мешается во все дела,
В халате
крадется к кровати,
Срывает скатерть со стола.
Ног у порога не обтерши,
Вбегает в вихре
сквозняка
Ис
занавеской, как с танцоршей,
Взвивается до потолка.
Кто этот баловник-невежа
И этот призрак и
двойник?
Да
это наш жилец приезжий,
Наш летний дачник-отпускник.
На весь его недолгий
роздых
Мы целый дом
ему сдаем.
Июль
с грозой, июльский воздух
Снял комнаты у нас внаем.
Июль, таскающий в одёже
Пух одуванчиков,
лопух,
Июль,
домой сквозь окна вхожий,
Всё громко говорящий вслух.
Степной нечесаный
растрепа,
Пропахший
липой и травой,
Ботвой и запахом укропа,
Июльский воздух луговой.
14.
Стихотворение «Июль», относящеесяк пейзажной лирике, было
написано Пастернаком в 1956 году во
время летнего отдыха в Переделкино.
Оно ярко отражает характерную для
позднего этапа творчества поэта
направленность поэзии на восприятие и
осмысление мира природы и мира
человека как одного неразрывного
целого.
15.
Тема стихотворения совпадает сего названием: Пастернак
красочно и образно, очень
любовно описывает месяц,
знаменующий середину лета.
Основная идея заключается в
показе красоты июля, искреннем
восхищении поэта легкостью и
свежестью
этого летнего месяца.
.
16.
Композиционно состоящее из семистроф-четверостиший стихотворение
имеет две части. Первая часть,
включающая четыре катрена, по своей
структуре и содержанию близка к такому
роду фольклорного творчества,
как загадка. Введение не называющих
прямо объект существительных –
привиденье, домовой, призрак, двойник
– создает атмосферу таинственности,
заставляющую гадать: кто же этот
загадочный персонаж? Насыщенность
глаголами действия при отсутствии
прилагательных и местоимений
подчеркивает динамичность образа
этого пришельца: болтается, крадется,
срывает, вбегает, взвивается
17.
Во второй части стихотворения поэт называет имя гостя –июль. Ведущим изобразительным и поэтическим средством в
создании образа июля выступают развернутые олицетворения –
именно они позволяют одухотворить летний месяц, создать
его «очеловеченный» образ. Поэт называет июль и домовым, и
баловником-невежей, и растрепой, и дачником-отпускником.
«Очеловеченность» июля усиливается
употреблением просторечных слов (одёжа, обтерши) и нарочито
разговорной лексики(таскающий, растрепа).
У весельчака-июля человеческий характер: он «везде болтается
некстати», громко разговаривает,«мешается во все дела».
Разнообразие ипостасей «приезжего жильца» передает всю
гамму впечатлений, которые вызывает проказник у поэта. Автор с
удовольствием уступает пространство – «целый дом» - своему
гостю, подвижному и непредсказуемому озорнику-июлю, с
легкостью нарушающему общепринятые скучные правила.
18.
Стихотворение отличаютвыразительные и яркие зрительные
образы («вбегает в вихре
сквозняка»,«взвивается до
потолка»),
подкрепляемые слуховыми («все
громко говорящий вслух») образами.
«Июль» написан классическим
размером – четырехстопным ямбом,
придающим мелодичность
стихотворению. Поэт использовал
для написания перекрестную
рифмовку. Неточные рифмы (одёже вхожий, невежа - приезжий,
привиденье – тени) соседствуют с
необычными (растрепа - укропа,
роздых – воздух, некстати –
кровати), создавая удивительно
легкое и озорное настроение.
19.
Среди изобразительныхсредств, создающих яркий и
точный образ июля, главную
роль играют
олицетворения (домовой,
дачник-отпускник). Поэт
также вводит в стихотворение
точные эпитеты(июльский
воздух луговой, недолгий
роздых, целый дом, степной
нечесаный растрепа)
и сравнение («и с занавеской,
как с танцоршей»).
20. Особенности лирики Пастернака:
1) Метафоричность поэзии( метафоры у Пастернака
создавали впечатление случайных,
слишком
субъективных)
2) Аллитерация ( сцепления схожих
звуков скрепляют текст, внедряют его в
память)
3) Анафора (служат музыкальности,
общей выразительности)
21.
Персонификация –развернутое олицетворение.
Изображаемый предмет приобретает
черты индивидуального лица, имеет
свой характер
22. Домашнее задание
Выучить стихотворение по выбору,уметь анализировать стихотворение.